Культура России в конце 19- начале 20 веков




Городская и сельская жизнь
Нач 20в Крупные города играли особую роль в модернизации страны, как центры сосредоточения основных ученых и культурно-просветительских учреждений. В городах появлялись водопровод, канализация, эл.освещение на улицах и в домах. Появились трамваи и телефонная связь. Основная масса населения продолжала существовать в рамках традиционной народной культуры, векового опыта хоз.деятельности и организации повседневной жизнедеятельности. Основная черта интеллигенции – противостояние власти. Выражение одобрения власти считалось дурным тоном.
Достижения науки
2пол 19в Российские ученые значительно обогатили мировую науку важными открытиями. Менделеев- периодический закон хим.эл-ов. Сеченов- разработка физиологических основ внешней нервной системы человека.
Нач 20в 1)Нобелевская премия Павлову и Мечникову 2)Темирязева избрали почетным доктором Кэмбриджского универа за исследования в области физиологии растений. Крылов составит таблицу непотопляемого коробля. Вернадский разработал целостное учение о биосфере. Жуковский считался основателем научной теории авиации за свои труды в области теоретической аэродинамики. Конструктор Сикорский создал самый большой в мире четырехмоторный самолет «Русский витязь» и еще более совершенный «Илья Муромец». Циолковский стал первопроходцем в разработке теории движения реактивных аппаратов. Попов изобрел радио. Первым в истории проход всего Северного морского пути. Некоторые исследовательские проектры происходили на средства благотворительных пожертвований
Идейные искания и худ.культура
Кон 19в В духовной жизни этой поры отразились сложность и противоречивость эпохи, полностью острейших конфликтов и полит.битв. У интеллигенции были популярны учения Л.Н.Толстого, философия Нитше о сверхчеловеке. Эконом.теория К.Маркса. Появился сборник «Вехи» (Бердаев, Булгаков и др.). Поднимался вопрос об оценке русской революции, о роли интеллигенции в ней. В культурной жизни той поры шли поиски путей обновления форм худ.творчества и снижения его соц.пафоса, переоценка ценностей, возрастал интерес к духовному миру личности. В среде интеллигенции широко распространялись настроения непринятия действий, предчувствие грядущих потрясений, тоски и пессимизма. В 1910г появляется акмеизм. Они провозглашали культ реального, земного бытия, но желания преобразовывать мир было им чуждым. Одновременно с акмеизмом возникает футуризм. Революция формы вне зависимости от содержания, абсолютная свобода слова. Чрезвычайно Возросла роль театра. Создание Станиславским худ.театра в мск (1898г) стало событием громадного значения. Основа репертуара – драматургия Чехова и Горького. Рождалась новая система Станиславского. В конце 1890г в России появился кинематограф. Первый русский кинопредприниматель Ханжонков в 1907-1908г построил в мск кинофабрику и ряд кинотеатров. К 1913г в городах России работало более 1400 кинотеатров. В архитектуре стиль- модерн. Сложные процессы протекали в живописи. Передвижничества уже не было достаточно. Мифологическая живопись, импрессионизм. Появлялись культурные объединения «Мир искусства», «Голубая роза». Появляются такие худ.направления, как примитивизм, абстракционизм, супрематизм. Авангард пытался раздвинуть рамки традиционного понимания, что привело к появлению модернизма. Русские сезоны в Париже(балетное и оперное искусство демонстрировались под руководством Дягилева). В канун революционных событий 1917г Россия обладала богатейшим культурным населением. Развитие отечественной культуры характеризовалось состоянием непредельного раскола. Элитарной культуре просвещенной части общества противостояла традиционная культура основной массы народа. Глубина этого разрыва стала особенно очевидной в предреволюционный период
  «Музыка революции»: искусство, общество и власть в 1917-1922г
Смена власти, происходившая в стране дала новый импульс развитию худ.творчества. События октября 1917г разделили деятелей искусства на горячих сторонников новой власти, аполитичных наблюдателей и ее яростных противников. Советская власть поначалу поддерживало представителей нового искусства, поскольку они вопрощали революционное, деструктивное начало по отношению к традициям прошлого. Отличительная черта первых революционных лет- выход искусства на улицы. Сам суровый, аскетичный быт был опоэтизирован в произведениях тех художников, которые услышали в нем музыку будущего. Массовый отклик находило искусство «Плаката». Художник Черемных предложил вывешивать плакаты в пустующих витринах магазинов. Плакаты знаменитых «Окон РОСТа» делали лучшие художники страны. Агитация за новый быт велась средствами коммерческой рекламы, дурно развивавшейся в годы НЭПа. Символом романтических иллюзий послереволюционных лет выглядит проект памятника 3ему интернационалу, созданной художником Татлиным. Овеянные романтикой революции в 20 годы создавали свои произведения скульпторы Шадр, Мухина и др. В 1918г был разработан гос.план монументальной пропаганды. Ленин утвердил список людей, которым предлагалось поставить монументы в Мск и др.городах РСФСР. Руководил этим проектом - Луначарский
Художественное многообразие в 1920 года
Среди самых знаменитых объединений, составявших на популярных идейных позициях, оказались Левый фронт искусств(ЛФИ) и Ассоциация художников революционной России (АХРР) ЛФИ: Асеев, Брик, Маяковский. Власти сдержанно относились к радикальному искусству. Поддержкой правящей партии пользовалось объединение, противостоявшее ЛФИ-АХРР. Участники: Богородский, Герасимов, Бродский и др.) Вместе с тем в 1920е года партийное руководство воздерживалось от прямого вмешательства в худ.жизнь. Попытки ЦК определить линию ВКП(б) в области литры спровоцировало ожесточенную перепалку между Троцким и Бухариным, но не привела к принятию административных решений. Между тем некоторые группы добивались того, чтобы власти поддержали их претензии выступать от имени «единственно правильного» пролетарского искусства. Борьба творческих группировок отражала весь спектр настроений творческой интеллигенции. Ожесточенная полемика шла вокруг постановки пьесы Булгокова «Дни Турбиных» во МХАТе. Левые требовали ее запретить, но она нравилась Сталину. Началась резкая критика сатирика Зощенко, запретили к публикации романа-антиутопию Замятина «Мы»
Архитектура и зрелищные искусства, как воплощение идеи соц.новаторства
Изменение условий соц.жизни сформировавший общественный запрос на новую городскую среду, в которой коллективное начало господствовало бы над личными интересами. Для массовой культуры работы оказались востребованными общественные здания, отвечающие эстетическим потребностям «нового мира». Архитектурное творчество 20х годов и строй, развернувшиеся в условиях форсированной (И) страны, стали сферой самых смелых поисков и новаторских решений. Архитекторы(1920-1930): Мельников, Леонидов, Щусев создали новые обряды и формы, свидетельствовавшие о рождении нового стиля- Конструктивизма. Средством мобилизации людей на поддержку власти стали зрелищные искусства. Прежде всего-киноискусство. В ранние годы советской власти документальные фильмы снимали Довженко и Пудовлин. Главными героями стали народ и коллектив единомышленников. Эйзенштейн снял кинофильм «Броненосец Потемкин». Помехи новых худ.форм в театральном искусстве 1920х годов связаны с именем В.Э.Мейерхольда. Основную задачу советского театра он сформулировал как служение революции во имя радикального обновления искусства и преодоления традиций академического театра.
Культура и искусство СССР в предвоенное время
Утверждение метода соц.реализма в искусстве
Единственно верным худ.методом литры и искусства провозглашался социалистический реализм. Горький в докладе на 1ом Всесоюзном съезде советских писателей выступил с описанием нового метода, как творческой программы советских литераторов. Был создан Союз писателей СССР. Литра становилась мощным оружием пропаганды идей правящей партии. В литру вошел новый герой, убежденный в правоте социалистических идей, борец за дело революции и строительство нового мира.
Воспитание нового человека
Важнейшим и по-настоящему массовой формой пропаганды официальной идеологии стала клубная деятельность, призванная «воспитывать общественность». По состоянию на январь 1936г в стране насчитывалось 5123 клуба и 65 тысяч красных уголков. Красные уголки организовались при предприятиях, в учреждениях. В этих небольших по размерам помещениях проводились лекции и собрания. Кружки худ.самодеятельности и радиолюбительства были особенно популярны. Люди всех возрастов проводили часы досуга в парках культуры и отдыха. Ежегодные парады физкультурников. Религиозные праздники власти пытались искоренить
Искусство и гос.строительство
Подвернувшееся в годы 2ой пятилетки масштабное строительство общественных зданий и крупных соц.объектов воплощали энергию созидания великого социалистического гос-ва. Театр Красный армии(в форме пятиконечной звезды). «Рабочий и колхозница» Мухина. Кинематограф 1930х годов отразил основные черты творческого процесса- простые и доступные массовому зрителю худ.средства, направленных на идеологическую обеспеченность победы социализма. Волна репрессий конца 1930х годов унесла жизни многих представителей творческой интеллигенции. Всемирной поддержкой пользовалось оперное и балетное искусство. Предпочтения отдавалось исторической и историко-революционной тематике.
Культурная революция в 1930 годы
В 1930годы огромное значение придавалось осуществлению культурной революции. В стране принимались меры ликбезу, развитию науки. Декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». Появились рабфаки. Введено обязательное четырехлетнее образование, а для городов и промышленных районов- семилетнее, с проф-тех.уклоном. К концу 1930 годов в стране действовало свыше 850 научно-исследовательских институтов. Во многих районах РСФСР и союзных республиках создавались филиалы научных академий СССР. На основе расчетов математики и судостроения Крылова велось строительство океанского флота. Ученые и изобретатели независимо друг от друга испытали ракетные двигатели
Духовная жизнь в СССР в 1940-1960 года
Развитие культуры и науки в 1ые годы
Патриотический подъем военных лет способствовал формированию в обществе настроений ожидания перемен. Мобилизация проводилась в жестоких условиях для скорейшего восстановления экономики. (1946г)-Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах Звезда и Ленинград», направленное против инакомыслия. Последовала партийная критика репертуара ряда драм.театров. В печати и на организованных собраниях осуждали творчество Ахматовой, Эйзенштейна, Зощенко, Герасимова, Шостаковича. Их произведения оказались закрыты для широкой публики. Положительность власти относилась к тем, кто вкладывал в свои произведения истории, связанные с подвигами народа. Пришвин, Шолохов, А.Толстой, Паустовский «Борьба с чуждыми» идеями распространялась и на сферу науки. Пострадали многие естественно- научные направления. Реакционными и ложными признавались генетика и кибернетика. Основатель генетики Вавилов погиб в лагерях. (1949г) СССР стал обладателем ядерного оружия. (1953г) Водородная бомба. (1954г) 1ая в мире АЭС. Монументальная культура. Памятник воину-освободителю Вучетича (Берлин). В мск 7-монументальных высотных зданий. Был приостановлен снос и закрытие церквей. В 1948г 500летие независимости РПЦ от партий.
Духовная жизнь в период «оттепети»
Период борьбы за власть между преемниками Сталина, начинающиеся с разоблачения культа личности, первые реабилитации, затронувших тех деятелей искусства и науки, которые стали жертвами репрессий, вызвали бурный отклик у творческой интеллигенции. Повесть «Оттепель» И.Т.Эренбурга стала символом эпохи. С одобрения Хрущева публиковали работы, связанные с трагедией людей, ставших жертвами репрессий. «Один день Ивана Денисовича» Солженицын. Журнал «Новый мир» главный редактор Твардовский. Театр «Современник» под руководством Ефремова. В мск 3 всемирный фестиваль молодежи и студентов
Отступление от «оттепели»
Упрочнив свою власть, Хрущев взял курс на уничтожение духовной жизни. Те, кто не укладывался в установленные рамки, подвергался осуждению(Некрасов, Паустовский). «Дело» Пастернака (Нобелевская премия за роман «Доктор Живаго» не смог получить). Опубликовал лишь в 1989году. Власти выдвинули задачу воспитания «нового» человека. Посещение партийными руководителями юбилейной выставки Московского отделения Союза художников (1962г) закончилось разгромом в печати приверженцев абстрактного искусства. Часть художников ушла в «подполье». Так называемый образованный советский андерграунд. Начались нападки на некоторых кинорежиссеров. Хрущев критиковал М.М.Хуциева за фильм «Застава Ильича», поэтов Евтушенко и Вознесенского. Тем не менее возродить атмосферу сталинзма было уже невозможно. Творческая интеллигенция не собиралась отступать
Наука в условиях холодной войны
Высококвалифицированным специалистам в области науки и техники, особенно занятым в военных проектах, предаставилась значительная свобода творчества. Это обеспечило успехи советской науки, получившей мировое признание. 1967г- Образован крупнейший научный центр в Новосибирске. Возникли десятки «закрытых» научных городов. Проектировались атомные силовые установки для оснащения судов нового поколения. С приходом к власти Хрущева приоритетным направлением становится развитие ракетной техники
СССР на международной спортивной арене
1947г- ФИФА единогласно приняло решение о приеме секции футбола СССР в члены ФИФА. Фут.матчи вызывали огромный интерес у болельщиков. 1951г- Олимпийский комитет СССР. 1952г- Дебют советской команды на Олимпиаде в Хельсинках. 1954г- Первая победа на чм по хоккею. Высокие спортивные результаты способствовали небывалому росту популярности зрелищных видов спорта. По всей стране стала работать детско-юношские спорт.школы. Стремительно росло число желающих заниматься спортом
ВОВ. Коренной перелом
Идеология, культура, война
Жестокая схватка советского народа с фашистами оказалась в центре внимания ведущих деятелей отечественной культуры. Достоянием массовой культуры стало искусство плаката, худ и док кино, публицистика и песня. «Родина-мать зовет» И.М.Тоидзе. Созданные кукрыниксами плакаты и гротескные карикатуры оказались мощным пропагандистским средством, разоблачившим идеологию фашизма. О положении дел на фронте население узнавало по радио. Многие известные литераторы работали военными корреспондентами. Стихотворные истории о Василии Теркине Твардовского превратил в одного из лучших советских произведений. Песня «Священная война» оказалась созвучна нравственному настрою советских людей. 9.08.1992г- В блокадном Ленинграде исполнена 9ая симфония Шостаковича. Песенное творчество оказалось особенно притягательным для советских воинов. События передовой и в тылу старались запечатлеть на фотопленку многие известные фотокорреспонденты. В военных условиях в большинстве городов страны театры продолжали свою работу. 1942г- театр им. Вахтангова «Фронт» Корнейчука» и «русские люди» Симонова. Самую массовую аудиторию имело кино. Пользовались успехом фильмы «Секретарь райкома», «Она защищает родину» и др. Искусства военных лет вселяло в советский народ уверенность в победе, звало его на подвиг во имя Родины
Наука, техника, искусство, спорт в 1960-1980
Наука и техника
На развитие науки и техники, внедрения достижений гос-во выделяло огромные средства. Активно развивалось гражданская и военная авиация, космонавтика и программирование. Под руководством московского офтальмолога Федорова был внедрен новый метод операций на сетчатке глаза. Применение понятия «застой» положенный советской наукой в 1970-1980года вряд ли полностью оправдало. В эти годы создавались новые образцы техники, очень эффективно работала конструкторская мысль. В то же время высокая секретность многих разработок не позволяла использовать их в народном хоз-ве страны, которое довольствовалось устаревшей техникой
Развитие отечественной литры
Несмотря на ужесточение цензуры, дух.жизнь общества стала более насыщенной. СССР превратился в одну из самых читающих стран мира. Гос.поддержка издательств, кинематографа и театра сделала их весьма доступными. В начале 80ых ежегодно выходило в свет более 80 наименований брошюр общим тиражом свыше 2млрд шт. При этом сохранился острейшие дефицит худ.литры. В 70-80года отношения между властями и творческой интеллигенцией часто находились на грани конфликта, но редко перерастали в открытое противостояние. В 60-80года появилось литрное течение «деревенская проза». Астафьев, Белов, Распутин, Шукшин. Они обращались к проблемам сель.быта, к сельским жителям. Складывался новый взгляд на прошлое, особенно на события ВОВ. Широкое признание получили братья Стругацкие. Солженицын «Архипелаг Гулаг», в котором излагается история системы концентрационных лагерей в СССР.
Театр и киноискусство. Эстрада
В стране насчитывалось более 150тыс. кинотеатров. Работало более 600 театров. У 96% семей дома были ТВ или радио. 70-80 года- период нового подъема отечественного кино. Именно тогда появились многиен советские киношедевры. Событием культурной жизни стала экранизация «Война и мир», «Братья Карамазовы», «Гамлет». Появились фильмы, посвященные подвигу народа «А зори тут тихие», «20 дней без войны», «17 мгновений весны». В ином стиле ьыли поставлены картины, герои которых размышляли о повседневности. Утверждалась направленная красота человека. «У озера»-Герасимов, «Калина красная»- Шукшина. Фильмы Таковского «Иваново детство» и «Андрей Рублёв» открыли новую страницу психологического кино. Особой любовью у зрителя пользовались комедии. Гайдай, Данелия, Рязанов использовали в своих кинолентах богатую палитру комедийных средств. Расцвет отечественного театрального искусства совпал с приходом на сцену драматургов нового поколения. Мировую славу советскому балету принесли Уланова, Плисецкая, Лиспа. Бурно развивалось эстрадное искусство. Пугачева, Ротару, Лещенко, Магомаев, Кобзон и др. В живописи и скульптуре было разделение на официальное искусство и альтернативное худ.направл. 1974г- 1ая массовая выставка на пустыре в мск. Власти разогнали выставку с помощью бульдозеров. Наиболее знач. явл. Этого перода стал московский концептуализм, представителями которого исп. Символы, подписи и тд. Проводились худ.акции заострения внимания на какой-либо поти.актуальной проблеме. Духовная оппозиция деятелей искусства сыграла большую роль в размывании идеологических основ советского строя. Властителями дум общества постепенно становились скептически относившиеся к правяшей партии писатели, художники, театральные и конодеятели, музыканты.
Достижения советского спорта
Для развития спорта была создана внушительная спорт база. Спортивные соревнования в СССР оставались популярными и зрелищными мероприятиями. Наибольшее внимание привлекали международные соревнования. Олимпиада в мск(1980г)
Искусство и культура России к началу 21века
Изменения в дух.жизни
В начале 90ых резко сократились гос.расходы ра развитие культуры. Закрывались клубы, творческие центры, выставочные залы, театры и кинотеатры, В условиях рыночной экономики успехом пользовались лишь коммерчески успешные благодаря зрителям. На экраны и в печать широким потоком хлынула волна зарубежной массовой культуры. Вестернизация захлестнула молодежную культуру. Постепенно сформировался рынок массовой продукции отечественного образца(Акунин, Донцова). Возрос интерес к отечественному культурному и дух. Наследию, к религиозным советским традициям

 

 

 

РПЦ в Новой России
В наши дни РПЦ имеет возможность наиболее значимо и активно оказывать плодотворное влияние на внутр.жизнь страны.
Театр, музыка, кино
В конце 90х наметилось преодоление кризисных тенденций в области искусства. Большую популярность обрели театральные фестивали. В современной России осуществляется реконструкция и переоборудование кинозалов в соответствии с новыми технологичностью копм.графики и спецэффектов. Киноискусство отмечено рядом интересных достижений. Премия Оскар получили «Утомленные солнцем» (Михалков), «Вор»(Чухрай). В 2011 году на Венецианском кинофестивале «Золотой лев» получил «Фауст» Сокурова. В начале 21века появились первые отечественные высобюджетные фильмы, в которых использовались передовые технологии «Ночнйо дозор», «Волкодав»
Живопись, архитектура, скульптура
В развитии живописи и архитектуры в постсоветской России выделились 2 основ. Направ.- неотрадициональная и новое искусство. К неотрад.относится творчество З.К. Церетели, И.С.Глазунова, Д.М.Шилов- художники. С 90ых годов распространились новые, современные виды творчества: инсталляция, перфоманс. Современное искусство рассчитано на быстрый эффект, эмоциональную зрительскую реакцию. В сторице и ряде круп.городов появились новые центры современного искусства: дизайн-завод «Флакон», Красный октябрь и др. Городская среда сформировала такой вид искусства как граффити. Архитектурное направление развивалось по двум основным направлениям: 1)поиски пути возврата к традиционному образцу города к лучшим достижениям прошлого. 2) отход от безликой застройки последних советских десятилетий. Новаторский подход к архитектуре
Гос.политика в области культуры
К концу 90ых увеличилось финансирование в области культуры. Были разработаны гос.программы, призваны укрепить материальную базу культурных образцов учреждений. 1997г- усилиями творческой интеллигенции создан ТВ канал «Культура». 2005г- Запуск проекта «Культ.ру» организовавший онлайн просмотр лучших театральных постановок. С 2007г в рамках развития чтения осуществлена поддержка уздательской деятельности, работы библиотек. 2011г- правительство РФ одобрило концепцию долгосрочного развития театрального дела в РФ до 2020г. Она предполагает комплекс мер по гос.поддержке театров, повышение доступности и тд.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: