Инновационного менеджмента.




Инновационный процесс. Субъекты и объекты инновационной деятельности

Инновационный процесс -процесс преобразования научных знаний в инновацию(фунд.исслед-приклад.ислед.-опытно констр.разраб.-опытное произв.-выпуск продукции-сбыт-эксплуотация.

Объектами. Объектом инновационной деятельности являются все виды новшеств, которые могут быть воплощены в товарах, работах, услугах с тем, чтобы эти продукты могли считаться новыми или усовершенствованными, то есть приобрели статус инноваций. Объектами инновационной деятельности могут быть: объекты интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы и др.); средства индивидуализации лиц и товаров (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров); результаты законченных научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ и экспериментальных разработок и др.

Субъектами инновационной деятельности могут быть любые субъекты предпринимательской деятельности. По выполняемым в процессе инновационной деятельности функциям субъекты могут выступать в роли заказчика, исполнителя инновационной программы, потребителей инноваций.

 

 

2. Приемы

инновационного менеджмента.

Прием инновационного менеджмента – это способ воздействия субъекта управления на управляемую подсистему (объект управления), которая включает в себя инновации, инновационный процесс и отношения на рынке реализации инновации. Движение ин­новации от ее возникновения до диффузии связано с движением инвестиций, вложенных в эту новацию. Поэтому все приемы инновационного менеджмента основаны на денежных отношениях, возникающих в процессе движения инноваций на рынке. Таким образом, общим содержанием всех приемов инновационного менеджмента является воздействие на инновации денежных отношений, возникающих между продуцентом или продавцом инновации, с одной стороны, и покупателем этой инновации – с другой.

Приемы инновационного менеджмента подразделяют на следующие группы:

1) приемы, воздействующие только на производство инновации;

2) приемы, воздействующие как на производство, так и на реализацию, продвижение и диффузию инновации;

3) приемы, воздействующие только на реализацию, продвижение и диффузию инновации.

Приемы первой группы имеют своей целью создание нового продукта или операции (технологии) с высокими качественными параметрами. К этим приемам относятся бенчмаркинг и способы маркетинговых воздействий на инновации, а именно, способы маркетинговых исследований и планирование маркетинга инноваций.

Вторая группа приемов инновационного менеджмента охватывает приемы инжиниринга и реинжиниринга инно­вации, а также брэнд-стратегию инновации.

В состав третьей группы приемов инновационного менеджмента входят ценовой прием управления, фронтирование рынка и мэрджер. Главная цель приемов этой группы – это ускорение продажи инноваций с наибольшей выгодой и эффективностью как в текущий момент времени, так и с большей отдачей в будущий период

3Инновационный проект: понятие, участники, типология. ИП -система взаимоувязанных целей и программ их достижения, соответствующих образом увязанных по ресурсам срокам исполнителям и оформленные комплектом проектной документации.Участники: заказчик, инвестор, проектировщик, поставщик, исполнитель, нучно – технические советы, руководитель проекта, команда проекта, поддерживающие структуры проекта.

Виды ИП: По времени: краткосрочные(до 3х лет) среднесрочные(3-5) долгосрочные (более 5 ). По виду удовлетворенности потребностей: ориентировка на создание новых потребностей, или удовлетворение существующих. По характеру целей: конечные промежуточные. По типу инновации: новый продукт, новый метод производства, новый рынок, новый источник сырья,новая структура управления. По уровню принимаемых решений: федеральные, региональные, отраслевые проекты и проекты отдельного предприятия

 

 

4. Статистические и динамические показатели эффективности проектов.

Статические методы оценки экономической эффективности относятся к простым методам, которые используются главным образом для быстрой приближенной оценки экономической привлекательности проектов. Они могу быть рекомендованы для применения на ранних стадиях экспертизы инновационных проектов, а также для проектов, имеющих относительно короткий инвестиционный цикл. Динамические методы оценки эффективности инновационных проектов основаны на дисконтировании денежных потоков: текущей стоимости; рентабельности; ликвидности. Метод текущей стоимости основан на определении чистого дисконтированного дохода, выступающего в качестве показателя интегрального экономического эффекта от проекта. Чистый дисконтированный доход NPV рассчитывается как разность дисконтированных денежных потоков поступлений и платежей, производимых в процессе реализации проекта за весь инвестиционный период. Метод рентабельности используется для определения показателя внутренней рентабельности проекта, при которой дисконтированная стоимость поступлений денежных средств по проекту равна дисконтированной стоимости платежей. Метод ликвидности предназначен для определения периода окупаемости (срока возврата) инвестиций.


5. Инфраструктура инновационной системы. - Совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции. К инфраструктуре инновационной системы относятся центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др.;..."

Виды (подсистемы) инновационной инфраструктуры: 1финансовая: различные типы фондов (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), а также другие финансовые институты, такие как, например, фондовый рынок, особенно в части высокотехнологичных компаний;

2производственно-технологическая (или материальная): технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы и т.п.;

3информационная: собственно базы данных и знаний и центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные и т.п. центры (т.е. организации, оказывающие услуги);

4кадровая: образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т.д.;

5экспертно-консалтинговая: организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга, как общего, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т.д.).

6. Технологическая инфраструктура инновационной деятельности. 1.технопарки -организация являющаяся юр.лицом,которая имеет единую систему управления тесные связи с университетом или научным центром,пром.предприятием,и осуществляющая на находящкмся под ее юрисдикцией территории формирования соврем.информ.среды. 2.наукограды -муниципальное образование,со статусом городского округа имеющие высокий научно-технический потенциал с градо-образующим научно-производственным комплексом.критериинаукограда:численность рабочих в организациях научн.произв.компания должна составлять не менее15%,оббьем научно техн.продукции должен составлять не менее 50%,обьема продукта всех хоз.субьектов,или стоимость основных фондов клмплекса должна составлять не менее 50% общей стоймости фондов. 3.бизнес-инкубаторы- организация созданная для поддержки предпринемателей на ранней стадии деятельности

7 Активные и пассивные инновационные стратегии.

Инновационные стратегии - модель поведения компании в рыночных условиях. Инновационная стратегия входит в систему инструментов управления предприятием. По характеру проведения и содержанию инновационные стратегии можно разделить на 2 группы: 1 .активные 2.пассивные

Активные инновационные стратегии могут быть следующих видов:

- стратегия технологического лидера. Она, как правило, включает: разработку нового вида продукции и технологии, инвестирование НИОКР, новые модели управления, в том числе в условиях высокого риска.

- стратегия следования за лидером. Суть: предприятие испытывает новейшие технологии, разработанные другими организациями.

- стратегия копирования. Суть заключается в организации производственной деятельности на основе покупки лицензии у разработчика или лидера.

- стратегия зависимости. Она основана на процессе усовершенствования, степень инновационной активности не очень высока, часто используют процесс имитации новых видов продукции.

Пассивные маркетинговые инновационные стратегии. В данном случае речь идет о том, что компания постоянно осуществляет нововведения в области маркетинга, при этом традиционная продукция остается неизменной. Пассивные или маркетинговые инновационные стратегии предполагают использование новых маркетинговых подходов к продвижению старой, традиционной продукции. Здесь речь идет обычно о таких аспектах, как новая дифференциация продукта или репозиционирование.

8. Классификация инновационного поведения фирм. В решении задачи существенную роль призваны сыграть теоретические разработки экономистов, закладывающие научно-методологические основы проектирования конкурентоспособных промышленных структур. В основу при этом кладется так называемый биологический подход к классификации конкурентного поведения, Согласно этому:

1) виолентное, характерное для крупных компаний, осуществляющих массовое производство, выходящих на массовый рынок со своей или приобретенной новой продукцией, опережающих конкурентов за счет серийности производства и эффекта масштаба. В России к ним можно отнести крупные комплексы оборонной и гражданской промышленности;

2) патиентное, заключающееся в приспособлении к узким сегментам широкого рынка (нишам) путем специализированного выпуска новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками;

3} эксплерентное, означающее выход на рынок с новым (радикально инновационным) продуктом и захватом части рынка;

4) коммутантное, состоящее в приспособлении к условиям спроса местного рынка, заполнении ниш, по тем или иным причинам не занятых «виолентами» и «патиентами», освоении новых видов услуг после появления новых продуктов и новых технологий, имитации новинок и продвижении их к самым широким слоям потребителей.

 

 


 

 

9. Государственное регулирование инновационной деятельности.

Цель государственного регулирования инновационной деятельности – это создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод.

Задачей государственного регулирования инновационной деятельности является регулирование международных связей в области инновационной деятельности.

Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности: экономическое, организационное, финансовое, нормативно -правовое. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности.

Экономические факторы государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:

§ развитие рыночных отношений;

§ проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций;

§ создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами;

§ обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере;

§ расширение спроса на инновации;

§ предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации;

§ содействие модернизации техники;

§ развитие лизинга наукоемкой продукции;

§ активизация предпринимательства;

§ пресечение недобросовестной конкуренции;

§ поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке;

§ развитие экспортного потенциала страны;

§ развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере;

§ внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы

Организационные факторы государственного регулирования инновационной деятельности:

§ организационная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;

§ содействию развитию инновационной деятельности;

§ кадровая поддержка инновационной деятельности;

§ содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность;

§ моральное стимулирование инновационной деятельности;

§ информационная поддержка деятельности(обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере);

§ содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ, развитию международного;

§ защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.

Финансовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности:

§ проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности;

§ направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования;

§ выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но непривлекательных для частных инвесторов;

§ создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере;

§ предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантии российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности;

 

федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов;

Нормативно-правовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности:

§ установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности;

§ гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.

10. Источники финансирования инновационной деятельности

- Бюджетные средства (средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов).

- Внебюджетные средства, включают:

собственные средства организаций, осуществляющих инновационную деятельность,

средства инвесторов.

Бюджетные средства

Финансирование инновационной деятельности за счет бюджетных средств осуществляется в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной политики и предназначается как для решения крупномасштабных научно-технических проблем, так и для поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства.

Средства, выделяемые из федерального бюджета, направляются на финансирование:

- государственных инновационных фондов

- федеральных целевых инновационных программ и высокоэффективных инновационных проектов;

- программ государственной поддержки инновационной деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: