Произведение Б.Житкова «Что я видел» :образ героя- « почемучки»




Поэзия пестования: жанровое разнообразие, художественные особенности. Роль в развитии современного ребенка. Воспитательная ценность поэзии пестования.

В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких.

Поэзия пестования многообразна по поэтике, по характеру исполнения и по назначению. Г.С. Виноградов отнес к потешкам песенки и прибаутки. О.И. Капица выделила пестушки и потешки, песенки и прибаутки. В.П. Аникин объединил их термином прибаутки. А.Н.Мартынова и М.П. Чочкина, обращаясь к генетической природе поэзии пестования, разделили ее на группу: собственно колыбельные песни и колыбельные, заимствованные из традиционных хороводных песен, загадок, мифологических рассказов и благопожеланий. «Поэзия пестования» связана с воспитанием маленьких детей, с заботой и уходом за ними. А.Н. Мартынова, анализируя структуру колыбельных песен, выделяет 2 компонента в ней и на основе этого вычленяет песни императивные и повествовательные. Самыми распространенными из собранных песен данного жанра является песни с императивом, который чаще всего употребляется в начале или в конце текста:

Баю, баюшки, баю, Не ложися на краю,

Придет серенький волчок И укусит за бочок.

Пестушки – короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни.

Потягушки-потягунушки, Поперѐк-толстунушки,

А в ножки - ходунушки, А в ручки - хватунушки, А в роток - говорок, А в голову - разумок.

Потешки – песни, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками.

Они помогают ребенку быстрее овладеть речью, познать богатства русского языка, готовят к восприятию шутки, юмора, учат радостно постигать окружающий мир. Потешки - более разработанная игровая форма, чем пестушки. Потешки развлекают малыша, создают у него веселое настроение. Как и пестушкам, им свойственна ритмичность:

Тра-та-та, тра-та-та, Вышла кошка за кота! Кра-ка-ка, кра-ка-ка, Попросил он молока! Дла-ла-ла, дла-ла-ла, Кошка-то и не дала!

Прибаутки – это жанр, объединяющий произведения, не связанные с игровыми действиями. О.И.Капица и В.П. Аникин, дифференцируя прибаутки, объединили песенки и прибаутки для детей под одним термином.

Прибаутки – песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах.

Дили-дили-дили-дон, загорелся кошкин дом. Кошка выскочила, глаза выпучила,

Бежит курочка с ведром, заливает кошкин дом.

Материнский фольклор (поэзия пестования) наиболее гармонично влияет на формирование у ребенка навыков и умений, представлений, расширяет знания об окружающем мире, способствует не только его физическому совершенствованию, но и психо – эмоциональной гармонизации. Благодаря этническим особенностям фольклора, его национальной окраске ребенок легко вливается в социум, приобретая сакральные знания, зашифрованные в текстах своего народа.

Колыбельная песня развивает мышление, способствует развитию разговорной речи. По мере взросления ребенок сталкивается с другими формами фольклора. Петушки, потешки и прибаутки способствуют развитию моторики, учат ребенка постепенно овладевать своим телом, а, следовательно, улучшают его физические показатели. Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, развивают творческий потенциал ребенка. Ребенок полностью раскрывается в игре. Развивается как в физической, так и в эмоциональной сфере. Таким образом, можно сказать, что фольклор способствует освоению ребенком всех сфер жизни в игровой форме, что способствует его гармоничному и всестороннему развитию.

Вопрос 37

Произведение Б.Житкова «Что я видел»:образ героя- «почемучки»

Вершина творчества Житкова – повесть-энциклопедия «Что я видел» (опубл. в 1938, посмертно), ставшая настольной книгой многих поколений детей, где писатель в жанре путешествия четырехлетнего мальчика Алеши-«Почемучки», от лица которого написана книга, отвечает на разнообразные вопросы, возникающие у малыша при первом столкновении с «чудом» железной дороги, новыми людьми, предметами и животными.

Это герой-почемучка пытливый, любознательный малыш, эмоционально воспринимающий мир. Его бесконечные «Почему?» свидетельствуют о степени познавательной активности, свойственной данному возрасту, психологию которого тонко понял писатель.
Все понятия и представления о чем-либо доступны читателю потому, что Алеша по-своему объясняет их: потолок в комнате «так высоко, что ни один мальчик камень до него не добросит»; «полочка не дощатая, а из сетки, как будто от кроватки для детей».
Алеша так же, как дошкольники всех времен, не понимает переносного значения слов (котлеты горят – кричит повар, он подумал, что и правда горят, но бабушка объяснила, что они сильно поджарились).
Автор заведомо знает, что будет интересно малышу, поэтому он подробнее рассказывает о том, как выглядят животные и птицы, каковы их поведение, пристрастия: А сам павлин блестит. Он синий и блестит, как стеклянный. На голове у него торчком стоят тоненькие перышки, как иголочки с шишечками. И они все в ряд стоят. И он стоял, как очень важный.
Его герой побывал и в столице, и в деревне, проехал полстраны, сменил место жительства, расставался и вновь встречался с родителями, познакомился со множеством добрых людей – и детей, и взрослых, освоил самые необходимые слова в новом для него украинском языке, понял, как следует себя вести на вокзале, в незнакомом городе, в самолете («папа…объяснил, что потому вату в уши положил, что машина очень шумит и у меня потом могут уши заболеть»).
Алеша прошел хорошую школу воспитания. Люди, окружавшие его, всегда спешили на помощь: бабушка – к утонувшему мальчику и больной женщине, Петя в зоопарке – к самому Алеше, чтобы тот увидел и узнал как можно больше. Алеша понял, что все – и маленькие, и большие – трудятся. Даже в детском саду есть свой огород. В случае с мячом, улетевшим за борт парохода, бабушка научила Алешу не прятаться, а вовремя сознаться в содеянном, чтобы душа была спокойна, чтобы в следующий раз прежде, чем что-то сделать, он думал о последствиях своего поступка.
Житков обладал удивительной цельностью восприятия ребенка. Он знал особенности его памяти, языка, мышления, поведения. Он знал, когда можно «позволить» поплакать своему маленькому герою, а когда этого делать не стоит. Он предугадывал его вопросы и желания. Увидев лошадку, Алеша тут же просит, чтобы папа подарил ему такую же. Писатель «устраивает» зоопарк в гостиничном номере. Он знает, что накопленные мальчиком во время посещения зоопарка впечатления столь сильны, что требуют выхода в игре: «А когда я ложился спать, я попросил маму, чтобы она дала мне мишку.
И стал мишкой ходить по постели, как те мишки в зоопарке…»
В восприятии мира автор умеет стать на позицию ребенка. Это хорошо показано в тех главах, где Алеша встречается с девочкой Любой, которая была «немножко побольше» его. Ему непонятны ее капризы, перешептывания с мамой, просьбы, чтобы ее за руку «тянули». Обратите внимание на слово «тянули». Выбрав его вместо «вели», писатель одним словом подчеркнул, как Алеша относится к капризам девочки.
Да, все эти «что» и «почему» — не что иное, как способ познания мира. И он для малыша пока практически единственный. Это позже ребенок научится пользоваться справочной литературой, черпать информацию из книг, телепередач и Интернета. А пока главный источник информации для него — близкие люди, мама с папой. Закладывается любовь к знаниям, исследовательский интерес, а это — основа дальнейшего успешного школьного обучения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: