Лексико- фразеологические особенности




Используется нейтральная лексика, фразеология, стилистически окрашенная, оценочная. Для публицистического стиля характерно использование неологизмов, архаизмов, историзмов с целью передачи колорита исторических эпох, создания стилистических оттенков торжественности. Употребляются термины: накал, перенапряжение, цепная реакция. В публицистическом стиле всегда присутствуют готовые стандартные формулы, которые носят социальных характер: горячая поддержка, живой отклик, резкая критика, наведение элементарного порядка … В результате многократных повторений эти клише нередко превращаются в надоевшие штампы: коренные преобразования, радикальные реформы.

Морфологические особенности

Употребляются слова, образованные при помощи русских и иноязычных суффиксов. Отечен высокий процент употребления родительного падежа(36%). Среди имен прилагательных- слова с эмоционально- оценочным значением.

К морфологическим признакам публицистического стиля относится частотное употребление тех или иных грамматических форм частей речи:

- единственное число имени существительного в значении множественного: Русский человек всегда отличался выносливостью; Преподаватель всегда знает студента;

- родительный падеж имени существительного: время перемен, пакет предложений, реформа цен, выход из кризиса;

- настоящее время глагола: Оставайтесь с нами на первом канале!

- причастия на –ОМЫЙ: ведомый, невесомый, влекомый;

- и т.д.

Синтаксические особенности

К синтаксическим признакам публицистического стиля следует отнести часто повторяющиеся, а также специфические по характеру типы предложений (синтаксических конструкций):

- риторические вопросы: Выдержит ли русский человек? Хотят ли русские войны?

- восклицательные предложения: Все на выборы!

- предложения с измененным обратным порядком: Воюет армия с природой. Исключение составляли предприятия добывающей промышленности;

- заголовки статей, очерков, выполняющие рекламную функцию: Малые беды большого флота. Зима – сезон горячий.

Художественный стиль

Художественный стиль включает в себя понятие языка и стиля автора. Языку художественной литературы присущи: образность, модальность, эмотивность…

Особенности: единство коммуникативной и эстетической функции; использование образа автора, его индивидуальности, стиля фигур и других изобразительно-выразительных средств языка. Ему присуща метафоричность, образность языковых единиц почти всех уровней, наблюдается использование синонимов всех типов, многозначности, стилевых пластов лексики.

Лексические средства:

- неприятие шаблонных слов и выражений;

- широкое использование слов в переносном значении;

- намеренное столкновение разностильной лексики;

- использование лексики с двуплановой стилистической окраской;

- наличие эмоционально-окрашенных слов.

Фразеологические средства – разговорного и книжного характера.

Морфологические средства:

Использование словоформ, в которых проявляется категория конкретности;

- частотность глаголов;

- пассивность неопределенно-личных форм глаголов, форм 3-го лица;

- незначительное употребление существительных среднего рода по сравнению с существительными мужского и женского рода;

- формы множественного числа отвлеченных и вещественных существительных.

Синтаксические средства:

- использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств;

- широкое использование стилистических фигур.

Языковые особенности художественного стиля речи:

- неоднородность лексического состава: сочетание книжной лексики с разговорной, просторечной, диалектной:

Вызрел ковыль. Степь на многие версты оделась колышущимся серебром. Ветер упруго принимал его, наплывая, шершавил, бурлил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился, и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа …(М.А.Шолохов);

- использование всех пластов русской лексики в целях реализации эстетической функции:

Дарья нам минуту замешкалась и отказала:

- Нет, нет, я одна. Туды я одна.

Куда «туды» - она и близко не знала и, выйдя за ворота, направилась к Ангаре (В.Распутин);

- активность многозначных слов всех стилевых разновидностей речи:

Бурлит река вся в кружеве белой пены. На бархате лугов алеют маки.

На рассвете родился мороз (М.Пришвин);

- комбинаторные приращения смысла(Б.Ларин):

слова в художественном контексте получают новое семантическое и эмоциональное содержание, что воплощает образную мысль автора:

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня.

Я на башню всходил. И дрожали ступени.

И дрожали ступени под ногой к меня (К.Бальмонт);

- и т.д.

Разговорный стиль

Основные черты: разговорная речь спонтанна, используется в неофициальной обстановке; в ходе разговорной речи говорящие участвуют в коммуникации.

Основная функция разговорного стиля – функция общения.

Морфологические особенности:

- форма предложного падежа имен существительных: я отпуску, в цеху (в отпуске, в цехе);

- форма именительного падежа множительного числа: договора, сектора (договоры, секторы);

- форма родительного падежа множительного числа: апельсин, помидор (апельсинов, помидоров);

- разговорный вариант инфинитива: видать, слыхать (видеть, слышать).

Синтаксические особенности:

- преимущественное использование диалога;

- преобладание простых предложений; из сложных чаще используются сложносочиненные и бессоюзные;

- широкое использование вопросительных и восклицательных предложений;

- широкое использование неполных предложений.

Лексико- фразеологические особенности: используются слова, принятые в повседневной жизни, в разговорной лексике большое число общеупотребительных, нейтральных слов. Разговорной лексике свойственна экспрессивность, эмоциональность, оценочность, метафоричность. В разговорной речи употребляются: слова разговорной и просторечной окраски (будоражит, горемыка, живность, корявый, остроглазый, белобрысый, очумелый, огреть).

Имена существительные: вранье, ерунда, злюка, молодчина, толкотня, чепуха;

Имена прилагательные: дотошный, мудреный, работящий, расхлябанный;

Глаголы: ехидничать, жадничать, секретничать, прихворнуть, тараторить, тормошить.

Синтаксические особенности:

- вопросительно-восклицательные предложения(отражают экспрессивные и диалогические конструкции);

- характерны застывшие конструкции, не поддающиеся членению(что правда, то правда);

- широко используются лексически ограниченные конструкции (смотри не проговорись); важную роль играют глагольные частицы, могут использоваться междометия;

- неполные предложения, эллиптичные конструкции(проявляется даже в словосочетаниях);

- инверсия;

Характерна структурная редукция – слияние придаточного с главным (зови кого хочешь, будешь работать с кем прикажут).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: