Список прочитанных за 28 дней произведений




ЗАМЫСЕЛ.

 

19 июня 2017 года в спортивно-оздоровительном лагере «Бригантина» на берегу живописнейшего озера Увильды (Южный Урал) стартовала необычная смена под названием «Увильдинский буквоед». Летом 2018 года прошла ещё одна такая смена по программе «Путь к успеху». Обе смены рассчитаны на детей младшего школьного возраста и имеют серьёзное образовательное наполнение.

 

Пономарёва Л. Г. (директор ГАУ по организации отдыха и оздоровления «Метеор» (г. Челябинск): «Мы давно уже сотрудничаем с НИИ Школьных технологий, ИД «Народное образование», с А. М. Кушниром… Для нас это возможность сверять нашу работу с актуальными тенденциями педагогической науки, черпать новые идеи, получать методическую помощь… Работа с младшими школьниками – это новое для нас направление деятельности, но, по моему мнению, весьма перспективное. Новизна организационных и педагогических решений в «малышковых» сменах заключалась в принципе отбора детей-участников, а также в особенностях «образовательного компонента», методического и кадрового обеспечения».

 

Известно, что дети, «испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации»[2], создают массу проблем сверстникам, педагогам, родителям, и зачастую пополняют группы риска и т.д. Многие из них, с самого начала систематического обучения попадая в разряд неуспевающих, на протяжении долгих школьных лет несут на себе ярлык ущербности. То, что дети не усваивают учебный материал в полном объёме само по себе не так страшно, однако, клеймо неуспеха может навсегда испортить жизнь человеку, вывести его из рядов полноценных, состоявшихся членов общества. Именно такие дети были приглашены для участия в проекте.

Определение «неуспевающий ученик» известно чуть ли не с дореволюционных времён. Сейчас, благодаря общей «психологизации» школьных реалий стало общепринято, что трудности в усвоении учебных программ – только часть общей проблемы неуспешности ребёнка.

Неуспешный ребёнок – понятие более широкое, чем неуспевающий ученик. Не-успешность отражает не-достижение целей обучения и воспитания, развития, в том числе и психосоциального, нарушение адаптации, общения и взаимодействия с окружающими, выстраивания временной перспективы и т.д.

Сейчас, кроме традиционных школьных форм работы с отстающими (дополнительные занятия, задания), организована сеть специальных учреждений, оказывающих психолого-педагогическую помощь таким детям – Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в образовательных организациях работают специалисты – психологи, педагоги-психологи, социальные работники, логопеды и т.д. Это так же свидетельствует об остроте проблемы, как и чрезвычайно разросшийся рынок репетиторских услуг, реагирующий на попытки решить проблему учебной успешности со стороны родителей. Следует вспомнить и о широко и ярко представленных в Интернете различного рода «ментальных математиках», «гиперчтениях»…, обещающих решение всех учебных проблем ребёнка за сравнительно небольшую сумму.

Программа «Путь к успеху» предлагает вариант решения проблем неспешности ребёнка в школе на основании базового принципа педагогики – принципа природосообразности.

Учитывая, что программа направлена на детей, оказавшихся в своей школьной жизни в ситуации хронического неуспеха, всю совокупность задач, поставленных программой, можно охарактеризовать как задачу учебной реабилитации ребёнка, возвращения ему статуса дееспособного (успешного) участника образовательного процесса, такого положения, которое каждый первоклассник по умолчанию занимает в начале своей школьной жизни.

 

Кушнир А. М.: «Реабилитационные практики должны быть в каждой школе, куда не навсегда помещают ребёнка, типа коррекционного класса или постановки разнообразных диагнозов и учётов ПМПК [3] . А это должна быть система методик, которая на время погружая ребёнка в определённую деятельность, ненавязчиво, без заметного «осадка» в душе или «штампа» в социальном статусе, позволяет решить ту или иную конкретную проблему, в чтении, счёте, письме, а может и в рисовании и т.д. Вот здесь мы отрабатываем такой формат, чтобы он стал штатным и мог работать в любом образовательной организации».

 

ОРГАНИЗАЦИЯ СМЕНЫ.

 

В начальный период школьного обучения ребёнок начинает сознательно соотносить неудачи и причины их появления, происходит интенсивное становление типа мотивации, стиля восприятия успехов и неудач. Важно выявить неблагоприятные варианты этого процесса c точки зрения формирования личности и вовремя оказать помощь, провести необходимую коррекцию развития.

 

Кушнир А. М. (автор, научный руководитель проекта): «Наша задача - в течение короткого времени помочь детям выбраться из категории неуспевающих учеников. Мы создаём среду, запускаем практики, которые формируют привычку к успеху, помогают поверить в собственные силы, показывают, что твои собственные усилия обязательно приведут к хорошему результату».

 

В условиях временных и ресурсных ограничений лагерной смены программа «Путь к успеху» строится в логике «ключевых задач».

Из всего спектра возможных педагогических задач выделена одна, решение которой максимально содействует учебному успеху ребёнка, полностью снимает пусть одну, но кардинальную (системообразующую) проблему. В нашем случае такой проблемой признана проблема чтения, вернее, проблема несформированности у «слабых учеников» полноценного навыка чтения, отсутствие желания читать и, в более широком горизонте, проблема низкого уровня развития «языковой личности» (читательской компетенции?).

Ключевым решением здесь стала организация массированной (масштабной) читательской практики в соответствии с приодосообразной моделью обучения, доказавшей свою эффективность в обычной классно-урочной системе.

 

Ещё одно ключевое решение, основанное на природосообразном подходе, предполагает такую организацию жизнедеятельности, при которой ребёнок всё время пребывания в лагере включён в продуктивную деятельность гарантирующих:

а) ситуацию успеха, обусловленную тем, что каждый имеет возможность выбирать свойственный ему вид, темп и объём работы (при постепенном усложнении деятельности), усваивая привычку самоконтроля, самоуправления и самосовершенствования;

б) возможность наблюдать свой личный рост в каждый момент времени тем самым формируя мотивацию к достижению успеха.

 

ШКОЛА ЧТЕНИЯ.

 

В рамках реабилитационной смены была реализована дополнительная образовательная программа «Школа эффективного чтения», обеспеченная соответствующим учебно-методическим комплектом. Программа предполагает не только тренинг технических аспектов навыка, но и активно включает в работу эмоционально-ценностный потенциал книжной культуры.

Основной методический приём программы – «чтение со звуковым ориентиром» – позволяет смоделировать психоинтеллектуальный процесс, сопоставимый с полноценным чтением взрослого человека, усваивающим текст во всей полноте информационных, эмоциональных и лингвистических аспектов. Слежение по тексту за чтением диктора быстро автоматизируется и, не смотря на насыщенный интеллектуально-эмоциональный режим, не приводит к перегрузке, т.е. обладает здоровьесберегающим эффектом. «Звуковой ориентир» делает чтение увлекательным, интересным для детей занятием.

Уже со второй недели занятий стали всё чаще раздаваться реплики:

«Ой! А давайте ещё почитаем! Хотя бы главу закончим»;

«А что там дальше будет? Скажите, пожалуйста! а то продолжение только завтра»;

«А про Карлсона давайте ещё почитаем, Вы говорили, там ещё две повести есть…»;

«А, скажите по секрету, в конце концов у Сибирочки всё будет хорошо? Я никому не скажу…»

и т.д.

Хотя, конечно, были и такие детки, которые предпочли бы футбол или танцы, но это же нормально, а вот, когда дети летом просятся читать, когда в течение месяца – 4 академических часа чтения в день – обычная ситуация…

Следующий момент – объём прочитанных текстов.

 

Список прочитанных за 28 дней произведений

Автор/Произведение
1. А. С. Пушкин. Сказки
2. П. П. Ершов. Конёк Горбунок
3. С. Лагерлёф. Путешествие Нильса с дикими гусями
4. Русские народные сказки (Елена Премудрая, Баба Яга, Гуси-лебеди, Сказка о молодильных яблоках и живой воде, Иван-царевич и серый волк)
5. А. Линдгрен. Мио, мой Мио
6. Братья Гримм. Сказки (Бременские уличные музыканты, Храбрый портняжка, Заяц и ёж, Кошка и мышка вдвоём, Могильных холм, Сказка о том кто ходил страху учиться, Стоптанные туфельки)
7. В. Постников. Карандаш и Самоделкин на Марсе
8. Э. Н. Успенский. Гарантийные человечки
9. Л. Гераскина. В Стране невыученных уроков
10. А. Линдгрен. Малыш и Карлсон, который живёт на крыше
11. В. В. Медведевю. Баранкин, будь человеком!
12. Былины. Пересказ И. Карнауховой (Зачин, Вольга Всеславьевич, Микула Селянинович, Святогор – богатырь, Алёша Попович и Тугарин Змеевич, Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча, Добрыня Никитич в отъезде, Как Илья из Мурома богатырём стал)
13. Г. Остер Легенды и мифы Лаврового переулка
14. Э. Д‘Эрвильи. Приключения доисторического мальчика
15. Н. Носов. Весёлая семейка
16. В. Драгунский. Денискины рассказы (Слава Ивана Козловского, Где это видано, где это слыхано, Смерть шпиона Гадюкина, Рыцари, Главные реки, Одна капля убивает лошадь, Тиха украинская ночь, Шляпа гроссмейстера, Заколдованная буква, Надо иметь чувство юмора, Девочка на шаре)
17. И. Токмакова Ростик и Кеша
18. Маруся ещё вернётся
19. Аля, Кляксич и буква «А»
20. Может Ноль не виноват
21. Н. Носов. Рассказы (Телефон, Мишкина каша, Находчивость, Фантазёры, Живая шляпа, Тук-тук-тук, Бобик в гостях у Барбоса, Саша, Карасик, Три охотника)
22. Л. Чарская. Сибирочка
23. Э. Сетон-Томпсон Домино
24. Аналостанка
25. Джек Боевой Конёк
26. Дж. Родари Джельсомино в стране лжецов
27. К. Булычёв.   Остров ржавого лейтенанта, Рассказы (Второгодники, Новости будущего века)
28. День рождения Алисы
29. Миллион приключений
30. Л. Кэролл. Алиса в стране чудес
31. С. Прокофьева. Сказка о ветре в безветренный день
32. Л. Кассиль, Рассказы о войне
33. С. Алексеев
34. Ю. Коваль. Приключения Васи Куролесова
       

Артём С.: «Да вы что! Я бы дома никогда бы столько не прочитал. Меня мама, когда дома заставляет, 1-2 страницы. И всё! Только у неё неинтересные книги, я не понимаю…»

 

ИТОГО, прочитано текстов объёмом, если мерять в количестве слов – 554 085, (для сравнения, «Война и мир» Л. Толстого – около 478 458 слов), или, если в страницах формата А4 3000 страниц.

А если мерять в объёме информационных, лексических, коммуникативных единиц, впечатлений, переживаний, языковых конструкций, да и попросту шуток, жизненных и сказочных ситуаций, впитанных юными умами и душами! Можно ли это измерить?

В ходе занятий, систематически проводился мониторинг качества восприятия и понимания содержания текста с помощью экспресс-опроса, который соединяет в себе тест, игру, викторину, загадку и… ещё одно погружение в текст. Эта процедура неизменно вызывает интерес, граничащий с азартом. Но важно, что при этом ребёнку становится очевидной динамика его достижений, что стимулирует процессы самонаблюдения, создаёт дополнительный мотив для внимательного чтения.

Максим К.: «Иес! Иес! Иес! Алексей Викторович! У меня вчера 18 было, позавчера 15, а сегодня 20! Иес! Иес! Иес!»

 

КРОМЕ ЧТЕНИЯ.

 

Шуриков А. В. (руководитель программы) Все занятия, кроме чтения мы условно называем дополнительными, хотя их вклад в решение основной задачи учебной реабилитации, пожалуй, не меньше, чем собственно «учебных» практик. Занятия организованы так, что дети чувствуют себя «как дома» или «в домике». Каждый может найти тот уровень, нишу, где ему комфортно и при этом идёт работа, идёт рост над самим собой… Вчера я прислушивался к песни, завтра подпеваю, послезавтра пою… Это про самую любимую практику – песенную. И со всеми другими – дополнительными – происходит тоже самое. Я, честно говоря, и не ожидал, что это так сработает!»

На занятиях в художественной студии дети получили опыт работы неучебной работы с природными материалами (береста, дерево, листья, сухоцвет и т.д.). Важно, что результатом делать не только учебные работы, а реальные вещи: сувениры, подарки и т.п. Такой опыт становится основой для дальнейшей самостоятельной продуктивной деятельности ребёнка.

На спортивных занятиях, в рамках программы личностного роста задействованы психологические закономерности формирования мотивации достижения успеха. Детям предлагаются простые спортивные упражнения (отжимания, приседания), танцевальные движения, выполняя которые каждый может наблюдать рост своей успешности. В течение смены велись протоколы достижений. Большинство ребят значительно улучшили свои результаты.

 

Средние показатели улучшения для отжиманий:

Начало смены 16 – раз;

Окончание смены – 60 раз.

 

Литовская А. В. (спортинструктор). Прямой, спортивный результат не являлся для нас главной целью. Когда занимаешься с ребятами в секции, то такой психологический момент – рост по сравнению со вчерашним твоим результатом – используется, но с обычными, как бы неспортивными детьми… Я и не знала, что это даёт такой результат. Самое главное, что дети получили опыт успешности, поняли, что такое ставить цель, прилагать усилия и получать результат.

Песенная практика. В основу песенной практики положен приём подпевания, когда ребёнок слышит голос исполнителя[4] (мастера) и стремится вольно или невольно подражать эталонному исполнению. Следует отметить, что, если на первом этапе использовались в основном детские песни из мультфильмов, фильмов, то со временем дети проявляли интерес к более серьёзным песням, в частности, военным, патриотическим и т.п. Таким образом, песенная практика, кроме тренинга быстрого считывания текста с листа (с экрана) обладает серьёзным воспитательным эффектом, ведь смысл и эмоциональный тонус полюбившихся с детства песен навсегда остаётся в духовной сокровищнице человека.

 

Танцами занимались все, осваивая современные танцевальные движения от простого к сложному. Кроме обычного – спортивного – эффекта, такие занятия помогли многим воспитанникам преодолеть телесную скованность, зажатость, почувствовать, может быть впервые, музыкальный ритм, ощутить своё тело, постараться координировать свои движения в ансамбле. Итогом стал танец, представленный родителям в день закрытия смены.

 

Кушнир Е. А. (ведущая танцевальной практики, член педагогического отряда[5]) Сначала, конечно, кто во что горазд. И хулиганить умудрялись… а потом вошли во вкус, стало нравиться. Но правда некоторые на театр убегали. Но я думаю так и должно быть. Каждый выбирает для себя.

 

В подобной логике шла работа, опирающаяся на традиции театральной педагогики. С одной стороны, тренинговые занятия служили развитию сенсорных способностей ребёнка, снятию «зажимов», развитию умения владеть своим телом, с другой, был подготовлен спектакль, представленный родителям на закрытии смены.

 

Мавренкова И. А. (театральный педагог) Для меня стало открытием та свобода и органичность, нехарактерная даже для студий, с которыми дети справлялись с достаточно серьёзными задачами. Может действительно летняя атмосфера лагеря помогает снять некоторые «школьные» строгости и позволяет ребятам открыться. Но, больше всего меня поразило, то, что одна девочки к концу смены перестала заикаться. Мы созванивались уже в течении учебного года, мама сказала, что действительно, М. стала гораздо уверенней, смелее… Никогда не думала, что театр так может помочь человеку…

 

И В ИТОГЕ.

 

Чтение со звуковым ориентиром в рамках природосообразной модели обучения чтению даёт рост качества чтения про себя и вслух, а также повышает уровень понимания текста. Ниже даны сравнительные таблицы по результатам входного и итогового контроля.

 

Сравнительная таблица входного и итогового чтения вслух

  входной итоговый изменение
    - 4
    + 6
    + 2
    + 1
    + 22
    + 2
    + 6
    + 8
    + 6
    + 14
    + 2
    - 2
    + 22
    + 15
    +19
    +16
    +17
    +5
    + 38
    + 7
Среднее 44,5 54,5 + 10

Сравнительная таблица входного и итогового чтения про себя

  входной итоговый изменение
    + 26
    + 9
    + 43
    + 20
    + 20
    + 25
    + 20
    + 21
    + 39
    + 5
    + 20
    + 32
    + 31
    + 34
    + 51
    + 30
    + 23
    + 79
    + 44
    + 26
Среднее 47,6 75,6 + 28

 

 

Срезы по качеству экспресс-опросов проводились каждые 3-4 дня, при этом выявилась следующая динамика (имена и фамилии детей заменены порядковыми номерами):

Динамики результативности экспресс-опросов *

№№ 1 срез 2 срез 3 срез 4 срез 5 срез 6 срез 7 срез 8 срез
1.                
2.                
3.       -        
4.                
5.                
6.     -          
7.                
8.                
9.                
10.         -      
11.     - - - - - -
12.                
13.         -      
14.                
15.     -          
16. - - -          
17. - - -          
18. - - -          
19. - - - -        
20. - - - - - -    

* максимальный результат - 20.

 

АНКЕТА УЧИТЕЛЯ

Во второй четверти нового учебного года учителям, чьи ученики участвовали в учебно-реабилитационных сменах было предложено заполнить анкеты. Предлагаем вашему вниманию одну из них.

 

 

Уважаемая Ольга Николаевна!

Летом некоторые Ваши ученик принимали участие в программе «Увильдинский буквоед». В целях отслеживания результатов реализации программы прошу Вас ответить на следующие вопросы по каждому ребёнку:

Тимофей М (4 класс)

  После каникул: Да/нет
1. Улучшились показатели чтения вслух* да
2. Стал лучше понимать учебные тексты, текстовые задачи да
3. Стал чётче, яснее излагать свои мысли да
4. Стал читать книги самостоятельно да
5. Появилась уверенность в своих силах да
6. Проявляет больше стремления к успешной деятельности да
7. Стал активнее на уроках да

*Конкретные цифры на конец и на начало учебного года:

Дата Май 2017 Сентябрь 2017 Изменение
Темп чтения вслух 66 сл/мин 73 сл/мин + 8

Азамат К (3 класс)

  После каникул: Да/нет
1. Улучшились показатели чтения вслух* да
2. Стал лучше понимать учебные тексты, текстовые задачи нет
3. Стал чётче, яснее излагать свои мысли нет
4. Стал читать книги самостоятельно да
5. Появилась уверенность в своих силах да
6. Проявляет больше стремления к успешной деятельности да
7. Стал активнее на уроках да

*Конкретные цифры на конец и на начало учебного года:

Дата Май 2017 Сентябрь 2017 Изменение
Темп чтения вслух 29 сл/мин 38 сл/мин + 9

Сергей С. (4 класс)

  После каникул: Да/нет
1. Улучшились показатели чтения вслух* да
2. Стал лучше понимать учебные тексты, текстовые задачи да
3. Стал чётче, яснее излагать свои мысли да
4. Стал читать книги самостоятельно нет
5. Появилась уверенность в своих силах да
6. Проявляет больше стремления к успешной деятельности да
7. Стал активнее на уроках да

*Конкретные цифры на конец и на начало учебного года:

Дата Май 2017 Сентябрь 2017 Изменение
Темп чтения вслух 85 сл/мин 100 сл/мин + 25

Дарья С. (4 класс)

  После каникул: Да/нет
1. Улучшились показатели чтения вслух* да
2. Стала лучше понимать учебные тексты, текстовые задачи да
3. Стала чётче, яснее излагать свои мысли нет
4. Стала читать книги самостоятельно да
5. Появилась уверенность в своих силах да
6. Проявляет больше стремления к успешной деятельности да
7. Стала активнее на уроках да

*Конкретные цифры на конец и на начало учебного года:

Дата Май 2017 Сентябрь 2017 Изменение
Темп чтения вслух 52 сл/мин 75 сл/мин + 20

Ваши наблюдения в свободной форме:

У данных детей улучшилась техника чтения. Они стали более активными на уроке, уверенными (особенно Дарья С), лучше понимают смысл прочитанного.

 

ПЕРСПЕКТИВА.

 

Последние несколько лет в оборот работников образования вошёл термин «школы с низкими результатами обучения», создаются адресные программы помощи таким школам.

Кушнир А. М. (научный руководитель проекта) Мы уверены, что отработанный на Урале формат может и должен помочь детям по всей стране справиться с проблемами в учёбе. Это может быть сделано в сфере дополнительного образования, во «внеурочке», которую сейчас не знают, чем заполнить, в реабилитационных центрах при школах и т.д. Организационную форму проще придумать, чем саму педагогическую практику. Вот, мы её придумали, отработали, готовы предложить на благо российского образования!

 

ПРОЕКТНЫЕ МОЩНОСТИ.

Прогнозируемые результаты реализации программы "Школа эффективного чтения":

• Позитивное эмоционально-ценностного отношение (любовь) к чтению, родному языку, книге;

• Достижение темпа чтения «про себя» (150-500 слов в минуту) при высоком уровне понимания;

• Формирование эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений

• Усиление мотивации к достижению цели (успеха);

• Восстановление успешности в учёбе, утраченной по причине низкого качества базовых языковых навыков.

 

Реализация проекта позволит создать принципиально новые организационную форму и образовательную модель, предназначенные для преодоления проблем низкого качества чтения и связанных с ним видов образовательной деятельности.

Устойчивость результативности обеспечена:

•эффективностью применяемой технологии (природосообразная модель обучения обоснована и проверена на выборке, превышающей десятки тысяч учащихся в различных регионах и условиях);

•востребованностью реабилитационных и коррекционных техник в связи с ростом количества детей, имеющих особенности в развитии и сложности в обучении;

•наличием адекватного научно-методического и информационного сопровождения; •разработанным в рамках проекта учебно-методическим комплектом;

•простотой технологических решений, доступностью для освоения педагогами любого уровня квалификации.

 

Программа и УМК «Школа эффективного чтения» может быть использован в любой организации осуществляющей образовательную деятельность: в школах (внеурочная деятельность), в учреждениях дополнительного образования (курсы усовершенствования навыка чтения), в детских домах, в центрах развития, психологической адаптации детей, клубах и т.п.

Разработанный УМК, а также применяемые методические решения могут стать альтернативой методически и организационно неконтролируемому рынку репетиторских услуг в части обучения чтению, русскому языку и литературе.

 

Источником обеспечения развития проекта может быть деятельность по оказанию населению образовательных услуг на основе разработанных программ, в частности, на принципах софинансирования от: А) родителей. заинтересованных в повышении качества обучения ребёнка, Б) муниципальных и региональных органов управления образованием, заинтересованных в улучшении показателей; Б) представителей гражданского и бизнес сообществ, заинтересованных а повышении качества человеческого капитала на территории.

 


[1] В «Основах государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей» (Распоряжение Правительства РФ от 22 мая 2017 г. № 978-р) говорится о «возросших требованиях со стороны родителей (законных представителей) детей, направляемых на отдых и оздоровление в указанные организации, в том числе к образовательному компоненту сферы отдыха и оздоровления детей». «…Главным результатом реализации основ должны стать обеспечение прав детей на отдых и оздоровление, повышение их личностных компетенций и, как следствие, увеличение степени их вовлеченности в социально значимую жизнь страны».

 

[2] Статья 42. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ

 

[3] https://ivan4.ru/news/yuvenalnaya_yustitsiya/kto_delaet_iz_detey_nedoumkov/

 

[4] В отличии от караоке, в котором аудио-сопровождение представлено только музыкальной фонограммой и, как правило, примитивной.

[5] В работе были задействованы несколько ребят 13-15 лет, которые помогали педагогам. Их мы назвали педагогический отряд. По нашим наблюдениям взаимодействие младших детей со старшими даёт определённый положительный эффект.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: