Древнегреческая мифология




1. Определение мифологии

Создание мифов было первым шагом человека к творчеству и познанию самого себя. Миф — представление человека о мире и своем месте в нем, основанное на вере в мистические свойства предметов и существ, качественную неоднородность пространства и времени. Следствием того, что первобытный человек не мог объяснить появление жизни на земле, назвать причины, вызывающие стихийные природные явления, перед которыми он был бессилен, явилось наивное очеловечивание всей природы, всеобщая персонификация. Так же, как па природные объекты переносились человеческие свойства, так п мифологическим, предкам присваивались черты природных объектов, особенно животных. Основной признак мифологического мышления — противопоставление “своего” и “чужого”: все “свое” воспринимается благим, все “чужое” — загадочным и опасным (без различия, лучше оно или хуже, чем “свое”). Тождество противоположностей — основополагающая черта мифологического мышления. Постепенно из отдельных сказаний, зародившихся в различных областях греческой земли, сложились целые циклы о судьбах героев и покровительствующих им богах. Мифология древних греков поражает своей красочностью, разнообразием и богатством художественного вымысла. Мифология есть выдумка, если применить к ней точку зрения науки, и действительно, с какой-то произвольно взятой, совершенно условной точки зрения, миф действительно есть вымысел. Но с точки зрения самого мифического сознания ни в каком случае нельзя утверждать, что миф есть вымысел и игра фантазии. Миф есть (для мифического сознания, конечно) наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей мере напряженная реальность. «Это не выдумка, но – наиболее яркая и самая подлинная действительность. Это – совершенно необходимая категория мысли и жизни, далекая от всякой случайности и произвола»[1]

2. Варианты периодизации греческой мифологии от разных авторов

Само создание мифов было первым шагом человека к творчеству и познанию самого себя. Постепенно из отдельных сказаний, зародившихся в различных областях греческой земли, сложились целые циклы о судьбах героев и покровительствующих им богах. Все эти легенды, мифы и песни, исполнявшиеся странствующими певцами-аэдамп, с течением времени объединялись в большие эпические поэмы, такие как «Илиада» и «Одиссея Гомера, «Теогония» и «Труды и дни» Гесиода и множество других, не дошедших до нашего времени. Великие древнегреческие поэты-драматурги V и. до п. э. ЭСХИЛ, Софокл, Еврипид – использовали для своих трагедии древние сказания о богах и героях.

Мифология древних греков эволюционировала вместе с развитием древнегреческого общества. Разные авторы выделяют разные периоды мифологии. Первый, наиболее архаичный период, рассматривается как нерасчлененное мышление (инкорпорированное — в терминах А.Ф.Лосева, пралогическое — в терминах Л.Леви-Брюля): неразличение природных и культурных объектов, тождество части и целого, безразличие к временной причинности (так, последующее событие может быть причиной предыдущего), невыделение человеком себя из окружающего мира, на чем зиждется тотемизм. С дальнейшим развитием человеческого мышления от вещи отделяется “душа вещи”, “субъект вещи” (“демон” в терминах Лосева). Демонологическое мышление есть начальный этап развития абстрактного мышления; при этом “демон” является силой, действующей вне системы, губящей и помогающей произвольно, далекой от какой-либо морали.

С вытеснением пралогического мышления логическим мифологию начинают понимать как систему разума, образы богов систематизируются и гармонизируются. Такое мышление (“номинативное” в терминах А.Ф.Лосева) характеризуется осознанием человеком собственной самоценности, уничтожением логики всеобщего оборотничества, а в конечном итоге — в большей или меньшей степени освобождением от мифологии вообще (хотя, безусловно, основные мифологические представления неосознанно присущи даже атеизму.В своей книге «Античная мифология в её историческом развитии»[2]А.Ф.Лосев выделяет следующие периоды мифологического развития: 1) Хтоническая мифология. Фетишизм; 2) Хтоническая мифология. Анимизм; 3) Развитой анимизм. Функциональный хтонизм; 4) Тератоморфнзм; 5) Основные героические мифы; 6) Разложение героической мифологии; 7) Самоотрицание мифологии

 

3 Олимпийская мифология

Миф имеет свой особый хронотоп — мифологическое пространство-время. Время мифа лишено протяженности — это либо вечное настоящее, либо эпоха первотворения, т.е. период, когда времени не было; возраст мифических героев не меняется (вечная юность, вечная старость).Мифы о создании современного облика мира (космогонические) являются основными в мифологии, причем в наиболее архаических из них говорится не о сотворении, а о доделывании мира и человека. Сначала, испытывая сильный страх перед природными стихиями, люди изображали богов в ужасном зверином облике (Химера, Медуза Горгона, Сфинкс, Лернейская гидра).

Как рассказывается в древнегреческом мифе творения, который приводит Роберт Грейвс в книге «Мифы Древней Греции», первой была Темнота, а из Темноты возник Хаос. От союза Темноты с Хаосом возникли Ночь, День, Эреб и Воздух. От союза Ночи с Эребом возникли Рок, Старость, Смерть, Убийства, Сладострастие, Сон, Сновидения, Ссора, Печаль, Досада, Немесида, Радость, Дружба, Сострадание, мойры и геспериды. От союза Воздуха и Дня возникла Гея-Земля, Небо и Море. От союза Воздуха и Геи-Земли возникли Страх, Труд утомительный, Ярость, Вражда, Обман, Клятвы, Ослепленье души, Несдержанность, Словопрения, Забвение, Скорби, Гордость, Битвы, а также Океан, Метида и титаны, Тартар и три эринии, или фурии. От союза Земли и Тартара возникли гиганты. От союза Моря и его рек возникли нереиды. Однако смертных людей не было до тех пор, пока с позволения богини Афины Прометей, сын Иапета, не слепил их по образу богов. Для этой цели он взял в Панопе (Фокида) землю и воду, а Афина вдохнула в них жизнь.

Однако позднее боги становятся антропоморфными, то есть имеют человеческий облик и им присущи самые различные человеческие качества (ревность, щедрость, за­висть, великодушие). Космогоническая мифология (космогония – происхождение мира) начинается с сотворения мира, с представления древних греков о том, что все произошло из Хаоса и заканчивается рождением Крона. Теогоническая мифология (теогония – происхождение богов и божеств) начинается с того, как Зевс становится верховным божеством и со свитой из 12 богов поселяется на Олимпе.

«Согласно олимпийскому мифу творения, в начале всех вещей из Хаоса возникла мать-Земля и во сне родила сына Урана. С нежностью глядя на спящую мать с высоты горных вершин, он пролил на ее промежности оплодотворяющий дождь, и она породила травы, цветы и деревья, а также соответствующих им зверей и птиц. От того же дождя начали течь реки, а все впадины заполнились водой, образовав озера и реки. Её первыми детьми были сторукие гиганты Бриарей, Гиес и Котт. Потом появились три диких одноглазых киклопа – строители гигантских стен и кузниц вначале во Фракии, а затем на Крите и в Ликии, чьих сыновей Одиссей встретил в Сицилии. Звали их Бронт, Стероп и Apг»[3].

После того как Уран низверг своих восставших сыновей киклопов в Тартар, мать-Земля родила ему титанов. В отместку за киклопов мать-Земля убедила титанов напасть на своего отца. Они послушались и, возглавляемые самым младшим из семерки – Кроном, вооруженным серпом из "седого железа", напали на спящего Урана и безжалостный Крон оскопил его своим серпом. Из капель крови Урана, пролившихся на мать-Землю, она родила трех эриний – Алекто, Тисифону и Мегеру, мстящих отцеубийцам и клятвопреступникам. Затем Титаны освободили из Тартара киклопов и вручили Крону власть над землей. Однако, как только Крон почувствовал свое главенство, он вновь заточил киклопов в Тартар вместе со сторукими и, взяв в жены свою сестру Рею, стал править в Элиде. Однако, по предсказанию матери-Земли и умирающего Урана, Крона должен был свергнуть один из сыновей. Поэтому он каждый год проглатывал всех детей, которых рожала ему Рея: сначала он проглотил Гестию, потом Деметру и Геру, затем Гадеса, а потом Посейдона. Рея была в отчаянии от происходящего. Своего третьего сына, Зевса, она родила в глухую ночь на горе Ликей в Аркадии и передала Гее-Земле, которая отнесла его в Ликт на острове Крит и спрятала в Диктейской пещере, что на Козьем холме, оставив на попечение нимфы Адрастеи и ее сестры Ио, которые были дочерьмиМелиссея и козы-нимфы Амалфеи. Возмужав, он посетил свою мать Рею и попросил сделать его виночерпием Крона, чтобы отомстить ему. Рея согласилась помочь ему в деле отмщения. Она достала горчицу и соль, которые титанидаМетида посоветовала подмешать в медовый напиток Крона. Хлебнув напиток, Крон сначала изрыгнул из уст камень, а потом и всех старших братьев и сестер Зевса. Все были целы и невредимы и в благодарность предложили Зевсу возглавить их в борьбе с титанами, которые избрали своим предводителем огромного Атланта. Война длилась десять лет, пока Гея-Земля не посоветовала своему внуку Зевсу взять себе в союзники тех, кого Крон заточил в Тартар – киклопов и сторуких. Крон и все побежденные титаны, кроме Атланта, были изгнаны на самый западный из Британских островов и оставлены там под охраной сторуких.

 

4. Двенадцать Олимпийских богов

Олимпийская мифология характеризуется ярко выраженным антропоморфизмом, когда боги наделялись физическим телом, имеющим обыкновенные человеческие качества. Появляется один главный бог – Зевс, которому подчиняются все остальные. Затем Зевс у древнегреческого поэта Пиндара превращается в образ, олицетворяющий принцип мировой справедливости. Зевс и другие боги сами ведут борьбу с чудовищами (например, Зевс побеждает Титанов, Циклопов, Гигантов и подвергает их заточению, Аполлон убивает пифийского дракона и т.д.). Также появляются мифы о героях (Геракле, Тесее и др.), которые борются с этими чудовищами и побеждают их.

Олимпи́йскиебо́ги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии — боги третьего поколения (после изначальных богов и титанов — богов первого и второго поколений), высшие существа, обитавшие на горе Олимп.

Традиционно в число олимпийских входило двенадцать богов. Женские божества, на которые распалась древняя богиня Мать, получили-теперь новые функции в связи с эпохой патриархата и героизма. В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи.

Зевс – всемогущий отец богов, повелитель ветров и облаков, дождя, грома и молнии. Одолев породившего их Кроноса, Зевс и братья разделили мир между собой. Зевс выбрал небо, Аид — подземное царство мертвых, а Посейдон — море. Землю и гору Олимп, где был расположен чертог богов, решили считать общими. Влияние Зевса распространялось на все сферы, но он не обладал властью над судьбой. Зевс являлся грозной карающей силой. Но со временем мир олимпийцев меняется и делается не таким жестоким. Оры, дочери Зевса от Фемиды, его второй жены, внесли в жизнь богов и людей порядок, а хариты, дочери от Эвриномы, прежней владычицы Олимпа, — радость и изящество; богиня Мнемосина родила Зевсу девять муз. Таким образом, в человеческом обществе заняли свое место закон, науки, искусства и нормы морали. Любовные связи Зевса как со смертными женщинами, так и с бессмертными богинями, легшие в основу многих мифов, вызывали постоянный антагонизм между ним и его третьей женой Герой, богиней законного супружества.

Аид, Гадес, Плутон ("невидимый", "ужасный"), в греческой мифологии бог царства мертвых, а также само царство. Вторым именем Аида было Полидегмон ("получатель множества даров"), что связано с бесчисленными тенями умерших, обитающих в его владениях. Самый популярный миф об Аиде связан с похищением им Персефоны, дочери Зевса и богини плодородия Деметры, в результате чего возникло чередование времен года.

Посейдон в древнегреческой мифологии бог подводного царства, он считался владыкой морей и океанов. Посейдон обитал в подводном дворце, среди сонма послушных ему богов. Бог морей был равен по красоте самому Зевсу. По морю он передвигался на колеснице, в которую были впряжены дивные кони. Древние греки очень почитали это божество и, чтобы достичь его расположения, приносили подводному владыке множество жертв, бросая их в море.

Гера – богиня, покровительница брака, волоокая. У Геры и Зевса родились дети – боги Apec, Гефест и Геба. Любовные связи Зевса как со смертными женщинами, так и с бессмертными богинями, легшие в основу многих мифов, вызывали постоянный антагонизм между ним и его третьей женой Герой, богиней законного супружества. Некоторых детей Зевса, рожденных вне брака, например Геракла, богиня жестоко преследовала.

Деметра – «земля-мать», богиня плодородия и земледелия. Хотя жрицы богини плодородия Деметры посвящали жениха и невесту в тайны брачной ночи, у самой богини мужа не было. В пору молодости и веселья она вне брака родила от своего брата Зевса Кору и могучего Иакха. Веселость Деметры прошла, когда Гадес (Аид) похитил её дочь Кору (Персефону). Чтобы вернуть жизнь на землю и спасти людей от голода, и Зевс убедил Рею, мать Гадеса, Деметры и его самого, поговорить с Деметрой, и с ее помощью соглашение было достигнуто. В соответствии с ним Кора три месяца в году должна была проводить в обществе Гадеса в качестве царицы Тартара, которой присваивался титул Персефоны, а остальные девять месяцев она могла быть с Деметрой.

Гестия – богиня семейного очага и жертвенного огня в Древней Греции. Гестия славилась тем, что была единственной из великих олимпийцев, кто ни разу не воевал и не участвовал в ссорах. Более того, она, как Артемида и Афина, никогда не отвечала на ухаживания богов, титанов или кого-либо другого. Гестия пользовалась всеобщим почитанием не только потому, что была самой доброй, самой справедливой и самой сердобольной из всех олимпийских богов, но еще и потому, что ей все обязаны искусством строить здания. Гестия, будучи богиней жертвенного алтаря, олицетворяла личную безопасность и счастье, а также священный долг гостеприимства.

Гефест – бог огня, покровитель кузнечного ремесла и самый искусный кузнец, сыр Зевса и Геры. Ремесло, ставшее ведущим фактором хозяйства, потребовало для себя тоже соответствующего бога, а именно Гефеста. Был Гефест некрасив и скверен характером, однако его плечи и руки свидетельствовали о большой силе, а все, что он делал, отличалось непревзойденным мастерством. Однажды он даже сделал для себя золотых механических служанок, которые помогали ему в кузнице; они были говорящими и могли выполнять самые трудные поручения, которые он им давал. Женой гефеста была Афродита, которую Гефест очень любил, несмотря на её постоянные измены с богом войны Аресом.

Гермес – бог торговли, прибыли, разумности, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог атлетов. Он был покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников; покровитель магии и астрологии, а также посланником богов и проводник душ умерших в подземное царство Аида. Гермес изобрёл меры, числа, азбуку и обучил людей. У него был крылатый жезл вестника — керкион, способный мирить врагов).

Арес – бог войны, сын Геры. Его атрибутами были когти, горящий факел, собаки, коршун. Спутницы Ареса – богиня раздора Эрида и кровожадная Энио. В отличие от Афины Паллады – богини честной и справедливой войны, Арес, отличаясь вероломством и хитростью, предпочитал войну коварную, войну ради самой войны. Арес вступил в любовную связь с Афродитой, которая родила от него Эрота (или Эроса), Антерос (ненависть), Гармонию, Фобос (страх) и Деймос (ужас).

Афродита – богиня красоты и любви, пронизывающей весь мир, богиня плодородия, вечной весны и жизни. Она – богиня браков и даже родов. Согласно легенде, она родилась из морской пены и обычно появлялась в окружении своих обычных спутниц – нимф, ор и харит. У Афродиты был волшебный пояс, который делал любого влюбленным в его хозяйку и который она с большой неохотой давала богиням. Зевс отдал ее в жены хромому богу-кузнецу Гефесту, однако истинным отцом троих детей, которых она ему родила, – Фобоса, Деймоса и Гармонии – был Apec, драчливый бог войны.

Афина– богиня организованной войны и мудрости, богиня знаний, искусств и ремёсел, дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и ремёсел, ума, сноровки, изобретательности. Она была дочерью Зевса и титанидыМетиды. Зевс, узнав, что сын от Метиды лишит его власти, проглотил беременную супругу, а затем сам произвел на свет совершенно взрослую Афину, вышедшую с помощью Гефеста из его головы в полном боевом облачении. Афина являлась как бы частью Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она — мысль Зевса, осуществленная в действии. Ее атрибуты — змея и сова, а также эгида, щит из козьей шкуры, украшенный головой змееволосой Медузы, обладающий магической силой, устрашающий богов и людей.

Аполлон – златокудрый, сребролукий бог, был охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет.Он был предсказателем будущего, дорог, путников и мореходов, а также очищал людей, совершавших убийство. Аполлон, в греческой мифологии сын Зевса и титаниды Лето, брат-близнец девственной богини охоты Артемиды. Он занимал одно из главных мест в греческой мифологии и олицетворял Солнце.

Артемида – девственная, всегда юная богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах, позднее богиня Луны, у Гомера образ девичьей стройности. Артемида, сестра Аполлона, носила лук и стрелы и, как ее брат, могла насылать чуму и быструю смерть на людей, а также лечить их. Она – защитница младенцев и всех животных, сосущих молоко. Это не мешало ей любить охоту, особенно на оленей. Артемида требовала, чтобы все ее спутницы были так же целомудренны, как и она.

Дионис – бог виноделия, производительных сил природы, виноградарства и виноделия, вдохновения и религиозного экстаза. Главным же символом Диониса, как, прежде всего, бога производящей силы, был бык,поскольку он любил принимать вид этого могучего животного. В число 12 олимпийских богов Дионис вошел гораздо позже. В Дельфах он стал почитаться наряду с Аполлоном. В Аттике ему были посвящены специальные праздники – дионисии, которые включали в себя состязания поэтов, торжественные процессии в честь бога и т. д., а также Леней, во время которых показывались и исполнялись новые комические произведения.

5. Героическая мифология

Вместо тысячелетнего господства матриархата зарождается патриархат. «В усложняющемся хозяйстве и общине господство переходит к мужчине, который целиком сосредоточивается на хозяйственных и социальных функциях, получающих теперь всё более самостоятельное значение. Это сделало мужчину из третьестепенного участника общины главой рода или племени, а если не главой, то, во всяком случае, тем, кто с тех пор навсегда получил название героя. Наступил век патриархата и тем самым век героизма».[4]

Геракл, в греческой мифологии величайший из героев, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Геракла характеризуют сочетание силы с безумием, яростью и архаичность оружия. Отсутствие у него доспехов означает неуязвимость, а львиная шкура – наследие представления о герое получеловеке-полуживотном. Геракл не только уничтожатель разного рода чудбвищ – немеиского льва, лернейской гидры, керинейской лани, эриманфского вепря и стимфалийских птиц, он не только победитель природы в мифе об авгиевых конюшнях и победитель матриархата в мифе о поясе Ипполиты. У него два таких подвига, которыми он превзошел решительно всех героев древности, и эти подвиги были апофеозом человеческой мощи и героического дерзания. на крайнем западе он добрался до яблок Гесперид и овладел ими, а в глубине земли он добрался до самого Цербера и вывел его на поверхность земли.

Персей, в греческой мифологии предок Геракла, сын Зевса и Данаи, дочери аргосского царя Акрисия. В надежде помешать исполнению пророчества о гибели Акрисия от руки внука, Данаю заточили в медный терем, но всемогущий Зевс проник туда, обернувшись золотым дождем, и зачал Персея. Возмужавший Персей был послан местным правителем Полидектом, полюбившим Данаю, на розыски горгоны Медузы, взглядом превращающей все живое в камень. К счастью для героя, Афина ненавидела Медузу и научила Персея, как поступить. Персей прилетел на западный край света, в пещеру горгоны, и, глядя на отражение смертной Медузы в своем медном щите, отрубил ей голову. По дороге домой Персей спас от морского чудища красавицу Андромеду и женился на ней. После смерти Персея и Андромеды богиня Афина вознесла супругов на небо, превратив их в созвездия.

Тесей – в греческой мифологии герой, сын афинского царя Эгея и Эфры. Его отцом также был бог Посейдон, поэтому Тесея называют сыном двух отцов. Перед уходом от Эфры Эгей привел ее к валуну, под который спрятал свой меч и сандалии. Тесей вырос, и Эфра открыла тайну его рождения. Юноша легко достал меч и сандалии, а по пути в Афины расправился с разбойником Синисом и кроммионской свиньей. Тесей смог одолеть чудовищного Минотавра, человекобыка, лишь с помощью полюбившей его царевны Ариадны, которая дала ему путеводную нить. В Афинах Тесей узнал, что на трон Эгея претендовали пятьдесят сыновей его двоюродного брата Палланта, а сам Эгей попал под власть волшебницы Медеи. Тесей скрыл свое происхождение, но Медея, зная, кто он, уговорила Эгея подать незнакомцу чашу с ядом. Тесея спасло то, что отец узнал свой меч, которым герой резал мясо. Тесей совершил еще ряд подвигов. Он взял в плен царицу амазонок Ипполиту, которая родила ему сына Ипполита, дал приют изгою Эдипу и его дочери Антигоне. Герой умер на острове Скирос от руки местного царя, который, опасаясь все еще могучего Тесея, столкнул гостя с утеса.

Ясон ("целитель"), в греческой мифологии правнук бога ветров Эола, сын царя ИолкаЭсона и Полимеды, герой, предводитель аргонавтов. Когда Пелий сверг своего брата Эсона с престола, тот, опасаясь за жизнь сына, отдал его под опеку мудрого кентавра Хирона, жившего в фессалийских лесах. Когда в город вернулся возмужавший Ясон, Пелий решил избавиться от нависшей угрозы и пообещал признать Ясона наследником, если тот, рискуя жизнью, добудет в Колхиде золотое руно. Ясон и его команда на корабле "Арго", испытав множество приключений, возвратились с чудесным руном на родину. Своим успехом — победой над драконом и грозными воинами, выраставшими из его зубов, — они во многом были обязаны колхидской царевне Медее, на которой Ясон женился. Он десять лет счастливо жил с Медеей и у них родилось трое детей. Затем герой женился на царевне Главке; в отместку Медея погубила ее и умертвила своих сыновей от Ясона.

Орфей – в древнегреческой мифологии герой и путешественник. Орфей был сыном фракийского речного бога Эагры и музы Каллиопы. Он был известен как талантливый певец и музыкант. Орфей принимал участие в походе аргонавтов, своей игрой на форминге и молитвами он успокоил волны и помог гребцам корабля "Арго". Герой женился на прекрасной Эвридике и, когда она внезапно умерла от укуса змеи, последовал за ней в загробный мир. Аид обещал вернуть Эвридику на землю при том условии, что Орфей не взглянет на жену до тех пор, пока не войдет в свой дом. Орфей не сдержался и посмотрел на Эвридику, в результате чего она навсегда осталась в царстве мертвых. Орфей не относился с должным почтением к Дионису, который решил проучить юношу и наслал на него менад, которые растерзали музыканта и бросили в реку. Тень музыканта попала в Аид, где супруги воссоединились.

Одиссей, Ахилл и Гектор также были великими героями Древней Греции, и их подвиги описаны в «Иллиаде» и «Одиссее» Гомера. О судьбе и деяниях еще одного героя, Эдипа, рассказывается в мифе об Эдипе.

6. Троянский мифологический цикл

- Причины и начало Троянской войны

- Ход Троянской войны

- Возвращение Одиссея

Причины и начало Троянской войны

Сказания о троянской войне явились основой величайшей поэмы Гомера “Илиада”. В ней можно увидеть отголоски брака смертного с богиней в сцене суда Париса, который, избрав прекраснейшую из богинь, получает в жены прекраснейшую из женщин. Древнейшим ядром троянского эпоса является похищение иномирным чудовищем богини плодородия, а переправа через море символизирует преодоление вод Смерти.Троянский цикл стал восходящей точкой для мифов и мифологических циклов более поздней поры. В жизни древних греков настало время прославить не только и не столько физическую силу, а и человеческий ум.На побережье Геллеспонта (нынешний пролив Дарданеллы) в глубокой древности существовало царство, правителем которого был царь Трос, основавший столицу - Трою.. Внук Троса царь Лаомедон пользовался особым покровительством богов, при нем Троя достигла особого величия. В сооружении ее крепостных стен принимал участие сам владыка морей, (брат Зевса) Посейдон. Внуком Лаомедона был царь Приам, при котором Троя, называвшаяся также Илионом, достигла высшего расцвета, стала центром небольшого, но могущественного царства и уже к старости Приама – центром Троянской войны.Перед появлением на свет второго сына Приама мать младенца, царица Гекуба, увидела во сне гибнущую от пожара Трою, после чего родившийся вскоре мальчик Парис, он же Александр, был унесен в горы Иды и предоставлен собственной участи. Медведица вскормила малютку, а местные пастухи воспитали мальчика. Став взрослым, красавец Парис женился на нимфе Эноне и жил с ней долго и счастливо, продолжая пасти свод стада. В это время происходила свадьба Фетиды и представителя царского рода Пелея. На их свадьбу были приглашены все боги, за исключением единственной нежеланной богини раздора Эриды. Эта богиня и подбросила в пиршественную залу яблоко с надписью "Прекраснейшей" - знаменитое "яблоко раздора". Между главными богинями Герой, Афиной и Афродитой возник спор: кто прекраснейшая? За решением спора все три богини отправились в Троаду к самому красивому мужчине - Парису. Каждая богиня обещала Парису свои дары, но он признал прекраснейшей Афродиту, обещавшую ему красивейшую в мире женщину. Обиженные Гера и Афина объединились в своем гневе и на Париса, и на его народ.Царевич Парис, уже давно признанный сын царя Приама, отыскал эту красивейшую женщину – Елену, жену спартанского царя Менелая из династии Атридов– потомков Атрея.С помощью Афродиты и в отсутствие царя Менелая Парис добился согласия Елены и тайно увез ее в Трою, захватив немало сокровищ.

Оскорбленный Менелай принимает меры.Вместе со своим братом, царем Микен Агамемноном,Менелай объехал все главные города-царства тогдашней Греции, уговаривая их владык общими силами отомстить Парису, вернуть Елену в Спарту и разграбить и разрушить Трою. Через десять лет огромная армия ахейцев, называемых Гомером также аргивянами и данайцами, около 100 тысяч воинов, более чем на тысяче кораблей явилась под стены Трои Гомер.В войне против Трои участвовали самые могущественные и прославленные цари и герои Греции.Среди героев и вождей, приведших свои корабли к Трое, на первом плане стоят братья Агамемнон и Менелай. Ахиллес, сын Пелея и богини Фетиды, тех самых, на свадьбе которых богиня раздора подбросила свое яблоко, подчинялся Агамемнону. Ахиллес был царем мирмидонян, он превосходил всех силой, храбростью, красотой.Одиссей, царь Итаки, занимал в ахейском войске первое место как дипломат, ловкач, организатор, тактик, советчик, ему придается эпитет "хитроумный", он стал главным виновником гибели Трои. Множество других знатных и знаменитых вождейвоевали на стороне ахейцев. Со стороны осажденных в своей крепости троянцев на первом месте стоит старший сын царя Приама, Гектор, бесстрашный воин, силач и опытный вождь.

Ход Троянской войны

Осада Трои длилась безуспешно девять лет, стоила жизни многим героям с обеих сторон. Несмотря на численное превосходство троянцев ахейцами, взять Трою не удавалось.Ахилл послал в бой своего друга Патрокла, дав ему свои доспехи. Троянцы бежали под защиту крепостных стен, но Патрокл погиб от руки Гектора. Ахилл, чтобы отомстить за друга, вступил в бой и убил Гектора, а затем надругался над его телом. Отец Гектора, старый Приам, умолял Ахилла вернуть останки сына. Тронутый горем отца, Ахилл отдал тело Гектора.После смерти Ахилла от стрелы Париса ахейцам было предсказано, что Трою невозможно взять без стрел Геракла и без участия в войне сына Ахилла, Неоптолема. Трою завоевали благодаря хитрости Одиссея, ограбив и разрушив город. Все мужское население было перебито, а женщины взяты в рабство. Из троянцев спаслись только Гелен, Кассандра, Андромаха и Эней. Ахейцы благополучно вернулись на родину.

Одиссей стал героем целого цикла, который пересказан Гомером в поэме «Одиссея», потому, что именно благодаря ему произошли главные события войны. Вспомним, Одиссей придумал "троянского коня", именно он разгадал хитрость Фетиды, которая спрятала на Лемносе Ахилла, он был среди тех, кто собственным примером вдохновлял греческих воинов, когда приходил в упадок их дух, он был посланцем от Агамемнона к жрецу Аполлона в деле Хрисеиды и т.п. Одиссей — внук Автолика, "клятвопреступника и вора", сына бога Гepмеса, унаследовавший их ум, практицизм и предприимчивость. Агамемнон, предводитель греков, возлагал большие надежды на изобретательность и ум Одиссея. Вместе с мудрым Нестором Одиссею было поручено уговорить великого воина Ахилла принять участие в Троянской войне на стороне греков. Одиссею пришла в голову затея с Троянским конем, принесшая ахейцам победу. Греки сделали вид, что сняли осаду с города, и вышли в море, оставив на берегу огромного пустотелого коня, внутри тела которого спрятался отряд воинов под предводительством Одиссея. Троянцы, радуясь уходу ахейцев, втащили коня в город. Они решили преподнести статую в дар Афине и обеспечить городу покровительство богов. Ночью через потайную дверцу из коня высыпали вооруженные ахейцы, перебили стражу и открыли ворота Трои.

Возвращение Одиссея

Из Трои Одиссей взял курс на Фракию, где потерял много людей в сражении с киконами. Затем буря отнесла его к земле лотофагов ("питающихся лотосом"), чья пища заставляла пришельцев забыть о родине. Позже Одиссей попал во владения циклопов (киклопов), оказавшись пленником одноглазого Полифема, сына Посейдона. Однако Одиссей и его спутники сумели избежать неминуемой гибели. Затем на корабли Одиссея напали лестригоны, племя великанов-людоедов, но герою удалось добраться до острова Эя, владения волшебницы Цирцеи (Кирки). С помощью Гермеса Одиссей смог заставить волшебницу вернуть человеческий облик членам его команды, которых она превратила в свиней. Далее, по совету Кирки, он посещает подземное царство мертвых, где тень слепого прорицателя Тиресия предупреждает отважного Одиссея о грядущих опасностях. Одиссей чуть не был проглочен чудовищным водоворотом Харибдой. Обессилевшего от истощения, его прибило к острову волшебницы Калипсо, которая выходила его и предложила вступить в брак. Но даже перспектива бессмертия не соблазнила Одиссея, рвавшегося на родину, и через семь лет боги заставили влюбленную нимфу отпустить путешественника. После очередного кораблекрушения Одиссей, с помощью Афины приняв вид нищего старика, вернулся домой, где долгие годы его ждала жена Пенелопа. она согласилась выйти замуж за того, кто сможет натянуть тетиву боевого лука, принадлежащего Одиссею. Испытание выдержал неизвестный нищий старик, который, сбросив рубище, оказался могучим Одиссеем. После двадцати лет разлуки герой обнял свою верную Пенелопу, которую Афина перед встречей наградила редкой красотой.

7. Фиванский мифологический цикл:

- История Эдипа

- Судьба сыновей и дочерей Эдипа

- Война за Фивы эпигонов (потомков первой войны)

Цикл мифов, объединенных историей города Фивы и его царского семейства Лабдакидов50, безусловно, столь же древний, как и истории, составляющие «Илиаду» и «Одиссею», однако дошел он до наших дней главным образом благодаря более поздним источникам, таким как трагедии Софокла "Эдип-царь", "Эдип в Колоне", "Антигона", Эсхила "Семеро против Фив", Еврипида "Финикиянка" и другим произведениям.

История Эдипа.

У царя Фив, сына Кадма, Полидора, и жены его Нюктиды был сын Лабдак, который и наследовал власть над Фивами. Сыном и преемником Лабдака был Лай. Однажды Лай посетил царя Пелопса и долго гостил у него в Писе. Черной неблагодарностью отплатил Лай Пелопсу за его гостеприимство. Лай похитил юного сына Пелопса, Хрисиппа, и увез к себе в Фивы. Разгневанный и опечаленный отец проклял Лая, а в своем проклятии пожелал, чтобы наказали боги похитителя его сына тем, чтобы погубил его родной сын. Так проклял отец Хрисиппа Лая, и должно было исполниться это проклятие отца. Лай решил, что убьет своего сына, лишь только тот родится. Жестокий отец связал ремнями ноги новорожденному сыну, проколов ему ступни острым железом, позвал раба и велел ему бросить младенца в лесу на склонах Киферона, чтобы там растерзали его дикие звери. Но раб не исполнил приказания Лая. Он пожалел ребенка и передал тайно маленького мальчика рабу коринфского царя Полиба. Этот раб как раз в это время пас стадо своего господина на склонах Киферона. Раб отнес мальчика к царю Полибу, а тот, будучи бездетным, решил воспитать его как своего наследника. Царь Полиб назвал мальчика Эдипом за его распухшие от ран ноги. Когда Эдип вырос, он отправился в Дельфы и услышал от пифии, что он убьёт отца, женится на собственной матери, и от этого брака родятся дети, проклятые богами, и ненавидимые всеми людьми. Не знал Эдип, что чем больше будет он стараться избегнуть судьбы своей, тем вернее пойдет он по тому пути, который назначил ему рок. Бездомным скитальцем ушел Эдип из Дельф. Он не знал, куда ему идти, и выбрал первую попавшуюся дорогу. Это была дорога, ведшая в Фивы, где он встретил колесницу, в которой ехал седой, величественного вида старец, глашатай правил колесницей, а за ней следовали слуги. Между Эдипом и стариком вспыхнула ссора, и Эдип в гневе ударил старика своим посохом так сильно, что тот мертвым упал навзничь на землю. Бросился на провожатых Эдип и перебил их всех, лишь одному рабу удалось незаметно скрыться. Так исполнилось веление рока: Эдип убил, не ведая, отца своего Лая. Затем Эдип победил чудовище Сфинкс, разгадав её загадку, после Сфинкс в отчаянии бросилась со скалы и разбилась насмерть.

В благодарность за избавление страны от продолжительного бедствия фиванские граждане сделали Эдипа своим царем и дали ему в жены вдову Лая, Иокасту — его собственную мать. Вскоре двойное преступление, совершенное Эдипом по неведению, открылось, и Эдип в отчаянии выколол себе глаза, а Иокаста лишила себя жизни.По древнему сказанию (Гомер, Одиссея, XI, 271 и след.) Эдип остался царствовать в Фивах и умер, преследуемый Эриниями. Софокл рассказывает о конце жизни Эдипа иначе: когда открылись преступления Эдипа, фиванцы с сыновьями Эдипа, Этеоклом и Полиником, во главе изгнали престарелого и слепого царя из Фив.Эдип в сопровождении своей верной дочери Антигоны отправился в местечко Колон (в Аттике), в священную рощу Эвменид, где он понял, что недалек уже его последний час, конец всем его страданиям.В рощу приехала дочь Эдип Исмены, теперь он рад, что с ним обе его дочери; верная его спутница и помощница Антигона и Исмена, которая никогда не забывала отца и постоянно посылала ему известия из Фив.

Исмена же искала Эдипа, чтобы передать ему самые печальные вести: сыновья Эдипа вначале вместе правили в Фивах. Но младший сын, Этеокл, завладел один властью и изгнал из Фив старшего брата, Полиника. Тогда Полиник отправился в Аргос и там нашел себе помощь. Теперь идет он с войском против Фив, чтобы либо завладеть властью, либо же пасть в бою. Исмена рассказывает также, что оракул в Дельфах предсказал тому победу



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: