Организация режима дня в разновозрастной группе детского сада.
Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности.
Правильное физическое развитие ребенка немыслимо без строгого выполнения режима дня, который должен соответствовать реальному составу детей в группе. Однако это не означает, что нужно устанавливать отдельные режимы для всех возрастных групп, абсолютно точно соблюдать распорядок времени, указанный в программе для каждого года жизни ребенка. В условиях смешанной группы это не возможно, так как происходит совпадение во времени разных процессов. Поэтому, целесообразно составлять режим общий для всех.
При определении общего режима для детей трех-четырех возрастов (от 3 до 7 лет) за основу берется режим среднего возраста (пятый год жизни) и с учетом режима для остальных детей вносят некоторые изменения в длительность режимных процессов.
Важно всегда соблюдать правило – режимные процессы начинать с младшими детьми, постепенно подключая старших (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна).
Все это создает условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности и постепенно переходили от одного вида деятельности к другому, не тратили время на ожидание очереди при умывании и т.д.
Режим только тогда организует жизнь детей, является важным фактором воспитания, когда он выполняется четко и согласованно всеми работниками ДОУ.
Чтобы предупредить сокращение времени для самостоятельных игр и занятий, а также длительность прогулки, обеспечить своевременное питание.
Установленный режим детской жизни обсуждается в коллективе и становится законом для педагогов, младших воспитателей и всего обслуживающего персонала. При изменении возрастного состава детей он обновляется.
Примерный режим дня для детей
Режимные процессы | Возраст | |
4-ый год жизни | 6-ой год жизни | |
Прием, осмотр, игры | 7.00 – 8.00 | 7.00 – 8.10 |
Утренняя гимнастика, игры | 8.00 – 8.30 | 8.10 – 8.30 |
Завтрак | 8.30 – 8.55 | |
Игры, подготовка к занятиям | 8.55 – 9.05 | 8.55 – 9.20 |
Занятия | 9.05 – 9.50 | 9.20 – 10.15 |
Подготовка к прогулке | 9.50 – 10.10 | 10.15 – 10.25 |
Прогулка | 10.10 – 12.00 | 10.25 -12.15 |
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду, обед | 12.00 – 13.00 | 12.15 – 13.00 |
Сон | 13.00 – 15.10 | 13.00 – 15.00 |
Постепенный подъем, закаливающие процедуры | 15.10 – 15.40 | 15.00 – 15.40 |
Полдник | 15.40 – 15.55 | |
Игры, совместная, самостоятельная деятельность | 15.55 – 16.50 | 15.55 - 16.55 |
Подготовка к ужину, ужин | 16.50 – 17.15 | 16.55 – 17.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 17.15 – 19.00 | 17.20 – 19.00 |
Уход детей домой |
Таким образом, в разновозрастных группах режим дня становится единый для всех детей, но с учетом возрастных потребностей и возможностей ребенка вносятся некоторые изменения в режимные процессы (деятельность бодрствования и сна, объем нагрузок).
Чтобы все виды деятельности осуществлялись на хорошем педагогическом уровне, большое значение имеет согласованность в работе воспитателя и младшего воспитателя. Младший воспитатель разновозрастной группы должен особенно хорошо сознавать свою роль в педагогической работе с детьми, владеть основными приемами организации режимных процессов, понимать, чем она может помочь малышам, а что они должны делать самостоятельно. Помощь младшего воспитателя необходима постоянно, но больше всего в самые напряженные в группе моменты – при завершении одних процессов и переходе к другим: подготовка к прогулке, выход на участок и возвращение в группу, укладывание детей, проведение закаливающих процедур.
Важно помнить! Когда воспитатель руководит большинством группы, младший воспитатель находится с меньшинством.
Распределение обязанностей воспитателя
и младшего воспитателя в группе (в холодное время года)
Режимные процессы | Содержание работы с детьми | Деятельность воспитателя | Деятельность мл. воспитателя |
Утро а) прием детей | Проводится: - игровая деятельность детей под руководством воспитателя (воспитатель создает условия для организации знакомых игр, новые игры не даются); - трудовая деятельность (поручения, дежурства); - индивидуальная работа с детьми; - воспитание КГН, культуры поведения - коллективные и индивидуальные разговоры с детьми | Принимает и осматривает детей, беседует с родителями | Проветривает и убирает помещение |
б) утренняя гимнастика | Комплекс утренней гимнастики сменяется через 10 дней. (Необходимо наблюдать за самочувствием детей, регулировать нагрузку). | Проводит утреннюю гимнастику с младшими детьми. Проводит утреннюю гимнастику со старшими детьми | Готовит старших детей к гимнастике, готовит столы к завтраку. Играет с младшими детьми |
в) завтрак | - Обратить внимание детей как накрыты столы (дать оценку дежурным); - Если есть необходимость (в зависимости от меню) уточнить название блюд; - Отметить заботу взрослых (повара, мл. воспитателя) о детях; - Создать у детей положительное настроение к еде. | Организует подготовку к завтраку. Проводит завтрак, готовится к занятиям. | Получает завтрак, раздает пищу. Вместе с дежурными убирает посуду, а затем моет ее. |
Г) НОД | - Следить за позой детей. - Проводить физкультминутки. - Соблюдать педагогические и гигиенические требования к организации НОД. | Организует и проводит НОД, | Организует игры детей, не участвующих в занятиях, помогает дежурным подготовиться к НОД. |
Д) прогулка | Проводится: - игровая деятельность детей (подвижные игры, дидактические, сюжетно-ролевые игры); - трудовая деятельность (коллективная, подгрупповая, индивидуальная); - наблюдения (коллективные, подгрупповые, индивидуальная); - индивидуальная работа с детьми (по физ. Воспитанию, развитию речи, математике); - наблюдение за детьми | Выходит на прогулку с младшими детьми. Организует деятельность всех детей. Приводит с прогулки вначале младших, а затем старших детей. | Помогает одеваться на прогулку младшим детям. Помогает одеваться старшим детям. Затем проветривает и убирает помещение. Готовится к обеду. Встречает младших детей, помогает им раздеться. |
Е) обед | (то же, что и завтрак) - в процессе еды постоянно следить за осанкой детей; - добиваться, чтобы дети съедали всю пищу; - докармливать малышей. | Руководит подготовкой детей к обеду, проводит его. | Раздает обед, участвует в его организации и проведении. |
Ж) дневной сон | Необходимо наблюдать за спящими детьми | Постепенно укладывает детей спать – создает условия для спокойного сна. | Вместе с дежурными убирает посуду, а затем моет ее. Убирает помещение. |
Вечер: а) подъем детей | Необходимо обеспечивать неторопливый переход от сна к бодрствованию | Проводит постепенный подъем детей и закаливание | Помогает проводить закаливание, одевает младших детей, убирает постели |
б) полдник | (см. завтрак, обед) Совершенствовать гигиенические навыки. Навыки культурного поведения за столом | Организует полдник | Участвует в проведении полдника, убирает посуду |
в) совместная деятельность взрослого с детьми, свободная самостоятельная деятельность взрослого с детьми | Проводится: - игровая деятельность, где воспитатель побуждает к организации совместной игры и индивидуальной игры; - 1 раз в неделю проводится вечер досуга; - индивидуальная работа с детьми; - работа с родителями; - работа в уголке книги; - 1 раз в неделю коллективный труд | Организует деятельность детей | Играет с детьми, готовится к ужину |
г) ужин | - Обратить внимание детей как накрыты столы (дать оценку дежурным); - Если есть необходимость (в зависимости от меню) уточняет название блюд; - Отмечает заботу взрослых (повара, мл. воспитателя) о детях; - Создает у детей положительное настроение к еде. | Руководит подготовкой детей к ужину, проводит ужин | Получает и раздает ужин, вместе с дежурными собирает посуду, а затем ее моет. |
д) вечерняя прогулка | Проводится: - игровая деятельность детей (подвижные игры, дидактические, сюжетно-ролевые игры); - трудовая деятельность (коллективная, подгрупповая, индивидуальная); - наблюдения (коллективные, подгрупповые, индивидуальные); - индивидуальная работа с детьми (по физ. воспитанию, развитию речи, математике); - наблюдение за детьми | Одевает часть детей и выходит с ними на прогулку. Организует их деятельность, беседует с родителями, организует уход детей домой. | Помогает одеться младшим детям. Убирает помещение. |