Формирование и утверждение учетной политики является обязательным для любой организации независимо от ее организационно-правовой формы. Основным нормативным документом, устанавливающим принципы формирования учетной политики, служит "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н (далее - ПБУ 1/98).
Согласно этому документу учетная политика представляет собой принятую в организации совокупность методов ведения бухгалтерского учета от первичного наблюдения до итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Данный документ охватывает всю систему учета, начиная от способов группировки и оценки фактов деятельности, организации документооборота и заканчивая обработкой информации в регистрах бухгалтерского учета. Поэтому ПБУ 1/98 обязывают в качестве приложений к учетной политике утверждать:
- план счетов, в котором отдельно выделены синтетические и открываемые к ним аналитические счета учета;
- формы не разработанных Госкомстатом России документов, применяемых при оформлении специфических хозяйственных операций;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
- правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
- порядок контроля осуществляемых хозяйственных операций;
- другие необходимые для бухгалтерского учета решения.
Организации общественного питания должны иметь учетную политику и в целях налогообложения. Систему налогового учета организация общественного питания формирует самостоятельно, руководствуясь принципом последовательности применения норм и правил налогового учета.
Принятая организацией общественного питания учетная политика является обязательной для всех ее обособленных подразделений. Этой политикой можно пользоваться постоянно, из года в год, внося в нее изменения в случаях:
- изменения законодательства о налогах и сборах (применяется не ранее чем с момента вступления в силу этих изменений);
- изменения применяемых методов учета (применяется с начала нового налогового периода).
|
3. Задачи и принципы учета товар ов на предприятиях общественного питания.
Задачи:
1) обеспечение совместно с другими службами правильной организации материальной ответственности за товары;
2) проверка правильности документального оформления, законности и целесообразности товарных операций, своевременное отражение их в учете;
3) проверка полноты и своевременности оприходования товаров материально ответственным лицам, правильности описания реализованных и отпущенных товаров;
4) контроль за соблюдением нормативов товарных запасов, выявление неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;
5) проверка правильности описания товарных потерь
6) контроль совместно с другими службами организации за соблюдением правил проведения инвентаризации, своевременное и правильное выявление ее результатов;
7) своевременное и правильное выявление валового дохода.
Принципы:
1. Организация учета по каждому МОЛу (бригаде): в этом случае практически реализуется принцип персональной ответственности каждого МОЛа. Ответственность вытекает из договора о материальной ответственности, а обоснованный иск виновному лицу организация может предъявить лишь при организации раздельного учета.
|
2. Выбор схемы учета товаров, наиболее целесообразной в условиях работы данной организации. Возможны две основные схемы:
а) натурально-стоимостная – фиксирует движение товаров по каждому наименованию в натуральном и стоимостном измерениях; МОЛ должны отчитаться за сохранность товаров по каждому наименованию;
б) стоимостная – фиксирует остатки и движение общего объема товарной массы; МОЛ должно отчитаться за сохранность товаров в целом.
3. Единство оценки товаров при их оприходовании и выбытии. При оприходовании товаров по покупным ценам списываться они должны также по покупным ценам. Если товары будут списываться по ценам выше цен оприходования, возникает излишек; при списании по ценам ниже цен оприходования получится недостача.
4. Единство показателей учета и плана. Формирование информации в бухгалтерском учете должно осуществляться по показателям торгово-финансового плана. Если, например, план товарооборота устанавливается не только в целом по организации, но и раздельно по структурным подразделениям, то и учет фактического товарооборота должен осуществляться по каждому подразделению.
5. Отчетность материально ответственных лиц о наличии и движении товаров. Сроки составления отчетности устанавливает администрация организации. На основании документов, которыми оформляется движение товаров (приход и расход), материально ответственные лица составляют отчетность о движении товаров и сдают ее в бухгалтерию организации. Администрация организации использует данную отчетность для контроля за действиями материально ответственных лиц (главным образом для проверки сохранности ценностей) и управления товарными запасами.
6. Периодическое выявление путем проведения инвентаризации фактических остатков товаров и сравнение их с данными бухгалтерского учета для проверки обеспечения сохранности ценностей.
7. Контроль за деятельностью МОЛ путем встречной сверки. Например, списание товаров из кладовой должно совпадать с оприходованием этих товаров в производство.
4. Организация материальной ответственности в общественном питании
Под материальной ответственностью понимается обязанность работника возместить ущерб, причиненный работодателю, в порядке, установленном законодательством. Она наступает независимо от того, привлекался ли работник за причиненный им ущерб к какому-либо виду ответственности (уголовной, административной или дисциплинарной) за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю (ст. 248 ТК РФ).