Определения понятий: «правовая реформа», «незавершенная реформа», «контрреформа»
Правовая реформа - это комплекс радикальных изменений в правовой системе, осуществляемый в целях придания ей цивилизованного характера и формирования правового государства. Необходимость проведения правовой реформы в нашем государстве связана с рядом факторов: - правовая система - это статичное, "застывшее" образование, она с трудом и лишь в незначительной мере поддается эволюционному изменению; поэтому необходимы целенаправленные, сконцентрированные усилия, чтобы приспособить ее к меняющимся условиям; - отечественная правовая система несет на себе отпечаток прежнего режима, совершенно противоположного идеям правового государства, поэтому переход к новому режиму в наших условиях связан с действительно радикальными изменениями, которых достичь можно только путем целенаправленной, продуманной, распланированной и долговременной деятельности.
Незавершенная реформа- признание поставленной цели реформирования правовой системы недостижимой вообще или в конкретный момент времени.
Контрреформа - это реформа, направленная против ранее принятой, а если и не против самой реформы, так против последствий ее принятия
Типология правовых реформ
Типология правовых систем — это его специфическая классификация, проводимая по определенным основаниям.
Первая возможная классификация - правовые реформы, направленные на обеспечение преобразований в других сферах жизни - политической, экономической, социальной и т. д., и реформы, призванные изменить саму правовую реальность.
Вторая классификация правовых реформ - завершенные и незавершенные реформы. Практически ни одна реформа не может быть единовременным действием. Она предполагает постепенность, поэтапность, комплексность преобразований.
|
Третья возможная классификация - исходя из цели правовой реформы. Сегодня можно выделить две глобальные цели. Первая цель - улучшение жизни общества в целом и каждого его члена. Качественное улучшение жизни - категория достаточно размытая. Это связано с тем, что, во-первых, общество может четко не осознавать своих потребностей в правовой сфере, иметь о них приблизительные представления, тем более что история российского права имеет огромное количество примеров, когда общество не принимало определенную правовую норму и находило разные, даже самые оригинальные пути ее не просто неисполнения, а преодоления. Например, невозможность для членов семьи иметь несколько квартир или жилых домов в советское время приводило к фиктивным разводам и т. п. Во-вторых, качественное улучшение жизни может быть не связано с повышением материального благосостояния, а выражаться в большей степени защищенности, превентивных мерах государства по предотвращению совершения преступлений, повышении уровня правосознания, развитии правоприменительной практики.
Четвертая классификация правовых реформ - по источнику реформирования.
Здесь можно выделить четыре варианта: реформы, опирающиеся на позитивный отечественный опыт прошлого, на правовые традиции; реформы, представляющие собой эксперимент по созданию инновационных правовых норм и институтов, не имеющих аналогов; реформы, в результате которых осуществляется рецепция принципов и норм зарубежного, как правило европейского, права; реформы по приведению элементов правовой системы страны в соответствие с международно-правовыми стандартами.
|
Приведите примеры правовых реформ на различных этапах российской истории
«Древнейшая Пра́вда» Древнерусский правовой кодекс преимущественно уголовных и процессуальных норм, наиболее ранняя часть Русской Правды. Согласно Новгородской первой летописи младшего извода, в 1016 году выдана новгородцам князем Ярославом Мудрым. Впоследствии вошла в состав Краткой редакции Русской Правды и представляет собой первую её часть, первые 18 статей.
Судебник Ивана 3
Великий князь Иван Третий в 1497 году утвердил единый для всей Руси сборник законов. В историю он вошел как Судебник Ивана 3. Новый кодекс был введен с целью юридического объединения государства. Документ излагал нормы уголовного и гражданского права, формулировал виды преступлений и систему наказаний. Судебник 1497 года четко определял взаимоотношения феодалов и земледельцев, включая право перехода крестьян к другим помещикам в Юрьев День.
Соборное уложение – первый в отечественной истории свод законов Российского государства, принятый 29 января 1649 года на Земском соборе, проходившем в 1648-1649 годах.
Конституция России в 1918-1925 гг., первая российская конституция. Принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года. Российская Советская Республика стала называться Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой.
Конституция РФ- 1993 Высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом России 12 декабря 1993 года, вступила в силу 25 декабря 1993 года. Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина, а также конституционные поправки и пересмотр Конституции.
|
Механизм инновационного реформирования права
Инновационным содержанием правовой реформы являются преобразования, которые ставят своей целью обновление правовой системы включенных в нее структурных элементов.
Инновационное реформирование права — всегда в определенной мере «стресс» для правовой системы. Это и дисбаланс законодательства, появление правовых пробелов. Это и «отклонение» юридической практики, правового применения, деформация правосознания, следующий за ней правовой нигилизм. Поэтому реформа предполагает постепенный и поэтапный процесс с учетом тщательного планирования, а в дальнейшем — отслеживания достигнутых результатов, необходимой корректировки задач по внедрению и правовому закреплению приемов и способов достижения целей.
Надо полагать, что методологически-правовое инновационное направление, включающее в себя новые принципы, новые методы изучения и познания права, новые методы и формы обсуждения и принятия нормативных правовых актов становится наиболее актуальным в период подготовки реформы права, выработки и обобщения правовых инновационных идей. Чем выше уровень, сложнее механизм внедряемых инноваций в право, тем тщательнее и соответственно продолжительнее с использованием ресурсов научного обеспечения происходит выработка новационной идеи правовой реформы.
Субъекты, решившиеся на реформирование права, должны предполагать различные сценарии развития реформированных элементов права: прогрессивное, регрессивное, стагнационное.
В первом случае для дальнейшего обновления права потребуется поддержка отдельных элементов правовой системы, в т.ч. с помощью рецепции или создания эндогенных составляющих права. В случае регресса или стагнации права возможны контрреформы права.
Реформа права может выражаться в инновациях в «чистом» виде, а также в комбинированном виде, где реформируемые элементы дополняются реципируемыми элементами наравне с элементами, созданными внутри правовой системы.
Для права, правовой системы государства реформа, носящая инновационный характер, включает свой объем изменений, сроки проведения, период начала и окончания внедрения новых элементов. Надо полагать, например, что объем и характер правовых инноваций в ходе реформы права в таких странах, как Афганистан, Куба и Россия, носят различный характер.