Древняя культура саков и усуней долины реки Или.




// Алма-Ата: 1963. 320 с.

 

Раздел первый (К.А. Акишев)

Культура саков долины реки Или (VII-IV вв. до н.э.).

 

Введение.

 

Сакская проблема изучается уже почти столетие. В большом списке литературы, посвящённой сакам, первое место занимает блестящий для своего времени труд В.В. Григорьева, в котором суммированы данные письменных источников по политической истории сакских племён. [1] Хотя со времени выхода в свет этого труда прошло более девяноста лет и за это время накопилась солидная библиография по сакам, работа В.В. Григорьева до сих пор не потеряла своего значения.

 

В настоящей работе мы не будем анализировать всю литературу по среднеазиатским сакам, чтобы, во-первых, не выходить из рамок темы и, во-вторых, не повторять известных положений, имеющихся в работах крупнейших исследователей истории и культуры саков А.Н. Бернштама и С.П. Толстова.

 

Отметим, что вся русская и зарубежная буржуазная литература о саках возникла исключительно на основе различной интерпретации античных и древнеперсидских источников. Эти исследования, несомненно, сыграли положительную роль в изучении сакской проблемы, но большинству из них в большей или меньшей степени присущи односторонность и буржуазный субъективизм. Неверная методология приводила некоторых учёных, например А. Хермана, [2] О. Франке, Ю. Юнге, к фантастическим вымыслам в вопросе о расселении сакских племён, зачастую основанным на миграционистской теории, прибегавших, таким образом, к наиболее лёгкому пути решения вопросов истории. [3]

(9/10)

 

Эта литература в основном освещает вопросы политической истории расселения и отождествления многочисленных сакских племён, фигурирующих у разноязычных и разновременных древних авторов под различными именами.

 

Ещё в начале XIX в. Клапрот и Абель-Ремюза высказали предположение о тождестве массагетов греческих авторов с да-юеджи китайских хроник. [4] Позднее эта точка зрения была поддержана О. Франке [5] и В.В. Григорьевым, [6] а затем развита С.П. Толстовым. [7]

 

Против гипотезы Клапрот — Ремюза выступил А. Херман, [8] её решительным противником был также В.В. Бартольд. [9]

 

Значительное внимание в исследованиях, посвящённых среднеазиатским сакам, уделяется вопросам этимологизации названия «массагеты».

 

С расшифровкой его Томашеком и Марквартом [10] как «рыбоеды» многие исследователи не согласились.

 

В 30-х годах В. Тарн, а вслед за ним Ю. Юнге этимологизировали имя массагетов как «великие саки», «великая сакская орда». [11]

 

Уместно отметить, что А. Херман и Ю. Юнге, ссылаясь на то, что ахеменидские надписи не знают массагетов, отождествляют их с сака-тиграхауда.

 

Против гипотезы Юнге — Тарна и Хермана — Юнге решительно выступил С.П. Толстов и противопоставил ей теорию тождества юеджи — массагеты — геты, основанную на древнем чтении китайских иероглифов, толкующих имя юеджи как гетты, и на имеющемся в хорезмской культуре пласте, близком к фракийскому. [12]

 

С.П. Толстов возражает также против тождества массагеты — сака-тиграхауда, локализуя последних не в междуречье двух великих среднеазиатских рек, а за Яксартом. Напротив, в сака-хаумаварга ахеменидских надписей и скифах-амюргиях Геродота он склонен видеть саравков (Помпеи Трог) — сакаравлов (Страбон) — сакараваков-сака-

(10/11)

рауков — одно из основных племён, составлявших массагетскую конфедерацию. [13]

 

Известный интерес представляет труд Мак-Говерна, вышедший в 1939 г. Работа посвящена преимущественно истории восточных и западных гуннов. Из четырёх частей книги только одна содержит материал догуннского времени. Она названа «Арийский фон» и состоит из трёх глав: «Древнейшие обитатели Туркестана», «Скифы и сарматы на севере» и «Бактрия и Согдиана на юге», написанных исключительно по литературным данным. Книга не является оригинальным исследованием, однако содержит обширную библиографию по сакам. [14]

 

Сакам в широком понятии этого слова посвящены работы Томаса [15] и Херцфельда. [16]

 

Указанная выше работа Тарна — монография по греко-бактрийскому царству. Но несколько глав («Хорасмия», «Китайские источники» и «Греческие названия тохаров») он посвящает этническому составу кочевнических племён, опрокинувших греко-бактрийское царство. [17] В этом аспекте работа Тарна представляет определённый интерес и для нас. По мнению Тарна, юеджи китайских хроник тождественны асиам-асианам Страбона и Помпея Трога. Таким образом, он выступает против тождества Херцфельда тохары — юеджи и считает тохаров одним из многих подчинённых юеджи племён. [18] Соглашаясь с Марквартом, он отождествляет сакараваков с сака-хаумаварга ахеменидских надписей. [19] Подобной точки зрения придерживается и С.П. Толстов. В массагетах Тарн видит конфедерацию пяти племен: дербики, апасиаки, аттасии, хорасмии и аугасии. [20]

 

Определённый интерес для изучения сако-скифской проблемы в широком плане представляет работа Миннза, посвящённая скифам, их культуре и искусству. [21]

 

Одной из последних известных нам работ о среднеазиатских племенах является книга Ф. Лозинского. Она наглядно показывает, к каким фантастическим выводам можно прийти, если исторические исследования строить на основе одной только теории миграции.

(11/12)

 

В своём труде Ф. Лозинский пытается доказать, что топогенезом парфян является Восточный Казахстан, верховья Иртыша, [22] отсюда же якобы происходят среднеазиатское оружие и доспехи, а также знаменитая нисийская лошадь.

 

Из русских буржуазных исследователей необходимо отметить М.И. Ростовцева. Его работы, посвящённые преимущественно скифам, содержат богатый разносторонний материал и оказали большое влияние на точку зрения русских и западноевропейских учёных в вопросах древней истории и культуры.

 

В одной из последних работ М. Ростовцев, касаясь происхождения скифского звериного стиля, выдвинул гипотезу: сарматы-саки Приаралья — массагеты-дахи. По этой теории, сарматы переселились из Приаралья в Нижнее Поволжье в результате движения с востока на запад юеджи, которых в свою очередь вытеснили с насиженных мест гунны. М. Ростовцев считал, что звериный стиль принесли и распространили юеджи. [23]

 

Позднее в другой работе М. Ростовцев повторил свою ошибочную точку зрения. [24]

 

Гипотезы М. Ростовцева ещё раз показали, что нельзя сложные вопросы древней истории решать на основе только миграционной теории.

 

В обширной литературе, посвящённой проблеме саков, особое место занимают исследования советских историков, археологов, языковедов, антропологов.

 

Советские учёные для изучения проблемы саков привлекают различные источники, как письменные, так и археологические, что даёт возможность делать более правильные и глубокие выводы. В результате этого история саков перестала быть лишь историей войн и военных походов и царей. Получили освещение не только вопросы политической истории, но и вопросы хозяйства, быта, материальной и духовной культуры саков. Говоря о работах подобного рода, мы должны прежде всего назвать талантливые труды А.Н. Бернштама, первого исследователя истории и культуры саков Семиречья, Тянь-Шаня и Памиро-Алая. [25] Конечно, не всё, на наш взгляд, в его работах правильно, в частности нельзя согласиться с ним, когда он, следуя за А. Херманом и Ю. Юнге,

(12/13)

помещает амюргских саков (хаумаварга) на Памире и Тянь-Шане; для него характерно несколько вольное обращение с материалом, поспешность и порой малообоснованность выводов. Несмотря на эти недостатки, работы А.Н. Бернштама открывают новый этап в изучении сако-усуньских древностей.

 

Если А.Н. Бернштам исследовал горных и предгорных «кочевых» саков, то С.П. Толстов изучает историю равнинных осёдлых саков Приаралья. Работы С.П. Толстова, посвящённые истории расселения и этногенеза саков, являются большим вкладом в разработку сакской проблемы. [26]

 

В последние годы С.П. Толстов открыл и исследовал остатки сако-массагетских поселений, городов и монументальных погребальных сооружений, что позволило ему по-новому поставить ряд вопросов сакской археологии. [27]

 

Большую роль в развитии сакологии вообще, и особенно их политической истории и расселения, сыграли работы В.В. Струве, в которых по-новому трактуются важные события политической жизни саков, их взаимоотношения с соседями и убедительно локализуются отдельные племена, известные нам из античных и персоязычных источников под собирательным именем саков. [28]

 

Анализу источников и расселению скифских племён уделяет внимание в своих фундаментальных трудах, посвящённых итогам исследования Пазырыкских и Башадарских курганов на Алтае, и С.И. Руденко. [29]

 

Серьёзное значение для разработки истории Средней Азии и Казахстана в сакское время имеют работы К.В. Тревер по истории культуры и искусства и по этническому составу племён. [30]

 

Несомненно, большую роль в изучении истории и истории культуры саков сыграет талантливая монография М.М. Дьяконова — первое обобщающее исследование советских учёных по истории древнего Ира-

(13/14)

на. В ней освещены вопросы политической истории, взаимоотношений племён и дан подробный обзор литературы. [31]

 

Обстоятельная работа И.И. Умнякова по тохарам, их этногенезу и историческому расселению (по хронологии она относится к более позднему времени) также содержит ценные замечания по сакам, в частности о районе разгрома саков да-юеджи (верховья Или, Чу и Нарына), о тождестве асианов Помпея Трога с усунями китайских хроник. В работе приведена обширная библиография. [32]

 

Весьма ценные сведения по сакской археологии имеются в трудах исследователей древней истории Алтая и Южной Сибири — М.П. Грязнова [33] и С.В. Киселёва. [34]

 

Большое значение для постановки многих проблем истории Средней Азии и Казахстана в сакское время имеют многолетние археологические исследования М.Е. Массона на юге Туркмении, в частности в древней Парфии и Мерве. [35]

 

В последние годы значительный вклад в сакскую археологию Южной Туркмении внесли работы В.М. Массона. [36]

 

Все эти работы интересны для нас с точки зрения связи древних земледельческих племён с кочевыми скотоводческими, разработки генезиса сакской культуры, установления политической и культурной связи племён Средней Азии и древнего Казахстана, с одной стороны, и широкой связи последних с Ираном и Индией — с другой.

 

Как продолжение работ А.Н. Бернштама по изучению древностей саков Памира необходимо отметить открытие и исследование Б.А. Литвинским многочисленных сакских погребений на Восточном Памире.

 

Эти материалы позволили ему привести ряд доказательств в пользу существования древних связей между Средней Азией, Индией и Китаем и поддержать гипотезу Н.А. Аристова о восточном, «памирском» пути проникновения саков в Индию. [37]

 

Для изучения сакской проблемы важное значение имеют исследования М.Э. Воронец, И.А. Тереножкина и Ю.А. Заднепровского в

(14/15)

Согде, Шаше и Фергане [38] и А.К. Кибирова и Ю.Д. Баруздина на Тянь-Шане. [39]

 

Таким образом, советские археологи ведут исследования на территории расселения всех трёх групп сакских племенных объединений, известных по ахеменидским источникам под названием: сака-тарадарайя, сака-хаумаварга и сака-тиграхауда.

 

В вопросе о расселении довольно многочисленных сакских племён пока нет единой точки зрения. Все попытки в решении этого вопроса сводились к примирению, сглаживанию многочисленных противоречий и выяснению неточностей, имеющихся в сообщениях античных авторов о племенах Средней Азии и Казахстана.

 

Как известно, у Геродота и других античных авторов сведения об этих племенах носят полулегендарный характер, так как эти сведения они получали из вторых рук.

 

Древние греки называют два больших объединения племён: саков, живших к востоку от Аракса, [40] и массагетов — в Южном Приаралье. Кроме них, античные авторы различают исседонов, аргипеев и аримаспов.

 

Большой интерес представляют сведения об исседонах. По Аристею Проконесскому (VI в. до н.э.), исседоны обитали к северу от Аральского моря, т.е. севернее саков и массагетов. Это сообщение Аристея повторяет и Геродот (V в. до н.э.).

 

Во II в. н.э. другой греческий автор, Птолемей, помещает исседонов уже на Тянь-Шане и в Восточном Туркестане.

 

Нам кажется, что здесь нет ошибки; одинаково правы Аристей, Геродот и Птолемей. Кажущиеся на первый взгляд разноречивыми сведения разновременных авторов об одном и том же племени объясняются изменением района расселения, переселением большей части исседонов (по-видимому, в V-III вв. до н.э.) из района к северу от Аральского моря в Семиречье и на Тянь-Шань.

(15/16)

 

По нашему мнению, под районом расселения исседонов «к северу от саков и массагетов» (по Аристею — Геродоту) надо понимать район Казахского мелкосопочника — восточную часть Западного и Центральный Казахстан, т.е. территорию, прилегающую к Приаралью, а не северную часть Западного Казахстана, как ошибочно считают некоторые исследователи. [41]

 

Таким образом вероятно, что греческие авторы под исседонами подразумевали ранних кочевников Центрального Казахстана — потомков многочисленных андроновских племён, обитавших здесь во втором тысячелетии до нашей эры. Аристей называет исседонов не только доблестными, но и многочисленными племенами. Такими из племён местного происхождения могли быть только потомки андроновцев.

 

Археологический материал подтверждает, что переселение центрально-казахстанских кочевников в Семиречье происходило и в доисседонское время, как и проникновение сюда в более раннюю эпоху самих андроновских племён. На этом вопросе мы остановимся в главе, посвящённой генезису сакской культуры Семиречья.

 

Таким образом, в исторической литературе, вслед за античными авторами, принятой многими исследователями может считаться точка зрения о локализации массагетов в низовьях Среднеазиатского междуречья, а исседонов — в Семиречье. [42]

 

 

Ахеменидские надписи все племена Средней Азии и Казахстана объединяют в три группы: сака-тиграхауда, сака-хаумаварга и сака-тарадарайя. О месте расселения их в литературе до сих пор продолжается дискуссия.

 

На наш взгляд, сака-тиграхауда можно локализовать в районах Шаша, Киргизии и юга Казахстана. Этого мнения придерживаются и крупные советские востоковеды. [43] Разделяет эту точку зрения и И.И. Копылов. [44] Такая локализация саков с остроконечными шапками (тиграхауда) нам кажется более правильной. Принимая её, мы относим исследованные памятники к сакам-тиграхауда. По-видимому, исседоны входили в союз племён сака-тиграхауда.

 

Материалы, имеющиеся в нашем распоряжении, можно разделить

(16/17)

на две группы: сведения письменных источников и предметы материальной культуры, добытые из раскопов и взятые из случайных находок и кладов.

 

В настоящей работе будет дан анализ новых материалов и характеристика памятников культуры, принадлежащих, по нашему мнению, сакам-тиграхауда, изученных нами в разные годы.

 

Во введении представляется возможным предложить читателю выборку сведений, касающихся непосредственно саков-тиграхауда, извлечённых из повествований греческих историков Геродота (V в. до н.э.), Ксенофонта (V-IV вв. до н.э.), Полибия (II в. до н.э.), Страбона (I в. н.э.) и Птолемея (II в. н.э.), а также из ахеменидских клинописей.

 

В.В. Григорьев писал, что первоначально саки якобы были расселены в западной части Восточного Туркестана, на Тянь-Шане и Памире. Из этих районов они распространились до Балхаша и низовий р. Чу. При этом В.В. Григорьев ссылается на сведения о первоначальной родине саков, имеющиеся в «Махабхарата», в «Истории старшего дома Хань» и у Птолемея. Одинаковые сообщения трёх разноязычных источников имеют большое значение и могут считаться достоверными. Эти сведения не вызывают сомнения у К.В. Тревер, А.Ю. Якубовского и М.Э. Воронец. [45]

 

В надписи на рельефах гробницы Дария в ущелье Накш-и-Рустем, около Персеполя, в числе трёх сакских народов, зависимых от Персии, упоминаются и саки-тиграхауда. Надпись «сака-тиграхауда». на рельефах расположена под изображением фигуры война в остроконечной шапке.

 

Другим важнейшим документом, в котором говорится о саках-тиграхауда, является знаменитая Бехистунская надпись, высеченная в честь победы Дария над ними.

 

Пятый столбец надписи (строки 20-30), восстановленный В.В. Струве, читается следующим образом:

 

«Говорит Дарий-царь:

Вместе с войском саков я пошёл

к стране саков, которая за морем,

эта шапку острой носит.

Затем я корабельный мост близко

к морю восстановил на его месте.

От этого корабельного моста прошёл

я страну, и я саков сильно разбил,

одну часть я схватил, другая часть

связанной была приведена ко мне, и

их первого, наибольшего из них

Скунха по имени, его они захватили

(17/18)

и привели ко мне. Там другого

наибольшим сделал я, как моя воля была.

Затем страна моей стала». [46]

 

Ещё раньше В.В. Григорьев высказал предположение, что бехистунских саков нельзя принимать за причерноморских скифов, что они родственны среднеазиатским сакам. [47] Позднее это предположение подтвердил А.А. Фрейман — крупнейший специалист по древнеперсидской письменности, подчеркнув, что в надписи Дария речь идёт о походе против саков-тиграхауда. [48]

 

Эту точку зрения поддерживают и авторы «Истории народов Узбекистана». [49]

 

Геродот также упоминает саков-тиграхауда, только называет их. иначе — «ортокарибантии». Перевод слова тот же, что и «тиграхауда», т.е. носящий острую шапку. О них Геродот пишет так: «Саки — скифское племя, имели на голове остроконечные шапки из плотного войлока, стоявшие прямо; одеты были в штаны, имели туземные луки, короткие мечи и секиры-сагарии». [50] Эти сведения наглядно подтверждает изображение саков на рельефе персепольского дворца (V в. до н.э.). На голове у них остроконечные шапки-треухи, они одеты в короткие до колен кафтаны с узкими рукавами и поясом и в узких штанах. На правом боку у них висят короткие кинжалы, а на левом — горит.

 

Хочется обратить внимание на одну важную, на наш взгляд, деталь в изображении, которую до сих пор не замечали.

 

В науке принято, что все саки, кроме аргипеев, о которых Геродот сообщает, что они «плосконосы и с большими челюстями», [51] т.е. монголоиды, по антропологическому типу — европеоиды. Но если внимательно присмотреться к изображениям саков-тиграхауда из дворца Ксеркса, то можно увидеть явные монголоидные признаки: плоское лицо, редкая, клином, борода, узкий разрез глаз. Эти признаки особенно контрастно выступают, если сравнить персепольские изображения с изображением воина на золотой пластине из Аму-Дарьинского клада.

 

Воин с аму-дарьинской пластинки имеет ярко выраженные европеоидные черты — удлинённое лицо, прямой разрез глаз, резко выступаю-

(18/19)

Рис. 1. Саки-тиграхауда приносят дань персам

(деталь рельефа из дворца Ксеркса в Персеполе, V в. до н.э.).

(Открыть Рис. 1 в новом окне)

 

щий, с горбинкой, нос. По-видимому, это согдиец или сак-амюргий — древний европеоидный житель Средней Азии.

 

Таким образом, изучение персепольского изображения позволяет нам сделать следующий вывод. Из источников известно, что шапки остроконечной формы носили только саки-тиграхауда и саки-тарадарайя. Саки-тарадарайя — обитатели юго-восточного Прикаспия, т.е. района, который издревле и в настоящее время населён европеоидной расой, — не могли быть изображены на персепольском рельефе с монголоидными признаками. Следовательно, это фигуры саков-тиграхауда, обитателей Притяньшанья, Семиречья и Шаша. Соседство и общение их с обитателями района расселения центральноазиатской монголоидной расы, несомненно, привели к раннему расовому смешению семиреченских саков. Ранняя монголизация сако-усуньских племён подтверждается краниологическим материалом. [52] Причём постепенное смешение и начальная монголизация племён саков-тиграхауда начались ещё за не-

(19/20)

Рис. 2. Золотая пластинка с изображением жителя Средней Азии

(Амударьинский клад, VI-V вв. до н.э.).

(Открыть Рис. 2 в новом окне)

 

сколько сотен лет до гуннов. По крайней мере, судя по изображениям на рельефе, уже в V в. до н.э. семиреченские саки имели некоторые монголоидные признаки.

 

В племенной союз саков-тиграхауда входили аксатаги, исседоны, аристеи, возможно и аргиппеи. Последнее как бы подтверждает сведения Геродота: об их монголоидности, соседстве с исседонами и обитании «у подножия высоких гор». По Геродоту, восточными соседями аргиппеев были исседоны, которые, видимо, после переселения из степей Центрального Казахстана расселились в Семиречье до границы с Восточным Туркестаном и частично на его территории. Если принять эту локализацию исседонов, то тогда объяснима усуньская легенда об их происхождении из района Бешбалыка. [53]

 

Мы поддерживаем положение о тождестве усуней китайских летописей с исседонами Птолемея, обоснованное в работах Кингемилла и А.Н. Бернштама, [54] а в настоящее время разделяемое и другими исследователями. Но история и история культуры усуней-исседонов — это особая проблема, заслуживающая отдельного исследования.

 

Таковы основные сообщения письменных источников о саках-тиграхауда — ортокарибантии. Приведённые сведения искусственно изолируют семиреченских саков от двух других групп среднеазиатских саков. В действительности эти родственные племенные объединения жили и развивались в теснейшем контакте, во вза-

(20/21)

имосвязи и взаимовлиянии. Богатая событиями политическая история и история материальной и духовной культуры сакских племён тесно переплетена и родственна.

 

Вторым видом источников по сакам, как уже отмечалось, является археологический материал, отличающийся наибольшей достоверностью и позволяющий глубже изучить вопросы культуры, быта и идеологии племён.

 

Материальная культура саков Илийской долины, как и всего Семиречья, изучена ещё очень слабо. Пока зарегистрированы буквально единицы памятников. Это объясняется не отсутствием их, а прежде всего тем, что специально поисками и исследованием сакских памятников никто не занимался.

 

Работы А.Н. Бернштама — первого открывателя и исследователя погребений саков долины р. Или — охватывают огромный период, начиная с эпохи бронзы и кончая поздним средневековьем. В них история саков не была специальным объектом исследования. Её вопросы разрабатывались попутно, как часть многих проблем, решённых или поставленных А.Н. Бернштамом в своих трудах.

 

В настоящее время на территории Илийской долины известны семь сакских могильников, относящихся к разным этапам сакской культуры. Могильники Каргалы I и Кара-Шокы частично раскопаны А.Н. Бернштамом в 1939-1940 гг. и датируются им соответственно VIII-VII и V-IV вв. до н.э. [55]

 

В двух других могильниках Жуантобе I и Кадырбай III в 1956 г. Е.И. Агеева и А.Г. Максимова раскопали десять курганов, исследователи отнесли их: первый — к VII-VI и второй — к IV-III вв. до н.э. [56]

 

В остальных трех могильниках Бесшатыр, Кзылауз I, Алтын-Эмель I в разные годы, начиная с 1954 г., нами раскопано 40 курганов, причём могильник Кзылауз I, состоящий из 17 насыпей, раскопан полностью. [57]

 

Много сведений о материальной культуре сакских племён дали случайные находки и клады, среди которых особую ценность представляет большая коллекция бронзовых котлов, жертвенников и светильников, хранящихся в основном в Центральном государственном музее Казах-

(21/22)

стана в г. Алма-Ате, а также в музеях Фрунзе, Ташкента, Джамбула, Омска, Семипалатинска, Москвы и Ленинграда.

 

Публикациям списка всех медных котлов, имеющихся в музейных коллекциях и известных по литературным и архивным источникам, посвящены две работы Е.Ю. Спасской. [58] В списке Е.Ю. Спасской приводятся 47 более или менее паспортизированных котлов, найденных на территории Казахстана, из них 32 из окрестностей г. Алма-Аты (Илийекая долина). В это число вошли медные котлы, обнаруженные до 1956 г. В последующие 4-5 лет на территории северо-восточного Семиречья (Алма-Атинская область) найдено ещё 15 котлов, из них два медных, остальные железные (?) *. [ сноска: * В 1962 г. в районе г. Алма-Аты, у Каменского плато, был обнаружен клад из 10 медных котлов.] Опять-таки большинство котлов (12 железных и 1 медный) обнаружено в окрестностях г. Алма-Аты. Таким образом, район города является своеобразным хранилищем котлов — символов домашнего очага и благополучия.

 

В районе нынешней Алма-Аты и её окрестностях находят не только котлы, но и многочисленные клады светильников, бронзовых орудий труда, оружия, принадлежностей конской упряжи. Одним из первых (1855 г.) обнаружен клад медных или бронзовых предметов (бронзовый сосуд с носиком и витой ручкой, бронзовый вислообушный топор, долото и скребок) в окрестностях г. Верного, в с. Алексеевка. Н.Н. Пантусов все вещи передал в Археологическую комиссию. [59] В мае 1887 г. в г. Верном был открыт другой клад: поломанный медный жертвенник, два изображения крылатых барсов и две ножки в виде лап животных из семейства кошачьих. [60] По-видимому, это части разбитого жертвенника, аналогичного известному Семиреченскому алтарю, описанному А.С. Стрелковым. [61] Семиреченский алтарь — это прямоугольной формы стол на четырёх низких ножках, на бордюре которого изображены идущие двадцать пять крылатых львов.

 

Большой клад (четыре медных и один железный котлы и бронзовый светильник) был обнаружен в 1912 г. в полураспаханном кургане меж-

(22/23)

ду реками Большой Алматинкой и Поганкой, в 5 км от г. Алма-Аты. [62] Светильник украшен четырьмя фигурами крылатых тигров, помещёнными по углам квадратной жаровни. Как и два других светильника, найденных в окрестностях г. Алма-Аты, он представляет собой уникальный памятник сакского искусства, свидетельствующий о высокой технике литейного дела.

 

Второй светильник найден на территории города. Его круглая жаровня укреплена на полой конусовидной подставке и украшена по бордюру восемью фигурками шагающих тигров. В середине тарелки имеются две скульптуры двугорбых верблюдов. [63]

 

Третий светильник обнаружен в 1953 г. вместе с четырьмя (три медных и один железный) котлами в районе с. Иссык (недалеко от г. Алма-Аты). Круглая тарелка светильника лежит на ажурной конусовидной подставке. На тарелке укреплена скульптурная фигурка лошади, а напротив неё, поджав по-восточному ноги, сидит мужчина. [64]

 

Эти находки привлекают внимание исследователей сако-усуньских древностей, так как они являются выдающимися памятниками, свидетельствующими о высокой культуре и совершенной технике литья, и, наконец, о художественном вкусе саков. На оригинальный способ литья этих предметов впервые обратил внимание И.И. Копылов, высказавший предположение о существовании у сакских мастеров-медников литья с разделителями — жеребейками. [65] В литературе, описывающей медные котлы, бронзовые жертвенники и светильники, нет единого мнения о назначении котлов и скульптурных изображений, являющихся неотъемлемой частью этих изделий. А.Н. Бернштам считает, что даже котлы, не говоря о жертвенниках и светильниках, всегда были культовыми, жертвенными предметами, связанными с шаманистско-зороастрийскими воззрениями племён. [66] С таким мнением нельзя согласиться полностью. Возможно, большие и нарядно украшенные котлы были культовыми. Но большинство из них, бесспорно, служило кочевникам удобной и универсальной посудой. Об этом говорит многочисленность котлов, разнообразие их размеров и, наконец, этнографические параллели из быта недавних кочевников — казахов и киргизов.

 

По-разному трактуются в литературе изображения животных на котлах, светильниках и жертвенных столах. Андерсон, исследуя ордос-

(23/24)

скую бронзу, пришёл к выводу, что эти изображения зверей выполняют охотничье-магическую функцию; с его точкой зрения не согласна В.В. Гольмстен, которая видит в них символ тотема. [67] По мнению А.Н. Бернштама, звериные изображения выполняют тотемно-магическую функцию. [68] Мы присоединяемся к последнему мнению, но с оговоркой, что по мере развития сакской культуры скульптурные изображения всё более становились предметами украшения изделия. Находка светильника из с. Иссык с изображением лошади и человека подтверждает наше предположение.

 

Многочисленные находки сакской бронзы на территории Семиречья, свидетельствуют о мощном местном очаге производства и самобытности сюжетов изделий.

 

В последнее время только на территории северо-восточного Семиречья обнаружены новые клады бронзовых предметов и отдельные изделия (Турксибский клад, Иссыкский клад, котёл из района г. Текели и др.). Эти находки не только пополнили коллекцию сакской бронзы, но и позволили более уверенно определить их датировку. Описание новейших находок будет дано в соответствующем разделе работы.

 

 

УСУНИ

Книга об уйсунях

По мнению директора Института истории и этнологии
имени Чокана Валиханова, символ нашей независимости - это не сакский, а уйсунский воин

В среду в Алматы была презентована книга
"Страна древних уйсуней: китайские источники и исследования", вышедшая на казахском языке тиражом 50 тысяч экземпляров в Урумчи.
> Созданное совместными усилиями казахстанских и китайских ученых, издание было профинансировано казахстанским бизнесом и вышло при поддержке Посольства РК в Китае и Академии гуманитарных наук Синьцзяна.

По мнению директора Института истории и этнологии имени Чокана Валиханова Мамбета Койгельдиева, эта книга ценна прямым обращением к китайским источникам и систематизацией археологической и архивной информации об уйсунях, держава которых считается одним из первых государственных образований на территории Казахстана. "Китайские источники отличаются наибольшей обильностью материала (по уйсуням. - "ДН"). Трудно найти более богатые и достоверные источники, чем китайские", - считает он. Кроме этого он сделал громкое заявление, объявив, что "золотой человек", которого мы привыкли называть "сакским воином", на самом деле принадлежит к уйсуням.

Презентованная книга была издана еще в июне этого года в "Народной типографии Синь-цзяна", однако до нас дошла, видимо, только сейчас. К изданию ее подготовил по поручению казахстанского посольства старший научный сотрудник Академии гуманитарных наук Синьцзяна Шадыман Ахметулы, а научным консультантом стал Какеш Кайржанулы. Авторами выступили казахстанские и китайские ученые - Жанибек Карибжанов, Адиль Кыдырбеков (оба - от Казахстана. - "ДН"), Разах Темир, У Фухуан и Жакып Мырзаханулы (все трое - от КНР. - "ДН").
Книга состоит из пяти глав с иллюстрациями, в нее вошли семь научных статей, краткие отчеты об археологических находках, связанных с уйсунями в Илийском округе СУАР КНР и Алматинской области Казахстана, а также казахский перевод китайских источников, повествующих об уйсунях. Ранее, по словам Мамбета Койгельдиева, они были доступны нашим исследователям только через переводы русских исследователей - Иакинфа Бичурина и других.
Он особенно подчеркивает значение китайских источников в изучении истории Казахстана, где ранее больше использовались данные, предоставлявшиеся античными греческими, римскими историками, которые черпали свои сведения из десятых рук, в то время как китайские посольства и разведывательные миссии посещали территорию Казахстана на протяжении тысячелетий. Что касается самого уйсунского государства, то его исследователи Института истории и этнологии имени Чокана Валиханова сегодня считают "первым государственным образованием на территории Казахстана".

"История китайских географических открытий сложна и интересна. Мир открывался не только с запада, но и с востока, и имя путешественника Чжан Цяня должно стоять в одном ряду с именами Геродота и Страбона. До возвышения династии Хань и в начале ее правления китайцам была известна весьма ограниченная территория: собственно Китай от Тибетского нагорья до Желтого моря, прилегающие степи и пустыня Гоби, джунгли к югу от реки Янцзы и Корея. Естественно, что китайцы в то время считали свою страну центром мира.
Толчок к открытию новых земель дала внешняя политика: в поисках союзников для борьбы с Хунну китайское правительство вспомнило о юэчжах, и к ним был послан чиновник Чжан Цянь. Он отправился с одним рабом по имени Тяньи и по выходе за границу немедленно был схвачен хуннами. Десять лет прожил Чжан Цянь у хуннов и, улучив время, бежал на запад в Давань (Фергану). Там он был хорошо принят, так как слава о богатстве и могуществе Китая докатилась до Средней Азии. Ему дали проводника, и он проехал через Согдиану во владение юэчжей. Его дипломатическая миссия не имела успеха, ибо юэчжи не собирались возобновлять войну с хуннами. На обратном пути Чжан Цянь был снова задержан хуннами, но бежал и вернулся в Китай в 120 г. до н.э.
Рассказы Чжан Цяня открыли китайцам новый неизвестный мир. Огромный интерес Китая к западным странам сравним лишь с тем, который возник в Европе после путешествия Колумба. Чжан Цянь рассказывал о горных скотоводах-усунях, о кочевом государстве Кантюй, расположенном в Голодной степи (ныне север Жамбылской области и юго-восток Карагандинской - "ДН"), о Яньцае - государстве на отлогих берегах большого северного моря (Каспий), и об Аньси - большом, многолюдном, оседлом государстве (Парфия). Понаслышке Чжан Цянь узнал о богатой западной стране Тяочжи, лежащей на берегу Западного моря (Месопотамия), и о чудесной стране Шеньду, или Инду (Индия).
Китайский император был в восхищении и щедро наградил путешественника. Богатства западных стран сулили огромные возможности для китайской торговли, а храбрость иноземцев была приятна императору, так как их можно было использовать против хуннов. Был организован ряд посольств в Аньси (Парфию), Яньцай (Сарматию), в Тяочжи (Месопотамию), Шеньду (Индию) и даже в Лигань (Рим). Луций Анней Флор, историк II в. н.э., упоминает в своей "Истории" о посольстве серов к Августу, которому даже приписано намерение покорить этот народ.
Крупные посольства, отправляемые в иностранные государства, состояли из нескольких сот, а малые - не меньше чем из 100 человек. Китайский двор в иной год отправлял более десяти, а в иной - от пяти до шести посольств. Посланники возвращались по прошествии многих лет. Путешествия были сопряжены с большими опасностями, так как хунны, тибетцы и южные мани грабили путешественников. Для обеспечения безопасности последних потребовались военные экспедиции и постройка крепостей по караванным путям, что увеличивало расходы. Все-таки китайцам удалось организовать Наньлу - южный караванный путь, который шел мимо озера Кукунор, очевидно, долинами рек Бухаин-Гол и Данхэ, на Хотан и Яркенд. Дальше южный путь на западе переходил через Цунлин и выходил к Большим Юэчжи (Бактрия) и Аньси (Парфия)...
Посольства на запад отправлялись в течение 150 лет и порядком надоели западным владетелям. Прокорм многолюдных караванов стал тяжелой повинностью, но и китайским послам нередко отказывали в пище. Те же, "томимые голодом, иногда ожесточались до того, что дело доходило до взаимных сшибок", но разобщенность Западного края выручала китайцев".

Источник: Лев Гумилев, "Хунну".

До последнего времени наиболее



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: