Самостоятельная работа по учебной дисциплине ОП.03
«Анатомия и физиология человека» ЛД
Наименование
разделов и тем
| Самостоятельная работа обучающихся
|
|
| Раздел 1.
Анатомия и физиология как основные
естественно-научные дисциплины, изучающие структуры и механизмы, обеспечивающие жизнедеятельность человека
|
| Тема 1.1.
Анатомо-физиологические
Особенности формирования потребностей человека.
Человек как предмет изучения анатомии
и физиологии
| Самостоятельная работа студентов
| 1. Работа с учебными текстами – уч. И.В. Гайворонского стр. 5-20.
2. Заполнение рабочей тетради – зарисовать «Основные плоскости, оси тела человека и условные линии, определяющие положение органов и их частей в теле».
3. Составление глоссария по анатомической терминологии.
4. Сообщение по теме «Взаимодействие организма человека с внешней средой».
| Раздел 2.
Отдельные вопросы цитологии
и гистологии
|
|
| Самостоятельная работа студентов. Клетка
| 1. Работа с учебными текстами - уч. И.В. Гайворонского стр. 22.
2. Работа с глоссарием.
3. Составление кроссвордов по темам: «Строение животной клетки», «Разнообразие клеток человеческого организма» для взаимоконтроля.
| Самостоятельная работа студентов. Ткани
| 1. Работа с учебными текстами - уч. И.В. Гайворонского стр. 26-38.
2. Выписка терминов и составление глоссария.
3. Составление кроссвордов по темам: «Особенности строения тканей организма человека», «Месторасположение различных тканей в организме человека» для взаимоконтроля.
4. Выполнение заданий в тестовой форме.
| Раздел 3.
Анатомо-физиологические особенности органов движения и опоры.
Остеология.
Миология
|
| Тема 3.1.
Остеоартросиндесмология.
Виды соединения
костей.
Тема 3.2
Кости и топография черепа. Виды соединения костей черепа.
Тема 3.3.
Анатомо - функциональные особенности скелета туловища.
Тема 3.4.
Анатомо-функциональные особенности скелета верхних и нижних
конечностей.
Тема 3.5.
Общие вопросы
миологии.
Мышцы головы
и шеи.
Тема 3.6.
Мышцы туловища
Тема 3.7.
Мышцы плечевого пояса и свободной верхней конечности
Тема 3.8.
Мышцы тазового пояса и свободной нижней конечности
| Самостоятельная работа студентов
| 1. Работа с учебными текстами – уч. И.В. Гайворонского стр. 41-49.
2. Заполнение рабочей тетради (таблица - «Типы костей», схема – «Виды движений в суставах».
Таблица «Типы костей»
Признаки
| Трубчатые
| Губчатые
| Плоские
| Смешанные
| Воздухоносные
| Особенности строения
|
|
|
|
|
| Примеры костей
|
|
|
|
|
| 3. Составление кроссвордов по темам: «Виды соединения костей», «Виды движений в суставах».
| Самостоятельная работа студентов
| 1. Работа с учебными текстами - уч. И.В. Гайворонского стр. 55-80.
2. Выписка терминов и составление глоссария.
3. Подготовка сообщения по теме «Особенности строения черепа в разные возрастные периоды».
| Самостоятельная работа студентов
| 1. Работа с учебными текстами - уч. И.В. Гайворонского стр. 49 – 55.
2. Заполнение рабочей тетради - подписать обозначения анатомических образований костей туловища на иллюстрации.
3. Заполнение сравнительной таблицы (особенности строения позвонков разных отделов позвоночника)
4. Выписка терминов и составление глоссария.
5. Подготовка сообщений по теме «Особенности строения скелета человека в разные возрастные периоды
жизни».
Таблица «Особенности строения позвонков разных отделов позвоночника»
Отдел позвоночного столба
| Имеются ли сросшие
ся позвонки
| Имеются ли позвонки с собственными названиями
| Форма
позвоночного отверстия
| Наличие
отверстий в отростках
| Форма и наклон остистого отростка
| Допол-
нительные структуры
|
| Самостоятельная работа студентов
| 1. Работа с учебными текстами - уч. И.В. Гайворонского стр. 80-86.
2. Выписка терминов и составление глоссария.
5. Подготовка сообщения по теме «Инструментальные методы исследования костей и суставов конечностей и их значение для диагностики».
| Самостоятельная работа студентов
| 1. Работа с учебными текстами - уч. И.В. Гайворонского стр. 123, 146-153.
2. Заполнение рабочей тетради. Заполнение «немых» рисунков мышц головы и шеи с указанием латинских и русских названий.
4. Заполнение сравнительной таблицы «Жевательные мышцы головы»
Сравнительная таблица «Жевательные мышцы головы»
| Начало
| Прикрепление
| Особенности расположения на лице
| Функция
| Жевательные мышцы
|
|
|
|
| Мимические мышцы
|
|
|
|
| 5. Выписка терминов и составление глоссария.
6. Подготовка сообщения по теме «Анатомо-физиологические особенности мышечной системы в разные возрастные периоды жизни человека».
| Самостоятельная работа студентов
| 1. Работа с учебными текстами - уч. И.В. Гайворонского стр. 132-144.
2. Заполнение рабочей тетради. Заполнение «немых» рисунков мышц туловища с указанием латинских и русских названий.
3. Заполнение сравнительной таблицы «Мышцы спины, груди, живота».
4. Составление глоссария.
Сравнительная таблица «Мышцы спины, груди, живота»
| Место
расположения
| Функция
| Участие в движении суставов
| Значение в сгибании-разгибании туловища
| Значение для профилактики сколиоза
| Мышцы спины
|
|
|
|
|
| Мышцы груди
|
|
|
|
|
| Мышцы живота
|
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов
| 1. Работа с учебными текстами - уч. И.В. Гайворонского стр. 157-166.
2. Заполнение сравнительной таблицы «Мышцы плеча, предплечья, кисти»
Сравнительная таблица «Мышцы плеча, предплечья, кисти»
| Место расположения
| Расположение на поверхности и значение в сгибании-разгибании
| В движении каких суставов принимают участие
| Имеют начало на костях туловища
| Мышцы плеча
|
|
|
|
| Мышцы предплечья
|
|
|
|
| Мышцы кисти
|
|
|
|
| 3. Выписка терминов и составление глоссария.
4. Составление ситуационных задач по теме занятия.
| Самостоятельная работа студентов
| 1. Работа с учебными текстами - уч. И.В. Гайворонского стр. 166-180.
2. Заполнение сравнительной таблицы «Мышцы бедра, голени, стопы»
Сравнительная таблица «Мышцы бедра, голени, стопы»
| Место расположения
| Расположение на поверхности и значение в сгибании-разгибании
| В движении каких суставов принимают участие
| Имеют начало на костях туловища
| Мышцы бедра
|
|
|
|
| Мышцы голени
|
|
|
|
| Мышцы стопы
|
|
|
|
| 3. Выписка терминов и составление глоссария.
| Раздел 4.
Анатомо-физиологические
особенности системы органов дыхания
|
| Тема 4.1.
Анатомо-физиологические
особенности
дыхательных путей
Тема 4.2.
Анатомо-физиологические особенности лёгких. Плевра. Средостение.
Физиология дыхания
| Самостоятельная работа студентов
| 1. Работа с учебными текстами - уч. И.В. Гайворонского стр. 222-231.
2. Заполнение сравнительной таблицы «Верхние и нижние дыхательные пути»
Сравнительная таблица «Верхние и нижние дыхательные пути»
Отдел дыхательной системы
| Органы
| Функции
| Верхние дыхательные пути
|
|
| Нижние дыхательные пути
|
|
| 3. Выписка терминов и составление глоссария.
4. Составление ситуационных задач по теме занятия для взаимоконтроля.
| Самостоятельная работа студентов
| 1. Работа с учебными текстами - уч. И.В. Гайворонского стр. 231-246.
2. Заполнение рабочей тетради (заполнение «немых» рисунков легких, плевральных полостей, средостения с указанием латинских и русских названий).
3. Заполнение сравнительной таблицы «Содержание кислорода и углекислого газа в дыхательных средах организма»
Сравнительная таблица «Содержание кислорода и углекислого газа в дыхательных средах организма»
Газ
| Атмосферный воздух
| Выдыхаемый воздух
| Альвеолярный воздух
| Кислород
|
|
|
| Углекислый газ
|
|
|
| Азот
|
|
|
| 4. Выписка терминов и составление глоссария.
5. Выполнение учебно-исследовательской работы по теме «Виды дыхательных гимнастик».
| Раздел 5
Анатомо-физиологические особенности систем
органов кровообращения и
лимфообращения.
|
| Тема 5.1.
Анатомо-физиологические особенности сердечно - сосудистой системы.
Анатомия сердца
Тема 5.2.
Сосуды малого круга кровообращения.
Кровообращение
плода.
Тема 5.3.
Артерии и вены большого круга кровообращения
Особенности коронарного кровообращения
Тема 5.4.
Физиология сердечно – сосудистой системы
Тема 5.5.
Анатомо-физиологические
особенности
лимфатической
системы
| Самостоятельная работа студентов
| 1. Работа с учебными текстами - уч. И.В. Гайворонского стр. 308-320.
2. Заполнение «немых» рисунков сердца, сосудов, капилляров с указанием латинских и русских названий (работа в рабочей тетради).
3. Заполнение сравнительной таблицы «Артерии, вены, капилляры»
Сравнительная таблица «Артерии, вены, капилляры»
Виды сосудов
| Направление движения жидкости по сосуду
| Особенности строения стенки
| Наличие дополнительных структур в стенке
| Функции
| Артерии
|
|
|
|
| Вены
|
|
|
|
| Капилляры
|
|
|
|
| 4. Составление глоссария.
5. Сообщение по теме «Проводящая система сердца».
| Самостоятельная работа студентов
| 1.Работа с учебными текстами - уч. И.В. Гайворонского стр. 339-342.
2. Заполнение «немых» рисунков сосудов малого круга кровообращения с указанием латинских и русских названий (работа в рабочей тетради).
3. Заполнение сравнительной таблицы «Легочные артерии, легочные вены»
Сравнительная таблица «Легочные артерии, легочные вены»
| Количество сосудов
| Направление движения жидкости по сосуду
| Особенности строения стенки
| Наличие дополнительных структур в стенке
| Функции
| Легочные артерии
|
|
|
|
|
| Легочные вены
|
|
|
|
|
| 4. Выписка терминов и составление глоссария.
| Самостоятельная работа студентов
| 1.Работа с учебными текстами – уч. И.В. Гайворонского стр. 320-339.
2. Заполнение «немых» рисунков сосудов большого круга кровообращения, коронарного кровообращения с указанием латинских и русских названий (работа в рабочей тетради).
3. Заполнение таблицы «Система верхней полой вены», «Система нижней полой вены» |
Таблица «Система верхней полой вены», «Система нижней полой вены»
| Длина сосуда
| Расположение в организме
| От каких областей тела собирает кровь
| Куда впадает сосуд
| Система верхней полой вены
|
|
|
|
| Система нижней полой вены
|
|
|
|
| 4. Выписка терминов и составление глоссария.
5. Подготовка сообщения по теме «Система воротной вены».
|
Самостоятельная работа студентов
|
1.Работа с учебными текстами - уч. И.В. Гайворонского стр. 339, конспект
2. Выписка терминов и составление глоссария.
3. Составление ситуационных задач по теме занятия для взаимоконтроля
4. Подготовка сообщений по темам: «Электрокардиография», «Ультразвуковое исследование сердца».
|
Самостоятельная работа студентов
|
1. Работа с учебными текстами - уч. И.В. Гайворонского стр. 342-349.
2. Заполнение рабочей тетради - составление схем лимфооттока органа, части тела, схем расположения региональных лимфоузлов.
3. Составление кроссвордов по теме занятия.
4. Подготовить сообщение по теме «Взаимоотношения лимфатической системы с иммунной».
|
Раздел 6
Анатомо-физиологические
особенности системы органов пищеварения
|
|
Тема 6.1.
Анатомо-физиологические
особенности полости рта, глотки,
пищевода, желудка, кишечника.
Тема 6.2.
Анатомо-физиологические особенности пищеварительных желёз.
Физиология
пищеварения
Тема 6.3.
Обмен веществ
и энергии
| Самостоятельная работа студентов
|
1.Работа с учебными текстами - уч. И.В. Гайворонского стр. 180-203.
2. Заполнение листов рабочей тетради.
3. Зарисовка в альбомах органов пищеварительного тракта.
4. Составление кроссвордов по теме занятия.
5. Составление глоссария.
6. Составление ситуационных задач для взаимоконтроля.
7. Подготовка сообщения по теме: «Современные инструментальные методы диагностики функционального состояния пищеварительной системы».
|
Самостоятельная работа студентов
|
1.Работа с учебными текстами - уч. И.В. Гайворонского стр. 207-215.
2. Заполнение рабочей тетради – таблица «Пищеварительные железы»
Таблица «Пищеварительные железы»
| Расположение
| Экзокринная функция
| Эндокринная функция
| Участие в пищеварении
| Печень
|
|
|
|
| Поджелудочная железа
|
|
|
|
| 3. Зарисовка в альбомах печени, поджелудочной железы.
4. Выписка терминов и составление глоссария.
5. Сообщение по темам: «Пищеварение в желудке», «Пищеварение в тонком кишечнике», «Возрастные особенности пищеварения».
|
Самостоятельная работа студентов
|
1.Работа с учебными текстами и таблицами - уч. И.В. Гайворонского стр. 264-280.
2. Заполнение рабочей тетради.
3. Расчет калорийности питания для разных возрастных групп населения.
4. Расчет суточного меню при различных заданных диетах и калорийности.
|
Раздел 7.
Анатомо-физиологические
особенности системы органов мочеобразования и мочевыделения
|
|
Тема 7.1.
Анатомо-физиологические
особенности системы органов мочеобразования и мочевыделения
Тема 7.2.
Физиология органов мочеобразовательной и мочевыделительной системы
| Самостоятельная работа студентов
|
1.Работа с учебными текстами - уч. И.В. Гайворонского стр. 246-253, 257-261.
2. Зарисовка в альбомах макро- и микроскопического строения почек, нефрона.
3. Выписка терминов и составление глоссария.
4. Подготовка сообщения по теме «Критерии оценки процесса выделения».
Самостоятельная работа студентов_______________________________________________________________
1.Работа с учебными текстами - уч. И.В. Гайворонского стр. 253-257.
2. Заполнение рабочей тетради – схема «Этапы мочеобразования».
3. Определение суточного объема мочи, количества выпитой жидкости за сутки, определение водного баланса. Запись результатов в рабочей тетради.
4. Определение объема утренней порции мочи. Запись результатов в рабочей тетради.
5. Подготовка сообщения по теме «Современные лабораторные и инструментальные диагностические исследования функционального состояния системы органов мочеобразования и мочевыделения».
|
Раздел 8.
Анатомо-физиологические
особенности репродуктивной системы человека.
|
|
Тема 8.1.
Анатомия и физиология женской репродуктивной системы
Тема 8.2.
Анатомия и физиология мужской репродуктивной системы
| Самостоятельная работа студентов
|
1.Работа с учебными текстами - уч. И.В. Гайворонского стр. 289-300.
2. Заполнение рабочей тетради.
3. Выписка терминов и составление глоссария.
4. Подготовка сообщения по теме «Современные методы диагностики функционального состояния репродуктивной системы женщины. Диагностика беременности. Диагностика бесплодия».
|
Самостоятельная работа студентов
|
1.Работа с учебными текстами - уч. И.В. Гайворонского стр. 282-289.
2. Заполнение рабочей тетради.
3. Выписка терминов, составление глоссария,
4. Подготовка сообщения по теме «Современные методы диагностики функционального состояния репродуктивной системы мужчины. Диагностика бесплодия».
|
Раздел 9.
Внутренняя среда
организма. Кровь.
|
|
Тема 9.1.
Гомеостаз.
Состав, свойства, функции крови.
| Самостоятельная работа студентов
|
1.Работа с учебными текстами - уч. И.В. Гайворонского стр. 349-358.
2. Заполнение рабочей тетради.
3. Выписка терминов, составление глоссария.
4. Составление заданий в тестовой форме для взаимоконтроля.
5. Подготовка сообщения по теме «Современные лабораторные и инструментальные методы диагностики функционального состояния системы кроветворения».
|
Раздел 10.
Процесс защиты
организма от
воздействий внешней и внутренней среды
|
|
Тема 10.1.
Анатомо-физиологические особенности формирования защиты организма человека.
Особенности иммунной системы.
| Самостоятельная работа студентов
|
1. Работа с учебными текстами – уч. И.В. Гайворонского стр.361-366, конспект.
2. Заполнение рабочей тетради (обозначение «немых рисунков» органов кроветворения и иммунной системы).
3. Выполнение учебно-исследовательской работы «Возрастные особенности иммунной системы».
|
Раздел 11.
Анатомо-физиологические
особенности
саморегуляции
функций организма
|
|
Тема 11.1
Анатомо-физиологические особенности эндокринной системы.
Железы внутренней секреции.
Тема 11.2.
Анатомо-физиологические
особенности
нервной системы.
Классификация нервной системы.
Спинной мозг.
Тема11.3.
Головной мозг.
Эмбриогенез.
Ствол мозга: продолговатый, задний, средний и промежуточный мозг
Тема 11.4.
Функциональная анатомия конечного мозга. Анатомо-физиологические
особенности
высшей нервной
деятельности
Тема 11.5.
Периферическая нервная система. Спинномозговые
нервы
Тема 11.6.
Анатомо-физиологические особенности черепных нервов
Тема 11.7.
Анатомо-физиологические особенности вегетативной нервной системы
Тема 11.8.
Сенсорные системы.
Органы чувств. Понятие об анализаторах. Орган вкуса и обоняния. Кожа и её производные
Тема 11.9.
Анатомо-физиологические особенности органа зрения, органа слуха и равновесия
| Самостоятельная работа студентов
|
1. Работа с учебными текстами – уч. И.В. Гайворонского стр. 464-471, конспект.
2. Заполнение рабочей тетради – таблица «Нарушения деятельности желез внутренней секреции»
Таблица «Железы внутренней секреции и нарушения их деятельности»
Железы
| Располо-жение
| Строение
| Гормоны
| Воздействие на организм
| норма
| гиперфункция
| гипофункция
| 3. Выписка терминов, составление глоссария.
3. Подготовка сообщения по теме «Методы исследования функционального состояния желез внутренней секреции».
|
Самостоятельная работа студентов
|
1. Работа с учебными текстами – уч. И.В. Гайворонского стр.374-379, конспект.
2. Заполнение рабочей тетради.
3. Выписка терминов и составление глоссария.
4. Подготовка сообщения по теме «Современные инструментальные методы диагностики функционального состояния нервной системы».
|
Самостоятельная работа студентов
|
1. Работа с учебными текстами – уч. И.В. Гайворонского стр. 379-402, конспект.
2. Составление кроссвордов по темам: «Ствол головного мозга», «Конечный мозг», «Черепные нервы».
3. Выписка терминов и составление глоссария.
4. Подготовка сообщения по теме «Анатомо-физиологические особенности нервной системы в разные возрастные периоды жизни человека».
|
Самостоятельная работа студентов
|
1. Работа с учебными текстами – уч. И.В. Гайворонского стр.427-436, конспект.
2. Заполнение рабочей тетради.
3. Составление заданий в тестовой форме для взаимоконтроля.
4. Выписка терминов и составление глоссария.
5. Сообщения по темам: «Физиологические основы, виды, тренировка памяти», «Основные типы высшей нервной деятельности», «Современные методы функциональной диагностики состояния высшей нервной деятельности».
|
Самостоятельная работа студентов
|
1. Работа с учебными текстами – уч. И.В. Гайворонского стр.411-419, конспект.
2. Заполнение рабочей тетради.
3. Составление кроссвордов для взаимоконтроля.
4. Выписка терминов и составление глоссария.
|
Самостоятельная работа студентов
|
1. Работа с учебными текстами – уч. И.В. Гайворонского стр.405-411, конспект.
2. Заполнение рабочей тетради - таблица «Черепные нервы»
Таблица «Черепные нервы»
Черепные нервы
| Название
| Функция
| Отверстие
| Область иннервации
| I пара
|
|
|
|
| 3. Подготовка сообщения по теме «Области иннервации черепных нервов».
|
Самостоятельная работа студентов
|
1. Работа с учебными текстами – уч. И.В. Гайворонского стр.419-427, конспект.
2. Заполнение листов рабочей тетради.
3. Выписка терминов и составление глоссария.
4. Составление кроссвордов для взаимоконтроля.
|
Самостоятельная работа студентов
|
1. Работа с учебными текстами - уч. И.В. Гайворонского стр.445, 458-463, конспект.
2. Выписка терминов и составление глоссария.
3. Заполнение рабочей тетради.
4. Составление заданий в тестовой форме для взаимоконтроля.
|
Самостоятельная работа студентов
|
1. Работа с учебными текстами - уч. И.В. Гайворонского стр.446-458, конспект.
2. Заполнение рабочей тетради.
3. Составление ситуационных задач и тестов для взаимоконтроля.
4. Сообщение по теме «Современные методы диагностики функционального состояния органов зрения, слуха и равновесия».
|