Программа и тематическое планирование предполагает проведение занятий в течение 1 учебного года. План рассчитан на 1 час занятий в неделю. Краткие сведения о коллективе: состав – постоянно-переменный, набор детей – свободный, возраст учащихся - 5 класс (11-12 лет).
Время занятий: четверг, 12.25 – 13.25
Тематическое планирование
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов |
1. 2. 3. | Риторика. Культура речи Что такое риторика Человек в зеркале общения Устная и письменная форма речи Техника речи Слушание как вид речевой деятельности Давайте определимся в понятии Позвольте мне иметь суждение своё Докажи мне докажи. Позвольте мне не согласиться, или истина рождается в споре Введение в дебаты Цель, действующие лица, сценарий игры Определение темы, сбор и обработка информации по теме дебатов Построение сюжета доказательств по теме.Создание аргумента. Стратегия отрицания. Перекрёстные вопросы. От чего зависит успех спикера в игре. Кто является судьёй. Как правильно вести судебный протокол. Организация и проведение соревнований Индивидуальные консультации с командами Игра “Дебаты” Коллективный анализ игры | |
Сводная таблица занятий дополнительного образования
№ п\п | Тема занятия | Количество часов | Всего | Теория | Практика |
1. | Риторика. Культура речи. | ||||
2. | Введение в дебаты | ||||
3. | Организация и проведение соревнований | ||||
Всего |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы “Дебаты”
№ п/п | ![]() | Форма проведения занятий | Приёмы и методы, используемые на занятии | Форма подведения итогов | Техническое оснащение |
1. | Что такое риторика | Беседа, практическое занятие | Игра, создание проблемной ситуации, объяснение основных понятий, защита рисунков, сообщения учащихся, практические задания | Защита рекламы «Риторика как предмет». Подготовка эмблемы кружка «Дебаты» | Раздат. материал |
2. | Человек в зеркале общения. | Беседа, практическое занятие | Психологическое тестирование, создание проблемной ситуации, объяснение основных понятий, практические задания | Подготовка устного сообщения(регламент - 5 минут) на одну из близких вашей душе тем: "Любимый, -ая, -ое ___________" (цветок, время года, погода, праздник, кушанье, место на земле, человек, животное и др.), | Компьютер |
3. | Устная и письменная форма речи. | Беседа, практическое занятие | Создание проблемной ситуации, игра, практические задания, мозговой штурм | Расскажите в течение пяти минут о наиболее существенных итогах Вашего дня. | |
4. | Техника речи | Практическое занятие | Создание проблемной ситуации, игра, практические задания | Сочинить лингвистическую сказку на любую тему и исполнить её, вкладывая в произнесение текста всё своё вдохновение и силу чувств. | Раздат. материал |
5. | Слушание как вид речевой деятельности | Беседа, практическое занятие | Создание проблемной ситуации, объяснение новых понятий, игра, практические задания, психологический тест | ||
6. | Давайте определимся в понятии. | Беседа, практическое занятие | Объяснение новых понятий, выполнение практических заданий, игра | Сообщение подготовить «Рост преступности среди подростков: причины и меры профилактики». | |
7. | Позвольте мне иметь суждение своё | Практическое занятие | Объяснение новых понятий, выполнение практических заданий, игра | Каждый участник должен выбрать себе какую-нибудь вещь (лампочка, заноза, журнал, мороженое и т.п.) и погрузиться в её мир, ощутить «характер» вещи. От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что её окружает, как она живёт, что чувствует, о её заботах, о её прошлом и будущем. | Раздат. материал |
8. 9. | Докажи мне, докажи. Позвольте с вами не согласиться, или истина рождается в споре. | Практическое занятие Практическое занятие | Объяснение новых понятий, выполнение практических заданий, решение логических задач, игра Объяснение новых понятий, выполнение практических заданий, игра | «Деловое сообщение» Готовим извлечение из газетной статьи в виде ключевых слов и воспроизводим собственными словами с помощью конспекта ключевых слов содержание статьи (перефразирование) Сокращаем статью (сжато вплоть до одного предложения). Расширяем статью, добавляя собственное мнение. Подготовка к игре «Суд» | Раздат. материал |
10. | Цель, действующие лица, сценарий игры. | Беседа, практическое занятие | Объяснение новых понятий, выполнение упражнений, игра | Раздат. материал | |
11. | Определение темы. Сбор и обработка информации по теме дебатов. | Беседа, практическое занятие | Объяснение новых понятий, выполнение практических заданий, игра | Постарайтесь написать аннотации на две/три интересные, (по вашему мнению, книги, чтобы их захотели прочитать ваши одноклассники. Составление конспекта текста | Раздат. материал |
12. | Построение сюжета доказательств по теме дебатов. Создание аргумента | Беседа, практическое занятие | Объяснение новых понятий, выполнение практических заданий, упражнений | Подготовить материал о пользе жевательной резинки | Раздат. материал |
13. | Стратегия отрицания. Перекрёстные вопросы. | Беседа, практическое занятие | Объяснение новых понятий, выполнение практических заданий, упражнений | Подготовить материал о вреде жевательной резинки. | Раздат. материал |
14. | От чего зависит успех спикера в игре. | Беседа, практическое занятие | Объяснение новых понятий, выполнение практических заданий, игра | Подготовить выступление «Я-президент» | Раздат. Материал |
15. | Кто является судьёй. Как правильно вести судебный протокол | Беседа, практическое занятие | Объяснение новых понятий, выполнение практических заданий, игра | Раздат. материал | |
16. | Индивидуальные консультации с командами | практическое занятие | Подбор материала, подготовка выступлений спикеров | Подготовка выступлений спикеров | Раздат. материал |
17. | Игра «Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным» | Дебаты | |||
18. | Подведение итогов | Беседа | Коллективный анализ игры |
Список используемой литературы
Дебаты: Учебно/методический комплект/ Т.В.Светенко, Е.Г.Калинкина. - М.: Изд/во «Бонфи», 2001. - 296 с.
Д.Х. Вагапова Риторика в интеллектаульных играх и тренингах.М.: Цитадель, 1999. - 460 с.
Т.В.Анисимова Современная деловая риторика. Учебное пособие /
https://e-lingvo.net/library_view_38849_1.html
Леммерман X. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями www.ritorika.igro.ru
Остапенко В.А. Программа элективного курса «Дебаты – техника обучения спору»/ресурсы интернета
Логинова А.Н. Использование технологии «Дебаты» в преподавании учебных предметов на профильном уровне и элективных учебных предметов/ресурсы интернета
Казанский О.А. Игры в самих себя. – М.: Роспедагенство, 1995 – 128 с.
1 Е Калинкина Дебаты на уроках истории. Дебаты: Учебно/методический комплект. - М.: Изд/во «Бонфи», 2001, с.137
2 Е.Калинкина Дебаты на уроках истории. Дебаты: Учебно/методический комплект, с.138
3 Е.Г.Калинкина Дебаты на уроках истории. Дебаты: Учебно/методический комплект, с.148