АФО НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ. ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ.
(лекция)
ПЛАН.
1. АФО нервной системы.
2. Особенности строения головного и спинного мозга в детском возрасте.
3. безусловные рефлексы и условно-рефлекторная деятельность, развитие органов чувств.
4. Методика исследования нервной системы у детей.
5. Нервно-психическое развитие, его особенности у детей раннего возраста.
6. Оценка НПР детей по основным показателям.
7. Определение группы НПР, гармоничности.
8. Значение воспитательных воздействий для правильного нервно-психического развития ребенка.
К моменту рождения ребёнка центральная и периферическая нервная система не достигает полного развития, в то же время к ней предъявляются повышенные требования.
Головной мозг.
Масса головного мозга при рождении относительно велика, но мозговые извилины и борозды развиты недостаточно, серое вещество плохо дифференцировано от белого, практически отсутствует миелиновая оболочка. Мозговая ткань богата водой, содержит мало специфических органических веществ.
Особенно интенсивно развитие борозд и извилин идёт на первом году жизни. Дифференцировка нервных клеток достигается к 3 годам, к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору взрослого человека. Окончательная миелинизация нервных волокон заканчивается в зрелом возрасте.
Спинной мозг.
Развивается раньше и является структурно и функционально более зрелым. Он относительно длиннее спинного мозга взрослого, что учитывают при необходимости выполнения спинномозговой пункции.
Безусловные рефлексы и условно-рефлекторная деятельность.
|
Ребёнок рождается с рядом безусловных рефлексов (сосательным, глотательным, защитным). У новорождённого отмечаются и некоторые примитивные рефлексы, исчезающие со временем (хватательный, Бабкина, Моро, опоры, ходьбы, ползание).
Образование условных рефлексов на 1 месяце жизни ограничено, так как ЦНС быстро утомляется, развивается торможение, и ребёнок погружается в сон. В 2-3 недельном возрасте можно выработать простые условные рефлексы на положение тела под грудью и покачивание. С конца 3-его месяца условные рефлексы становятся довольно сложными, тонко дифференцированными. Их выработка зависит от функциональной зрелости коры головного мозга и развития органов чувств: осязания, вкуса, обоняния, слуха и зрения.
Развитие органов чувств.
У новорождённого достаточно хорошо развиты вкус и чувство осязания, хуже обоняние. Самым сложным является развитие слуха и зрения.
В первые 1,5 года формируются основные функции коры головного мозга – от первых условных рефлексов до второй сигнальной системы.
Нервно-психическое развитие
- это те умения и навыки, развитие соответствующих анализаторов, которые должны проявляться в определённом возрасте.
Процесс НПР скачкообразен и неравномерен. Темпы его развития в различные периоды жизни ребёнка неодинаковы. На каждом возрастном этапе есть свои «ведущие» линии развития, воздействуя на которые можно развить соответствующие психические процессы и качества, которые трудно сформировать в более позднем возрасте.
На 1 году жизни таких линий 8, на 2 – 6, на 3-ем – 5.
|
На 1году жизни 1 эпикризный срок = 1 месяцу, на 2 году жизни 1 эпикризный срок = 3 месяцам, на 3 году жизни = 6 месяцам.
«Ведущие» линии развития:
1. Аз – анализаторы зрения
2. Ас – анализаторы слуха
3. Э – эмоции
4. До – движения общие
5. Др – движения рук и действия с предметами
6. Пр – понимаемая речь
7. Ар – активная речь
8. Н – навыки и умения в процессах.
На первом месяце жизни оцениваются первые 4, из выше перечисленных, «ведущих» линий.
В 1-ом полугодии значимые – Аз, Ас, Др. Во 2-ом полугодии – Пр, До и действия с предметами.
На 2 году жизни – 6 линий развития:
1. Пр – понимание речи
2. Ар – активная речь (самое главное)
3. С – сенсорное развитие (различает предметы по цвету, форме, объёму и т.д.)
4. И – сюжетная игра
5. Д – движения
6. Н – навыки.
На 3-ем году жизни – 5 «ведущих» линий развития:
1. Ар – активная речь
2. С – сенсорное развитие
3. И – игра
4. Д – движения
5. Н – навыки.
Основное – речь.
От 4 до 7 лет пользуются данными наблюдения за поведением во время различных режимных моментов.
Ведущие показатели:
v Моторное развитие и зрительная координация (равновесие при ходьбе, статистическое равновесие, прыжок и т.д.)
v Развитие речи (звуковая культура, грамматическая правильность, чтение стихов, пересказ, рассказ и т.д.)
v Познавательная деятельность (количество и счётная величина, ориентация в пространстве и времени, конструирование, воспроизведение, обобщение, ощущения цвета и т.д.)
v Социально-культурное развитие (культурно-гигиенические навыки, самостоятельность и трудолюбие, взаимоотношения с окружающими и т.д.).
|
Используя возрастную модель нормального развития, можно определить уровень и гармоничность НПР ребёнка. Для этого необходимо:
1) определить уровень каждого показателя у данного ребёнка и выяснить, есть ли задержка НПР;
2) найти показатель с наибольшей задержкой развития и определить группу НПР: 1 группа – дети с опережающим и нормальным развитием, 2,3 и 4-ая группы – дети с задержкой соответственно на 1,2,3 эпикризных срока;
3) если задержка неравномерна, то это свидетельствует о негармоничности НПР.
4) Если задержка равномерна, то определяют степень: 1 степень – задержка на 1-2 показателя, 2 степень – на 3-4 показателя, 3 степень – на 5-7 показателей.
Оценку НПР проводит медицинская сестра, контролирует её работу врач.
Алгоритм определения НПР.
Различают 4 группы НПР:
v 1 группа – здоровые дети, НПР соответствует или опережает;
v 2 группа – начальные отклонения НПР;
v 3-4 группы – выраженные отклонения.
1) Определяем, есть ли задержка по «ведущим» линиям;
2) Находим показатель с наибольшей задержкой и по нему определяем группу НПР;
3) Определяем, равномерна ли задержка: 1-2 показателя – 1 ст.; 3-4 показателя – 2 степень; 5-6 показателей – 3 ст.
4) Оформляем заключение: указываем группу и степень;
5) Определяем меры воспитательного воздействия.
Пример: Девочке 11 месяцев, Аз – 11, Ас – 11, Э – 11, Др – 11, До – 10, Пр – 11, Ар – 10, Н – 11. До и Ар отстают на 1 эпикризный срок, значит по НПР девочку можно отнести во 2-ую группу. Поскольку задержка выявлена по 2 показателям и она равномерна, то определяем её степень, как 1-ая. Заключение: 2 группа НПР, 1-ая степень.
Пример: Мальчику 2 года, Пр – 2, Ар – 1,6, С – 1,9, И – 1,9, До – 2, Н – 2. Задержка Ар – на 2 эпикризных срока, а С, И – на 1 эпикризный срок. При задержке на 2 эпикризных срока НПР следует отнести в 3-ю группу. Так как задержка неравномерная (Ар – 1,6, С и И – 1,9), то определяем развитие ребёнка как негармоничное. Заключение: 3 группа НПР, негармоничное развитие.
ВОПРОСЫДЛЯ КОНТРОЛЯ.
1. Назовите особенности строения и функции головного и спинного мозга.
2. Охарактеризуйте безусловные рефлексы новорожденного ребенка и особенности условно рефлекторной деятельности.
3. Перечислите и охарактеризуйте ведущие линии НПР для ребенка первого года жизни.
4. Перечислите и охарактеризуйте ведущие линии НПР для ребенка второго года жизни.
5. Перечислите и охарактеризуйте ведущие линии НПР для ребенка третьего года жизни.
6. назовите эпикризные сроки для ребенка первого, второго и третьего года жизни.
7. Составьте алгоритм определения НПР.
1.