Начальная позиция фигур на шахматной доске




ПОЛОЖЕНИЕ

О проведении школьного шахматного турнира среди учащихся 1-9-х классов

ГБОУ школы №578 Приморского района города Санкт-Петербурга

«Белая ладья»

I. Цели и задачи

 

Турнир по шахматам среди учеников ГБОУ школы №578 Приморского района города Санкт-Петербурга (далее – Турнир) проводятся в целях:

· популяризация шахматной игры;

· воспитания здорового и социально-активного подрастающего поколения;

· приобщения школьников к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

· пропаганды здорового образа жизни;

· повышение квалификации участников соревнований;

· выявление лучших шахматистов школы.

II. Организаторы Турнира

 

Организаторами Турнира по Шахматам является ОДОД ГБОУ школы № 578 Приморского района Санкт-Петербурга.

Непосредственное руководство и проведение Турнира возлагается на педагога дополнительного образования Кожемяко С.М.

 

III. Участники Турнира

 

К участию в соревнованиях допускаются учащиеся 1-9-х классов ГБОУ школы №578 Приморского района города Санкт-Петербурга. Открытый турнир для всех учащихся школы.

 

 

IV. Сроки и места проведения Турнира

 

Турнир проводится в кабинете № 324 ГБОУ школы №578 Приморского района Санкт-Петербурга, по адресу: Комендантский проспект д.37 к.3, литера А, по графику:

 

Категория Дата и время
I группа: 1-е классы 23 апреля, 16.00-18:00
II группа: 2-4 классы 25 апреля, 16.00-18:00
III группа: 5-9 классы 30 апреля, 16.00-18:00

V. Система и условия проведения Турнира

 

Все участники на Турнир прибывают самостоятельно.

Соревнования проводятся по круговой системе, по правилам шахмат «ФИДЭ».

Основные правила игры (сокращенный вариант)

Характер и цели игры в шахматы

1.1. В шахматы играют два партнера, которые по очереди перемещают свои фигуры на квадратной доске, называемой "шахматной". Игрок, имеющий белые фигуры, начинает партию. Шахматист получает право хода, только после того как его партнер завершил ход. (см. Статью 6.7).

1.2. Цель каждого игрока состоит в нападении на короля противника таким образом, чтобы король противника не имел никакого спасения. Считается, что игрок, который достигает этой цели, "заматовал" короля соперника и выиграл партию. Партнер, король которого заматован, проиграл партию. Оставлять своего короля под нападением и подвергать его нападению не разрешается. Взятие короля противника запрещено.

1.3. Если позиция такова, что никто из партнеров не может поставить мат, партия заканчивается вничью.

Начальная позиция фигур на шахматной доске

2.1. Шахматная доска состоит из 64-х равных квадратов (8х8), поочередно светлых ("белые" поля) и темных ("черные" поля). Она располагается между игроками так, чтобы ближайшее угловое поле справа от игрока было белым.

2.2. В начале партии один игрок имеет 16 светлых фигур ("белые"); другой - 16 темных фигур ("черные").

Эти фигуры, обычно обозначаемые соответствующими символами, следующие:

Белый король
Белый ферзь
Две белые ладьи
Два белых слона
Два белых коня
Восемь белых пешек
Черный король
Черный ферзь
Две черные ладьи
Два черных слона
Два черных коня
Восемь черных пешек
   

2.3. Начальная позиция фигур на шахматной доске такова:

2.4. Восемь вертикальных рядов квадратов называются "вертикалями". Восемь горизонтальных рядов квадратов называются "горизонталями". Прямые линии квадратов одного и того же цвета, касающихся углами, называются "диагоналями".

Ходы фигур

3.1. Не разрешается делать ход фигурой на поле, занятое фигурой того же цвета. Если фигура ходит на поле, занимаемое фигурой партнера, последняя берется и снимается с шахматной доски как часть того же самого хода. О фигуре говорят, что она атакует фигуру партнера, если эта фигура может произвести взятие на этом поле, согласно Статьям 3.2 - 3.8.

Фигура нападает на поле, даже если она не может пойти на это поле, потому что, это оставило бы или поместило бы короля того же цвета под нападение.

3.2. Слон может ходить на любое поле по диагонали, на которой он стоит.

3.3. Ладья может ходить на любое поле по вертикали или горизонтали, на которых она стоит.

3.4. Ферзь может ходить на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых он стоит.

3.5. Когда делаются эти ходы, ферзь, ладья или слон не могут перемещаться через поле, занятое другой фигурой.

3.6. Конь может ходить на одно из ближайших полей от того, на котором он стоит, но не на той же самой вертикали, горизонтали или диагонали.

3.7. Пешка может ходить только вперед:

a. на свободное поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самой вертикали;

b. с исходной позиции, как в случае (а) - на одно поле, так и на два поля по той же самой вертикали, если оба эти поля не заняты;

с. на поле, занимаемое фигурой партнера, расположенное перед ней по диагонали на соседней вертикали, одновременно забирая эту фигуру.

d. Пешка, атакующая поле, которое пересекла пешка партнера, продвинутая с исходной позиции сразу на два поля, может взять эту продвинутую пешку, как если бы последний ее ход был только на одно поле. Это взятие может быть сделано только очередным ходом и называется взятием "на проходе".

е. Пешка, которая достигает самой последней горизонтали от своей исходной позиции, должна быть заменена на той же клетке на ферзя или ладью, или слона, или коня того же цвета, это является частью хода. Эта замена пешки называется "превращением", действие новой фигуры начинается сразу. Выбор игрока не ограничивается фигурами, которые были уже взяты раньше.

3.8. Существует два различных способа делать ход королем:

а. ходить на любое соседнее поле, которое не атаковано одной или более фигурами партнера. Считается, что фигуры партнера атакуют поле, даже, если они не могут ходить;

или делать "рокировку".

Это перемещение короля и одной из ладей того же цвета по исходной горизонтали, выполняется следующим образом: король перемещается с его исходного поля на два поля по направлению к ладье, затем ладья переставляется через короля на следующее за ним поле.

положение перед рокировкой белых на королевский фланг и рокировкой черных на ферзевый фланг положение после рокировки белых на королевский фланг и рокировки черных на ферзевый фланг
положение перед рокировкой белых на ферзевый фланг и рокировкой черных на королевский фланг положение после рокировки белых на ферзевый фланг и рокировки черных на королевский фланг

b. (1) Рокировка невозможна:

а. если король уже двигался с исходного места,

b. с той ладьей, которая уже двигалась с исходного места.

(2) Рокировка временно невозможна, если атаковано одной из фигур партнера поле:

a. на котором стоит король или которое он должен пересечь или которое он должен занять;

b. если между королем и ладьей, с которой может быть произведена рокировка, находится какая-то фигура.

3.9 Король находится "под шахом", если он атакован одной или несколькими фигурами партнера, даже если такие фигуры не могут двигаться. Ни одна из фигур не может сделать ход, который ставит или оставляет своего короля под шахом.

Выполнение ходов

4.1. Каждый ход должен делаться только одной рукой.

4.2. При своем ходе игрок может поправить одну или несколько фигур на их полях, при условии, что он сначала предупредит о своем намерении (например, сказав "поправляю").

4.3. Если игрок, который должен делать ход, намеренно касается на шахматной доске (кроме случаев, приведенных в Статье 4.2):

a. одной или несколько своих фигур, он должен сделать ход первой фигурой, до которой дотронулся, если такой ход возможен,

b. одной или несколько фигур партнера, он должен взять первую фигуру, до которой дотронулся, взятие которой возможно.

c. одной фигуры каждого цвета, он должен взять фигуру партнера своей фигурой или, если это невозможно, пойти или взять первую тронутую фигуру партнера другой своей фигурой. Если нельзя установить, какая фигура была тронута первой, считается, что это фигура игрока, за которым очередь хода, а не его партнера.

4.4. Если игрок, который должен делать ход

а. намеренно касается своего короля и ладьи, он должен рокировать в сторону этой ладьи, если такой ход возможен.

b. намеренно касается ладьи, а затем короля, рокировка не разрешается, и к ситуации должна быть применена Статья 4.3(а).

c. Если игрок, который хочет сделать рокировку, касается короля, но рокировка в эту сторону невозможна, игрок должен сделать ход королем, включая рокировку в другую сторону, при условии, что она возможна. Если король не имеет хода, игрок может сделать любой возможный ход.

d. Если игрок превращает пешку, выбор фигуры завершен, когда эта фигура коснулась поля превращения.

4.5. Если ни одна из тронутых фигур не может пойти или быть взятой, игрок может сделать любой возможный ход.

4.6. Если фигура поставлена на поле, как возможный ход или часть возможного хода, она не может пойти на другое поле. Ход считается сделанным, когда все требования Статьи 3 полностью выполнены:

а) в случае взятия, когда взятая фигура снята с доски и игрок, поставив свою фигуру на это поле, отпустил руку,

б) в случае рокировки, когда игрок отпустил руку от ладьи на поле, пересеченном королем. Если игрок отпустил руку от короля, ход еще не сделан, но игрок не имеет права сделать другой ход, кроме рокировки в эту сторону, если это возможно,

с) в случае превращения пешки, когда она снята с доски и игрок отпустил руку от новой фигуры, поставленной им на поле превращения. Если игрок отпустил руку от пешки, которая достигла поля превращения, то ход еще не сделан, при этом игрок не имеет права пойти пешкой на другое поле.

4.7. Игрок теряет право заявлять о нарушении партнером Статей 4.3 или 4.4, как только он намеренно коснется фигуры.

Завершение партии

5.1. Партия считается выигранной игроком

a. который поставил мат королю партнера. Это немедленно заканчивает игру, если матовая позиция была достигнута, разрешенным Правилами, ходом.

b. партнер которого заявляет, что сдается. Это немедленно заканчивает игру.

5.2. Партия считается закончившейся вничью,

a. если игрок, который должен ходить, не имеет никакого, разрешенного Правилами, хода, а его король не находится под шахом. О такой партии говорят, что она закончилась "патом". Это немедленно заканчивает игру, если пат возник в результате хода, разрешенного Правилами.

b. если возникла позиция, когда ни один из партнеров не может заматовать короля любой серией возможных ходов. Это немедленно заканчивает игру, если эта позиция была достигнута ходом, разрешенным Правилами (см. Статью 9.6).

c. по соглашению между двумя партнерами в ходе игры. Это немедленно заканчивает партию (см. Статью 9.1).

Партия может закончиться вничью:

d. если любая одинаковая позиция возникнет или возникла на шахматной доске, по крайней мере, в третий раз (см. Статью 9.2)

e. если последние 50 последовательных ходов были сделаны игроками без движения любой пешки и без взятия любой фигуры (см. Статью 9.3).

 

Все претензии, жалобы принимаются организатором турнира ТОЛЬКО В ПИСЬМЕННОМ ВИДЕ сразу по окончанию соревнований.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: