Ход урока
1. Организационный момент. Постановка целей урока.
Тема сегодняшнего урока: Плауны, хвощи, папоротники.
Слайд 2 [Вставить анимацию: появление темы урока.]
2. Актуализация знаний.
1. Приведите пример зеленого мха______
ПАУЗА В ВИДЕО
(кукушкин лен)
ПАУЗА В ВИДЕО
2. Пустые клетки имеет мох______.
ПАУЗА В ВИДЕО
(сфагнум)
ПАУЗА В ВИДЕО
3. Ризоиды есть у мха ____
ПАУЗА В ВИДЕО
(кукушкин лен)
ПАУЗА В ВИДЕО
4. Растения мха долгоживущее и размножающееся гаметами ___
ПАУЗА В ВИДЕО
(гаметофит)
ПАУЗА В ВИДЕО
5. Какие растения произошли от мхов? _____
ПАУЗА В ВИДЕО
(никакие, так как это тупиковая ветвь эволюции)
ПАУЗА В ВИДЕО
Слайд 3 [Вставить анимацию: поочередное появление утвержедний.]
Ответ показывать после каждого утверждения
3.Изучение нового материала.
Папоротникообразные – это большая группа высших растений. В нее входят плауны, хвощи и папоротники. Растут преимущественно во влажных тенистых местах. Это многолетнее, чаще всего травянистое растение в тропических лесах Азии, Америки, Австралии произрастают древовидные папоротники 15-20 метров в высоту. Папоротниковидные различаются между собой по внешнему виду. При этом они имеют сходные черты во внутреннем строении, развитии и размножении. У представителей папоротниковидных есть вегетативные органы: придаточные корни и побег (стебель и листья). Именно поэтому их относят к высшим растениям.
Слайд 4 [Вставить анимацию: изображение различных видов папоротников.]
Отдел папоротникообразные включает в себя: планы, хвощи и папортники.
Слайд 5[Вставить анимацию: классификация отдела папоротникообразные.]
|
Папоротники – многолетние травянистые растения, в тропических широтах – древовидные растения, тело которых разделено на корень, стебель, лист. Листья разделены на черешок и пластинку.
Вайя – рассеченные листья
папоротников
Слайд 6 [Вставить анимацию: изображение строение папоротника.]
Более подробно рассмотрим строение папоротников, выполняя, лабораторную работу.
Лабораторная работа
Слайд 7 [Вставить анимацию: лабораторная работа.]
В жизненном цикле у папоротников преобладает споровое растение – спорофит. Из споры развивается заросток сердцевидной формы – гаметофит, на котором развиваются сперматозоиды и яйцеклетки. Для оплодотворения необходима вода. Из зиготы развивается спорофит. Размножается половым и бесполым путем (вегетативно – кусочками корневища).
Слайд 8 [Вставить анимацию: цикл размножения папоротников.]
Следующие представители отдела папоротникообразные, которые мы с вами рассмотрим это хвощи и плауны.
Хвощи невысокие жесткие травы, с мутовчатым расположением мелких, чешуевидных листьев.Хвощи – многолетние травянистые растения, с корневищем. Наземные побеги хвощей двух типов – весенние – спороносные (не способны к фотосинтезу, не имеют листьев) и летние – зеленые мутовчатые, ветвящиеся с чешуевидными листьями. Хвощи накапливают кремнезем в стенках всего растения.Стебли пропитаны кремнеземом, их используют для шлифовки металлических и деревянных изделий. Хвощ полевой – лекарственное растение, а на полях – злостный корневищный сорняк, показатель кислой почвы.
|
Слайд 9 [Вставить анимацию: изображение хвоща полевого.]
Плауны – лесные растения. Плауны – многолетние травянистые растения. Побеги стелющиеся с придаточными корнями, шиловидными листьями и прямостоячими побегами, на верхушках которых располагаются спороносные колоски. Характерно половое и бесполое (вегетативное) размножение – почками и побегами.
Споры плауна булавовидного используются в медицине, в авиационной, металлургической промышленности, растение очень декоративно, поэтому количество его резко уменьшилось. В настоящее время это редкое растение подлежит строжайшей охране.
Слайд 10 [Вставить анимацию: изображение плауна булавовидного.]
Значение папоротников в природе
1. Папоротники, как и все зеленые растения, выделяя кислород, участвуют в круговороте веществ и энергии в природе.
2. Папоротники являются средой обитания и пищей для беспозвоночных животных.
Слайд 11 [Вставить анимацию: значение папоротника в природе.]