Программное обеспечение и интернет-ресурсы.




Для обучающихся обеспечен доступ к информационным справочным и поисковым системам «Консультант Плюс», «Гарант», электронной библиотеке.

Интернет – ресурсы:

- https://www.stplan.ru/ - Сайт по вопросам стратегического управления и планирования

- https://www.inesnet.ru/ - Институт экономических стратегий ИНЭС

- https://www.csr.ru/ - Центр стратегических исследований

- https://www.cfin.ru/ - Сайт интернет - проекта «Корпоративный менеджмент»

- https://www.ashmanov.com/ - Стратегическое планирование в Интернете

- https://www.b2b-group.ru/ - сайт группы компаний В2В

- https://www.citystrategy.leontief.ru/ - сервер для специалистов по территориальному стратегическому планированию

- https://www.economicus.ru/ - экономический портал

- https://www.duma. gov.ru/ - Государственная Дума РФ

- https://www.kremlin.ru/ - Президент РФ

- https://www.rsnet.ru/ - органы государственной исполнительной власти

- https://www.oprf.ru/ - общественная палата Российской Федерации. Официальный сайт.

- https://www.pro-investor.ru/ - компании Компании «Независимые Аналитические Системы»

- https://www.fsgs.ru/ - Федеральная служба государственной статистики по РК

- https://www.ecomomy.gov.ru/ - Министерство экономического развития РФ

- https://www.econom.ru/ - Министерство экономического развития РК

- https://www.minfin.ru/ - Министерство финансов РФ

- https://www.cbr.ru/ - Центральный банк РФ

- https://www.nalog.ru/ - Федеральная налоговая служба

- https://www.russia-today.ru/ - общественно-политический журнал Федерального собрания - Парламента РФ «Российская Федерация – сегодня»

- https://www.parlament-club.ru/ - Парламентский клуб «Российский парламентарий»

- https://econom.rkomi.ru/ - официальный портал Республики Коми

- https://www.hse.ru/ - государственный университет – Высшая школа экономики

- https://www.grebennikon.ru/ - электронная библиотека журналов Издательского дома «Гребенников»

- https://www.komiinform.ru/ - информационное агентство Комиинформ

- https://www.agiks.ru/ - автоматизированная информационная кадастровая система РК

- https://www.e-rus.ru/ - информационный портал ФПЦ «Электронная Россия»

- https://www.pokomi.ru/ - Республика Коми: республиканский информационный портал

- https://www.sbis.komi.com/ - КонсультантПлюсКоми

- https://www.politnauka.org/list-a.php - Стратегический менеджмент

 

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

- на лекциях и практических занятиях используется мультимедиа-проектор;

- компьютерные классы учебно – методического кабинета института менеджмента и предпринимательства;

- отдел учебной литературы и научный отдел библиотеки (+ доступ в Интернет), доступ к электронной библиотеке.

 

Термины и определения

 

Анализ отрасли (Industry analysis) — часть стратегического анализа, необходимого для лучшего понимания микроэкономических факторов.

Анализ среды (Environmental analysis) — анализ внутренних и внешних макроэкономических и микроэкономических показателей; то же, что и стратегический анализ.

Барьеры проникновения на рынок (Entry barriers) — барьеры, которые необходимо преодолеть для вхождения на рынок. К ним относят­ся стоимость капитала, юридические препоны, доступ к каналам распределения и ресурсным каналам, затраты на обеспечение конкурентоспособности (особенно отсутствие эффекта от масш­таба) и т.п.

Бенчмаркинг (Benchmarking) — процесс, с помощью которого компа­ния непрерывно осуществляет самооценку и сравнивает себя с лидерами бизнеса во всем мире.

Вертикальная интеграция (Vertical integration) — слияние или погло­щение поставщика или потребителя-посредника. Различают вер­тикальную нисходящую интеграцию (слияние или поглощение поставщика) и вертикальную восходящую интеграцию (слияние или поглощение посредника).

Внешний рост (External growth) - укрупнение компаний за счет сли­яний или поглощений.

Внутренний анализ (Internal analysis) - наряду с внешним анализом является частью стратегического анализа, направленного на вы­явление сильных и слабых сторон компании.

Внутренний рост (Internal growth) - укрупнение компании за счет внутренних резервов без слияний и поглощений, за счет реин­вестирования сохраненной прибыли предыдущих лет в тот же бизнес.

Враждебное поглощение (Hostile takeover) - поглощение компании, которое не поддерживается советом директоров поглощаемой компании (компании-мишени).

Выбор стратегии (Selection of strategy) — второй этап в общем страте­гическом процессе, на котором информация, полученная в ре­зультате стратегического анализа, используется для оценки вари­антов и выбора наиболее подходящего варианта стратегических действий.

Генерическая (родовая) стратегия компании (Generic strategy) — пози­ция компании в зависимости от выбранной стратегии. Предпо­лагается, что успех компании зависит либо от низких затрат на единицу продукции, либо от дифференциации.

Гибридная стратегия (Hybrid strategy) - стратегия, при которой соче­таются элементы минимизации затрат и дифференциации.

Гибридная стратегия «не застревая на полпути» (Stuck in the middle) -стратегия, при которой компания выбирает среднее между диф­ференциацией и низкой затратностью на единицу продукции.

Горизонтальная интеграция (Horizontal integration) - слияние или по­глощение конкурента.

Диверсификация (Diversification) — рост компании за счет производ­ства новых товаров для новых рынков.

Дифференцирование (в рамках родовой стратегии) (Differentiation (in generic strategy framework)) - подход, при котором высокие ре­зультаты деятельности компании достигаются за счет отличитель­ных характеристик товара, за которые рынок готов платить бо­лее высокую цену.

Заинтересованное лицо (Stakeholder) - человек или группа лиц, ко­торые могут влиять на деятельность компании или сами зависят от нее.

Интеграция (Integration) - объединение за счет слияний и поглоще­ний.

Ключевые проблемы (Key issues) — самые назревшие и наиболее важ­ные вопросы.

Компетенции (Competences) - способности, умение организации кон­курировать и выживать в данной отрасли. Помимо осязаемых эле­ментов (например, материальная ресурсная база), к компетенци­ям относятся также неосязаемые факторы (ноу-хау, связи и т.п.).

Конкурентное позиционирование (Competitive positioning (school of thought)) — подход к бизнес-стратегии, утверждающий, что успех организации в реализации стратегии зависит от позиционирования компании в бизнес-среде. Является альтернативным подхо­ду, доказывающему, что успех зиждется на ресурсной базе.

Конкурентное преимущество (Competitive advantage) — способность организации опережать своих конкурентов. Может быть выраже­но в следующих показателях: сверхприбыль, увеличение рыноч­ной доли.

Корпоративные отчеты (Corporate reports) — то же самое, что и еже­годные отчеты компании.

Культура (Culture) — характер отношений, связи, нормы поведения в компании.

Лидерство по издержкам (в рамках родовой стратегии) (Cost leadership (in generic strategy framework)) — подход, при котором эффектив­ность деятельности компании обусловлена низкой затратностью на единицу продукции по сравнению со средними показателями в этой отрасли. Акцент делается на масштабное производство ти­повых товаров.

Макроокружение (макросреда) (Macroenvironment) — внешний уро­вень, влияющий на микроэкономические факторы. Включает 4 фактора — политический, экономический, социодемографиче-ский и технологический.

Матрица Бостонской консалтинговой группы (BCG matrix — Boston Consulting Group matrix) - классификация продуктов на основе доли рынка и потенциала роста.

Микросреда (Microenvironment) - ближайшее окружение компании, влияющее на нее непосредственно. Обычно сюда относят кон­курентов, поставщиков и потребителей.

Миссия в стратегическом менеджменте — это четко выраженная наибо­лее общая цель деятельности организации, в которой опреде­ляется, для чего существует организация, какую потребность она удовлетворяет, кто ее основные потребители, в чем заключает­ся философия организации и каковы ее главные принципы.

Неродственная (несвязанная) диверсификация (Unrelated diversifica­tion) - внешний рост за счет развития новых товаров или разви­тия новых рынков. Несвязанная диверсификация предполагает, что новые товары или рынки не имеют ничего общего с суще­ствующими товарами или рынками, поэтому риск дивер­сификации увеличивается, однако выгоды в данном случае мак­симальны.

Неэффективное производство (Waste) — все, что в деятельности ком­пании не способствует добавлению стоимости (неэффективность машин, плохое качество и т.д.).

Оперативные (тактические) цели (Operational objectives) - краткосроч­ные (в отличие от стратегических) цели. Основная их задача — помочь в достижении целей более высокого стратегического уровня.

Планируемая стратегия (Planned strategies) — см. Преднамеренная стратегия.

Позиция различных заинтересованных лиц (Stakeholder theory) — теория, согласно которой на выработку целей компании влияют все лица, заинтересованные в данном бизнесе. Наряду с акционерами это мо­гут быть директора, менеджеры, другие наемные работники, потре­бители, субподрядчики и даже простые жители — в случае, если де­ятельность фирмы оказывает влияние на окружающую среду.

Позиция собственника (Stockholder position) — теория, согласно ко­торой при определении целей компании должны быть соблюде­ны интересы прежде всего акционеров. На практике такой целью обычно становится получение максимальной прибыли.

Портфельный анализ (Portfolio) — техника, посредством которой организация индивидуально оценивает и позиционирует каждую стратегическую бизнес-единицу и/или товар, стараясь сделать организацию менее уязвимой по отношению к неудачам и рис­кам, связанным с товаром или каким-то сегментом рынка.

Преднамеренная стратегия (Deliberate strategy) — стратегия, которая планирует и обсчитывает каждый этап от начала до конца.

Пятифакторный отраслевой анализ (модель Портера) (Five forces analysis) - концепция анализа деятельности компании с учетом микроэкономических факторов. Используется также для объяс­нения структуры отрасли и позиции конкурентов в ней.

Развитие — это движение вперед, формирование новых черт, становле­ние новых структурных характеристик рассматриваемого объек­та. Развитие означает его эволюцию, улучшение, совершенство­вание, прогресс, а также может означать рост и расширение.

Реализация (воплощение) стратегии (Implementation) - часть страте­гического процесса, предполагающего осуществление выбранной стратегии. Включает проведение необходимых изменений, рест­руктурирование ресурсной базы.

Ресурсы (Resources) — основные вводимые ресурсы, позволяющие компании нормально функционировать. Существует 4 вида ре­сурсов: материальные (физические), к которым относятся основ­ные фонды, земля, строения, и т.п., финансовые, человеческие и интеллектуальные.

Родственная (связанная) диверсификация (Related diversification) — внешний рост за счет развития новых товаров для новых рынков. При данном виде диверсификации предполагается, что новый то­вар или новые рынки должны иметь что-то общее с уже суще­ствующими товарами или рынками, чтобы уменьшить риск ди­версификации. Противоположный вид диверсификации — неродственная (несвязанная) диверсификация.

Рынок (Market) - потребители, для которых фирма или отрасль про­изводит свою продукцию. Словом «рынок» обозначают также место, где встречаются продавцы и покупатели.

Рыночная доля (Market share) — отношение объема поставляемого на рынок товара к общему объему рынка, выражается в процентах. Может быть определена в единицах стоимости или объема.

SWOT-, а по-русски СВОТ - анализ - первый этап деятельности в русле стратегического маркетинга, представляющий собой анализ макросистемы рынка и конкретных целевых рынков, самой фирмы и ее конкурентов по комплексной схеме «сильные сто­роны—слабости—возможности—угрозы».

Сегментация рынка (Market segmentation) — разделение всего рынка на несколько частей (сегментов), каждая из которых обслужива­ет определенного потребителя. Рынки сегментируются путем ис­пользования разных технологий деления рынка.

Сильные стороны компании (Strengths) — внутренние положительные качества, которые помогают компании конкурировать в своей стратегической группе или отрасли.

Синергизм (Synergy) — эффект, который наблюдается в деятельности компаний, когда общий результат оказывается больше, чем простая сумма отдельных частей. Иногда выражается формулой 2 + 2 = 5.

Слабые стороны компании (Weaknesses) — отрицательные характери­стики компании в своей стратегической группе или отрасли.

Слияние (Mergers) - один из способов внешнего роста компании пу­тем объединения двух обычно близких по размеру компаний, в результате образуется одна большая компания.

Совместные предприятия (Joint ventures) — объединение двух или не­скольких компаний (обычно на короткий срок или один проект). Могут быть представлены в форме консорциумов.

Сотрудничество (Collaboration) - совместная работа компаний для достижения стратегических целей обеих организаций.

STEP- или PEST-, а по-русски СТЭП - анализ — разновидность анализа внешней среды организации, используемый при подготовке к проектированию будущей стратегии и позволяющий экс­пертным путем определить сравнительную значимость фак­торов среды, объединенных в четыре группы. Это социальные, технологические, экономические и политические факторы.

Стержневые компетенции (Core competences) - ключевые способно­сти, умения, являющиеся основной причиной преимуществ в конкурентной борьбе.

Стратегические альянсы (Strategic alliances) - объединение обычно двух компаний для реализации взаимовыгодных стратегических целей.

Стратегические варианты (Strategic options) - часть второго этапа стратегического процесса (оценка и отбор вариантов, которые могут быть определены как будущая перспектива).

Стратегические группы (Strategic groups) — группы, которые форми­руются в пределах отрасли для конкурентной борьбы за потреби­телей или необходимые ресурсы. Члены стратегической группы постоянно осуществляют мониторинг деятельности компаний-конкурентов, что является существенной частью стратегического анализа.

Стратегические цели (Strategic objectives) — в отличие от тактических, являются главными целями организации на продолжительный период времени. Они касаются всей организации, конечного продукта, объема рынков и т.п.

Стратегический анализ (Strategic analysis) — первый этап стратегичес­кого процесса. Его целью является сбор информации о внутрен­ней и внешней среде фирмы для оценки вариантов при опреде­лении стратегических целей.

Стратегический процесс (Strategic process) — определение стратегии как процесса, который делится на 3 этапа: стратегический ана­лиз, стратегическая оценка и реализация стратегии.

Стратегия (Strategy) — существует ряд определений понятия «стра­тегия», лучшим из которых, возможно, является определение Минцберга, основанное на признании 5 факторов («5 П» Минц-берга): plan - план, ploy — прием, perspective — перспектива, pattern behavior — поведенческий принцип, position in respect to others — позиция по отношению к другим.

Стратегия организации — это комплекс принципов деятельности организации и ее отношений с внешней и внутренней сре­дой, перспективных целей организации, а также соответ­ствующих решений по выбору инструментов достижения этих целей (с определенными запасными вариантами) и ориентации деловой активности организации.

Стратегическое управление — процесс формирования стратегии, ее ре­ализации и контроля соответствия достигнутых результатов запланированным целям.

Стратегическое планирование – деятельность по разработке стратегии и её конкретизации в форме стратегического плана.

Стратегический план - документ, включающий в себя формулировку миссии организации, ее целей, анализ внешней и внутренней среды, выработанную стратегию, а также последовательность действий по

Стратегия фокусирования (в рамках родовой стратегии) (Focus strategy (in generic strategy framework)) — конкурентное преимущество, которое достигается за счет обслуживания одного рыночного сег­мента.

Структура организации (Structure) — термин, который используется для описания организационной структуры. В стратегии, когда говорят о структуре, обычно оперируют терминами «высота», «ширина», «сложность» компании и «степень ее децентрализа­ции», хотя подобное утверждение небесспорно.

Факторы успеха (Critical success factors, CSFs) — характеристики ком­пании, обусловливающие ее успешную деятельность.

Франчайзинг (Franchising) — выдача компанией документа (франшизы) на производство или продажу товара под ее маркой.

Функционирование — это текущая работа, выполнение традиционных функций,обязательных для продолжения жизнедеятельности (организма, механизма, учреждения).

Цели стратегического уровня (Objectives) — результат, которого компания старается достичь.

Цели — конечные и промежуточные будущие состояния объекта уп­равления, достижение которых обеспечивает выполнение миссии и реализацию стратегии в целом.

Цикл стратегического планирования — последовательность действий, состоящая из выработки миссии и целей, определения пара­метров внешней среды, влияющих на деятельность организа­ции, СВОТ - анализа, выработки стратегии организации, ее реализации, контроля. Эта последовательность, повторяющаяся в виде управленческого цикла, составляет процесс страте­гического планирования.

Человеческие ресурсы (Human resources) - один из четырех основных ресурсов (материальные, финансовые, человеческие и интеллек­туальные), необходимых для функционирования компании. Име­ются в виду не только работники компании, но и их навыки и умения.

Эмерджентная (непредвиденная, спонтанная) стратегия (Emergent strategy) - стратегия, которая не планируется заранее и возника­ет по необходимости, исходя из обстоятельств.


КАРТА

ОБЕСПЕЧЕННОСТИ УЧЕБНОЙ

ЛИТЕРАТУРОЙ

 

Дисциплины Стратегическое планирование на предприятии

По направлению магистратура

Институт менеджмента и предпринимательства

Форма обучения: заочная

Блок дисциплин Б1.В.ДВ.2

 

Число студентов Список литературы Кол-во экз. Кол.экз. на 1 студ.
  Основная: 1. Фомичев А. Н. Стратегический менеджмент: учебник для вузов. -М.: Дашков и Ко, 2014. ЭБС. 2. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. Учебник – М.: Юнити-Дана, 2015. ЭБС. 3. Тулчиенко В.А. Государственная экономическая политика. Учебное пособие. Рекомендовано УМЦ «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям экономики и управления. – М.: Юнити-Дана, 2015. 4. Михненко П.А., Волкова Т.А. и др. Стратегический менеджмент: учебник. –М.: Изд-во Университет Синергия, 2017. 5. Панов А.И., Коробейников И.О., Панов В.А. Стратегический менеджмент: учебное пособие. –М.: Изд-во Юнити-Дана, 2015. 6. Кузнецов Б.Т. Стратегический менеджмент: учебное пособие. –М.: Изд-во Юнити-Дана, 2015. 7. Попов С.А. Стратегический менеджмент: актуальный курс (электронный ресурс): учебник для бакалавриата и магистратуры. Рек. УМО. –М: Юрайт, 2014. 1 электрон,опт.диск. 8. Фролова Л.Н. Стратегический план организации. Теория и практика: методическое пособие. –Сыктывкар: Изд-во СГУ им П. Сорокина, 2016. Текстовое учебное электронное издание на компакт-диске.   Дополнительная: 1. Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: учебник - М.: Юнити-Дана, 2012 – 399 с. 2. Райзберг Б.А. Целевые программы в системе государственного управления экономикой. – М.: Лаборатория книги, 2012. 3. Петров А.Н. Стратегический менеджмент: учебник. Рек. УМО / под ред. А.Н. Петрова. – 2-е изд. – СПб.: Лидер, 2010. – 496 с. 4. Сотов С.С. Стратегическое планирование – М.: Лаборатория книги, 2010, ЭБС. 5. Маслов М.К. Выбор стратегии деятельности предприятия. – М.: Лаборатория книги, 2010. (biblioclub.ru) 6. Хангер Д., Уилен Т. Основы стратегического менеджмента.- М.: Юнити-Дана, 2012. 7. Гатина Л.И. Стратегическое планирование развития предприятия: учебно-методическое пособие. –М.: Изд-во КНИТУ, 2012. 8. Клищ В.В. Совершенствование стратегического планирования на предприятии. –М.: Изд-во Лаборатория книги, 2012. 9. Руденко Л.Г. Планирование и проектирование организаций: учебник. –М.: изд-во «ИТК Дашков и Ко», 2016.   ЭБС   ЭБС     ЭБС   ЭБС     ЭБС     ЭБС   1 диск   1 диск     ЭБС     ЭБС     ЭБС     ЭБС   ЭБС     ЭБС   ЭБС     ЭБС     ЭБС   1,0   1,0     1,0   1,0     1,0     1,0   1,0   1,0     1,0     1,0     1,0     1,0   1,0     1,0   1,0     1,0     1,0

 

Составитель, преподаватель ______________ Л.Н.Фролова

Зав.кафедрой ЭТиКУ проф., д.э.н. А.П. Шихвердиев.

Дата составления карты «___»_______________2017 г.

СОГЛАСОВАНО:

Представитель библиотеки СыктГУ _____________

«___»___________________2017 г.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: