Ведомость о прихожанах Колвинского прихода за 1902 год




Приход и приписные селения.

Появление Большеземельской церкви на доселе безлюдном месте дало начало его постепенному заселению. Этнограф Владимир Иславин, побывавших в тех местах, писал: «Многие из них (большеземельских самоедов) женились на бедных зырянках и самоедках и основались оседло при Колвинской церкви, так что теперь составилась там колония из самоедов, которые уже построили до 12 изб и мало-помалу начинают обзаводиться хозяйством и свыкаться с удобствами оседлой жизни».

В Колвинский приход входила Колвинская Николаевская церковь и Колвинская Николаевская походная приписная церковь. Из документов за 1885-1891 года: «В Колвинский приход входила Большеземельская тундра и деревни: Устьусинская, Смольноматерицкая, Устьлыжинская, Соколовская, Щельябожская, Прасканская, селение Колва и выселок Новик-Божский». В последующие года к Колвинскому приходу относились: селение Колва, Большеземельская тундра, выселки по реке Колва, Сыня и Уса.

Прихожанами прихода являлись: военные нижних чинов, крестьяне деревень, оседлые и кочующие самоеды, обращенные в христианскую веру.

Ежегодное показание

Крещенных (родившихся), умерших и венчающихся прихожан

  Год Крещено родившихся Сколько браков Число умерших  
Муж пола Жен пола Обоего пола   Муж пола Жен пола Обоего пола     Духовной Миссией
        - //- - -  
        - // - - -
        - // - - -
            -
  Местным Колвинским Причтом  
                 
                 
          - - - Духовной Миссией
                 
                 
                 
                  Приписные деревни Село Колва - при реке Колва, отчего и получило название. Ближайшие к сему селению деревни и приписанные к Колвинскому приходу:   1.Усть-Усинская - при устье реки Усы в 20 верстах;   2. Новик-Божская в 25 верстах; в сей деревне имелась церковь во имя святителя Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил, выстроенная из бревен иждивением прихожан в 1861 году, которая сгорела 21 мая 1886 года. 3.Смольно-Материцкая или Акысь - при реке Печери в 40 верстах. Название получила от первого жителя Авксентия, который поселился на то место.     4. Усть-Лыжинская в 60 верстах; название имела от реки Лыжи впадающей в реку Печеру.   5. Соколовскаяв 100 верстах находилась на левом берегу реки Печеры, причислена же к Колвинскому приходу с 1869 года.   Общее число жителей в означенных деревнях мужского пола 495 и женского 508, а всего обоего 1003 человека. Кроме сего самоедов кочующих и оседлых мужского - 1070 и женского - 1312 человек, обоего 2382, а всего с крестьянами 3385 человек; означенное число значилось в 1888 году.   Указом Святейшего Синода от 27 мая 1894 года, из вышеназванных деревень, приписных к Колвинскому приходу, с прибавлением Щельябожской и Прасканской образован самостоятельный приход при церкви Усть-Усинской деревни, которая освящена 3 декабря 1894 года с назначением причты из священника и псаломщика.
               
               
          -    
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
        -      
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

 

Характер Колвинского прихода в умственном отношении, с основания его, был неразвитый, малоспособный даже к пониманию религии; так что все прихожане самоеды были язычники, и в нравственном – грубый, невоспитанный. Со временем мало-мальски язычество в приходе исчезало, и народ становился развитым, способным к пониманию религии. Многие из самоедов научились грамоте в Колвинской церковно-приходской школе, стали знать русское наречие; не упоминая про крестьян, принадлежащих к сему приходу. Среди крестьян в приходе имелся единственный тайный раскольник, умерший в 1840 году, а остальные все прихожане – крестьяне были православные. Коих на тот год числилось мужского 484 и женского 499, военных мужского 11 и женского 9; самоедов же мужского 1070 и женского 1312; крестьянских и живущих оседло самоедских домов всего 107; а чумов в коих проживали кочующие самоеды 224.

Ведомость о прихожанах Колвинской церкви за 1895г.

Прихожане Число дворов и чумов Число душ  
Муж Жен
Военных нижних чинов (при церкви)      
Самоедов оседло живущих в селении Колва (при церкви)      
Кочующих Ижемского ведомства Рода Хатанзейского      
Рода Валейского      
Рода Ванюты      
Рода Выучейского      
Усть-Цилемского ведомства Рода Хатанзейского      
Рода Выучейского      
Некрещеных самоедов нет. Раскольников нет. Дворов - 39 Чумов – 196    
 

Священник Азария Фирсов

Псаломщик Африкан Терентьев

 

Ведомость о прихожанах Колвинского прихода за 1902 год

Прихожане Число дворов Число душ  
Мужского пола Женского пола
Духовных      
Военных      
Самоедов оседло живущих в селении Колва      
Кочующих: Ижемского ведомства рода Хатанзейского            
Валейского      
Ванюты      
Выучейского      
Усть-Ццилемского ведомства рода Хатанзейского      
Выучейского      
Итого: Дворов – 46 Чумов – 126 Раскольников и иноверцев нет.  
     

Священник Азария Васильев Фирсов

Псаломщик Автоном Дмитриев Чупров

 

Мишарина Л.Н.

Источники:

Национальный архив Республики Коми:

Ø Ф.229. Оп.1. Ед.хр.131. Церковно-приходская летопись Колвинской Николаевской самоедской церкви. 1887-1914 гг., 52 с.

Ø Ф.229. Оп.1. Ед.хр.24-31. Клировые ведомости церквей II-го благочинья (Колвинской церкви)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: