Воспитатель — воспитатель
Причины: личная антипатия, несовпадение точек зрения по профессиональным вопросам, ревность к отношениям с родителями, детьми.
Воспитатель — родитель
Причины: Разногласия по поводу психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе. Причиной конфликта может стать различие в целях, недостаточная информированность сторон о событии (родитель получил информацию от ребенка, воспитатель был сам свидетелем происшествия), некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения родителей и т.д.
Любой из перечисленных конфликтов может выполнять две функции: негативные и позитивные.
Отрицательные стороны конфликта:
· разрушает здоровье;
· вызывает стресс, психотравмы;
· разрушает межличностные отношения, семьи, личности;
· формируется отрицательная установка, отрицательный жизненный сценарий.
Положительные стороны конфликта:
· дает возможность сформулировать и осознать проблему, выявить трудности;
· найти новые пути решения;
· учит формам общения, умению налаживать отношения;
· оказывает содействие личностному, профессиональному росту и развивает волевую саморегуляцию;
· развивает познавательные черты ума, скорость реакции, принятие решений.
Выделяют пять способов выхода из конфликтной ситуации:
· Соревнование (конкуренция) — самый распространенный и одновременно самый неэффективный способ решения проблемы, стремиться добиться своего в ущерб другому.
Недостатки: При поражении – неудовлетворенность, при победе - чувство вины, испорченные отношения.
· Приспособление — игнорирование собственных интересов в пользу других людей, желание сохранить мир, правда на другой стороне, отсутствие власти.
|
Недостатки: вы уступили, решение этого вопроса откладывается.
· Компромисс — поиск решений за счет взаимных уступок.
Недостатки: получение только половины ожидаемого, причины конфликта полностью не устранены.
· Избегание (уклонение) — уклонение от решения конфликтной ситуации. Желание выиграть время, сохранение покоя, исход не очень важен.
Недостатки: переход конфликта в скрытую форму.
· Сотрудничество — самый оптимальный способ реагирования на конфликт, при котором учитываются интересы каждой из сторон. Именно при сотрудничестве выигрывают все конфликтующие стороны.
Недостатки: временные и энергетические затраты.
Что делать, когда вас оскорбили и унизили?
Я предлагаю вам упражнения для того, чтобы вы сами построили собственную эффективную реакцию в ответ на унижающую критику.
В связи с тем, что унижающая критика носит разрушительный характер для критикуемого, первой ответной реакцией является восстановление физиологических процессов в организме.
Из обычных средств самовосстановления можно рекомендовать:
· Глубокий вдох и резкий выдох
· Энергичное поглаживание лица рукой (похожее на сбрасывание с себя воды при умывании).
Следующим шагом является проверка и восстановление психологической жизненности.
Проговорите про себя следующий текст:
· Я имею полное право быть таким, как я есть;
· Я имею право ошибаться;
· Я имею право чувствовать то, что я чувствую смущение, страх, радость и др.;
· Я имею полное право защищать себя, если меня оскорбляют.
|
Но как реагировать на конфликтные ситуации?
В случае конфликта можно пользоваться следующими приемами его разрешения:
1. Уясните ситуацию, ответив себе на вопросы:
· В чем истоки ожесточений одной или обеих сторон?
· Достижению, каких целей другой стороны вы, быть может, препятствуете?
· С каким личностным барьером — установки, темперамент, характер, “нервозность” — вы столкнулись?
2. Поймите другого - проявите эмпатию к собеседнику;
Почему человек ведет себя конфликтно? Причин может быть множество. Но скорее всего он не может справиться с какой-либо ситуацией. Поймите его, помогите ему.
3. Сохранените достоинство. Душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не может. “Здесь могут низко поступить, унизить нас они не могут!”. Если вы знаете себе цену, с чего вы поверите словам другого? Стремитесь адекватно воспринимать и сознавать конфликт.
4. Сделайте первый шаг к нормализации отношений. Ваша ответная агрессия — неконструктивна. Как правило, она вызывает ответную агрессию.
Миролюбие — ваш союзник. Будьте готовы преодолеть свое самолюбие, признать свои ошибки, извиниться, если вы виноваты в какой-то доле. Пока вы считаете виновным другого, он будет защищаться и видеть виновным только вас. Будьте гибкими.
Не будьте мстительны. Человек, плохой для вас, абсолютно может не являться таковым для других.
5.Прислушайтесь к мнению третьего, авторитетного лица, которое должно рассмотреть деловую, не эмоциональную сторону конфликта.