1. Предмет, цели и задачи дисциплины, межпредметные связи. Основные понятия:коммерция, коммерческая деятельность, предпринимательство.
2. Развитие коммерции и предпринимательства в России.
3. Коммерческая деятельность: назначение, сфера применения, сущность, содержание.
4. Составные элементы коммерческой деятельности: цели, задачи, принципы, объекты, субъекты. Общность и различия предпринимательской и коммерческой деятельности.
5. Организационно-правовые формы субъектов коммерческой деятельности.
6. Классификация субъектов по следующим признакам: целям деятельности, формам собственности, численности работающих.
7. Коммерческие службы организации (отделы сбыта, снабжения, реализации и т.п.): их цели, задачи, структура, взаимодействие с другими структурными подразделениями организации.
8. Квалификационные характеристики работников коммерческих служб: агентов по снабжению, сбыту, коммерческих, торговых и др.
9. Этика и мораль коммерсанта: понятие. Морально-этические требования к коммерсанту. Деловой этикет коммерсанта. Культура предпринимательства.
10. Государственное регулирование коммерческой деятельности: понятие, назначение, механизм.
11. Направление государственного регулирования: защита прав потребителей.
12. Направление государственного регулирования: защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
13. Направление государственного регулирования: обеспечение безопасности и взаимовыгодных коммерческих сделок, соблюдение выполнения договорных обязательств, ограничение лицензирования отдельных видов коммерческой деятельности, устранение административных барьеров предпринимательской деятельности.
14. Технологический цикл системы товародвижения: этапы, составляющие элементы.
15. Виды коммерческой деятельности в зависимости от места в технологическом цикле товародвижения: сбытовая, торговая (оптовая и розничная)
16. Виды коммерческой деятельности в зависимости от объектов и сферы применения: товарная, сервисная (в сфере услуг), финансовая и т. п.
17. Инфраструктура коммерческой деятельности: понятие, назначение, состав участников, их роль в организации коммерческой деятельности.
18. Особенности коммерческой деятельности при участии на выставках, ярмарках, аукционах, а также при биржевой торговле.
19. Технологический процесс коммерческой деятельности: назначение, этапы, их краткая характеристика.
20. Средства коммерческой деятельности: хозяйственные связи, договора, транспортное обеспечение, нормативные и технические документы (информационное обеспечение процесса) и другие, общее представление.
21. Особенности процессов коммерческой деятельности организаций. Сдача-приемка товаров по количеству и качеству.
22. Хозяйственные связи: их роль в обеспечении коммерческой деятельности, сущность, порядок регулирования.
23. Коммерческие договоры: назначение, виды, содержание, порядок заключения и контроль за выполнением.
24. Работа с поставщиками и получателями товаров, а также организациями-исполнителями услуг (транспортных, коммунальных, связи и др.)
25. Транспортное обеспечение: понятие, назначение, виды транспортных средств, критерии их выбора.
26. Особенности организации перевозок разными видами транспорта. Уставы и кодексы разных видов транспорта.
27. Правила перевозки скоропортящихся грузов.
28. Договора перевозки: общие положения, разновидности договоров, подача транспортных средств, погрузка и выгрузка грузов, сроки их доставки, ответственность за нарушение обязательств.
29. Централизованные и децентрализованные перевозки грузов.
30. Централизация транспортно-экспедиционных операций. Приемка товаров от транспортных организаций.
31. Коммерческие акты: назначение, основания для составления, оформление.
32. Информационное обеспечение коммерческой деятельности: основные понятия, (идентификация, прослеживаемость, учет), назначение, сущность, правовая база.
33. Информационные процессы: сбор, обработка, накопление, хранение, передача информации другим участникам коммерческой деятельности.
34. Информационные ресурсы: товарно-сопроводительные документы, товарная маркировка и ее значение для предприятий-изготовителей, продавцов, потребителей; реклама и др.
35. Товарные знаки и знаки обслуживания: понятие, назначение, виды, правовая охрана, регистрация и основания для отказа в регистрации, экспертиза, использование, передача, прекращение правовой охраны.
36. Международные и российские организации, регистрирующие товарные знаки. Ответственность за незаконное использование товарных знаков и знаков обслуживания.
37. Защита информации и прав субъектов коммерческой деятельности в области информационных процессов: объекты и режим защиты, права и обязанности субъектов.
38. Государственная и коммерческая тайна: понятие, объекты, отличия, защита.
39. Патентная защита.
40. Формы коммерческой деятельности с сотрудничеством (совместная), без сотрудничества (самостоятельная), индивидуальная и др., их использование различными организациями.
41. Отличия коммерческой деятельности от некоммерческой.
42. Методы коммерческой деятельности: организационные, экономические (материального стимулирования, система скидок и т.п.), инновационные.
43. Инновационные формы и методы сотрудничества в сфере производства: франчайзинг, лизинг и др.
44. Франчайзинг: понятие, объекты, субъекты (франчайзер, франчайзи), франшиза, их классификация. Характерные признаки, организация, преимущества и недостатки, направления развития.
45. Лизинг: понятие, виды. Преимущества и недостатки лизинга. Лизинговый контракт: назначение, основные элементы. Правовая база.
46. Формы сотрудничества в финансовой сфере: факторинг, коммерческий трансферт, их понятие, назначение, характеристика.
47. Формы и методы сотрудничества в области товарообмена: бартер, встречные поставки и др.
48. Особенности деятельности агентов: коммерческих, торговых, по снабжению, закупкам, коммивояжеров, а также индивидуальных предпринимателей.
49. Материальные потоки: понятие, виды (сырьевые, средства производства, товарные и др.).
50. Товарные потоки как разновидности материальных потоков.
51. Товарные запасы: понятие, назначение, виды, необходимость создания, поддержки и пополнения.
52. Нормирование запасов, определение их оптимального размера.
53. Учет и контроль за состоянием товарных запасов в коммерческих организациях.
54. Предпринимательские риски: понятие, классификация рисков, причины возникновения, последствия. Вероятный характер рисков.
55. Принятие решений в условиях неопределенности. Обнаружение причин возникновения, предупреждение и смягчение последствий рисков в коммерческой деятельности.
56. Методы количественной и качественной оценки уровня, риска, а также размера ущерба при их возникновении.
57. Системы управления рисками: понятие, назначение, источники формирования.
58. Банкротство: понятие, причины, механизм, правовая база. Негативные явления, связанные с банкротством.
59. Выгоды как результат успешной коммерческой деятельности. Критерии оценки выгоды.
60. Эффективность коммерческой деятельности: основные понятия (экономический эффект и эффективность), показатели оценки эффективности.