Выступление Шри Партхасаратхи Раджагопалачари




Сахадж Марг: Путь Тишины

в зональном Ашраме в Бангалоре 18 апреля 2004 г.

 

Меня заставил выступить брат Прасанна Кришна (Prasanna Krishna). Прежде всего одна просьба: Сахадж Марг известен как безмолвный, но очень эффективный путь. Никаких аплодисментов, выкриков или свиста ни по какому случаю.

Помню в 1975 году, когда мы праздновали день рождения Бабуджи Махараджа в Ахмедабаде, собралось примерно две тысячи абхйаси. И, когда Бабуджи приехал, я проводил Его в зал, на сцену, и стояла такая тишина, что было слышно, как муха пролетит. На следующее утро в газетах именно это было ярко освещено всеми корреспондентами. Они говорили, что не было ни рукоплесканий, ни возгласов, ни экстатических танцев, ни звездопада цветов, словно с небес. Была полнейшая тишина, уважительная тишина, глубокая тишина, тишина в ожидании. Это то, чем известен Сахадж Марг, и то, что мы должны поддерживать во всех случаях. Пожалуйста, помните это. Мне бы хотелось попросить кого-нибудь перевести позже эту просьбу на язык каннада для пользы всех вас.

Духовная эволюция – это не путь экстаза. Существует знаменитое, широко известное классическое произведение, написанное профессором психологии, человеком по имени Вильям Джеймс (William James), который примерно сто лет назад прочитал цикл лекций, известных как «Лекции Гиффорда» (Gifford), на тему «Разновидности религиозного опыта». И, к сожалению, большая часть такого опыта связана с наркотиками, другими формами стимуляции, и, знаете, с теми нецивилизованными методами, которые используются в религии в этой стране, в Индии, в особенности шафран, белая краска, голые садху – всё годится, если много пепла – вибхути (vihhuti), много волос вокруг вас и много показухи – тамаша (tamasha). Это позорный метод прославления своего Бога или своего устремления к Богу.

Сахадж Марг не имеет ничего общего с такими искусственными, нами самими созданными, часто эротическими методами прославления Божественности. Мой Мастер относился к этому с неодобрением. Я стараюсь не одобрять этого тоже, и я надеюсь, что мои последователи также будут относиться к этому с неодобрением, поскольку по мере того, как наши собрания становятся все более и более многолюдными, неизбежно возникает, скажем так, определенная тенденция к размыванию наших учений, размыванию наших правил поведения, и по тому, что, как мы видим, происходит с демократией на нашей политической арене, мы должны помнить предостережение Бабуджи, что нам нужно качество, а не количество. Добиться количественного роста без размывания качества очень трудно, и наши наставники должны быть очень аккуратными, бдительными, чтобы не допустить присоединения к Миссии всевозможного рода тронувшихся людей, которые не знают других способов прославления, кроме хлопанья в ладоши и шума, и бросания цветных порошкообразных красок в воздух, и других подобных действий.

Много в индусских практиках, в индусских празднованиях получило, я бы сказал, своего рода религиозное одобрение. Даже такие вещи, как празднование Холи (Holi), при котором много шума, много распущенности и много насилия, порока и беззакония. Я жил в Северной Индии и видел празднования Холи при исключительно отвратительных, унизительных обстоятельствах, когда, вместо цветных порошкообразных красок, хулиганы и громилы выливали на прохожих содержимое ведер с отходами из сточных канав с возгласами «Холи!».

Чтобы упасть, не нужно много времени – одна секунда невнимания, мгновение отсутствия осторожности, и человек упал. Подняться очень трудно, не потому, что это фактически трудно, а потому, что мы делаем это трудным, сохраняя тенденции огрубления, которые мы развили, которые поощряются обществом, которые современная цивилизация с удовольствием предлагает всем, кто их захочет, – унизительную деградацию, нарочитое шоу, выставление напоказ, часто вульгарное выставление напоказ, как я говорил. Садху голый или женщина голая – это не имеет значения. Нагота есть нагота. Обнаженная фигура есть обнаженная фигура. И она не может быть «святыней». Когда на всех изображениях наши Боги и Богини одеты – не пытаюсь быть блюстителем нравов или ханжой, но очень важно сохранять некую святость в нашем отношении даже к духовной практике и помнить, что нашему внутреннему обожествлению должно сопутствовать внешнее проявление культуры, моральных ценностей, этических ценностей, хорошего поведения и, что наиболее важно, заботы о других. Всё, что бы вы ни делали с целью выставить напоказ себя, или свою религию, или свое общество, фактически является вульгарным. Будь то фейерверки на Дивали или прыганье по кругу, как обезьяны. Сахадж Марг не терпит этого. Я надеюсь, что никто из вас не запутается в этих фантазиях экстаза, выдавая танец, вызванный наркотическим опьянением, за божественный по своей природе. И если кто-то из вас все-таки склонен так поступать, то, пожалуйста, купите книгу Вильяма Джеймса «Разновидности религиозного опыта» и прочитайте ее.

Это то, в отношении чего я бы хотел предостеречь вас сегодня утром. Прогрессируйте во что бы то ни стало, прогрессируйте очень быстро, прогрессируйте мгновенно, если можете, однако помните, что тишина – золото, тишина – это глубина. Говорят, что бесшумные реки глубоки. Звенящие, бурлящие ручьи делают много шума, однако расстояние до дна, состоящего из камней и гальки, не превышает пятнадцати сантиметров. Медитация приводит не только к внешнему спокойствию, но и к внутренней тишине ума, что само по себе может привести нас к Цели. Если и существует что-то, что может потревожить эту внутреннюю тишину, так это внешняя вульгарность современного общества, шум современной цивилизации, ценности высоких технологий современного общества, звуки автомобильных гудков. Нет ничего удивительного в том, что люди хотят убежать в Гималаи! Но мы должны помнить, что Бабуджи Махарадж говорил, что если вы убежите в Гималаи или уйдете в джунгли, то вы мысленно будете со своей семьей. Лучше создать джунгли у себя дома. Это означает, что в наших домах мы должны жить, или создать ситуацию, похожую на жизнь в лесу – тишина, покой, существование. Я рекомендую эти ценности вам, и надеюсь, что вы всецело будете следовать им. Да благословит вас Мастер.

Спасибо.

 

© Shri Ram Chandra Mission, 2004



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: