В статье рассматриваются проблемы эффективного функционирования спортивно-образовательных учреждений на примере детско-юношеской спортивной школы. Опираясь на многочисленные исследования, автор делает попытку указать на основные элементы эффективности функционирования спортивно-образовательного учреждения.
Ключевые слова: эффект и эффективность, педагогическая эффективность, конкурентоспособность образования, мониторинг образования, инновационная деятельность.
В зависимости от режима деятельности муниципальной образовательной системы можно выделить эффективность ее текущего функционирования и эффективность процессов ее развития.
Понятие «эффективность» тесно связано с понятием «качество» и в своем исходном значении определяется как важнейший показатель, характеризующий соотношение полученных обществом экономических результатов и произведенных затрат.
Этимологический смысл эффективности заключается в толковании ее как частного случая качества. Качество является более широким термином и представляет собой совокупность свойств, обусловливающих способность предмета или объекта удовлетворять предполагаемые или установленные потребности. Эффективность носит подчиненный, более узкий смысл и отражает экстенсивную, количественную сторону свойств, составляющих качество того или иного объекта или процесса, в контексте их взаимодействия между собой и с внешней средой [7].
В работе Яковлева Д.Е., например [13], выделены следующие критерии оценки эффективности управления развитием учреждения дополнительного образования детей:
- критерии процесса: целесообразность - соответствие целей социальному заказу, целостность - качество интеграции внутри системы управления, вариативность - расширение возможности выбора разнообразных вариантов и уровней деятельности учреждения, структурированность - разнообразие форм и структур, гибкость и адаптивность деятельности учреждения.
|
- критерии результата: результативность - многоуровневость, многообразие, интегрированность результатов, удовлетворенность субъектов деятельности и управления - детей, родителей, педагогов, управленцев, системность деятельности учреждения.
В исследовании Турик Л.А. [12] выделены: образовательная, социально- педагогическая, экономическая эффективность.
По мнению А.С. Книга, Т.Н. Глазкова, О.М. Князева [6], оценка эффективности образовательных программ с позиции интересов региона имеет много общего с соответствующей оценкой с позиций государства в целом.
Экономическая эффективность образования для личности определяется успехом личности, ее благосостояния и карьеры. [6].
Для определения эффективности функционирования спортивной организации, прежде всего, нужно выяснить составляющие элементы этой эффективности. Лучше всего это представить в виде схемы (рисунок 1).
На наш взгляд, эффективность деятельности физкультурно-спортивной организации должно включать следующие элементы:
- эффективность управления;
- эффективное и рациональное финансирование организации (в том числе различного рода мероприятий и соревнований);
- конкурентоспособность организации;
- получение положительного эффекта (в т. ч. экономического) от основной деятельности.
|
Рис. 1. Элементы эффективности деятельности физкультурно-спортивной организации
Итак, эффективность управления - это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации, в нашем случае спортивной организации (учреждения). Функциональное предназначение управления организации в сфере спорта и физической культуры сводится к обеспечению эффективности основной деятельности, поэтому ее эффективность определяется степенью результативности самой организационной системы: подготовка спортсменов; проведение соревнований; получение призовых мест, денежных вознаграждений и др.
Отсюда следует, что эффективность управления физкультурно-спортивной организацией определяется степенью реализации целей самой спортивной организации и ее основных показателей.
Активная коммерциализация спорта - превращение его в один из наиболее динамично развивающихся видов бизнеса. Высокая социальная и политическая значимость физической культуры и спорта обуславливают активное участие государства в финансировании деятельности спортивных организаций [10].
Многие исследователи в области спортивного менеджмента выделяют определенную схему финансирования спорта в нашей стране. Некоторые из них склоняются к спонсорской - главной составляющей спортивно-массовых мероприятий. Другие же отмечают большую роль государственной поддержки физической культуры и спорта. Но и те, и другие не отрицают частного инвестирования как занятий физической культурой, так и проведения массовых спортивных мероприятий.
|
Авторы считают [10, 11], что основная величина средств государственного бюджета должна расходоваться на подготовку молодых спортсменов, при этом следует учитывать все затраты на их обучение. При смешанном финансировании, например, детско-юношеского спорта из государственных и негосударственных источников следует использовать накопительную систему учета затрат, которая бы отражала размеры профинансированных расходов на подготовку молодого спортсмена за счет средств бюджета и частных инвесторов. Все это помогает определить «базовую» стоимость молодых спортсменов, а также обеспечить их трансферт в профессиональные клубы на коммерческой основе исходя из мастерства, спроса на этого спортсмена и потенциальных финансовых возможностей покупателей.
По мнению Д. Панкова, профессиональный спорт должен быть организован в основном за счет коммерческих средств, что предполагает существование частных инвесторов в качестве владельцев различных команд и спортивных клубов [10].
Конкурентоспособность - один из наиболее универсальных экономических показателей, который характеризует степень вливания предприятия или организации в рыночную систему отношений, а также его (ее) дальнейший стратегический курс развития.
В классическом понимании, конкуренция - это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции (работ, услуг), иначе говоря, нет конкуренции - нет рынка, нет его управляемости. Являясь непременным условием существования рынка и реализации его функций, конкуренция приобретает различные формы, каждая их которых является действенным рычагом регулирования экономики [3].
Нам известно, что положительный эффект от конкуренции в сфере физической культуры и спорта во многом зависит от тех условий, в которых она действует, от количества соперников, степени открытости экономики и экономической свободы.
Отсюда, как в самостоятельной отрасли народного хозяйства, в сфере физической культуры и спорта различают совершенную и несовершенную конкуренцию. Совершенная конкуренция, или чистая, в данной сфере предполагает, на наш взгляд, следующие условия:
- существует множество организаций (предприятий), предоставляющих на рынке однородную продукцию, услуги, работы, при этом потребитель, приобретающий услугу или работу, исходит, прежде всего, из собственного удобства (по месту жительства, работы и т.п.);
- доля каждой организации в общем объеме рыночного предложения мала, что решение о повышении или понижении цены на предоставление услуг или работ не отразятся на цене рыночного равновесия;
- вступление новых организаций (учреждений) в отрасль не встречает каких- либо препятствий или ограничений;
- нет ограничений на доступ той или иной организации (фирмы) к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, работ, услуг, технике производства и т.п.
Конкуренция физкультурно-спортивной организации, фирмы, предприятия неотрывна связана с такими элементами эффективности деятельности, отмеченными нами ранее, как - эффект от основной деятельности (экономическая отдача), которая переплетается с основной миссией организации сферы физическая культура и спорт, (спортивной школы, клуба, комплекса) - это воспитание и подготовка спортсменов, участие в соревнованиях различного уровня, получение призов; получение экономических выгод: премий, субсидий, спонсорской или благотворительной помощи. Безусловно, эффективность спортивной организации, как и собственно ее существование, связано с выполнением основной цели (целей) и задач организации.
Определение индивидуального образовательного пути, конкретизация жизненных и профессиональных планов, формирование востребованных социальных компетенций не всегда разрешима в рамках традиционной классноурочной системы образования. Данная задача гораздо легче реализуется через программы спортивной школы и других учреждений дополнительного образования. Спортивная школа имеет главное отличие от общеобразовательных школ - это широкая возможность индивидуального подхода, который снижает риски для здоровья в процессе обучения.
Как уже было указано выше, оценка эффективности деятельности спортивно- образовательных учреждений должна осуществляться с учетом целей и задач, стоящих перед ними.
Ключевые показатели эффективности деятельности спортивно-образовательных учреждений называются рейтинговыми показателями. Выбор данного названия определен тем, что по данным ключевым показателям эффективности строятся рейтинги спортивно-образовательных учреждений. Рейтинговые показатели деятельности спортивно-образовательных учреждений призваны решить следующие основные задачи:
- стимулирование эффективности работы учреждений, изучение, обобщение и распространение передового опыта работы;
- повышение мотивации спортивно-образовательных учреждений на подготовку специалистов со средним профессиональным образованием в области физической культуры и спорта;
- повышение мотивации спортивно-образовательных учреждений на подготовку спортсменов высокого класса для завоевания ими призовых мест на крупных российских и международных соревнованиях.
Для обеспечения эффективной работы спортивной школы необходимо, прежде всего, выполнение следующих условий:
- реализация образовательных программ дополнительного образования для детей в возрасте от 5 до 18 лет, соответствующих государственному заданию, в том числе интегрированных с программами дошкольного и общего образования;
- реализация индивидуальных программ дополнительного образования детей в возрасте от 5 до 18 лет, в том числе программ, направленных на социализацию, работу с одаренными детьми, работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с девиантным поведением, с детьми, попавшими в социально сложные условия;
- реализация социально значимых программ и проектов дополнительного образования для детей различной возрастной категории;
- использование дистанционных технологий при реализации дополнительных общеразвивающих программ;
- развитие содержания дополнительных общеразвивающих программ;
- увеличение доли детей обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам, участвующих в олимпиадах, конкурсах и соревнованиях различного уровня;
- успешность освоения обучающимися дополнительных общеразвивающих программ (по итогам стартового, промежуточного и итогового контроля);
- наличие авторских образовательных программ и проектов по дополнительному образованию детей;
- наличие (отсутствие) отсева контингента в пределах реализации дополнительной общеразвивающей программы педагога;
- мониторинг индивидуальных достижений детей в освоении дополнительных общеразвивающих программ, социализции, физическом, эстетическом и т.п. развитии;
- результативность участия обучающихся по дополнительным общеразвиваю- щим программам в мероприятиях (конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, конференциях регионального, межрегионального, окружного, федерального и международного уровней);
- разработка и использование информационно-методического обеспечения образовательного процесса;
- количество замечаний, обоснованных жалоб со стороны родителей и персонала;
- удовлетворенность детей и родителей (законных представителей), населения качеством оказываемой услуги;
- наличие программы индивидуального профессионального развития, плана по самообразованию, программы по повышению квалификации;
- уровень качества составления аналитических, методических материалов по организации образовательной деятельности;
- владение технологиями электронного документооборота;
- уровень качества составления аналитических, методических материалов по организации образовательной деятельности;
- владение технологиями электронного документооборота;
- уровень участия в профессиональных конкурсах, соревнованиях, методических семинарах, научно-практических конференциях по проблемам развития дополнительного образования детей;
- выбор выпускниками дальнейшего образования или будущей профессии;
- мониторинг, обобщение его результатов и подготовка аналитических материалов о ходе и итогах реализации дополнительной общеразвивающей программы, освоения её обучающимися, соответствия с прогнозируемыми и достигнутыми результатами;
- реализация механизмов сетевого партнерства в реализации дополнительной общеразвивающей программы педагога, в том числе и на договорной основе с организациями дошкольного, общего и дополнительного образования.
Основные мероприятия по улучшению эффективности работы физкультурно- образовательного учреждения представляются следующими:
1. Регулярное освещение (не менее одного раза в неделю) на сайте школы и в СМИ результатов участия спортсменов школы в соревнованиях различного уровня.
(Публикация результатов прошедших и анонсирование наиболее значимых спортивно- массовых мероприятий);
2. Организация мероприятий по проведению «Дня открытых дверей» в отделениях по видам спорта и на спортивных объектах школы. (Приглашение учащихся и их родителей для ознакомления с культивируемыми видами спорта и условиями организации тренировочного процесса);
3. Увеличение информационных материалов на спортивных объектах школы и в СМИ о предоставляемых услугах по основным и иным (неосновным) видам деятельности. (Оформление информационных стендов о предоставляемых услугах и достижениях спортсменов школы);
4. Проведение мониторинга и оценки степени качества предоставляемых услуг родителями занимающихся и посетителями спортивных объектов. (Социологический опрос занимающихся и их родителей о качестве тренировочного процесса, посетителей спортивных объектов школы о качестве предоставляемых услуг);
5. Осуществление контроля соблюдения санитарно-противо-эпидемических норм и правил сотрудниками на спортивных объектах школы. (Ведение журнала контроля санитарного состояния);
6. Организация присутствия родителей занимающихся на проводимых соревнованиях и открытых тренировочных занятиях на спортивных объектах школы. (Приглашение родителей на открытые тренировочные занятия с последующим обсуждением);
7. Обеспечение тесного сотрудничества руководства школы с отделом по физической культуре и спорту администрации города с целью привлечения финансовых средств для участия спортсменов в большем количестве спортивно-массовых мероприятий. (Обоснование финансирования участия в соревнованиях спортсменов школы составе сборных команд города);
8. Обеспечение повышения квалификации педагогического состава на краткосрочных курсах. (Участие 10 тренеров-преподавателей школы в курсах повышения квалификации);
9. Обеспечение профессиональной переподготовки тренеров-преподавателей
10. Профессиональная переподготовка 3 тренеров-преподавателей, не имеющих специального образования. (Обеспечение подготовки к аттестации педагогических работников на высшую и первую категории в центральной аттестационной комиссии министерства образования (комитета по образованию) Волгоградской области);
11. Организация процедуры экспертной оценки деятельности и подготовка соответствующей документации к аттестации на высшую и первую категории 6 тренеров- преподавателей.
Хотелось бы отдельно отметить те факты, которые предоставляет администрация ДОД ДЮСШ в качестве собственных задач, направленных на дальнейшее обеспечение качества доступности и эффективности работы спортивной школы. А это и модернизация системы переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров; и обновление организационных форм, методов и технологий учебно-тренировочного процесса; совершенствование законодательной базы и нормативно- правового обеспечения в области спорта, а также посильная финансовая помощь в развитие информационных и коммуникационных технологий.
Литература
1. Бордовский, Г.А. Управление качеством образовательного процесса: Монография / Г. А. Бордовский, А. А. Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 169 с.
2. Звонников, В.И. Подготовка управленческих кадров на переломе / В.И. Звонников // Высшее образование сегодня. - 2013. - № 2. - С. 18-21.
3. Зубарев, Ю.А. Менеджмент, маркетинг и экономика физической культуры и спорта: Учебное пособие / Ю.А. Зубарев, А.И. Шамардин. - Волгоград: Волгоградское научное издание, 2010. - 408 с.
4. Ивлиева, И. А. Концептуальные основы построения системы качества профессионального образования / И. А. Ивлиева, В.П. Панасюк, Е.К. Чернышева. - СПб: Ин-т профтехобразования РАО, 2001. - 152 с.
5. Карелина, И.Г. Современные модели оценки качества образования в России и за рубежом: аналитический обзор / И.Г. Карелина. - Воронеж: ВГУ, 2006. - 181 с.
6. Книга, А.С. Методические подходы к оценке эффективности образовательных услуг / А.С. Книга, Т.Н. Глазкова, О.М. Князева // Ползуновский вестник. - 2011. - №2/2. - С. - 36-42.
7. Ковальчук, О.В. Методические положения оценки эффективности образовательной деятельности в муниципальных образовательных системах / О.В. Ковальчук // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 6.
8. Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально- программный подход /Под науч. ред. Н.А. Селезневой и А.И. Субетто. Труды Исследовательского центра. - М., 2005. - 199 с.
9. Панасюк, В. П. Региональная система оценки качества образования: опыт проектирования и применения / В.П. Панасюк, Г.А. Шапоренкова, Г.В. Головичер. - СПб.; М.: Исследовательский Центр проблем качества подготовки специалистов, ЯНОИПКРО, 2007. - 182 с.
10. Панков, Д.А., Финансовый анализ и планирование деятельности спортивной организации: уч. пособие/ Д. А. Панков, С.Б. Репкин. - М.: Новое знание, 2005. - 208с.
11. Степанова, О.Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта: Монография / О.Н. Степанова. - М.: Советский спорт, 2003. - 256 с.
12. Турик, Л.А. Образовательное пространство учреждения дополнительного образования детей как среда личностного развития обучающегося: дис. к. п. н.: 13.00.01 / Л.А. Турик. - Ростов н/Д, 2004
13. Яковлев, Д. Е. Организация и управление деятельностью учреждения дополнительного образования детей / Д. Е. Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2004.
14. Шестернинов, Е.Е. Управление качеством образования на муниципальном уровне (опыт, проблемы, перспективы) / Е.Е. Шестернинов. - Тверь: Лилия Принт, 2003. - 336 с.