Подготовительные/тренировочные упражнения в рецепции:
- прослушайте ряд слов, поднимите руку (хлопните в ладошки), когда услышите слова со звуком...;
- найдите в словарном ряду, состоящем из 6 - 8 образцов, слово со звуком, выделенным в эталоне;
- прослушайте пары фраз, поднимите руку, когда услышите разное содержание;
- прослушайте 2-3 фразы; скажите, сколько раз и них встретились дифтонги;
- подчеркните слова в предложении, на которые падает ударение в речи учителя;
- отметьте значком, указанным на доске, паузы в коротком тексте;
- прослушайте две фразы, написанные на доске, напишите транскрипцию подчеркнутых слов:
His hut is of stone.
His heart is of stone.
- прочитайте предложение, отметьте в нем синтагмы;
- прослушайте дне фразы, определите, в какой из них выражается просьба/приказание;
- прослушайте и отстучите карандашом ритм нескольких фраз и др.
Упражнения в воспроизведении и видоизменении языкового материала:
- прочтите вслух текст с фонетическими пометами;
- повторите за учителем скороговорку, выучите ее наизусть:
Peter Piper picked a peek of packed pepper.
- сравните интонацию двух фраз и повторите их, не искажая образцы:
Where is my bag? Where is your bag?
- сгруппируйте слова из текста но различным признакам, например:
по долготе и краткости;
по звонкости;
по звукобуквенным соотношениям и др.;
- составьте слона/предложения с помощью разрезной азбуки с указанными звуками или звукосочетаниями;
- повторите за учителем фразы, следя за его дирижированием;
- прочитайте столбики слов с долгими и краткими гласными;
- припомните слова, содержащие указанный звук, составьте с этими словами предложения;
- расставьте в предложениях словесное ударение и прочитайте их вслух; *
|
- прослушайте две фразы, обратите внимание на паузы; повторите эти фразы, сохраняя длительность пауз;
- напишите слуховой диктант, сделайте интонационную разметку фраз;
- выпишите из текста словосочетания/сложные слова, проставьте ударение;
- прочитайте выразительно стихотворение;
- ответьте на вопросы учителя, следите за интонацией в вопросе и ответе;
- повторите за учителем вопрос и ответьте на него одним словом;
- прослушайте повествовательное предложение, преобразуйте его в вопросительное;
- прослушайте короткий диалог, повторите его, сохраняя интонацию;
- замените в предложении логически выделенное слово другим, близким по значению;
- выразите ту или иную просьбу, соблюдая правильную интонацию;
- прослушайте 2-3 фразы, назовите ситуацию, к которой они относятся;
- прослушайте короткий текст, повторите его по принципу «снежного кома» (первый учащийся - 1-е предложение; второй учащийся - 1-е и 2-е предложения; третий учащийся - 1, 2-е и 3-е предложения и т.д.).
1. Упражнения на восприятие нового звука на слух:
a. в потоке речи – в речевом образце сначала в речи учителя, затем в механической записи.
b. в отдельном слове, изолированно, в сочетании с пояснениями учителя, если данная фонема относится ко второй группе;
c. с последующим многократным воспроизведением сначала в отдельном слове, затем в речевом образце.
2. Упражнения на воспроизведение фонетического явления. Используются коллективные и индивидуальные формы работы.
1. воспроизведение отдельными учащимися и исправление учителем возможных ошибок.
|
2. хоровое воспроизведение вместе с учителем.
3. хоровое воспроизведение без учителя.
4. индивидуальное воспроизведение отдельными учащимися в целях контроля сформированности правильного слухо-речемоторного образца.
3. Тренировочные упражнения на автоматизацию произносительного речевого навыка в условно-речевых фонетических направленных упражнениях (например, считалки). К этому же виду упражнений относятся условно-речевые упражнения диалогического и монологического характера, в которых изученные фонемы тренируются в условно-речевом общении, в учебной речи.
Упражнения на развития фонетического и интонационного слуха:
1. устно разделите слово на звуки и назовите их. Определите количество слогов в услышанных словах.
2. Установите количество кратких или долгих гласных в услышанных словах.
3. Найдите в колонках и отметьте слова в той последовательности, в которой они звучали.
4. Выделите на слух из связного текста слова с тренируемым звуком и запишите их в орфографии.
5. Определите количество слов в прослушанных предложениях.
6. Определите на слух и запишите последнее слово каждого предложения прослушанного отрезка.
Формирование произносительных навыков:
1. прослушайте ряд звуков и поднимите руку, когда услышите заданный звук.
2. Прослушайте пару звуков и поднимите руку, когда услышите новый звук.
3. Поднимите руку, когда услышите вопросительное, повествовательное, отрицательное предложение.
4. Подчеркните в предложении слово, на которое падает ударение.
5. Назовите слово, содержащие определенный звук.
6. Произнесите вслед за диктором пары слов, обращая внимание на различия в произношении звуков.
7. Произнесите пословицу, скороговорку сначала медленно затем быстро (тихо – громко).
8. Сделайте фонетическую разметку текста на основе голоса учителя или диктора, прочитайте текст вслух.