НАКАЗАНИЕ ВРЕМЕННОЕ И ВЕЧНОЕ




(Из творений святителя Иоанна Златоуста).

«Мы должны оплакивать не тех, которые наказываются и страдают, а тех, которые грешат безнаказанно. Первое зло – грешить, а второе – согрешающим не получать никакого врачевания, или справедливее сказать, это и есть первое и тягчайшее зло. Подобно тому как тяжело не болезни подвергаться, а заболев, не получать врачевания, и как мы жалеем не столько того, кто имеет гнилостную рану, сколько того, кто имея ее лежит и не получает помощи от врача, а кому делают отсечения и прижигания, того мы считаем возвращающимся к здоровью, обращая внимание не на боль, происходящую от резания, а на выздоровление, так должно думать и о душе: печалиться и скорбеть следует не о тех, которые наказываются – их возвращают к здоровью, - но о тех, которые грешат безнаказанно.

Но, скажешь, если наказания удерживают от пороков, то почему мы не каждый день наказываемся за грехи? Потому что если бы так было, то род человеческий давно уничтожился бы и не было бы времени для покаяния. Вспомни Павла. Если бы он был наказан за гонение и умерщвлен, то как он имел бы время покаяться, после покаяния совершить множество добрых дел и, так сказать, всю вселенную привести от заблуждения к истине?

Не видишь ли, что и врачи, когда кто имеет много ран, употребляют лекарство не настолько сильное, какого требует свойство ран, но какое могут перенести силы больного, чтобы врачуя раны, не погубить больного? Поэтому и Бог наказывает не всех вдруг и не всех по заслугам, но слегка и постепенно; и часто, наказывая одного, вразумляет через него многих других» (Там же. Т.5, кн.1).

«Кто даже от наказания не делается лучшим, тот, как бесчувственный и презрительно предается еще большей казни. И одно наказание само по себе достаточно должно быть для удержания и вразумления падшему однажды; но если он, не вразумившись от понесенного наказания, снова дерзает на то же самое, то по справедливости снова подвергается наказанию, которое сам на себя навлекает.

Если же мы, и здесь после наказания за грехи впадая снова в те же грехи, подвергаемся уже тягчайшему наказанию, то не должны ли мы тем более страшиться и трепетать в ожидании будущих нестерпимых мук, когда, и согрешая, мы здесь не терпим никакого наказания?

Почему же, ты скажешь, не все таким образом наказываются? Ведь мы видим многих порочных людей, которые хорошее имеют здоровье и в крепости сил наслаждаются благоденствием. Но мы не должны полагаться на это, а поэтому-то БОЛЬШЕ И НАДОБНО ОПЛАКИВАТЬ ТАКИХ ЛЮДЕЙ. ЧТО ОНИ ЗДЕСЬ НИЧЕГО НЕ ТЕРПЯТ, ЭТО И ЕСТЬ ЗАЛОГ ТЯГЧАЙШЕГО ТАМ НАКАЗАНИЯ. Изъясняя это Павел говорит: будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (1 Кор.11:32). ЗДЕСЬ – ТОЛЬКО ВРАЗУМЛЕНИЕ, ТАМ – НАКАЗАНИЕ» (Там же. Т.8, кн.1).

«Почему же, скажут, Бог не наказывает всех здесь? Чтобы иным дать предопределенное от Него время на покаяние. А почему не ограничивается по отношению ко всем только тамошними наказаниями? Чтобы не умножилось число неверующих Божию Промыслу. Почему из разбойников одни пойманы, а другие ушли от наказания? Где тут Божие человеколюбие и правосудие? Если бы вовсе никто не был наказываем, тогда можно бы было прибегнуть к этому доводу.

Но когда одни наказаны, другие нет, хотя бы и больше грешили, то как это понять, что за одни и те же преступления не одинаковы наказания? Не придется ли признать, что наказание в этом случае является несправедливым? Итак, почему же не все наказываются здесь?

Послушай, как отвечает тебе на это Сам Христос. Когда некоторые погибли от падения башни, то Христос на возникшее по поводу их смерти недоумение говорил: думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете (Лк.13:2-5). Этим Он научает нас не полагаться на то, что при множестве наших преступлений остаемся без наказания, когда другие терпят его, потому что, если не покаемся, непременно будем наказаны.

За что же, спросишь, терпеть ВЕЧНОЕ НАКАЗАНИЕ нам, которые здесь грешили НЕДОЛГОЕ ВРЕМЯ? А за что здесь человек, в одну минуту сделавший одно смертоубийство, осуждается на всю жизнь на работу в рудниках? Скажешь: Бог так не должен поступать? А как же Он расслабленного тридцать восемь лет держал в столь тяжком недуге? А что за грехи наказан был тот болезнью, послушай, что говорит ему [Христос]: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже (Ин.5:14).

Впрочем, расслабленный, говоришь ты, получил все-таки освобождение от наказания, А ТАМ ЭТОГО НЕ БУДЕТ, ТАМОШНИМ НАКАЗАНИЯМ КОНЦА НЕ БУДЕТ; послушай, как говорит об этом сам Христос: червь их не умирает и огонь не угасает (Мк.9:46). Так и должно быть: ЕСЛИ ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ, ТО И НАКАЗАНИЕ ВЕЧНОЕ.

Или не знаешь, как Он угрожал иудеям? Исполнились ли эти угрозы или остались только на словах? Сказано: не останется камня на камне (Лк.21:6); и действительно, остался ли камень на камне? Христос сказал: будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне (Мф.24:21). Разве не сбылось и это? Прочитай историю Иосифа: у тебя займется дух при одном рассказе о бедствиях, какие претерпели иудеи на самом деле. Говорят, что эти ужасы не имеют себе примера в истории, что никогда не разражалось над народом такой войны.

Напоминаю об них не с тем, чтобы огорчить вас, но, чтобы обеспечить вам безопасность в будущем; ВЕДЬ, УТЕШАЯ ВАС НАПРАСНЫМИ НАДЕЖДАМИ, Я МОГ БЫПОДВЕРГНУТЬ ВАС ТЯГОСТНЕЙШИМ НАКАЗАНИЯМ.

И скажи мне: почему бы ты не заслуживал быть наказанным за грехи твои? Не предупредил ли тебя Бог обо всем? Не угрожал ли Он тебе? Не устрашал ли? Не употреблял ли тысячи средств для твоего спасения? Не даровал ли тебе баню возрождения и не простил ли всех прежних грехов твоих? И после этого возрождения, после отпущения грехов не дал ли тебе, когда ты опять стал грешить, нового пособия – в покаянии? Не облегчил ли тебе способов получить прощения во грехах, сделанных и после этого?

Итак, выслушай, что заповедал Бог. Если будешь прощать грехи ближнему, то и Я, говорит Он, прощу тебе. Разве это неудобно? Спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю (Ис.1:17-18). Разве это трудно? Говори ты, чтоб оправдаться (Ис.43:26). Какая в этом тягость? Искупи грехи твои милосердием к бедным (Дан.4:24). Какой в том труд? Мытарь сказал: будь милостив ко мне грешнику, и пошел оправданным (Лк.18:13-14). Трудно ли подражать мытарю?

Но и после всего этого ты не хочешь убедиться, что есть и казнь, и мучение. Может быть ты скажешь, что и диавол не наказывается? Сказано: идите в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его (Мф.25:41). Но если нет геены, то и он не наказывается. Если же диавол наказывается, очевидно, что будем наказаны и мы, которые делаем дела его. И мы преступаем волю Божию, хотя не в том самом, в чем он.

Как же не боишься ты говорить дерзко о Боге, утверждая, что БОГ ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВ, А ПОТОМУ НЕ НАКАЖЕТ? А если накажет, то – по твоему – выйдет, что ОН УЖЕ НЕ ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВ? Видишь, какие речи внушает вам диавол» (Там же. Т.8, кн.2).

 

«Много согрешающие должны больше бояться и страшиться, когда они не наказываются, нежели когда наказываются, потому что наказание их увеличивается от безнаказанности и долготерпения Божия. Поэтому будем смотреть не на то, что мы не наказываемся, но на то, не согрешили ли мы? Если же грешим и не наказываемся, то нам следует трепетать еще более.

Скажи мне: если бы ты имел какого-либо раба и только угрожал бы ему, а не бил его, то, когда он больше боялся бы, когда убегал бы, когда решился бы на бегство? Не тогда ли, когда бы ты только угрожал? Потому и мы внушаем не угрожать постоянно друг другу, чтобы страхом не смутить слишком душу, чтобы этим не мучить ее больше, чем ранами. В одном случае наказание бывает временное, а в другом – постоянное.

Поэтому, если никто не страдает теперь от этого серпа, не смотри на то, но подумай, делаются ли такие дела? Многое и теперь делается такое, что было во времена потопа; но потопа нет, потому что предстоит геена и мучение. Многие грешат подобно содомлянам, но огненный дождь не сходит на них, потому что уготована река огненная. Многие дерзнули сделать то же, что фараон, но не подверглись одинаковому с ним наказанию, не потоплены в Чермном море, потому что их ожидает море бездны, где наказание не будет сопровождаться бесчувствием и НЕ ОКОНЧИТСЯ СМЕРТЬЮ, но где они будут мучиться, БОЛЕЕ И БОЛЕЕ подвергаясь наказанию, жжению и удушению. Многие дерзули грешить подобно израильтянам, но змеи не угрызали их, потому что их ожидает червь НЕСКОНЧАЕМЫЙ. Многие дерзнули делать то же, что Гиезий, но не были поражены проказою, потому что вместо проказы им предстоит быть рассеченными пополам и подвергнуться одной участи с лицемерами (см. Мф.24:51). Многие клялись и нарушали клятвы, но, если они и избежали (наказания), не будем полагаться на это, потому что их ожидает скрежет зубов. Да и здесь, может быть они испытают и не избегнут (наказания), если не тотчас, то при других грехах, так что наказание будет более тяжким. И мы ведь часто по поводу малых (проступков) воздаем вполне и за великие» (Там же. Т.9, кн.1).

«Если бы Бог не наблюдал за тем, грешим ли мы или делаем добро, то, может быть, было бы некоторое основание сказать, что нет наказания, а если Он так много печется о том, чтобы мы не грешили, и употребляет такие большие меры, чтобы исправить нас, то очевидно, что Он наказывает и согрешающих и венчает делающих добро.

Обрати опять внимание на непостоянство (в суждениях) большинства людей. Здесь жалуются на Бога, что Он часто бывает долготерпелив и равнодушно взирает на то, что многие злодеи, распутники, притеснители остаются без наказания; там опять горько и сильно ропщут на то, что Бог угрожает им наказанием, хотя, конечно, если последнее огорчает их, то первое следовало бы восхвалить и одобрить.

О, БЕЗУМИЕ! О, СКОТСКОЕ И ОСЛИНОЕ РАССУЖДЕНИЕ! О, грехолюбивая и преданная пороку душа! ВЕДЬ ВСЕ ЭТИ РАССУЖДЕНИЯ ПРОИСХОДЯТ ОТ ЛЮБВИ К УДОВОЛЬСТВИЯМ, а если бы рассуждающие таким образом захотели прилепиться к добродетели, то они скоро убедились бы в геене и не стали более сомневаться» (Там же. Т.9, кн.2).

«Быть может, мы уже слишком укоряем вас; но, если бы мы и не укоряли, все же наказания ожидают неисправимых грешников. Что же пользы угождать словами тем, которые на самом деле подлежат наказанию? (…) Итак, если нам, требующим от тебя отчета, ты не имеешь ничего сказать, то как мы устоим, когда откроется то Страшное и неумолимое судилище, на котором мы должны будем отдать отчет и в помыслах, и в делах, и во всем? Какими очами воззрим на Судию? Что скажем? Чем оправдаемся? (…) Ничего нельзя будет сказать, но неизбежно подвергнемся казни, НЕ ИМЕЮЩЕЙ КОНЦА, НЕ ЗНАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛА. Чтобы этого не случилось с нами, отселе будем всячески осторожны, и, таким образом, по отшествии отсюда, с благою надеждою, мы достигнем вечных благ» (Там же. Т.8, кн.1) (Симфония. Стр.514).

(«Симфония» по творениям святителя Иоанна Златоуста. М: Даръ, 2009. Т 2, стр. 331-337).

Здесь можно было бы мне свою подпись и не ставить, так как моих слов здесь вовсе нет, да и без всяких комментариев все понятно: - ВЕЧНЫМ МУКАМ грешников в аду НЕ БУДЕТ КОНЦА,как и вечному блаженству праведников в раю. Но ради того, что этот пост идет в составе цикла «Ересь апокатастасиса», подпись все же поставлю.

Святая Гора Афон. 5 ноября 2018 года. Память Мчч. Галактиона и Епистимии. Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси.

Грешный монах Варсанофий Богославский.


 

«ПРОТИВ ЕРЕСИ АПОКАТАСТАСИСА» Часть 3.

«Если кто не анафематствует Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Нестория, Евтихия и Оригена, с нечестивыми их сочинениями, и всех прочих еретиков, которые были осуждены и анафематствованы святою кафолическою и апостольскою Церковью и святыми четырьмя помянутыми соборами, и тех, которые мудрствовали или мудрствуют подобно вышесказанным еретикам, и пребыли в своем нечестии до смерти: тот ДА БУДЕТ АНАФЕМА.

(Из деяний 5-го Вселенского Собора).

В продолжение цикла «Против ереси апокатастасиса» приводим еще свидетельства прп. Ефрема Сирина и свт. Игнатия Брянчанинова о том, что, как вечному блаженству праведников в раю, так и ВЕЧНЫМ МУКАМ грешников в аду, - НЕ БУДЕТ КОНЦА. Чтобы чрезмерно не утомлять читателя цитатами святых отцов на данную тему, потому что если начать собирать все свидетельства, то получится многотомник цитат, что не является нашей задачей, в начале данного «поста» мы поставим прекрасное, исполненное Святаго Духа, письмо святителя Игнатия Брянчанинова. На наш взгляд, уже и так достаточно приведенных нами свидетельств, чтобы с лихвой убедить любого, не только смиренного и не любопытствующего христианина, но и любого разумного человека в полной безосновательности еретических воззрений «уважаемого» профессора МДА и С - А.И. Осипова о существовании «двух параллельных путей» в богословии святых отцов по поводу ереси «апокатастасиса».

В следующей (или следующих) беседе, если Бог даст, приведем еретические, пустые и безумные аргументы «уважаемого» профессора из его книги «Бог» и, с Божией помощью, покажем полную их несостоятельность, грубое искажение смысла святоотеческих и богослужебных цитат, а лучше сказать – разоблачим «демонов немощные дерзости», клевету и хулу на святых отцов и Святую Церковь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: