Упражнения для формирования слухо-артикуляционных и ритмико-интонационных навыков




Подготовительные/тренировочные упражнения в рецепции:

- прослушайте ряд слов, поднимите руку (хлопните в ладошки), когда услышите слова со звуком...;

- найдите в словарном ряду, состоящем из 6 - 8 образцов, слово со звуком, выделенным в эталоне;

- прослушайте пары фраз, поднимите руку, когда услышите раз­ное содержание;

- прослушайте 2-3 фразы; скажите, сколько раз и них встрети­лись дифтонги;

- подчеркните слова в предложении, на которые падает ударе­ние в речи учителя;

- отметьте значком, указанным на доске, паузы в коротком тек­сте;

- прослушайте две фразы, написанные на доске, напишите транс­крипцию подчеркнутых слов:

His hut is of stone.

His heart is of stone.

- прочитайте предложение, отметьте в нем синтагмы;

- прослушайте дне фразы, определите, в какой из них выражает­ся просьба/приказание;

- прослушайте и отстучите карандашом ритм нескольких фраз и др.

Упражнения в воспроизведении и видоизменении языкового мате­риала:

- прочтите вслух текст с фонетическими пометами;

- повторите за учителем скороговорку, выучите ее наизусть:

Peter Piper picked a peek of packed pepper.

- сравните интонацию двух фраз и повторите их, не искажая об­разцы:

Where is my bag? Where is your bag?

- сгруппируйте слова из текста но различным признакам, напри­мер:

по долготе и краткости;

по звонкости;

по звукобуквенным соотношениям и др.;

- составьте слона/предложения с помощью разрезной азбуки с указанными звуками или звукосочетаниями;

- повторите за учителем фразы, следя за его дирижированием;

- прочитайте столбики слов с долгими и краткими гласными;

- припомните слова, содержащие указанный звук, составьте с этими словами предложения;

- расставьте в предложениях словесное ударение и прочитайте их вслух; *

- прослушайте две фразы, обратите внимание на паузы; повто­рите эти фразы, сохраняя длительность пауз;

- напишите слуховой диктант, сделайте интонационную размет­ку фраз;

- выпишите из текста словосочетания/сложные слова, проставьте ударение;

- прочитайте выразительно стихотворение;

- ответьте на вопросы учителя, следите за интонацией в вопросе и ответе;

- повторите за учителем вопрос и ответьте на него одним сло­вом;

- прослушайте повествовательное предложение, преобразуйте его в вопросительное;

- прослушайте короткий диалог, повторите его, сохраняя инто­нацию;

- замените в предложении логически выделенное слово другим, близким по значению;

- выразите ту или иную просьбу, соблюдая правильную интона­цию;

- прослушайте 2-3 фразы, назовите ситуацию, к которой они относятся;

- прослушайте короткий текст, повторите его по принципу «снежного кома» (первый учащийся - 1-е предложение; второй учащийся - 1-е и 2-е предложения; третий учащийся - 1, 2-е и 3-е предложения и т.д.).

 

1. Упражнения на восприятие нового звука на слух:

a. в потоке речи – в речевом образце сначала в речи учителя, затем в механической записи.

b. в отдельном слове, изолированно, в сочетании с пояснениями учителя, если данная фонема относится ко второй группе;

c. с последующим многократным воспроизведением сначала в отдельном слове, затем в речевом образце.

2. Упражнения на воспроизведение фонетического явления. Используются коллективные и индивидуальные формы работы.

1. воспроизведение отдельными учащимися и исправление учителем возможных ошибок.

2. хоровое воспроизведение вместе с учителем.

3. хоровое воспроизведение без учителя.

4. индивидуальное воспроизведение отдельными учащимися в целях контроля сформированности правильного слухо-речемоторного образца.

3. Тренировочные упражнения на автоматизацию произносительного речевого навыка в условно-речевых фонетических направленных упражнениях (например, считалки). К этому же виду упражнений относятся условно-речевые упражнения диалогического и монологического характера, в которых изученные фонемы тренируются в условно-речевом общении, в учебной речи.

Упражнения на развития фонетического и интонационного слуха:

1. устно разделите слово на звуки и назовите их. Определите количество слогов в услышанных словах.

2. Установите количество кратких или долгих гласных в услышанных словах.

3. Найдите в колонках и отметьте слова в той последовательности, в которой они звучали.

4. Выделите на слух из связного текста слова с тренируемым звуком и запишите их в орфографии.

5. Определите количество слов в прослушанных предложениях.

6. Определите на слух и запишите последнее слово каждого предложения прослушанного отрезка.

Формирование произносительных навыков:

1. прослушайте ряд звуков и поднимите руку, когда услышите заданный звук.

2. Прослушайте пару звуков и поднимите руку, когда услышите новый звук.

3. Поднимите руку, когда услышите вопросительное, повествовательное, отрицательное предложение.

4. Подчеркните в предложении слово, на которое падает ударение.

5. Назовите слово, содержащие определенный звук.

6. Произнесите вслед за диктором пары слов, обращая внимание на различия в произношении звуков.

7. Произнесите пословицу, скороговорку сначала медленно затем быстро (тихо – громко).

8. Сделайте фонетическую разметку текста на основе голоса учителя или диктора, прочитайте текст вслух.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: