КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
От 11 февраля 2013 г. N 90
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ
НА 2013 - 2017 ГОДЫ
(в ред. Постановления КМ РТ от 13.09.2013 N 653)
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 года N 1916-р "Об утверждении Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые:
Республиканскую стратегию действий в интересах детей на 2013 - 2017 годы;
План первоочередных мероприятий на 2013 год по реализации Республиканской стратегии действий в интересах детей на 2013 - 2017 годы (далее - План).
2. Министерствам, ведомствам Республики Татарстан, а также предложить организациям, участвующим в реализации Плана, ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять информацию о его выполнении в Министерство образования и науки Республики Татарстан.
3. Предложить органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан разработать муниципальные планы (программы) действий в интересах детей.
4. Установить, что финансирование мероприятий Республиканской стратегии действий в интересах детей на 2013 - 2017 годы осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых заинтересованным министерствам и ведомствам Республики Татарстан в бюджете Республики Татарстан на соответствующий финансовый год и плановый период.
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ
Утверждена
Постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 11 февраля 2013 г. N 90
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СТРАТЕГИЯ
ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2013 - 2017 ГОДЫ
1. Введение
Проблемы детства, семьи, демографии республики и субъектов Российской Федерации приобретают не просто важное социально-экономическое значение, а становятся определяющим фактором нашего продвижения вперед. Перед субъектами Российской Федерации поставлена задача принять исчерпывающие меры по мобилизации всех ресурсов, возможностей государственных, общественных институтов для включения их в реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 (далее - Национальная стратегия), разработку и принятие соответствующего документа на уровне республики.
В Республике Татарстан для решения вопросов в сфере детства реализуются следующие долгосрочные целевые программы, направленные на защиту прав детей:
Долгосрочная целевая программа "Дети Татарстана" на 2011 - 2013 годы, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 N 1150;
Долгосрочная целевая программа "Патриотическое воспитание молодежи Республики Татарстан на 2011 - 2013 годы", утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.03.2011 N 204;
Долгосрочная целевая программа Республики Татарстан "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.09.2011 N 786;
Долгосрочная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2011 - 2015 годы", утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 N 1134;
Долгосрочная целевая программа профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.10.2010 N 865;
Комплексная программа по профилактике правонарушений в Республике Татарстан на 2011 - 2014 годы, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.11.2010 N 890;
ежегодно принимаемая программа отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи Республики Татарстан.
Ключевой задачей разработки и реализации Республиканской стратегии действий в интересах детей (далее - Республиканская стратегия) должно стать создание механизмов поддержки инициатив государственных, общественных, правозащитных, благотворительных организаций, бизнес-сообщества, различных творческих союзов, работодателей, педагогической и родительской общественности, направленных на решение проблем материнства, защиты детства, социальной поддержки семей с детьми, здоровьесбережения, образования и многих других.
Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация в Республике Татарстан приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование".
В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа детей, оставшихся без попечения родителей и устроенных в семьи.
Сегодня на уровне государства решаются назревшие проблемы системы образования, совершенствуются школы, внедряются новейшие технологии и образовательные стандарты. В Республике Татарстан разработана и уже реализуется Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы "Килэчэк" - "Будущее", утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 N 1174.
По инициативе Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова в республике реализована Программа по ликвидации очередности в дошкольные образовательные учреждения "Бэлэкэч" - "Малыш", в рамках которой создано 11 830 новых мест в детских дошкольных учреждениях (всего в 2012 году в республике создано дополнительно 13 170 дошкольных мест). На указанные цели было направлено более 3 млрд рублей.
Республика Татарстан вошла в число семи пилотных регионов Российской Федерации по реализации в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в 2011/2012 учебном году проекта "Апробация различных типов интерактивных мультимедийных электронных учебников в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации".
В Республике Татарстан создана законодательная база, ориентированная на охрану прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе относящихся к наиболее социально незащищенным категориям - детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Разработаны и успешно выполняются программы по защите материнства, отцовства и детства, в том числе по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Сформирована межведомственная система по выявлению и профилактике насилия и жестокого обращения в отношении детей. В 2010 году в республике был создан институт Уполномоченного по правам ребенка Республики Татарстан. Татарстан стал активным участником общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми.
В настоящее время в Республике Татарстан в соответствии с Соглашением от 24.08.2010 N 8/03 об обеспечении деятельности на территории Республики Татарстан детского "телефона доверия" (службы экстренной психологической помощи) с единым общероссийским телефонным номером, подписанным между Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и Кабинетом Министров Республики Татарстан, работают 6 центров (служб) экстренной психологической помощи, подключенных к единому общероссийскому номеру, в городах Альметьевске, Казани, Нижнекамске, Набережные Челны, Елабуге.
В Республике Татарстан системно проводится работа по выявлению, учету и анализу причин, приведших к социально опасному положению несовершеннолетних и их семей; налаживается система оперативного реагирования и взаимодействия различных министерств, ведомств и учреждений. Целостности республиканской системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних способствует и принятый Закон Республики Татарстан от 20 мая 2011 года N 26-ЗРТ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Татарстан", который регламентирует порядок образования и функционирования комиссий - главных координаторов непростой, но очень важной работы.
В качестве основной задачи в области реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей наравне со здоровыми сверстниками. В основе такой работы лежит в первую очередь процесс своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья.
Между Министерством образования и науки Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Татарстан заключено Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан на проведение мероприятий по формированию сети образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития (от 30.05.2012 N 06.G65.24.0046). В рамках указанного Соглашения предусмотрена адаптация зданий 35 общеобразовательных учреждений республики для обеспечения совместного обучения инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.
Общий объем финансирования мероприятий по формированию сети образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в 2012 году составил 51 061,0 тыс. рублей, в том числе 21 956,0 тыс. рублей из федерального бюджета.
Несмотря на предпринимаемые меры, желаемые результаты в сфере защиты интересов и прав детей еще не достигнуты. Острота существующих проблем в сфере детства, приоритетные направления развития страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Республики Татарстан, общественных, правозащитных, благотворительных организаций, бизнес-сообщества, различных творческих союзов, работодателей, педагогической и родительской общественности, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.
2. Основные проблемы в сфере детства
1. Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей по реализации жилищных прав детей, в том числе из многодетных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также семей, имеющих детей-инвалидов.
2. Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей.
3. Невысокий уровень эффективности профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми.
4. Высокая распространенность факторов риска развития заболеваний среди детей.
5. Недостаточная пропаганда ценностей здорового образа жизни среди детей.
6. Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей, сохранения физического и психологического здоровья детей.
7. Низкий уровень квалификации специалистов, работающих в сфере детства, слабое внедрение в практику новых технологий работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, с детьми, нарушающими закон.
8. Недостаточный уровень развития инфраструктуры отдыха и оздоровления детей в Республике Татарстан.
3. Ключевые принципы Республиканской стратегии
и направления ее реализации
Ключевые принципы Республиканской стратегии полностью определяются принципами Национальной стратегии.
Реализацию Республиканской стратегии предусматривается осуществлять по основным направлениям Национальной стратегии:
1. Семейная политика детствосбережения.
2. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей.
3. Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни.
4. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства.
5. Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия.
6. Дети - участники реализации Республиканской стратегии.
4. Семейная политика детствосбережения
4.1. Краткий анализ ситуации
За последние пять лет в Республике Татарстан наблюдается динамичное повышение рождаемости, при этом темпы роста указанного показателя выше, чем в Приволжском федеральном округе и России. Достигнутый уровень младенческой смертности - один из самых низких в Приволжском федеральном округе.
По итогам 2011 года зарегистрирован естественный прирост населения, который составил (+)1,0 на 1000 населения (2010 г. - 0,2). За 10 месяцев 2012 года естественный прирост составил (+)2,4.
Рост рождаемости отмечается с 2006 года. За 7 лет рождаемость возросла на 36,7 процента с 9,8 в 2005 году до 13,4 в 2011 году.
В 2011 году родились 50 777 детей, что на 1 986 детей больше, чем в 2010 году. В 2012 году продолжился рост рождаемости, за 10 месяцев родились 46 048 детей, что на 4 251 новорожденного больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Показатель уровня смертности в 2011 году - самый низкий за последние 11 лет: 12,4 на 1000 населения. За 2011 год умерли 47 072 человека, что на 2 658 человек меньше, чем в 2010 году (49 730 человек). Показатель смертности за 10 месяцев 2012 года снизился и составил 12,1.
В 2011 году зарегистрирован рекордно низкий показатель младенческой смертности. За последние 5 лет показатель младенческой смертности снизился на 35,9 процента.
За 10 месяцев 2012 года показатель младенческой смертности в республике вырос на 28,7 процента и составил 6,4 на 1000 родившихся живыми. Увеличение данного показателя связано с переходом на регистрацию по критериям живорождения, рекомендуемым Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
Уровень детской смертности (0 - 17 лет) в 2011 году составил 71,1 на 100 000 детского населения соответствующего возраста (в абсолютных цифрах - 265 детей). За последние 5 лет произошло снижение детской смертности на 20 процентов по сравнению с 2007 годом (с 89,2 до 71,1).
Несмотря на позитивные демографические показатели, численность детей в Республике Татарстан в возрасте от 0 до 18 лет в последние годы уменьшилась. Численность учащихся за период с 2008 по 2012 год сократилась на 21,2 тысячи человек (5,4 процента) и составила в 2008 году 391,5 тыс. человек, в 2012 году - 370,3 тыс. человек. Контингент обучающихся в общеобразовательных учреждениях уменьшился к 2012/2013 учебному году на 3 310 человек по сравнению с 2011/2012 учебным годом.
Трансформация института семьи сопровождается высоким уровнем социального неблагополучия в семьях, что обусловлено в немалой степени деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством. В случаях несвоевременного выявления и неоказания эффективной профилактической помощи семьям с детьми на ранних этапах основными мерами по защите прав ребенка становятся лишение и ограничение родительских прав (в 2011 году - 1 030 родителей). По оперативным данным, за 9 месяцев 2012 года лишены родительских прав 590 граждан.
Остаются острыми вопросы жестокого обращения с детьми, включая физическое, эмоциональное, сексуальное насилие в отношении детей, пренебрежение их основными потребностями.
По данным Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, в 2011 году на территории республики в отношении несовершеннолетних было совершено 3 399 преступлений, что на 11,3 процента больше, чем в 2010 году. В структуре преступности рассматриваемой категории значительное место занимают насильственные действия сексуального характера. За 2011 год совершено 277 таких преступлений, что составило 8,1 процента от общего числа преступлений, совершенных в отношении детей. В 2011 году на 10,2 процента увеличились случаи побоев несовершеннолетних.
В 2012 году наблюдается уменьшение количества преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, на 18,6 процента по сравнению с предыдущим годом.
Сегодня в республике на учете органов опеки и попечительства состоят 12 320 детей, оставшихся без попечения родителей, из них 90,1 процента проживают в семьях граждан республики.
Категории детей | 01.01.2008 | 01.01.2009 | 01.01.2010 | 01.01.2011 | 01.01.2012 |
Количество детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях, в том числе: | |||||
на усыновлении | |||||
под опекой (попечительством) | |||||
в приемных семьях | |||||
возмездная опека (суворовцы) | - | - |
4.2. Основные задачи в сфере детства
1. Повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми.
2. Обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения.
3. Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье.
4. Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
5. Выявление и профилактика ранней детской инвалидизации населения.
6. Обеспечение безопасного пребывания детей на детских дворовых и спортивных площадках.
4.3. Первоочередные меры
1. Повышение эффективности деятельности органов по защите прав детей, развитие межведомственного взаимодействия по предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей.
2. Создание и распространение информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, педагогов, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, организации и учреждения для детей.
3. Формирование системы мониторинга и статистического учета для оценки эффективности семейной и социальной политики в сфере материнства и детства.
4.4. Меры, направленные на формирование безопасного
и комфортного семейного окружения для детей
1. Организация мероприятий, пропагандирующих ценности семьи, приоритет ответственного родительства, защищенного детства, через средства массовой информации, учреждения образования, социальной защиты, здравоохранения, культуры и спорта.
2. Обеспечение внедрения и распространения современных технологий профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми.
3. Развитие сети клубов для родителей и детей, клубов семейного общения на базе образовательных учреждений.
4. Проведение информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми.
5. Дальнейшее развитие службы детского "телефона доверия" и служб помощи детям, подвергшимся жестокому обращению.
6. Формирование действенных механизмов раннего выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи с участием учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания, в том числе закрепление порядка межведомственного взаимодействия в деятельности по защите прав детей.
7. Формирование полноценной системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми и в интересах детей.
8. Организация распространения и внедрения передового опыта в сфере профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших.
9. Создание и распространение информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", организации и учреждения для детей.
Формирование полноценной системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми и в интересах детей.
4.5. Меры, направленные на профилактику изъятия ребенка
из семьи, социального сиротства
1. Организация на межведомственной основе системы раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав с надлежащей координацией деятельности всех служб в сфере реабилитации семьи.
2. Обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми к необходимым социальным услугам, в том числе на основе развития служб социального сопровождения семей, входящих в "группу риска", участковых социальных служб, мобильных бригад.
3. Обеспечение повсеместного внедрения эффективных технологий реабилитации социально неблагополучных семей с детьми.
4. Внедрение системы профилактики отказов от детей при рождении и (или) помещении в медицинские учреждения, в т.ч. при случаях выявления у ребенка нарушений развития и родов у несовершеннолетних.
5. Введение запрета на изъятие детей из семей без предварительного проведения социально-реабилитационной работы, включая возможность замены лишения родительских прав ограничением родительских прав с организацией в этот период реабилитационной работы с семьями.
4.6. Ожидаемые результаты в области детствосбережения
1. Ликвидация дефицита услуг, оказываемых дошкольными образовательными учреждениями.
2. Снижение численности семей, находящихся в социально опасном положении.
3. Формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства и выполнения родительских обязанностей.
4. Повышение качества оказания мер социальной поддержки для семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.
5. Создание эффективных механизмов, способствующих сокращению случаев лишения родительских прав, выявлению семей, входящих в "группу риска", их социальному сопровождению и реабилитации, сокращению числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях.
6. Сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей.
7. Увеличение доли семей с детьми, снятых с межведомственного патроната с положительными результатами без превышения сроков социальной реабилитации.
8. Сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей.
9. Повышение качества услуг для семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.
5. Доступность качественного обучения и воспитания,
культурное развитие и информационная безопасность детей
В настоящее время в Республике Татарстан функционируют 1 935 дошкольных образовательных учреждений (далее - детсады) на 167 063 места. В них воспитываются 187,7 тысячи детей дошкольного возраста. Различными формами дошкольного образования по республике охвачены 73,7 процента детей в возрасте от 1 года до 7 лет.
В республике развиваются вариативные формы дошкольного образования. Функционируют 35 семейных детских садов как структурные подразделения муниципальных дошкольных образовательных учреждений, в которых воспитывается 121 ребенок. На базе 10 общеобразовательных учреждений созданы 15 дошкольных групп, которые посещают 172 ребенка дошкольного возраста. Группы кратковременного пребывания различной направленности (адаптационные, раннего развития, физкультурно-оздоровительные и т.д.), созданные на базе детсадов, посещают 1 066 детей.
В результате реализации Программы "Бэлэкэч" - "Малыш" в 2011 году в республике удалось решить проблему обеспечения дошкольными местами детей старше 3 лет. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" дети старше 3 лет обеспечиваются местами в детских садах в приоритетном порядке.
В то же время к началу текущего учебного года 22,5 тысячи детей в возрасте от 1,5 до 3 лет местами в детских садах обеспечены не были.
В 2012 году в республике введено 1 985 новых дошкольных мест.
Перспектива возможностей обеспечения доступности дошкольного образования сегодня связана также с развитием рынка негосударственных услуг в сфере дошкольного образования.
На сегодняшний день в республике функционируют:
11 частных детских садов на 845 мест;
дошкольные группы в 3 частных школах на 160 мест;
5 частных учреждений дополнительного образования детей на 520 мест.
С целью развития государственно-частного партнерства в данной сфере в республике разработана нормативно-правовая база, позволяющая оказывать государственную поддержку негосударственным образовательным учреждениям путем предоставления субсидий за счет средств бюджета республики. На предоставление субсидий негосударственным дошкольным учреждениям в 2012 году выделено 15 739,9 тыс. рублей.
В Республике Татарстан создана и функционирует сеть образовательных учреждений, позволяющая удовлетворять образовательные запросы общества. В 2012/2013 учебном году функционирует 1 591 школа, в том числе 1 506 общеобразовательных школ и школ-интернатов, 51 школа и школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья, 3 санаторные школы-интерната, 1 школа для детей с девиантным поведением, 17 вечерних школ, 11 негосударственных школ и 2 школы, подведомственные Министерству культуры Республики Татарстан и Министерству по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан соответственно (в 2011/2012 учебном году - 1 788 учреждений). В них обучаются 375 557 учащихся (в 2011/2012 учебном году - 379 400 учащихся).
В Республике Татарстан функционируют 237 общеобразовательных учреждений, реализующих программы повышенного уровня, в которых обучаются 155,8 тыс. учащихся, что составляет 42,8 процента от общей численности учащихся. Доля школ с углубленным изучением предметов от общей численности инновационных учреждений составила 41,3 процента (98 учреждений), в них обучаются 69 110 учащихся (44,4 процента), 40,1 процента (95 учреждений) приходится на гимназии, в которых обучаются 58 189 учащихся (37,3 процента), 18,6 процента (44 учреждения) составляют лицеи, в них обучаются 28 465 учащихся (18,3 процента).
В 2012 году введены в эксплуатацию 11 школ на 3 088 ученических мест, в том числе 3 школы с детсадом, 8 новых детсадов на 835 дошкольных мест.
Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.03.2012 N 404-р утвержден перечень объектов капитального ремонта общеобразовательных учреждений Республики Татарстан на 2012 год. Работы по капитальному ремонту выполнены в 45 муниципальных образованиях республики на общую сумму 2 427 млн рублей. Дополнительно принято распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.10.2012 N 1826-р о выделении денежных средств на ремонт фасадов и отмостки школ на сумму 195,75 млн рублей.
В рамках второго этапа Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы "Килэчэк" - "Будущее" осуществлена закупка учебно-лабораторного (750 единиц), учебно-производственного (80 единиц) оборудования на общую сумму 268 000,0 тыс. рублей. В 139 школах установлено 185 мобильных компьютерных классов для начального звена по 30 нетбуков в каждом, дополнительно приобретено 37 стационарных компьютеров. Для школ приобретены и установлены 2 153 проекционных комплекта и 308 комплектов интерактивного оборудования. В 2012 году доля оснащенных мультимедийным оборудованием кабинетов в общем количестве средних и основных школ увеличилась на 8 процентов по сравнению с 2011 годом и составила 52 процента.
На протяжении 5 лет в Приволжском федеральном округе по результатам Всероссийской предметной олимпиады команда школьников Республики Татарстан удерживает 1 место, в Российской Федерации - 4 место после городов Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области. В 2012 году 16 школьников Татарстана стали победителями и 53 - призерами Всероссийской олимпиады (в 2011 г. - 75 призеров). Высокую эффективность участия продемонстрировали команды школьников по немецкому языку, физкультуре, экологии, математике, обществознанию, географии, основам безопасности жизнедеятельности.
По итогам конкурсных мероприятий федерального и республиканского уровней 152 молодых представителя Республики Татарстан удостоены премий для поддержки талантливой молодежи, в том числе 32 человека - премии в размере 60,0 тыс. рублей и 120 человек - премии в размере 30,0 тыс. рублей на общую сумму 5,52 млн рублей.
В 2012 году закуплено 17 школьных автобусов PeugeotBoxer - 222 335, 1 школьный автобус марки "ГАЗ-322121" на общую сумму 24 668,71 тыс. рублей. В настоящее время в образовательных учреждениях Республики Татарстан в муниципальной собственности находятся 622 школьных автобуса, осуществляющие подвоз более 19 тысяч учащихся к 499 базовым школам по 712 маршрутам. Информация обо всех маршрутах школьных автобусов внесена в Единую государственную информационную систему "ГЛОНАСС+112", с помощью которой осуществляется контроль за нахождением автобуса на маршруте.
Продолжает совершенствоваться проведение единого государственного экзамена, усиливается контроль за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов, повышается качество информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов.
В республике придается большое значение созданию условий для практической реализации конституционного права каждого родителя воспитывать и обучать своих детей на родном языке. В Республике Татарстан функционируют 1 935 детсадов, из них 805 учреждений с татарским языком воспитания и обучения, в 560 русскоязычных детских садах открыты 824 татарские группы, которые посещают 37 000 детей. В целях реализации прав граждан на изучение своего родного языка, истории и культуры в системе дополнительного образования в республике открыты воскресные школы для детей разных народов, проживающих в Татарстане или прибывших в республику. Муниципальные органы управления образованием предоставляют возможность этим школам заниматься в помещениях образовательных учреждений в воскресные дни, финансируют и курируют содержание образования.
В республике сложилась определенная система, направленная на поддержку одаренных детей, включающая развитие дополнительного образования детей, проведение творческих конкурсов, олимпиад, в т.ч. межведомственного характера, поощрительных мероприятий - чествование победителей, установление региональных стипендий, льгот при поступлении в учреждения профессионального образования. Продолжает развиваться региональная система мер поощрения способной и талантливой молодежи.
В Республике Татарстан прикладываются значительные усилия, направленные на профилактику экстремизма в подростково-молодежной среде. Развитие духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи, воспитание толерантной личности в условиях полиэтничной республики являются приоритетными направлениями деятельности образовательных учреждений. С целью содействия межконфессиональному диалогу обучающихся в 49 школах республики по выбору преподается предмет "История религий". С 2012/2013 учебного года в четвертых классах общеобразовательных учреждений республики введен комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики".
Развивается система дополнительного образования детей, направленная на организацию социально значимого досуга несовершеннолетних. По состоянию на 12.11.2012, по данным информационной системы "Электронное образование в Республике Татарстан", в 2012/2013 учебном году в Республике Татарстан без учета ведомственной принадлежности осуществляют деятельность 434 учреждения дополнительного образования детей, в которых занимаются 3 206 143 учащихся, что составляет 85,4 процента от общего количества учащихся. Ведется работа по внедрению проекта электронной системы учета посещаемости в учреждениях дополнительного образования детей. В 2012 году в рамках мероприятий второго этапа Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы "Килэчэк" - "Будущее" начата реализация нового комплексного проекта "Школа после уроков".
Вместе с тем продолжают нарастать проблемы, из-за нерешенности которых права и интересы детей в системе образования оказываются нереализованными в полной мере, в т.ч.:
дефицит дошкольного образования для детей до 3 лет;
слабая материально-техническая база учреждений дополнительного образования художественно-эстетической направленности;
невысокий уровень качества услуг, предлагаемых отдельными учреждениями дополнительного образования детей;
несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту;
создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество.
В области культуры просветительскую и воспитательную деятельность с подрастающим поколением осуществляют все учреждения культуры и искусства: библиотеки, музеи, культурно-досуговые и театрально-зрелищные учреждения. В Республике Татарстан функционируют 4 специализированных детских театра, кроме этого, все театрально-зрелищные учреждения республики имеют в своем репертуаре детские спектакли.
Правительство Республики Татарстан проводит масштабную работу, направленную на поддержку театрально-зрелищных учреждений, работающих с детьми. Так, в марте 2012 года один из старейших театров Татарстана - Татарский государственный театр кукол "Экият" открыл свои двери в новом здании Детского культурного центра "Экият".
Библиотечное обслуживание детей и подростков, составляющих 33,6 процента от общего числа всех читателей Республики Татарстан, осуществляют 1 550 библиотек. Специализированное библиотечное обслуживание детей-читателей в муниципальных районах республики осуществляют Республиканская детская библиотека и 90 муниципальных детских библиотек. Принята Долгосрочная целевая программа "Развитие библиотечного дела в Республике Татарстан на 2009 - 2014 годы и на перспективу до 2020 года". В течение 2011 года в ряде муниципальных образований на базе центральных детских библиотек также были созданы модельные детские библиотеки. На сегодня 92 процента детских библиотек оснащены компьютерным оборудованием, 56 процентов подключены к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В Республике Татарстан существует 2021 учреждение культурно-досугового типа, в которых действуют свыше 9 тысяч клубных формирований для детей и молодежи. В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.12.2011 N 2450-р о строительстве клубных учреждений в Республике Татарстан появилась возможность развернуть строительство клубов во всех муниципальных образованиях республики.
В настоящее время Министерством культуры Республики Татарстан разработан проект долгосрочной целевой программы строительства объектов культурного назначения в муниципальных образованиях Республики Татарстан на 2013 - 2014 годы и на перспективу до 2020 года. Реализация программы будет способствовать улучшению материально-технической базы учреждений культурно-досугового типа и открое