Значение сфагновых мхов в природе




Ход урока

1. Организационный момент. Постановка целей урока.

Сегодня у нас с Вами урок посвящен удивительным растениям – мхам. Это особая группа уникальных растений, мало похожая на другие. В чем же уникальность этих растений?

 

Слайд 2 [Вставить анимацию: вопрос.]

3.Изучение нового материала.

Для того чтобы ответить на этот вопрос нам с вами нужно совершить виртуальное путешествие в лес и на болота.

Говорят, что там живут Кикимора болотная, Старик-лесовик, Баба-Яга, Леший, сегодня они нам помогут разобраться в особенностях организации этих уникальных растений болот – моховидных.

 

Слайд 3 [Вставить анимацию: изображение Старика-лесовика, Баба-Яги, Лешего.]

 

Царство растений разнообразно и каждое растение занимает свою нишу в природе.

Старик-лесовик.

Слайд 4 [Вставить анимацию: изображение Старика- Лесовика.]

Расскажу вам о лесе. На территории России произрастают в основном хвойные и смешанные леса. Леса на Земле появились около 300 млн лет назад, задолго до эпохи динозавров. Деревья могут достигать в высоту около 100 м (секвойя в США – 112 м, в России кедр на Дальнем Востоке – 50-70 м). В хвойных лесах преобладают сосны, ели и пихты. Сибирская тайга занимает территорию в 17 млн кв. м. Хвойные леса вечнозеленые круглый год. Они обычно густые и сумрачные – поэтому под деревьями встречаются только папоротники, грибы, лишайники и реже мхи. Среди лесов часто встречаются болота, о них вам расскажет моя подруга Кикимора болотная.

Кикимора болотная.

Слайд 5 [Вставить анимацию: изображение Кикиморы болотной.]

В основном болота сосредоточены в лесной зоне северного полушария, а также во влажных экваториальных районах Африки и Южной Америки. Общая площадь болот в мире – 351 млн га. На территории нашей страны сосредоточено около 3/4 мировых болот. Основной фон растительности верховых болот составляют сфагновые мхи.

В мире насчитывается 25 тысяч видов мохообразных, из них около 17 тысяч видов листостебельных (зеленых и сфагновых) мхов. По количеству видов среди высших растений мхи занимают второе место после цветковых (покрытосеменных). Моховидные произошли 360 млн лет назад от первых наземных растений - псилофитов, потомков прибрежных водорослей.

Это многолетние растения, обычно низкорослые, их размеры от 1 мм до нескольких см; они имеют стебель, листья, корней нет. Обитают во влажных местах.

Слайд 6 [Вставить анимацию: изображение мха.]

 

В конце XVIII века немецкий ботаник И. Гедвич заложил основы науки о мхах – бриологии.

Различают печеночные и листостебельные мхи.

Печеночные мхи.

 

К печеночным мхам относится мох моршанция. Тело представляет собой пластинку (таллом) или упрощенный побег с листьями. Название получили из-за формы напоминающей человеческую печень. Пластинка этого мха прикрепляется к почве ризоидами.

Часто в аквариуме разводят мох риччию.

Слайд 7 [Вставить анимацию: изображение моршанции и риччии.]

 

Листостебельные мхи.

К листостебельным мхам относят кукушкин лен и мох сфагнум.

Для того, что бы поближе познакомиться с этой группой удивительных растений, нам нужно выполнить лабораторную работу.

Слайд 8 [Вставить анимацию: изображение кукушкина льна и сфагнума.]

Лабораторная работа

«Изучение внешнего строения мхов».

Слайд 9 [Вставить анимацию: название лабораторной работы.]

 

Цель: Выяснить особенности строения мхов. Показать усложнение в строении мхов по сравнению с водорослями (появлением стебля и листьев).

 

 

Оборудование: гербарный образец листостебельных растений кукушкина льна с коробочками спор под колпачком.

Слайд10 [Вставить анимацию: цель и оборудование.]

 

Ход работы:1.Рассмотрите выданные растения, определите особенности его внешнего строения. Найдите стебель и листья.

2.Определите форму листьев и их расположение на стебле

3.Определите, ветвистый стебель или нет.

4.найдите коробочку со спорами.

Выполнение работы: 1. Зарисуйте растение кукушкин лен.

 

Слайд 11 [Вставить анимацию: изображение кукушкина льна.]

2.Подпишите его основные части: стебель ветвистый или нет.

3.Ответьте на вопросы: Какие органы имеет кукушкин лен?

Какова высота стебля кукушкина льна?

Имеются ли корни?

Где находятся споры?

4.Сравните строение мха со строением водорослей. В чём их сходство и различие?

Сделать выводы. Почему мхи относятся к высшим растениям?

 

Ответы на вопросы ученики дают самостоятельно. Правильные ответы отображать не нужно, преподаватель сам проверяет работы. Далее идет пауза в видео и показывается вывод после лабораторной работы.

ПАУЗА В ВИДЕО

 

Вывод. Мох кукушкин лен имеет стебель и узкие, спирально расположенные листья; вместо корней нитевидные выросты в нижней части стебля – ризоиды. Способ питания у него такой же, как и у водорослей, так как мох содержит хлорофилл и имеет зеленую окраску. В теле слабо выражены проводящие, механические, запасающие и покровные ткани.

Слайд 12 [Вставить анимацию: вывод.]

 

4.Физкультурная минутка.

Раз, два — встать пора
Раз, два — встать пора,
Три, четыре — руки шире,
Пять, шесть — тихо сесть,
Семь, восемь — лень отбросим.

Слайд 13 [Вставить анимацию: физкультминутки.]

 

У моховидных имеется характерная особенность организации: половое поколение – гаметофит, на котором образуются половые клетки (гаметы), и бесполое – спорофит, на котором образуются споры.

Гаметофиты кукушкина льна раздельнополые. На верхушке мужских и женских растений развиваются органы полового размножения (антеридии и архегонии). После оплодотворения на женских растениях из зиготы образуется спорофит- коробочка, сидящая на длинной ножке. Коробочка имеет крышечку, которая к моменту созревания спор отпадает. Споры высыпаются наружу и рассеиваются ветром. В благоприятных условиях через несколько дней или недель они прорастают в гаметофит.

Зеленым мхам свойственно и вегетативное размножение – частями тела и специальными почками.

Слайд 14 [Вставить анимацию: цикл размножения кукушкина льна.]

 

Значение сфагновых мхов в природе

1. Сфагнум поглощает и удерживает большое количество воды.

2. Разрастаясь плотными дерновинами, вызывает заболачивание почв.

3. Отмирая, листостебельные мхи, образуют торф, который широко используется человеком.

 

Слайд 15 [Вставить анимацию: значение сфагновых в природе.]

 

Мох сфагнум содержит бактерицидные вещества. Гигроскопичность и бактерицидность мха издревле использовались для лечения ран. Сейчас торф, образующийся из отмершего мха, используется для подстилки скоту, а также как изолирующий материал при постройке сельского жилья, в оранжерейном хозяйстве для выращивания растений в закрытом грунте.

Из торфа получают древесный спирт, карболовую кислоту, смолы, изоляционные плиты, пластмассы.

В наше время, когда человек наконец понял необходимость поддержания разнообразия окружающей нас природы, то, что нужно сохранять и изучать не только экзотические виды, но и обычные, мхи также попали в число охраняемых объектов.

Экологическая роль мхов часто заключается в закреплении почвы, препятствии её эрозии. Мхи занимают уникальную экологическую нишу, недоступную другим растениям. Они служат пищей и домом для почвенных беспозвоночных и грибов, без которых невозможно разложение отмершей органики и, следовательно, невозможен круговорот веществ. Влагоёмкая подстилка из мхов в сухих местообитаниях выполняет функцию «промокашки», задерживающей некоторое количество влаги, не дающей ей просочиться сквозь почву как сквозь сито. Мхи способны переживать неблагоприятные условия в состоянии анабиоза и восстанавливать свои жизненные функции через месяцы и даже годы.

 

5.Закрепление знаний.

 

1. Как называется раздел ботаники, изучающий мхи?
а) Бриология;
б) Эмбриология;
в) Систематика.

ПАУЗА В ВИДЕО

 

2. Какие вегетативные органы отсутствуют у мха?
а) Ризоиды;
б) Листья;
в) Корни;
г) Стебель.

ПАУЗА В ВИДЕО

 

3. Как происходит размножение мхов?
а) Семенами;
б) С помощью спор;
в) Корневищем.

ПАУЗА В ВИДЕО

 

4. Какие условия окружающей среды необходимо для размножения мхов?
а) Вода;
б) Высокая температура;
в) Низкое атмосферное давление.

ПАУЗА В ВИДЕО

5. Какой мох служит источником образования торфа?
а) Сфагновый мох;
б) Кукушкин лен;
в) Риччия.

ПАУЗА В ВИДЕО

 

6. При каком условии прекращается рост сфагнума?
а) При недостатке влаги;
б) При переизбытке влаги;
в) При недостатке солнечного света.

ПАУЗА В ВИДЕО

 

           
           

 

Для закрепления материала предлагается тест. Из предложенных ответов выбрать правильный и занести его в таблицу. Правильные ответы выделены жирным шрифтом.

 

Слайд16 [Вставить анимацию: физкультминутки.]

 

7. Рефлексия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: