й налёт 28-29 октября и другие полёты в это время




Подготовка 1-го налёта

Приказ Сталина от 8/9 августа 1941 г. о 2-м налёте на Берлин

По личному указанию И.В. Сталина в ночь с 8 на 9 августа (итог 1-го успешного налёта на Берлин лётчиков-моряков) подготовили распоряжение ГКО: «Т-щу Водопьянову. Обязать 81-ю авиадивизию во главе с командиром дивизии т. Водопьяновым с 9.VIII на 10.VIII или в один из следующих дней, в зависимости от условий погоды, произвести налет на Берлин. При налете кроме фугасных бомб обязательно сбросить на Берлин также зажигательные бомбы малого и большого калибра. В случае если моторы начнут сдавать по пути на Берлин, иметь в качестве запасной цели для бомбежки г. Кёнигсберг. И. Сталин 8.8.41 ».

М.В. Водопьянов

Налёт проводила 81-я бомбардировочная авиадивизия дальнего действия (аддд) ВВС РККА. Она была сформирована по приказу наркома обороны СССР №0052 от 15 июля 1941 г. (на основании решения ГКО от 14 июля 1941 г.) под командованием одного из первых Героев Советского Союза комбрига М.П. Водопьянова и под оперативным руководством командующего ВВС РККА генерал-лейтенанта П.Ф. Жигарева.

 

ДБ-240 (Ер-2), всего таких построено 462

Летели с "аэродрома подскока" города Пушкина в 28 км южнее Ленинграда на самолётах ТБ-7 (412-й тяжёлый бомбардировочный авиаполк (ТБАП) под командованием полковника В.И. Лебедева, переименованный в 432-й ТБАП) и Ер-2 (420-й ТБАП, переименован в 433-й ТБАП) под командованием полковника Новодранова.

 

ТБ-7 (Пе-8), всего таких построено 91

Проведенные расчёты показали, что ТБ-7 с дизельными двигателями М-40Ф с бомбовой нагрузкой 4 т. (из них 2 т. на внешней подвеске) могли долететь до Берлина и вернуться обратно: 1318 км в одну сторону по прямой.

дизельный мотор М-40Ф

Для налёта отобрали 12 ТБ-7 и 28 Ер-2, которые 10 августа перелетели на аэродром. Там более тщательный отбор оставил 10 ТБ-7 (только с дизельными моторами) и 16 Ер-2 1-й и 2-й эскадрилий 432-го дальнебомбардировочного полка (приказ командующего ВВС № 0010 от 9 августа 1941 г.). 8 Ер-2 включили в «оперативную группу» под командованием заместителя командира полка капитана А.Г. Степанова.

Й налёт 10-11 августа

 

П.Ф. Жигарев

Общее руководство организацией налёта дальнебомбардировочной авиации (ДБА) на Берлин было возложено на командующего ВВС Красной армии генерал-лейтенанта авиации П.Ф. Жигарева, непосредственное командование авиагруппой бомбардировщиков – на комбрига М.В. Водопьянова.

 

Применение РРАБ

В 18.00 10 августа экипажи собрали для постановки задачи на аэродроме г. Пушкин. Планировалось так: первым взлетает звено Пе-8, за ним в 20.30 - звено Ер-2 под командой капитана Степанова, за ним в 20.45 - звено Пе-8, и в 21.00 - звено Ер-2 под командой капитана Брусницына, далее - звено Пе-8. За ними - пара Ер-2 под командой младшего лейтенанта Молодчего. Генерал П.Ф. Жигарев зачитал обращение Верховного Главнокомандующего к личному составу дивизии, одновременно был отдав приказ иметь на каждом самолёте максимальный боекомплект и полную заправку топливных баков. Основу боеприпасов составляли фугасные (ФАБ-100, -250, -500, -1000), зажигательные (ЗАБ-50) и ротационно-рассеивающие (РРАБ-3) авиабомбы.

 

Крайняя ограниченность по времени и строжайшая секретность операции исключили возможность доведения до руководства Северной зоны ПВО и ПВО КБФ сведений о предстоящем налёте. Из-за этого подавляющее большинство личного состава подразделений ПВО и лётчиков-истребителей не были знакомы с силуэтами ТБ-7 и Ер-2, что позволяло принимать их за вражеские бомбардировщики.

Аэрофотосъёмка аэродрома г. Пушкин того времени

На взлёте сразу не заладилось:

· Пе-8 М.В. Родных (20 ФАБ-100 и 2 РРАБ-3) не вылетел из-за отказа моторов;

· Ер-2 А.И. Молодчего (7 ФАБ-100), взлетая в 21.25, снёс шасси о дренаж на краю аэродрома (мощности М-105 не хватало для взлета перегруженных Ер-2, и машины имели слишком большую длину разбега), и остался на земле. Экипаж не пострадал.

· Пе-8 майора К.П. Егорова (2 ФАБ-1000 и 8 ФАБ-100) сразу после отрыва от земли в 21.56 из-за отказа 2-х правых М-40Ф потерпел катастрофу.

После этого П.Ф. Жигарев остановил вылет остальных самолётов, и 1 Пе-8 остался на земле. В результате на Берлин ушли только 7 ТБ-7 и 3 Ер-2.

Не все самолёты долетели до главной цели:

· Пе-8 А.А. Перегудова (20 ФАБ-100 и 16 ЗАБ-50) взлетел в 20.52, но вернулся из-за отказа мотора.

· У Пе-8 капитана А.Н. Тягунина (12 ФАБ-250), взлетевшего в 21.03, отказал один из двигателей. Его сбили над устьем Луги в районе Высу советские ПВО и истребители Балтфлота. При посадке машина разбилась. Погибли 4 человека, 1 – пропал без вести.

· На Пе-8 лейтенанта В. Д. Видного (Бидного) (30 ФАБ-100), взлетевшем в 21.50, над немецкой территорией загорелся левый внешний двигатель. Экипаж ликвидировал пожар, но началась потеря высоты. Не долетев до Берлина 370 км, экипаж сбросил бомбы на Лауэнбург, и лёг на обратный курс. После отказа ещё одного М-40Ф самолёт совершил вынужденную посадку на аэродроме в Обухове.

Такими образом, на цель - Берлин - вышли только 7 самолётов:

· Пе-8 майора А.А. Курбана (4 ФАБ-500) взлетел в 20.50, отбомбившись по Берлину, получил повреждения от огня ПВО, и разбился при вынужденной посадке в районе Ропши.

· Пе-8 М. В. Водопьянова (9 ФАБ-250 и 1 РРАБ-3) взлетел в 21.05, при наборе высоты его атаковали свои истребители И-16, но он дошёл до цели, и отбомбился по Берлину. После этого попал под зенитный огонь немцев, был повреждён, сел на оккупированной немцами территории Эстонии в районе Йыхви. 2-м пилотом в экипаже был родившийся в Сибири эстонец Э.К. Пусэп, с местным населением общался только он, а остальные члены экипажа в контакт с местными жителями не вступали. Через 2 дня экипаж вышел к своим.

· Ер-2 капитана А.Г. Степанова (7 ФАБ-100) взлетел в 21.11. Самолёт отбомбился, но, пропал без вести и не вернулся.

· Ер-2 лейтенанта Б.А. Кубышко (7 ФАБ-100) взлетел в 21.12, отбомбил цель, но на обратном пути был сбит истребителем И-16. Весь экипаж благополучно спасся на парашютах.

· Ер-2 В.М. Малинина (7 ФАБ-100) взлетел в 21.12, бомбил цель, и вернулся на аэродром благополучно.

· У Пе-8 майора М.М. Угрюмова (8 ФАБ-250 и 2 РРАБ-3), взлетевшего в 21.58, несколько раз на больших высотах отказывали двигатели. Экипаж отбомбился по Берлину, израсходовал всё топливо и выполнил вынужденную посадку в Торжке. Самолет и экипаж невредимы (за исключением одного погибшего воентехника).

· Пе-8 старшего лейтенанта А.И. Панфилова (8 ФАБ-250 и 16 ЗАБ-50) взлетел в 22.00. Над территорией Германии попал под огонь ПВО и получил значительные повреждения. Экипаж сбросил бомбы, но на обратном пути отказали 2 М-40Ф. При вынужденной посадке на территории Финляндии экипаж вырыл окоп, снял с машины пушки и пулемёты, и занял оборону. 4 суток сражались советские лётчики с превосходящими силами противника. В живых остался только стрелок-радист. Последний патрон он приберегал для себя, но в пылу боя израсходовал и его, и был взят в плен финнами. Проработав 4 года у финского помещика, он смог рассказать о том неравном бое только после Победы.

Бомбардировка Берлина

Таким образом, при налёте на Берлин Пе-8 сбросили 20 ФАБ-250, 3 ФАБ-500 и 3 РРАБ-3, Ер-2 – 21 ФАБ-100.

"Разбор полётов"

В Пушкин вернулось только 2 машины. Победа над Берлином оказалась Пирровой. Предполагался полёт 26 самолётов (100%), взлетели только 10 (38,5%), или треть, долетели до цели только 7 (25%), на свой аэродром вернулись только 2 (7%)! Конечно, приоритетность задачи была очевидна, времени на нормальную подготовку было недостаточно, и всё же - потеря в налёте 80% состава - это неприемлемо. Кроме того, на фоне 1-го налёта лётчиков-балтийцев, у которых вернулись из 15-ти экипажей 100%, "успех" 81-й дивизии выглядел ужасающе. Реакция последовала скоро.

Приказ наркома обороны СССР №0071 от 17 августа 1941 г. «О результатах и недостатках в организации налета 81-й авиадивизии на район Берлина» в целом признал успешной: бомбы были сброшены, лётчиков надо было поощрить.

1) помочь дивизии с техническим состоянием самолётов как внутренне, так и внешне;

2) благодарность комбригу М.В. Водопьянову, командирам бомбардировщиков: А.А. Курбану, М.М. Угрюмову, А.И. Панфилову, В.Д. Видному (Бидному), Б.А. Кубышко и всему личному составу экипажей;

3) финансовое вознаграждение героям,и представление их к наградам;

4) "мягкое смещение" популярнейшего в СССР пилота М.В. Водопьянова, в сложных условиях выполнившего приказ о бомбёжке Берлина с должности командира дивизии, с сохранением его в должности командира самолёта. Он продолжил командовать Пе-8 в 432-м дальнем бомбардировочном авиационном полку (после его переименования — в 746-м авиационном полку дальнего действия).

5) дивизию возглавил полковник А.Е. Голованов (бывший командир 212-го авиаполка).

А.Е. Голованов

6) Лышенко также сняли, заменив Н.И. Ильиным.

Отдельные лётчики и бортмеханики 1-го воздушного налёта дальней авиации на Берлин Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 августа 1941 г. были награждены: орденом Красного Знамени – подполковник А.А. Курбан; майоры Г.М. Молчанов, М.М. Угрюмов; капитаны Э.К. Пусэп, А.Г. Степанов; старшие лейтенанты А.П. Бурилин, М.И. Антипов; лейтенанты В.М. Малинин, Б.А. Кубышко, А.И. Панфилов; А.Х. Ковалев; орденом Красной Звезды – капитаны Ж.С. Сагдиев, Г.Н. Федоровский; воентехник 1-го ранга А.Г. Гаинутдинов.

В процессе подготовки и выполнения полета был выявлен ряд существенных недостатков, потребовавший принятия незамедлительных мер. Полки авиадивизии пополнили тяжёлыми бомбардировщиками Пе-8 с моторами АМ-35 и АМ-35А, самолетами Ер-2 с моторами АМ-37 и самолётами ДБ-3 с дополнительными баками для организации полётов в глубокий тыл противника.

Последующие налеты на столицу третьего рейха были более тщательно спланированы и заранее согласованы с руководством Северной зоной ПВО и КБФ.

й налёт 28-29 октября и другие полёты в это время

Ер-2 больше не принимали участие в полётах к Берлину - не хватало дальности полётов. Только в апреле 1945 г. новые модернизированные Ер-2 вернулись к заветной цели - столице Германии.

Фото из газеты "Сталинский сокол" 12 октября 1941 г.

С середины сентября 1941 г. после 3-х недельной подготовки лётного состава к боевым действиям дивизия приступили к боевым вылетам по глубоким тылам противника: Кёнигсберг, Данциг, Плоешти. Но, до Берлина лётчики не долетали.

25 октября Голованову вручили новое звание.

 

Ночью 29 октября дивизия последний раз бомбила Берлин. С приближением немцев к Москве и Ленинграду от аэродрома в Пушкине отказались, и Пе-8 перебазировали на аэродром г. Ковров Владимирской области с которого самолёты проводили боевые вылеты осенью-зимой 1941-1942 гг.

Подведём итог: использование дальней авиации оказалось не таким эффективным, как самолётов балтийского флота. Однако, в отличие от многих информационных источников в Интернете, заканчивающих бомбёжки Берлина 5 сентября 1941 г., этот материал подчёркивает факт бомбёжек до 29 октября 1941 г., т.е., ещё более 1,5 месяцев! Более того, все обычно пишут про 9, иногда про 10 налётов, а если считать 9 налётов моряков и 2 - лётчиков ДБА, получается 11 налётов!

 

Заметка полкового комиссара 81-й дивизии о лётчиках, бомбивших Берлин. Как печать тех лет писала о героях, стараясь не исказить суть, но при этом, вводя минимальную секретность. Фамилии лётчиков, и даже командира полка не искажены, а ведь эта часть была одной из самых секретных в РККА!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: