Проект-программа «Развитие элементов логического мышления у дошкольников посредством игры»




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 99 комбинированного вида»

ТЕМА

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Сахабутдиновой Оксаны Галимзяновны

(Ф.И.О.)

Воспитатель

(Должность)

«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

(Название темы)

(Начало изучения темы)

(Окончание изучения темы)

Казань,2013

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

 

Ф.И.О.педагога Сахабутдинова Оксана Галимзяновна

 

Дата рождения 16.05.1974 г.

 

Стаж работы в должности 23 года

 

Образование (название учебного заведения и год окончания) Высшее, Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт социальных и гуманитарных знаний» по направлению подготовки «Психология» Диплом бакалавра:131695 9912111, 2015г.

Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили). Прошла повышение квалификации в Приволжском межрегиональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет по программе «Реализация вариативной программы через воспитание дошкольников на культурно-исторических и этнических ценностях республики»,72 часа, КФУ УПК 025440, 2015г.

Содержание работы по самообразованию

Этапы Деятельность воспитателя
  Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. Планирование работы по самообразованию
  Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов)
  Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми)
  Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми)
  Подведение итогов самообразования

План работы на 2013-2014 учебный год

Выбор темы

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.

Логическое мышление по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Оно оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым помощником в формировании логического мышления является игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.

Актуальность данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста. В. А. Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Осознав важность выше изложенного, я определила тему своей работы «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Используя логико-математические и дидактические игры, как средство активизации в формировании логического мышления мною была поставлена

Цель: способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей.

 

Задачи:

1. Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;

2. развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать;

3. Развитие у детей логико-математических представлений (представления о математических свойствах и отношения предметов, конкретных величин, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);

4. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений и задач;

5. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащения словаря ребёнка;

6. Воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

Ожидаемый результат: в процессе дидактических игр у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.

 

 

План работы на 2014-2015 учебный год

Сроки Содержание работы Применение
Сентябрь Подбор литературы по теме: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»   1. - З.А.Михайлова. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010.; 2. -Е.А.Носова, Логика и математика для дошкольников; 3. -Журнал «Воспитатель ДОУ» практический журнал. – М.: ТЦ СФЕРА, 2009. -Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2001. -Тихомирова Л.Ф. Логика.5-7 лет.- Ярославль: Академия,2000. -Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995. -Тихомирова Л.Ф. Развивающие игры, задания, упражнения. М.2003 г. -Л.В.Воронина, Н.Д. Суворова, Знакомим дошкольников с математикой - Белошистая А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// ----Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9. -Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения.-Т.2.-М., 1979 (Память и мышление: 118-341). -Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду». Пособие для воспитателей детского сада. Изд.2-е, испр. и дополн. - М.: Просвещение, 1997. - Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Психическое развитие ребёнка до поступления в школу. – М., 2002.
Октябрь-ноябрь 1. Проработка отобранной литературы по теме. 2. Рассмотреть конспекты занятий в методическом кабинете. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольной организации, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 11.10.2013 №1155. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Развивающие игры с палочками Кюизенера. – Москва, Мозаика-Синтез, 2010. Финкельштейн Б. Б., Хвостова Э. «На золотом крыльце сидели…», «Кростики», «Волшебные дорожки». – СПб, Корвет, 2010. Обновление игровой развивающей среды в группе. -подбор материала Создание картотеки дидактических игр на развитие внимания -изготовление дидактических пособий    
Декабрь-Январь • Открытые просмотры • Методические Объединения • Взаимопосещение • Обмен опытом   1.Создание картотеки дидактических игр на развитие восприятия и памяти -изготовление дидактических пособий   2. Дидактические игры: «Назови виды спорта» «Как вызвать скорую помощь». «Кто, где работает?» «Найди ошибку» Цвет на глобусе: что он обозначает «Буква моего имени» «Что общего?» «Кто больше профессий назовет», «Расшифруй пословицу» 3.Ситуативный разговор «Что было бы, если...?» 4. Подвижные игры: • «Космонавты • «Угадай, кто позвал» • «Забавный хоккей» • «Лови -не лови» • «Мы весёлые ребята» • Золотые ворота   5. Спортивный праздник «Малая Олимпиада» 6. Музыкальная игра «Угадай мелодию», «Здравствуй, привет тебе» 7. Консультации с родителями: «Как развивать познавательные интересы у детей» «Развитие логического мышления у детей.» «Математика в повседневной жизни ребенка» «Учим математику дома. Учиться можно только весело» «Речевые игры по дороге домой для детей 5 – 6 лет»   8.Анкетирование родителей на тему «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста»  
Февраль-Март Отбор элементов по теме: «Формы и методы развития логического мышления детей подготовительной к школе группы» Использовала следующие методы и формы работы с детьми и родителями: • Занятия • Беседы • Тренинги • Создание и решение проблемных ситуаций • Ситуативные беседы • Игры - инсценировки • Досуговые игры • Подвижные игры • Наглядно-информативный метод  
Апрель-Май Проработка журналов Журнал «Педагогический опыт» 2017 г. Журнал «Педагогический практикум» №2, 2008гПроработав журналы познакомилась с формами и методами работы по развитию логического мышления детей дошкольного возраста: Образовательная деятельность Создание и решение проблемных ситуаций познавательного характера Дидактические игры Игры на развитие воображения Игры на развитие внимании Игры интеллектуального характера Примеры педагогических ситуаций Консультации для родителей и воспитателей

План работы на 2015-2016 учебный год

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы  
Работа с детьми Сентябрь - Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе»(2 часть, анализ и обсуждение сказки с детьми. - Проведение ОД, с использованием игрового занимательного материала «Головоломки из счетных палочек»(карточки-схемы) Картотека игр. Карточки-схемы для головоломок из счетных палочек  
Октябрь Проведение индивидуальной и подгрупповой деятельности с использованием блоков Дьенеша: д/и «Угощение для медвежат» (блоки + карточки символы) -д/и «Украсим елку бусами» (блоки + карточки символы) -д/и «Логический поезд» (блоки + карточки символы) Вечер игр  
Ноябрь -Использование в индивидуальной деятельности и в ОД математических загадок; -Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала игры с палочками Кюизенера: «Построение лестницы») ОД по РМП «В гостях у Красной Шапочки».  
Декабрь -Использование в подгрупповой и индивидуальной деятельности «Загадки-шутки»; -Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала Вечер развлечений игры с палочками Кюизенера «Составь узор», «Поезд»  
Январь -Игры на развитие внимание и логического мышления: «Цветы на клумбах», «Я загадала.», «Выбери нужное», «Я беру с собой в дорогу».   Математическое развлечение «Путешествие в страну чудес»  
Февраль -Игры на воссоздание силуэтов и моделирование на плоскости «Танграм», «Листик»; - Развитие умственных и речевых способностей с помощью словесных игр: «Расселили птиц», «Ассоциации», Составление картотеки игр  
Март Работа с детьми в свободной деятельности с применением игр на развитие внимания, восприятия и памяти, на развитие речи и интеллектуальное развитие Вечер игр  
Апрель Краткосрочный проект «Воздух неведимка». Викторина «Что вы знаете о вохдухе». ОД «Воздух-неведимка»  
Май - д/у с обручами (от 1 до 3, «Спасатели спешат на помощь» (блоки Дьенеша + схемы) - математическая викторина «Играем в математику»  
Сентябрь -Использование в игре и обучении «Загадки на сообразительность и развитие воображения» консультация и материал в родительский уголок:  
Работа с семьёй Октябрь Консультация для родителей «Развивающая головоломка «Танграм» Статья в родительский уголок по этой теме Создание картотеки игр для родителей  
   
Ноябрь Консультация для родителей «Развитие логического мышления в дошкольном возрасте» Привлечение родителей к изготовлению игр  
Февраль Родительское собрание «Роль лого-математических игр в развитии мыслительной деятельности детей» Изготовление коллажа родителями «Страна –познавайка!»  
Март «Математика –это интересно!» Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников.  
Апрель Работа по дополнительному оснащению развивающей среды в группе на данную тему Акция «Хочу все знать!»  
Май «Математические звездочки» Показ ОД для родителей  
Самореализация Январь Показ открытого мероприятия. Развлечение «Игры наших бабушек».  
Май Отчёт по теме самообразования. Выступление на педсовете.  

План работы на 2016-2017 учебный год

Проект-программа «Развитие элементов логического мышления у дошкольников посредством игры»

Сроки реализации проекта Сентябрь 2016 г. - май 2017 г. (долгосрочный)

Введение.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Цель проекта: Овладение детьми на элементарном уровне некоторыми приемами логического мышления.

Задачи: Обучение детей операциям анализа - синтеза, сравнения, использованию частицы отрицания «не», классификации, упорядоченности действий, ориентировке в пространстве.

* Развитие у детей:

· речи (умение рассуждать, доказывать,

· произвольности внимания,

· познавательных интересов,

· творческого воображения,

* Воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.

Предполагаемый результат:

• Улучшатся показатели уровня развития логического мышления;

• Появится интерес к играм и занятиям;

• Появится заинтересованность родителей развивать элементы логического мышления детей посредством нетрадиционных дидактических игр;

• Обогатится предметно-развивающая среда новыми дидактическими играми

• Внедрение игр в работе с детьми дошкольного возраста в разных видах педагогической деятельности.

• Обогатится речь детей;

 

Реализация проекта

I этап - организационно-подготовительный

Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения.

Исходя из всего вышеизложенного, я наметила для себя следующие этапы работы:

1. Провести анализ предыдущей деятельности, форм и методов работы с детьми старшего дошкольного возраста.

2. Ознакомиться с опытом педагогов - коллег, работающих по данной схеме.

3. Изучить научную литературу, характеризующую психические особенности развитиядетей пятого года жизни.

4. С целью изучения уровня развития логического мышления детей, их познавательной активности, выявления уровня развития операций логического мышления, таких, как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация была проведена диагностика дошкольников.

5. Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей.

6. Конкретно обозначить виды игр, посредством которых будет проводиться целенаправленная работа педагога (игры, активизирующие мышление ребенка, способствующие усвоению им отдельных логических операций).

7. Составить план - схему использования игр в совместной и самостоятельной деятельности.

II этап – основной практический

Цель второго этапа работы – развитие активности мыслительных процессов, познавательных интересов, творчества с помощью развивающих игр.

Задачи данного этапа:

1. Разработать систему по формированию операций логического мышления.

2. Преобразовать предметно – развивающую среду, создающей ребенку условия для познавательной активности, самоорганизации и контакта со сверстниками – пополнение дидактическими пособиями для данного возраста.

3. Подобрать и разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей старшего дошкольного возраста – картотека игр. 4. Разработать серию конспектов; логических задач, проблемных ситуаций, с использованием развивающих игр, построенных на технологии сотрудничества и позволяющих осуществить цель исследования;

5. Привлечь родителей по выработке единых подходов к проблеме развития познавательных способностей детей – показ открытых занятий, мастер – классов, встречи с родителями.

III этап- Заключительный

Цель: осуществление педагогического мониторинга и определение дальнейших форм реализации проекта.

Анализ знаний, умений и навыков детей по теме проекта.

Определение дальнейшей деятельности по развитию элементов логического мышления. Корректировка перспективного плана, форм работы по данной проблеме.

 

 

Перспективно-календарный план работы на 2017-2018 год

Дата Содержание деятельности Материал
Сентябрь 1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» 2. Игра «Антонимы» 3. Загадка 4. Задание на сравнение 5 Логические задачи Развивалки», стр. 174 Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 7, № 3; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр. 5. Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.5
Октябрь 1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» 2.Игра «Антонимы» 3.Загадка 4Задание на сравнение 5Логические задачи «Развивалки», стр. 174 Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 7, № 3; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр. 5. Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.5
Ноябрь 1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту». 2. Загадка 3. Задание на сравнение 4. Логические задачи «Развивалки», стр. 182 Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 10, № 6; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.8. Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.8
Декабрь 1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Задания по Блокам Дьенеша 3. Логические задачи 4. Задание на сравнение «Развивалки», стр. 223 Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 11, № 8; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.10. Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 11
январь 1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Задания по Блокам Дьенеша 3. Логические задачи 4. Задание на сравнение «Развивалки», стр. 223 Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 11, № 8; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.10. Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ.», стр. 11
Февраль 1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Задания по Блокам Дьенеша и палочкам Кьюизенера 3. Логические задачи 4. Задание на сравнение «Развивалки», стр. 223, Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 22, № 21; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.11, 12. Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ. Старший возраст», стр. 14
Март 1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Загадка 3. Задание на классификацию 4. Логические задачи «Развивалки», стр. 227 «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.18,19. Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.36,37
Апрель 1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2.Работаем с блоками Дьенеша 3.Задание на умозаключения 4.Задания на внимание «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.42,43. «Вся дошкольная программа. Внимание», стр.19,20. Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 25
Май 1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Задание на умозаключения 3. Задания на внимание «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.46,47,48. «Вся дошкольная программа. Внимание», стр.23,24,25.

 

 

Перспективы на следующий год:

1. Продолжить работу по теме: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» (согласно возрастной группе);

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы

4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных интеллектуальных праздников.

5. Создать картотеку дидактических игр для родителей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: