Особенности самоорганизации времени учебной деятельности обучающихся
1.1. Особенности самоорганизации обучающихся в период кризиса семи лет.
1.2. Особенности самоорганизации учащихся в период кризиса подросткового периода.
1.3. Особенности самоорганизации студентов в период кризиса юности.
Особенности самоорганизации обучающихся в период кризиса семи лет
Трудности обучения связаны с многочисленными причинами организационного, методического и психологического характера. Существуют как общие трудности, типичные для всех обучающихся, так и частные, характерные только для определенных категорий, например стрессовые состояния, возникающие у выпускников в связи с предстоящим переходом к другой форме деятельности.
Многочисленные исследования, проведенные в разных вузах страны, показывают, что особо «хрупкими» и уязвимыми во многих отношениях являются обучающиеся «кризисных» периодов. При психологических обследованиях обучающиеся жалуются на различные негативные переживания, которые приводят к общему упадку сил, снижению внимания, потере интереса к учебе.
На сегодняшний день традиционные структуры и общественные организации не всегда могут помочь обучающемуся в решении такого рода проблем.
Предлагаемое пособие хотя бы частично позволяет решать эту задачу. Оно адресовано преподавателям и администрации, обучающимся, хотя, несомненно, может оказаться полезным и другим заинтересованным лицам.
Вчерашний дошкольник, став первоклассником, сталкивается с новой для себя действительностью и вынужден считаться с теми требованиями, которые она предъявляет к нему. Внимание уделяется запоминанию информации, которая содержится в стандартных учебниках в готовом к употреблению виде.
|
Не всем удается сделать это легко и быстро. И дело здесь не только в личных особенностях обучающегося, но и в общих закономерностях, которые совсем не вредно знать хотя бы для того, чтобы не заниматься самобичеванием и представлять, что существуют объективные и типичные проблемы.
Нормативные кризисы детского возраста
Под возрастными кризисами принято понимать краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в психическом развитии ребенка. В отличие от невротических кризисов, возрастные носят нормативный характер, обусловленный потребностью разрешения возрастного личностного конфликта, являются необходимым и закономерным этапом в жизни ребенка.
Кризисные периоды следуют за продолжительными стабильными, которые длятся по несколько лет и характеризуются плавным течением процессов психического развития, без резких перемен в личности, и лишь в завершении периода изменения дают качественный скачок, т.е. появляются психические новообразования, которые становятся устойчивыми в структуре личности.
Большой вклад в теорию кризисного развития внес Л.С.Выготский. Он выделял следующие кризисные периоды в психическом развитии ребенка:-кризис новорожденности, -кризис одного года, - кризис 3 лет, - кризис 7 лет, -кризис подросткового возраста, -кризис юности.
Ранее считалось, что кризисные периоды бывают только у взрослых людей. На слуху у нас «кризис среднего возраста». Однако и в детском возрасте, в процессе роста и развития – ребенку приходится преодолевать кризисные периоды. И в этом им нужна ваша помощь. Кто, как ни родители в состоянии это сделать?
|
Естественно, как и любой другой кризисный период – кризис 7 лет не наступит ровно в семь лет. Он может наступить чуть раньше или чуть позже, здесь все индивидуально.
Этот кризис совпадает с поступлением ребенка в первый класс. В этом возрасте ребенок пытается вписаться в общество. Для него становится важным не только признание близкого окружения, но и сверстников. А как добиться успеха у сверстников – хорошо учиться и быть душой коллектива. Так что при выборе школы – учитывайте способности своего ребенка. Если он проявляет успехи в спорте – может вам стоит подумать о спортивной школе или хотя бы о спортивной секции (для поднятия самооценки у ребенка). Выясните у ребенка или понаблюдайте за ним, что ему интересно – и выбирайте дополнительные занятия и кружки по его интересам (а не то, что вам хотелось в детстве).
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу в 6 или в 7 лет, в определенный момент своего развития он проходит через кризис. «Кризис 7 лет» (переход от ребенка к отроку) жестко связан с объективным изменением ситуации.
Ведущая деятельность: переход от игры к учебной деятельности.
Первый год обучения в школе называют периодом естественной адаптации (длится по январь).
Приход в школу — это приведение ребенка к общественной норме. В школе закон общий для всех.
В этот период идет перестройка всей системы ребенка, переход от игры к учебной деятельности.
Ребенок выходит за пределы своего семейного мира, он осваивает новый образ жизни привыкает к режиму, к новым требованиям:
|
· ранний подъем утром;
· малоподвижное сидение в первой половине дня;
· интеллектуальные нагрузки;
· появляется новая система отношений (новый стиль общения).
Система «ребенок-УЧИТЕЛЬ» начинает определять отношения ребенка к родителям и детям, становится центром жизни ребенка, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий (если в школе хорошо значит и дома хорошо, значит и с детьми тоже хорошо).
Девиз развития: осознанность (осознание своих собственных изменений, своего места в мире общественных отношений) и произвольность (формируется в результате того, что ребенок ежедневно делает то, что требует его позиции ученика: слушает объяснения, решает задачи и т.д.
Постепенно он научается делать то, что надо, а не то, что ему хотелось бы, научается управлять своим поведением, преодолевать трудности, двигаться к поставленной цели и искать лучшие пути ее достижения.
Произвольность — внутренняя, мотивированная, волевая регуляция своего поведения, внимания, подчинение цели деятельности.
В этот период происходит осознание ребенком того, что он школьник — как должен себя вести школьник. Сформированность произвольности позволяет ребенку сознательно регулировать свое поведение, деятельность, внимание, благодаря чему ребенок включается в учебный процесс.
1. Происходит принятие новой социальной позиции — позиции ШКОЛЬНИКА;
Рождение социального «Я» ребенка, адаптация к новой системе социальных отношений. Освоение поведенческих моделей и норм своей первой настоящей социальной роли (кто такой школьник, как должен себя вести школьник).
2. Ребенок осваивает новый образ жизни, принимает новые требования к самоорганизации.
3. Развивается сознательность и осмысленность поведения и реакций:
· умение видеть себя со стороны;
· оценивать последствия своих и чужих поступков;
· планировать шаги по достижению целей.
4. Развивается произвольность в учебной деятельности, поведении и эмоциональных реакциях; принятие учебной задачи как цели деятельности.
5. Перестраивается мотивационная сфера (другие ценности, потребности, интересы).
6. Формируется учебная мотивация.
Если ребенок радуется тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре УД.
· социальная (важна для личностного развития ребенка; она связанна с отношениями ребенка с другими людьми, со стремлением занять статус хорошего школьника, долгом, ответственностью);
· познавательная (исходит из познавательной потребности, сопровождается желанием ребенка думать, рассуждать).
7. Формирование интереса и поддержки к процессу познания создает благоприятные условия для обучения детей.
8. Развитие критичности, адекватного образа «Я» объективной самооценки в отношении своих возможностей.
Адекватность самооценки, развитие критичности, формирование адекватного образа «Я» у ребенка напрямую зависит от оценки учителя так, как дети в этом возрасте ориентируются на оценку учителя. Оценка успеваемости является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.