(развивает творческое мышление и воображение)
Игра «Соедини нас» Цель: учить устанавливать ситуативные связи между предметами. Ход: Ведущий предлагает детям 2 слова, не связанных смысловым значением. Дети должны придумать как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Например: газета – верблюд - Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету? - Что написано в газете про верблюдов? - Почему, читая газету, ты сутулишься как верблюд? Варианты: Банка – река Ножницы – дорога Линейка – книга Огонь раковина Карандаш – замок Шляпа – мост Солома – телевизор Утюг – трамвай. | Игра «Изобретатель» Цель: учить пользоваться приемом разделения - соединения; придумывать новые предметы из 2-х разных; зарисовать этот предмет. Ход: 10 картинок предметных. 1. рассмотреть каждый предмет и его функцию. 2. «Давайте поиграем в изобретателей. Будем изобретать новые предметы». 3. Ведущий показывает 2 картинки и предлагает нарисовать новый предмет. 4. Например: вилка – нож; табуретка – книжная полка; молоток – клещи; Затем обсудить функцию нового предмета. | ||||
Игра «Елочка»
Цель: активизировать словарный запас из нескольких ассоциативных полей. Учить комбинировать слова, устанавливать связи, составлять рассказы.
Ход: Игра начинается со стартового слова (имея существовать в И. п. ед. ч.).
На доске воспитатель пишет это слово или слова вниз пишутся слова или зарисовывает предметы, которые ассоциируются у детей, когда им называют этот объект.
-Какие вспоминаются слова? С кем (чем) дружат эти слова?
Затем через 20-30 сек делается 2переключение». Выбирается любое слово из этого столбика и вновь называются слова и записываются или зарисовываются во второй столбик так проделывается до 5 раз (т. е. до 5 столбиков)
Затем предложить детям составить рассказ, используя слова из «Елочки».
Например: стартовое слово: Игла.
Составление рассказа, дать название рассказу. | Игра «Почему так произошло?» 1 вариант (со старшей группы) Цель: учить устанавливать причинные связи между событиями. Ход: Ведущий называет 2 события, на первый взгляд, не связанные между собой и задает вопрос: «Объясни, почему так произошло?» Например: 1.Белка сидела на дереве и упустила шишку. 2.Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя. Ответ: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофер заблудился в лесу и самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя. Варианты: 1.Собака погналась за курицей. 2.Школьники не смогли поехать на экскурсию. 1.Молоко выкипело. 2.Самолет совершил вынужденную посадку. 1.Папа раскрыл книгу. 2. Комната наполнилась дымом. 1.Котенок подошел к блюдечку. 2.Мальчик не выучил урок. 1.Дворник взял метлу. 2.Мама вдела нитку в иголку. | ||||
Игра «Один – много» Цель: учить находить в одном предмете множество его составных частей. Закреплять понятие «один – много» Ход: - Ребята, сколько у меня расчесок? (одна). -Чего в расческе много? (зубчиков) Аналогично: - коробка стол - книга дерево - ковер дом -клубок цветок -морковь дом | Игра «Путаница» Цель: учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое. Ход: - Ребята, однажды Дели-Давай перепутал все слова в предложениях. Сначала он разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из слов, то у него получилось что-то необычное. Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое. Например: Летит колючий крокодил. ( снег) Висит зеленая собака. (слива) Самолет ползет по рельсам. (поезд) Мальчик ест скакалку. ( конфету) Летит воздушный диван. ( шар) Рычит лохматый слон. ( пес) Смотрю в прозрачное дерево. ( стекло) Дверь открывают вилкой. (ключом) Бабушка связала мягкие подушки. ( варежки) Мама сварила вкусный стол. ( суп | ||||
Игра «Четвертый лишний» Цель: научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение. Ход: На доске – изображение четырех предметов. Объяснить детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно. Например: - Вот помидор. Он будет лишним среди банана, яблока, апельсина. ПОЧЕМУ? (помидор – овощ, а все остальные фрукты). А теперь лишний – банан. ПОЧЕМУ? (банан – продолговатый, а остальные круглые). Лишний – апельсин. ПОЧЕМУ? (его можно разделить на дольки без ножа). Лишнее – яблоко. ПОЧЕМУ? (яблоко хрустит, когда его откусывают). Примечание: сравнение по цвету, весу, размеру, вкусу, где растет, количеству букв и т. д. | Игра «Пинг-понг» (наоборот) Цель: учить подбирать слова-антонимы. Ход: Воспитатель называет слово – дети называют слово противоположное по значению. Например: Словарик для детей 4-5 лет: Черное – белое; вход – выход; вперед – назад; большой – маленький; и т. д. Словарик для детей 5-6 лет: Сильный – слабый; влево – вправо; короткий – длинный; умный – глупый; сладкий – горький; быстро – медленно; трудолюбивый – лентяй; кривой – прямой. Словарик для детей 6-7 лет: Щедрый – скупой; одетый – голый; сеять – жать; плыть – тонуть; жидкий – густой; талантливый – бездарный; лохматый – расчесанный; упрямый – покорный; съедобный – ядовитый. Воспитатель не должен поощрять ответы с приставкой «не»: съедобный – несъедобный. | ||||
Игра «Букварина» Цель: закреплять буквы, количественный счет. Ход: 1. Пишется свое имя или другое слово. 2. Затем это слово зашифровывается. Место написания букв и их количество соответствуют номеру написания этой буквы в слове. Под местом буквы подразумевается номер строки. 3. Можно составлять эти буквы картинкой 4. Затем идет обводка контура. Например: ЛЕНА | Игра «На что похоже?» Цель: учить «превращать» схематическое изображение в образ предмета; развивать ассоциативное мышление. Ход: Ведущий предлагает детям карточку со схемой и спрашивает: - На что похоже? Дети предлагают свои варианты ответов. Например: Пуговица, торт со свечками, аквариум с рыбками, тарелка с яблоками, сыр с дырочками, печенье, колесо. Можно предложить назвать на что похожа буква, цифра, геометрическая фигура. | ||||
Игра «Дорисуй картинку» Цель: учить ассоциативному мышлению, видеть образ предмета по одной его части. Ход: Взрослый рисует на доске или листе бумаги часть предмета и предлагает ребенку дорисовать предмет. «Я начну рисовать, а ты дорисуй». Например: Можно предложить из букв, цифр, геометрических фигур дорисовать какой-нибудь предмет. | Игра «Цепочки ассоциации» Цель: активизирует словарный запас из нескольких ассоциативных полей. Ход: Ведущий предлагает детям ассоциацию из 2, 3-х прилагательных, а дети придумывают объект, к которому могли бы подходить данные свойства. Например: желтое, мягкое, пушистое (цыпленок, клубок); Длинное, серое, тягучее (жвачка…); Черное, длинное, холодное (металлическая труба, коридор, ночь, взгляд, земля, очередь, подъезд, кошка с улицы); Круглое и сладкое (печенье, конфета, яблоко, зефир …); Зеленое и прыгучее… Холодное, белое … | ||||
Игра «Бином фантазии» Цель: учить комбинировать слова. Устанавливать связи, составлять предложения. Ход: Выбираются два объекта, отдаленные друг от друга смысловым значением. Используя предлоги, падежи и союзы нужно установить отношения между этими двумя объектами. Предлоги (в, над, через, около, у …). Например: Подушка и крокодил. - подушка под крокодилом; - крокодил, прыгающий через подушку; - крокодил в подушке; - подушка, прыгающая через крокодила; Вопрос: Как это случилось? (Дети придумывают ситуацию, рассказ). | Игра «Кто (что) это такое может быть?» Цель: учить называть предметы и обосновать два противоположных значений предмета. Ход: Ведущий предлагает назвать объекты, в которых есть анатомические пары. Например: - Что может быть и горячим и холодным (одновременно). (утюг, чайник, плита, человек, самовар…) - и легким и тяжелым; - и длинным и коротким; - и гибким и твердым; - и гладким и шероховатым; - и мягким и твердым; - и острым и тупым. |