ЦЕЛОСТНОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ ОНТОГЕНЕЗА




Целостность онтогенеза основана на взаимосвязи и взаимодействии онтогенетических дифференцировок. Этапы онтогенетической дифференциации№ взаимосвязаны, предыдущие этапы служат основой для последующих. Так образование гаструлы у позвоночных приводит к формированию экто- и эндодермы, их активное взаимодействие дает начало нервной трубке, хорде и т. д.; последние, в свою очередь, играют роль индукторов при закладке других органов. Нарушение одного из звеньев дифференцировки приводит к нарушениям онтогенеза. Отсюда ясна необходимость протекания предыдущих этапов онтогенеза для реализации его последующих дифференцировок. На примере изучения эмбриогенеза животных показано наличие у развивающегося зародыша как очень чувствительных, так и устойчивых периодов.

В целом эволюция жизни сопровождались постепенным усилением целостности и устойчивости онтогенеза. Целостность и устойчивость онтогенеза обуславливается корреляциями и координациями.

Онтогенетическая дифференциация - это возникновение в организме (или отдельном его участке) в процессе развития морфологических и функциональных различий.

Наличие функциональной и структурной взаимозависимости между структурами развивающегося организма, при котором изменения в одних органах приводят к изменениям в других, называется корреляцией.

Целостность организма предполагает согласованное изменение его органов и частей не только в онтогенезе (корреляции), но и в филогенезе. Сопряженное изменение органов в историческом развитии называется координациями[3].


АВТОНОМИЗАЦИЯ И ЭМБРИОНИЗАЦИЯ ОНТОГЕНЕЗА

Автономизация онтогенеза - приобретение все большей устойчивости онтогенеза от случайных изменений среды. Автономизация онтогенеза осуществляется заменой внешних факторов, стимулирующих развитие, внутренними факторами. Так формирование легочных альвеол низших четвероногих стимулируется растяжением легочных мешков вдыхаемым воздухом (ведущим является внешний фактор). У рептилий и млекопитающих легкие полностью формируются в эмбриональный период и подготовлены к дыханию сразу после появления на свет потомства (внешние факторы постепенно заменяются внутренними факторами развития).

Эмбрионизация онтогенеза - это возникновение в процессе эволюции способности к прохождению части стадий развития под защитой материнского тела или специальных оболочек. Эмбрионизация способствует усилению целостности онтогенеза в эволюции, неотении№ и фетализацииІ.

Эмбрионизацию у животных можно проследить на примере эволюции разных типов эмбрионального развития. В целом эмбрионизация онтогенеза многими изменениями и приводит к усилению роли внутренней среды в развитии зародыша и независимости его от внешней среды. Одно из важных результатов эмбрионизации - снабжение зародыша необходимой пищей и достижение быстрого его развития. При усилении эмбрионизации отбор идет на уменьшение числа яиц и зародышей и повышение выживаемости зародышей.

Неотения - способность организма к размножению на ранних (личиночных) стадиях онтогенеза.

Фетализация - способ эволюционных изменений организмов, характеризующийся замедлением темпов онтогенеза отдельных органов, в результате сохранением у взрослого организма эмбрионального состояния признаков[4].

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Нам удалось выяснить, что в ходе онтогенеза каждый организм закономерно проходит последовательные фазы, стадии или периоды развития, из которых основными у организмов, размножающихся половым путём, являются: зародышевый (эмбриональный, или пренатальный), послезародышевый (постэмбриональный, или постнатальный) и период развития взрослого организма. В основе онтогенеза лежит сложный процесс реализации на разных стадиях развития организма наследственной информации, заложенной в каждой из его клеток. Обусловленная наследственностью программа онтогенеза осуществляется под влиянием многих факторов (условия внешней среды, межклеточные и межтканевые взаимодействия, гуморально-гормональные и нервные регуляции и т.д.) и выражается во взаимосвязанных процессах размножения клеток, их роста и дифференцировки. Закономерности онтогенеза, причинные механизмы и факторы клеточной, тканевой и органной дифференцировки изучаются комплексной наукой – биологией развития, использующей, помимо традиционных подходов экспериментальной эмбриологии и морфологии, методы молекулярной биологии, цитологии и генетики.

На всех этапах онтогенеза организм человека остается целостной и открытой биологической системой. Действие регуляторов и факторов развития начинается еще до момента зачатия. Затем уже другие механизмы продолжают контролировать процесс развития в течение всего пренатального периода и постнатального онтогенеза, определяя экспрессию, действуя непосредственно на клеточном и тканевом уровне.

Многие из этих механизмов обладают свойством саморегуляции, и большинство представляют собой сложные межсистемные комплексы, которые сами образуются в ходе онтогенеза. Они запускают и контролируют развитие отдельных систем организма. Мы же получаем хорошую возможность структурировать этот непрерывный процесс на условные этапы (периоды онтогенеза), регуляция в пределах которых оказывается более или менее жестко обусловленной генетически (чувствительные периоды).

Хотя всё или почти всё замыкается в конце концов на генах, даже эндогенные регуляторы роста (та же нейроэндокринная система, призванная канализировать рост), оказываются во взаимодействии с широким спектром экзогенных условий ("шумов" развития), многие из которых имеют случайный характер. Реализация наследственной программы, происходящая в ходе индивидуального развития, в значительной степени попадает под влияние конкретных условий среды, в которой и протекает весь процесс. А ведь эти условия сами непрерывно изменяются.

В результате онтогенез представляет собой целостную и динамичную картину смены этапов, характеризующихся различными темпами роста. Каждый такой этап имеет свою возрастную норму реакции, обычно приближающуюся к среднегрупповой (популяционной) характеристике.

По ускорению или, наоборот, замедлению темпов роста отдельных систем или всего организма в целом, то есть по степени его акселерированности или ретардированности, мы можем судить о нормальности хода индивидуального развития. А это, с одной стороны, прямой путь к контролю, профилактике и диагностике возможных отклонений, а с другой – возможность для более глубокого понимания причин биологической (и не только) изменчивости человека.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексеев В.П. Становление человечества. – М., 1984.

2. Антропология. Хрестоматия. – М., 1997.

3. Бунак В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. – М., 1980.

4. Любимова З.В., Маринова К.В., Никинина А. Возрастная физиология: В 2 ч. Ч. 1. – М.: Владос, 2004

5. Столяренко В.Е., Столяренко Л.Д. Антропология – системная наука о человеке: Учеб. Пособие. – Ростов н/Дону, 2004

6. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология: Учебник. – 2-е изд. М., 1999.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Периоды и стадии Границы Основная характеристика
1. Пренатальный период (внутриутробный период 3 стадии 0-9 месяцев внутриутробного развития Формирование биологического организма человека, способного к выживанию в воздушной среде.
1.1. Предзародышевая стадия 0-2 недели после оплодотворения Развитие оплодотворенной яйцеклетки до внедрения ее в стенку матки и образования пупочного канатика
1.2. Зародышевая (эмбриональная стадия) С 3-й недели до конца 2-го месяца развития Анатомическая и физиологическая дифференцировка различных органов. С 3-й недели начинается формирование нервной системы, спинного и головного мозга, после 8-й недели нервная система начинает функционировать. С 6-й недели начинается половая дифференциация
1.3. Стадия плода С 3-го месяца беременности до 9 мес. и родов К концу 3-го месяца определяется пол ребенка. В начале 7-го мес. плод способен к выживанию в воздушной среде и называется ребенком, у него с 7 мес. уже функционируют рефлексы сосания, мигания, реагирования на звук. К моменту рождения все клетки головного мозга сформированы и больше в течение жизни не формируются
2. Период детства (4 стадии)
2.1. Стадия новорожденности и младенчества С момента рождения до 1-го года жизни. Кризис 1-го года Бурный рост массы тела, физического развития: формирование ходьбы, движений рук, пальцев. Формирование восприятия, образной памяти, наглядно-действенного мышления, понимания речи, эмоционального развития
2.2. Раннее детство (первое детство) С 1 до 3 лет Кризис 3 лет Развитие функциональной независимости и речи ребенка, наглядно-образного мышления. Овладение бытовыми навыками, действиями с предметами
2.3. Дошкольное детство (второе детство) С 3-х до 6-7 лет Кризис 7-8 лет Развитие личности ребенка, развитие когнитивных процессов, формирование совести, нравственности, инициативы
2.4. Младший школьный возраст (третье детство) перипубертатный С 7 лет до 12 лет (мальчики) С 7 до 11 лет (девочки) Подростковый кризис 13 лет Включение ребенка в социальную группу, выход за пределы семьи. Развитие интеллектуальных умений и знаний. Созревание в 7-8 лет андрогенной зоны коры надпочечников, продуцирующей мужские половые гормоны – андрогены, усиление роста и начального полового созревания
3. Период отрочества (2 стадии) С 13 до 21-23 лет  
3.1. Подростковый возраст (пубертатный) 13-16 лет (мальчики) 12-15 лет (девочки) Кризис 17-18 лет Наиболее ответственным этапом в развитии человека является период полового созревания. Идет созревание репродуктивной системы размножения – гипоталамус – гипофиз – половые гормоны – половые железы – половые клетки, происходит развитие первичных и вторичных половых признаков, сдвиги морфофункциональных параметров, высока вероятность отклонений показателей здоровья. Резкий пик роста размеров тела (в 13-15 лет у мальчиков, в 11-13 лет у девочек) под влиянием половых гормонов и гормона роста, развитие мускулатуры у мужчин, гормональные и эмоциональные сдвиги. Происходит развитие логического мышления и формирование самосознания
3.2. Юношеский возраст (ювенальный) 17-21 год (юноши) 16020 лет (девушки) Завершается половое и биологическое созревание, организм выходит на пик своего физического развития, полной функциональной зрелости мозга к 18 годам, пик интеллектуальных и когнитивных возможностей к 18-20 годам. Происходит формирование мировоззрения и стабилизация характера, развитие профессиональных способностей и умений, выбор жизненной позиции, принятие ответственных жизненных решений. Достижение социальной зрелости, самостоятельности, материального и социального самообеспечения
4. Период взрослости, зрелости
4.1. Стадия молодости или ранней зрелости 22-33 года Кризис 33-35 лет Прекращается физический рост, интеллектуальный рост, достигнута полная физиологическая зрелость. Продолжается развитие личности и социальное развитие. Стадия самоутверждения себя в обществе, семье, профессии, сексе, любви, карьере, детях и т.п.
4.2. Зрелый возраст 35-60 лет (мужчины) 35-55 лет (женщины) С 35 по 40-43 лет – период стабилизации, закрепления своих успехов в карьере, семье, сексе, материальном обеспечении, детях и т.п. Критическое десятилетие 45-55 лет (появляются признаки ухудшения здоровья, потери молодости и красоты, попытки «доказать» свою молодость через любовные интриги или карьеру, бизнес, появляются депрессивные настроения, гормональные сдвиги – наступает период климакса у женщин). С 55 до 50-65 лет – период физиологического и психологического равновесия
5.1. Пожилой возраст (первая старость) 61-74 (мужчины) 56-74 (женщины) Кризис преклонного возраста: потеря социальной роли, выраженное старением организма, сознание неизбежности близкой смерти, осмысление своей жизни: принятие своей жизни или осознание ошибочности, бессмысленности своей жизни. Старение – закономерный биологический процесс, ведущий к понижению адаптационных возможностей и жизнеспособности человека. Проявления: снижение роста на 1 см за 5 лет после 60 лет, потеря зубов, упругости кожи, поседение, нарушение на клеточном и молекулярном уровне, различные заболевания, уменьшение массы тела, снижение биоактивности мозга ЭЭГ, снижение слуха, зрения, снижение гормонов, обмена веществ, в составе крови, повышение частоты хромосомных нарушений и в генах
5.2. Старческий возраст 75-90 лет  
Долгожители 90 лет и старше  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: