Картотека игр (триз) для детей 5- 6 лет




(развивает творческое мышление и воображение)

Игра «Соедини нас» Цель: учить устанавливать ситуативные связи между предметами. Ход: Ведущий предлагает детям 2 слова, не связанных смысловым значением. Дети должны придумать как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Например: газета – верблюд - Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету? - Что написано в газете про верблюдов? - Почему, читая газету, ты сутулишься как верблюд? Варианты: Банка – река Ножницы – дорога Линейка – книга Огонь раковина Карандаш – замок Шляпа – мост Солома – телевизор Утюг – трамвай. Игра «Изобретатель» Цель: учить пользоваться приемом разделения - соединения; придумывать новые предметы из 2-х разных; зарисовать этот предмет. Ход: 10 картинок предметных. 1. рассмотреть каждый предмет и его функцию. 2. «Давайте поиграем в изобретателей. Будем изобретать новые предметы». 3. Ведущий показывает 2 картинки и предлагает нарисовать новый предмет. 4. Например: вилка – нож; табуретка – книжная полка; молоток – клещи; Затем обсудить функцию нового предмета.
Игра «Елочка» Цель: активизировать словарный запас из нескольких ассоциативных полей. Учить комбинировать слова, устанавливать связи, составлять рассказы. Ход: Игра начинается со стартового слова (имея существовать в И. п. ед. ч.). На доске воспитатель пишет это слово или слова вниз пишутся слова или зарисовывает предметы, которые ассоциируются у детей, когда им называют этот объект. -Какие вспоминаются слова? С кем (чем) дружат эти слова? Затем через 20-30 сек делается 2переключение». Выбирается любое слово из этого столбика и вновь называются слова и записываются или зарисовываются во второй столбик так проделывается до 5 раз (т. е. до 5 столбиков) Затем предложить детям составить рассказ, используя слова из «Елочки». Например: стартовое слово: Игла.
Игла Еж Яйцо Швейная игла Елка нитка Ножницы Одежда Стол Швея ткань Стул Скатерть Тарелка Нога День рождения Подарки Цветы Друг Магнитофон Пирог Платье бант

Составление рассказа, дать название рассказу.

Игра «Почему так произошло?» 1 вариант (со старшей группы) Цель: учить устанавливать причинные связи между событиями. Ход: Ведущий называет 2 события, на первый взгляд, не связанные между собой и задает вопрос: «Объясни, почему так произошло?» Например: 1.Белка сидела на дереве и упустила шишку. 2.Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя. Ответ: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофер заблудился в лесу и самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя. Варианты: 1.Собака погналась за курицей. 2.Школьники не смогли поехать на экскурсию. 1.Молоко выкипело. 2.Самолет совершил вынужденную посадку. 1.Папа раскрыл книгу. 2. Комната наполнилась дымом. 1.Котенок подошел к блюдечку. 2.Мальчик не выучил урок. 1.Дворник взял метлу. 2.Мама вдела нитку в иголку.
Игра «Один – много» Цель: учить находить в одном предмете множество его составных частей. Закреплять понятие «один – много» Ход: - Ребята, сколько у меня расчесок? (одна). -Чего в расческе много? (зубчиков) Аналогично: - коробка стол - книга дерево - ковер дом -клубок цветок -морковь дом Игра «Путаница» Цель: учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое. Ход: - Ребята, однажды Дели-Давай перепутал все слова в предложениях. Сначала он разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из слов, то у него получилось что-то необычное. Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое. Например: Летит колючий крокодил. ( снег) Висит зеленая собака. (слива) Самолет ползет по рельсам. (поезд) Мальчик ест скакалку. ( конфету) Летит воздушный диван. ( шар) Рычит лохматый слон. ( пес) Смотрю в прозрачное дерево. ( стекло) Дверь открывают вилкой. (ключом) Бабушка связала мягкие подушки. ( варежки) Мама сварила вкусный стол. ( суп
Игра «Четвертый лишний» Цель: научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение. Ход: На доске – изображение четырех предметов. Объяснить детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно. Например: - Вот помидор. Он будет лишним среди банана, яблока, апельсина. ПОЧЕМУ? (помидор – овощ, а все остальные фрукты). А теперь лишний – банан. ПОЧЕМУ? (банан – продолговатый, а остальные круглые). Лишний – апельсин. ПОЧЕМУ? (его можно разделить на дольки без ножа). Лишнее – яблоко. ПОЧЕМУ? (яблоко хрустит, когда его откусывают). Примечание: сравнение по цвету, весу, размеру, вкусу, где растет, количеству букв и т. д. Игра «Пинг-понг» (наоборот) Цель: учить подбирать слова-антонимы. Ход: Воспитатель называет слово – дети называют слово противоположное по значению. Например: Словарик для детей 4-5 лет: Черное – белое; вход – выход; вперед – назад; большой – маленький; и т. д. Словарик для детей 5-6 лет: Сильный – слабый; влево – вправо; короткий – длинный; умный – глупый; сладкий – горький; быстро – медленно; трудолюбивый – лентяй; кривой – прямой. Словарик для детей 6-7 лет: Щедрый – скупой; одетый – голый; сеять – жать; плыть – тонуть; жидкий – густой; талантливый – бездарный; лохматый – расчесанный; упрямый – покорный; съедобный – ядовитый. Воспитатель не должен поощрять ответы с приставкой «не»: съедобный – несъедобный.
Игра «Букварина» Цель: закреплять буквы, количественный счет. Ход: 1. Пишется свое имя или другое слово. 2. Затем это слово зашифровывается. Место написания букв и их количество соответствуют номеру написания этой буквы в слове. Под местом буквы подразумевается номер строки. 3. Можно составлять эти буквы картинкой 4. Затем идет обводка контура. Например: ЛЕНА Игра «На что похоже?» Цель: учить «превращать» схематическое изображение в образ предмета; развивать ассоциативное мышление. Ход: Ведущий предлагает детям карточку со схемой и спрашивает: - На что похоже? Дети предлагают свои варианты ответов. Например: Пуговица, торт со свечками, аквариум с рыбками, тарелка с яблоками, сыр с дырочками, печенье, колесо. Можно предложить назвать на что похожа буква, цифра, геометрическая фигура.
Игра «Дорисуй картинку» Цель: учить ассоциативному мышлению, видеть образ предмета по одной его части. Ход: Взрослый рисует на доске или листе бумаги часть предмета и предлагает ребенку дорисовать предмет. «Я начну рисовать, а ты дорисуй». Например: Можно предложить из букв, цифр, геометрических фигур дорисовать какой-нибудь предмет. Игра «Цепочки ассоциации» Цель: активизирует словарный запас из нескольких ассоциативных полей. Ход: Ведущий предлагает детям ассоциацию из 2, 3-х прилагательных, а дети придумывают объект, к которому могли бы подходить данные свойства. Например: желтое, мягкое, пушистое (цыпленок, клубок); Длинное, серое, тягучее (жвачка…); Черное, длинное, холодное (металлическая труба, коридор, ночь, взгляд, земля, очередь, подъезд, кошка с улицы); Круглое и сладкое (печенье, конфета, яблоко, зефир …); Зеленое и прыгучее… Холодное, белое …
Игра «Бином фантазии» Цель: учить комбинировать слова. Устанавливать связи, составлять предложения. Ход: Выбираются два объекта, отдаленные друг от друга смысловым значением. Используя предлоги, падежи и союзы нужно установить отношения между этими двумя объектами. Предлоги (в, над, через, около, у …). Например: Подушка и крокодил. - подушка под крокодилом; - крокодил, прыгающий через подушку; - крокодил в подушке; - подушка, прыгающая через крокодила; Вопрос: Как это случилось? (Дети придумывают ситуацию, рассказ). Игра «Кто (что) это такое может быть?» Цель: учить называть предметы и обосновать два противоположных значений предмета. Ход: Ведущий предлагает назвать объекты, в которых есть анатомические пары. Например: - Что может быть и горячим и холодным (одновременно). (утюг, чайник, плита, человек, самовар…) - и легким и тяжелым; - и длинным и коротким; - и гибким и твердым; - и гладким и шероховатым; - и мягким и твердым; - и острым и тупым.  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: