УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ФИЛОСОФИИ
Семинар 1. Философия как тип мировоззрения (2 часа)
1. Философия, круг ее проблем и роль в жизни человека и общества.
2. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.
3. Основные темы философских размышлений: мир и человек, бытие и сознание.
4. Структура и функции философии.
Основные термины: проблема, мировоззрение, структура, исторический тип, функция, бытие, сознание.
Литература:
Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова - М., 2004. С. 8-15.
Темы вариативных заданий:
1. Доклад по работе Ортеги-и-Гассета Х. «Что такое философия?»
Ортега-и-Гассет Х. «Что такое философия?»
2. Доклад по работе Мамардашвили М.К. «Как я понимаю философию».
Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1990.
3. Доклад по работе Мамардашвили М.К. «Быть философом - это судьба».
Мамардашвили М.К.Быть философом - это судьба. // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1990.
Семинар 2. Античная философия (2 часа)
1. Философия досократиков.
2. Софисты и Сократ о человеке и его мире.
3. Идеализм Платона.
4. Философское учение Аристотеля.
5. Эллинистическо-римский период философии.
Основные понятия: первоначало (архэ), субстанция, этика, идея, идеализм, материя, материализм, форма, атараксия, апатия, скептик, стоик, эллинизм.
Литература:
Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова - М., 2004. С. 30-45.
Дополнительная литература:
1. История философии. Под ред. В.В. Васильева. М., 2005. С.42-133.
2. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., Высшая школа, 1981.
3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.
Темы вариативных заданий:
1. Учение Платона о государстве.
Платон. Государство. Книга 4. // Платон Собрание сочинений. М.1994. Т.3.
2. Аристотель о поисках первоначала древнегреческими философами.
Аристотель. Метафизика. Книга 1. // Аристотель. Сочинения. М.1976. Т.1.
3. Аристотель о философии как учении о первосущем.
Аристотель. Метафизика. Книга 4. // Аристотель. Сочинения. М.1976. Т.1.
Семинар 3. Философия эпохи Средневековья и Возрождения (2 часа)
1. Религиозный характер философии Средних веков.
2. Патристика. Учение Августина Аврелия.
3. Схоластика. Учение Фомы Аквинского.
4. Антропоцентризм, пантеизм и натурфилософия Возрождения.
Основные понятия: патристика, схоластика, теоцентризм, креационизм, фатализм, провиденциализм, антропоцентризм, пантеизм, натурфилософия.
Литература:
Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова - М., 2004. С. 46-62.
Дополнительная литература:
1. История философии. Под ред. В.В. Васильева. М., 2005. С.134-205.
2. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия: от истоков до наших дней. Т. 2. Средневековье. СПб., 1994.
3.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.
Темы вариативных заданий:
1. Проблема времени у Августина.
Августин. Исповедь. Книга 11.
2. Доказательства бытия Бога у Фомы Аквинского.
Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть 1. Вопрос 2.
Семинар 4. Философия Нового времени (2 часа)
1. Общая характеристика философского мировоззрения Нового времени.
2. Эмпиризм и индуктивный метод Ф. Бэкона.
3. Рационализм Р. Декарта.
4. Сенсуализм Дж. Локка.
5. Скептицизм Д.Юма.
Основные понятия: метод,дедукция, индукция, эмпиризм, сенсуализм, рационализм, детерминизм.
Литература:
Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова - М., 2004. С. 63-71.
Дополнительная литература:
1. История философии. Под ред. В.В. Васильева. М., 2005. С.206-271.
2. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. — Т. 3. — Новое время. — СПб., 1996.
3. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков: Учебник для вузов. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 187-212, 222-257, 271-281, 394-396.
Темы вариативных заданий:
- Т. Гоббс о свободе и необходимости.
Гоббс Т. О свободе и необходимости // Гоббс Т. Сочинения: в 2 т. М., 1989. Т. 2.
- Г.В. Лейбниц о порядке в природе и его источнике.
Лейбниц Г.В. Порядок есть в природе // Лейбниц Г.В. Сочинения: в 4 т. - М.: Мысль, 1984. - Т. 1.
Семинар 5. Немецкая классическая философия (2 часа)
1. Общая характеристика немецкой классической философии.
2. Теория познания И. Канта.
3. Этика И. Канта
4. Философская система и метод Г.В.Ф. Гегеля.
5. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Основные понятия: критика,гносеология, метафизика, диалектика, антропология, антиномия, трансцендентный, трансцендентальный, априорный, апостериорный, спекулятивный.
Основная литература:
Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова - М., 2004. С. 71-79.
Дополнительная литература:
1. История философии. Под ред. В.В. Васильева. М., 2005. С.280-316.
2. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М., 2003.
3. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия 2-й половины XVIII-начала XIX века. Учебное пособие. - М., 1994.
Темы вариативных заданий:
1. Критика Кантом доказательств бытия Бога.
Кант И. Критика чистого разума. Разд.3-7.
2. Л. Фейербах о сущности человека и его религиозности.
Фейербах Л. Сущность христианства. Гл. 1-2.
Семинар 6. Западная философия второй половины XIX века.
1. Формирование и развитие неклассической философии, ее основные черты.
2. Становление западноевропейского иррационализма: С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше.
3. Материалистическое понимание истории. Социальный характер философии Маркса.
Основная литература:
История философии. Под ред. В.В. Васильева. М., 2005. С.280-316. С. 317-326, 330- 337, 343-352, 368-377.
Дополнительная литература:
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х кн. - СПб, 1997. - Кн. 4. С. 13-15, 122-130, 143-152, 189-192, 265-278, 490-501, 616-627.
Темы вариативных заданий:
1. А. Шопенгауэр о свободе воли.
Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики: О свободе воли (1-2) // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М., 1992. С.46-63.
2. К. Маркс и Ф.Энгельс. Программа пролетарской революции.
К. Маркс, Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической партии. Гл. 1-2.
Семинар 7. Современная западная философия.
1. Позитивизм и его исторические этапы.
2. Проблема человека и его свободы в экзистенциализме.
3. Феноменология.
4. Герменевтика.
5. Постмодернизм.
Основные понятия: позитивизм, экзистенциализм, феноменология, герменевтика, модернизм, постмодернизм.
Основная литература:
Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова - М., 2004. С. 98-140.
Дополнительная литература:
История философии. Под ред. В.В. Васильева. М., 2005. С.352-362, 396-453.458-466.
Темы вариативных заданий:
1. Проблема человека и его свободы в экзистенциализме.
• Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. - М., 1989.
2. Проблема понимания в герменевтике.
Гадамер Г. Язык и понимание // Гадамер Г. Актуальность прекраного. М. 1991. С. 43-59.
Семинар 8. Русская философия
1 Национальный характер русской философской мысли.
2 Философия всеединства В.С. Соловьева: онтология и гносеология.
3 Философия Н.А. Бердяева.
4 Философское учение И. Ильина.
Основные понятия: соборность, софиология, всеединство, богочеловечество.
Основная литература:
Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова - М., 2004. С. 79 -90.
Дополнительная литература:
История философии. Под ред. В.В. Васильева. М., 2005. С. 488 -507.
Темы вариативных заданий:
1.В. С. Соловьёв о смысле любви.
Соловьёв В.С. Смысл любви.
2. С.Л. Франк о нравственности русской интеллигенции.
Франк С.Л. Этика нигилизма.
Семинар 9. Онтология как раздел философии (2ч).
1. Основные формы и уровни бытия.
2. Понятие движения в философии. Формы движения материи.
3. Пространство и время как формы существования материи.
4. Философское и естественнонаучное понимание материи.
Основная литература:
Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова - М., 2004. С. 155-172.
Дополнительная литература:
1. Спиркин А. Г. Философия. — М.: Гардарики, 2009. — С. 223—309.
2. Философия. Под ред. В.П. Кохановского. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. – С. 90 – 129.
3. Губин В.Д. Философия. – М.: ТК Велби, Проспект, 2010. С. 47-137.
Темы вариативных заданий:
1. Понятие существования у Ф. Аквинского.
Фома Аквинский. О сущем и сущности // Историко-философский ежегодник - 1988. - М.: Наука, 1988.
2. Понятие бытия у М.Хайдеггера.
Хайдеггер М. Время и бытие // Хайдеггер М. Разговор на просёлочной дороге. М.1991. С.80-101.
Семинар 10. Человек и его сознание (2 часа)
1. Историко-философские взгляды на сознание. Материалистическое и идеалистическое понимание сознания.
2. Мозг и психика человека. Интенциональность сознания. Соотношение души (сознания) и тела как философская проблема.
3. Самосознание как самосоотнесенность «Я» с сами собой.
Основная литература:
Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова - М., 2004. С. 16 - 29.
Дополнительная литература:
1. Спиркин А. Г. Философия. — М: Гардарики, 2009. — С. 337—377.
2. Философия. Под ред. В.П. Кохановского. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. – С. 229 – 286.
3. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2012. С. 285-302, 415-465.
4. Абачиев С.К. Социальная философия: учеб.пособие/С.К. Абачиев. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 635 с. С. 113-132.
5. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. – С. 287 – 301.
6. Фрейд З. Я и Оно. — М.: Эксмо; Харьков: Фолио, 2005.
7. Юнг К. Г. Сознание и бессознательное. – М.: Академический проект, 2009.
8. Кон И. В поисках себя. М., 1996.
9. Михайлов Ф.Г. Сознание и самосознание. М.,1996.
Темы вариативных заданий:
1. Учение Аристотеля о душе.
Аристотель. О душе.//Соч. в 4 т., Т.1. М.:Мысль. 1975.
2. Декартовский дуализм души и тела
Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между душой и телом// Декарт. Соч. в 2 т., Т.2, М.: Мысль. 1994.
Семинар 11. Познание, его возможности и границы.
1. Субъект и объект познания. Чувственное познание и его формы (ощущение, восприятие, представление), рациональное познание и его формы (понятие, суждение, умозаключение).
2. Рационализм и эмпиризм. Научное и обыденное познание. Уровни познания: эмпирический и теоретический.
3. Различные концепции истины, критерий истинного знания.
Основная литература:
Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова - М., 2004. С. 180 - 192.
Дополнительная литература:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.
2. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Р/Д., 1999.
3. Кузнецов Б. Г. Ценность познания. Очерки современной теории науки. – М.: Либроком, 2009.
4. Спиркин А. Г. Философия. — М.: Гардарики, 2009. — С. 378—471.
5. Философия. Под ред. В.П. Кохановского. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. – С. 375 – 447.
6. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2012. С.302-309.
7. Губин В.Д. Философия. – М.: ТК Велби, Проспект, 2010. С.143-152.
Темы вариативных заданий:
1. О познании вообще.
Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении. Кн.4. Гл.1-5. // Лейбниц Г.В. Сочинения. Т. 2. С. 363-406.
2. Процессы анализа и синтеза.
Мамардашвили М.К. Процессы анализа и синтеза // Как я понимаю философию. С. 212-232.