Она определяет значение социальных и познавательных (когнитивных) факторов на процесс языкового развития ребенка. Согласно данной теории развитие языка происходит, с одной стороны, на основе взаимодействия ребенка со взрослым, с другой стороны – на основе развития его предметной познавательной деятельности. Таким образом, генетически обусловленная способность к мышлению развивается у ребенка на основе познания окружающего мира, а усвоение языка осуществляется в процессе его использования и непосредственного оперирования языковыми единицами. Важную роль при этом играет саморегуляция речевой деятельности, которая является произвольным и сознательным психическим актом. Иная теория определяет основополагающие предпосылки языкового развития, к которым относятся врожденные биологические (мыслительная способность, реализуемая посредством функционирования определенных структур головного мозга), социальные (включенность в совместную деятельность со взрослым) и когнитивные факторы (развитие представлений об окружающей действительности в процессе ее активного и деятельностного познания).
Семинар 5.
Понятие «недоразвитие речи» в логопедии.
Недоразвитие речи предполагает качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.
Под общим недоразвитием речи в логопедии понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи. Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя). Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и соответственно различную структуру дефекта. Оно может наблюдаться при алалии, дизартрии и т. д.
Таким образом, термин «общее недоразвитие речи» характеризует только симптомологический уровень нарушения речевой деятельности. В большинстве случаев при этом нарушении возможно не столько недоразвитие, сколько системное расстройство речи.
Семинар 7.
Диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития (Л.Т.Журба, Е.М. Мастюкова)
(Е.М. Мастюкова, 1981)
| Возраст, месяцы | Основные показатели довербального и вербального развития |
| Реакция сосредоточения на речевое общение с ребенком | |
| Улыбка при общении | |
| Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление | |
| Дифференцированность комплекса оживления, смех | |
| Дифференциация направления звука, певучее гуление | |
| Лепет | |
| Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик - вызванная реакция | |
| Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов ба-ба. да-да. па-па, ма-ма и т.п. | |
| Общение с помощью жестов, игра в «ладушки» | |
| Ситуационное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослым использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией | |
| Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением | |
| Использование 3-4 «лепетных слов» с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом | |
| Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста | |
| Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов | |
| Показывает 3 части тела, использует фразу из 2 слов, словарный запас - 20 слов | |
| Показывает 5 частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, неадекватно использует местоимения я, ты, мне', предложения строит из 2 слов | |
| Адекватно использует местоимения я ты, мне, повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один» | |
| Словарный запас 250 слов, использует предложение из 3 слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов; выполняет задания типа «Положи кубик под чашку», «Положи кубик в коробку» |
При определении возрастных границ появления того или иного феномена указывается тот крайний рубеж, когда он должен быть сформирован у всех нормальных детей
Обследование детей проводится в динамике Дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска. Ребенок, не пользующийся фразовой речью к 30 месяцам, должен быть обязательно проконсультирован врачом (детским невропатологом или психоневрологом) и логопедом