Используется нейтральная лексика, фразеология, стилистически окрашенная, оценочная. Для публицистического стиля характерно использование неологизмов, архаизмов, историзмов с целью передачи колорита исторических эпох, создания стилистических оттенков торжественности. Употребляются термины: накал, перенапряжение, цепная реакция. В публицистическом стиле всегда присутствуют готовые стандартные формулы, которые носят социальных характер: горячая поддержка, живой отклик, резкая критика, наведение элементарного порядка … В результате многократных повторений эти клише нередко превращаются в надоевшие штампы: коренные преобразования, радикальные реформы.
Морфологические особенности
Употребляются слова, образованные при помощи русских и иноязычных суффиксов. Отечен высокий процент употребления родительного падежа(36%). Среди имен прилагательных- слова с эмоционально- оценочным значением.
К морфологическим признакам публицистического стиля относится частотное употребление тех или иных грамматических форм частей речи:
- единственное число имени существительного в значении множественного: Русский человек всегда отличался выносливостью; Преподаватель всегда знает студента;
- родительный падеж имени существительного: время перемен, пакет предложений, реформа цен, выход из кризиса;
- настоящее время глагола: Оставайтесь с нами на первом канале!
- причастия на –ОМЫЙ: ведомый, невесомый, влекомый;
- и т.д.
Синтаксические особенности
К синтаксическим признакам публицистического стиля следует отнести часто повторяющиеся, а также специфические по характеру типы предложений (синтаксических конструкций):
|
- риторические вопросы: Выдержит ли русский человек? Хотят ли русские войны?
- восклицательные предложения: Все на выборы!
- предложения с измененным обратным порядком: Воюет армия с природой. Исключение составляли предприятия добывающей промышленности;
- заголовки статей, очерков, выполняющие рекламную функцию: Малые беды большого флота. Зима – сезон горячий.
Художественный стиль
Художественный стиль включает в себя понятие языка и стиля автора. Языку художественной литературы присущи: образность, модальность, эмотивность…
Особенности: единство коммуникативной и эстетической функции; использование образа автора, его индивидуальности, стиля фигур и других изобразительно-выразительных средств языка. Ему присуща метафоричность, образность языковых единиц почти всех уровней, наблюдается использование синонимов всех типов, многозначности, стилевых пластов лексики.
Лексические средства:
- неприятие шаблонных слов и выражений;
- широкое использование слов в переносном значении;
- намеренное столкновение разностильной лексики;
- использование лексики с двуплановой стилистической окраской;
- наличие эмоционально-окрашенных слов.
Фразеологические средства – разговорного и книжного характера.
Морфологические средства:
Использование словоформ, в которых проявляется категория конкретности;
- частотность глаголов;
- пассивность неопределенно-личных форм глаголов, форм 3-го лица;
- незначительное употребление существительных среднего рода по сравнению с существительными мужского и женского рода;
|
- формы множественного числа отвлеченных и вещественных существительных.
Синтаксические средства:
- использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств;
- широкое использование стилистических фигур.
Языковые особенности художественного стиля речи:
- неоднородность лексического состава: сочетание книжной лексики с разговорной, просторечной, диалектной:
Вызрел ковыль. Степь на многие версты оделась колышущимся серебром. Ветер упруго принимал его, наплывая, шершавил, бурлил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился, и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа …(М.А.Шолохов);
- использование всех пластов русской лексики в целях реализации эстетической функции:
Дарья нам минуту замешкалась и отказала:
- Нет, нет, я одна. Туды я одна.
Куда «туды» - она и близко не знала и, выйдя за ворота, направилась к Ангаре (В.Распутин);
- активность многозначных слов всех стилевых разновидностей речи:
Бурлит река вся в кружеве белой пены. На бархате лугов алеют маки.
На рассвете родился мороз (М.Пришвин);
- комбинаторные приращения смысла(Б.Ларин):
слова в художественном контексте получают новое семантическое и эмоциональное содержание, что воплощает образную мысль автора:
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня.
Я на башню всходил. И дрожали ступени.
И дрожали ступени под ногой к меня (К.Бальмонт);
- и т.д.
Разговорный стиль
Основные черты: разговорная речь спонтанна, используется в неофициальной обстановке; в ходе разговорной речи говорящие участвуют в коммуникации.
|
Основная функция разговорного стиля – функция общения.
Морфологические особенности:
- форма предложного падежа имен существительных: я отпуску, в цеху (в отпуске, в цехе);
- форма именительного падежа множительного числа: договора, сектора (договоры, секторы);
- форма родительного падежа множительного числа: апельсин, помидор (апельсинов, помидоров);
- разговорный вариант инфинитива: видать, слыхать (видеть, слышать).
Синтаксические особенности:
- преимущественное использование диалога;
- преобладание простых предложений; из сложных чаще используются сложносочиненные и бессоюзные;
- широкое использование вопросительных и восклицательных предложений;
- широкое использование неполных предложений.
Лексико- фразеологические особенности: используются слова, принятые в повседневной жизни, в разговорной лексике большое число общеупотребительных, нейтральных слов. Разговорной лексике свойственна экспрессивность, эмоциональность, оценочность, метафоричность. В разговорной речи употребляются: слова разговорной и просторечной окраски (будоражит, горемыка, живность, корявый, остроглазый, белобрысый, очумелый, огреть).
Имена существительные: вранье, ерунда, злюка, молодчина, толкотня, чепуха;
Имена прилагательные: дотошный, мудреный, работящий, расхлябанный;
Глаголы: ехидничать, жадничать, секретничать, прихворнуть, тараторить, тормошить.
Синтаксические особенности:
- вопросительно-восклицательные предложения(отражают экспрессивные и диалогические конструкции);
- характерны застывшие конструкции, не поддающиеся членению(что правда, то правда);
- широко используются лексически ограниченные конструкции (смотри не проговорись); важную роль играют глагольные частицы, могут использоваться междометия;
- неполные предложения, эллиптичные конструкции(проявляется даже в словосочетаниях);
- инверсия;
Характерна структурная редукция – слияние придаточного с главным (зови кого хочешь, будешь работать с кем прикажут).