Б) Задания на проверку и коррекцию исходного уровня знаний




Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздрава России)

Кафедра терапевтической стоматологии

\

Занятие 2.2.2

Понятие кариесрезистентности. Теории возникновения кариеса зубов.

Курс «Кариесология и заболевания твёрдых тканей зубов»

Методические указания к занятию для студентов

 

Тюмень, 2013

Составитель: ассистент кафедры терапевтической стоматологии Орлова Е.С.

Методическая рекомендация к занятию для студентов составлена на кафедре терапевтической стоматологии (заведующая кафедрой - к.м.н., доцент Нагаева М.О.) на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060201 «Стоматология» (2012г.), учебного плана (2012г.), рабочей программы по курсу «Кариесологии и заболеваниям твердых тканей зубов».

 

 

Утверждено на заседании кафедры терапевтической стоматологии и стоматологии детского возраста

«___» ______ 2013г.

 

 

Модульная единица 2.2

«Кариес зубов. Этиология, патогенез, клиника, дифференциальная диагностика»

 

Занятие 2.2.2

1. Тема занятия:

 

Понятие кариесрезистентности. Теории возникновения кариеса зубов..

Значение изучения темы

кариесология – важнейший раздел стоматологии. Понятие о кариесе, местные и общие причины его возникновения, классификации кариеса, морфологические изменения тканей зуба на различных стадиях кариозного процесса являются одними из основополагающих аспектов в практике врача-стоматолога.

 

3. Цель занятия:

На основе знаний гистологического строения зуба и полученных в ходе изучения темы данных о кариесрезистентности и основных гипотез его происхождения

Для этого необходимо:


1.Изучить особенности гистологического строения тканей интактного зуба и при наличии кариеса.

.Изучить расположение иммунных и кариесовосприимчивых участков зубов.

. Изучить топографическую классификацию кариозного процесса по Блэку.

 

 

План изучения темы

 

Наименование учебных элементов Время (минут) Дидактические процессы обеспечения (учебные операции)
  Организационная часть   Объявление темы занятия, актуальность
  Проверка усвоения учебного материала   Тест-контроль исходного уровня знаний
  Эпидемиологические аспекты кариеса зубов. Классификации     Опрос студентов по вопросам: Гистологическое строение тканей зубов Общие сведения о кариесе зубов Эпидемиология кариеса. Классификации кариеса Теории возникновения кариеса. Кариесрезистентность  
  Перерыв    
  Выполнение практической работы (моделирование на пластилине кариозных полостей по Блэку)     Выполнение практической работы
  Разбор предложенных ситуационных задач   Проверка практической работы (преподаватель со студентами разбирает основные этапы парктической работы, корректирует работу студентов)
  Анализ и подведение итогов занятия. Домашнее задание.    
       

А) Вопросы базовых дисциплин, необходимые для проработки темы:

1. Анатомия и гистология твердых тканей зуба.

2. Классификация кариозных полостей.

3. Патологическая анатомия твердых тканей зуба.

4. Стоматологические инструменты.

5. Анатомо-функциональное строение пульпы.

6. Понятие об анатомо-функциональном восстановлении зуба.

Б) Задания на проверку и коррекцию исходного уровня знаний

1.Потеря кальция в очаге кариозного пятна достигает:

1) 10-20%

2)20-30%

3)30-40%

4)40-50%

5)50-60%

2.Длительное воздействие кариесогенной флоры, легкоусваиваемых углево­дов и низкой резистентности твердых тканей зубов приводит к развитию:

1) некариозных поражений

2)кариеса

3)заболеваний пародонта

4)заболеваний слизистой рта

5)травмы зубов

3. Поддержание гомеостаза эмали происходит за счет:

1) кровеносных сосудов

2)нервов

3)гетероионного обмена с ротовой жидкостью

4)лимфатических сосудов

5)микроорганизмов

4. Зона распада и деминерализации при кариесе дентина (среднем кариесе) характеризуется (I зона):

1)остатками разрушенных эмали и дентина с большим количеством микроор­ганизмов

2)расширением и деформацией дентинных канальцев, слоем уплотненного дентина, переходящего в неизмененный дентин

3)слоем заместительного дентина в полости зуба, дезориентацией и уменьше­нием количества одонтобластов

4) изменениями в пульпе зуба, сходными с острым пульпитом

5)уменьшением определенных зон эмали
5.II зона изменений твердых тканей зуба при среднем кариесе характеризу­ется:

1)остатками разрушенных эмали и дентина с большим количеством микроор­ганизмов

2)расширением и деформацией дентинных канальцев, слоем уплотненного дентина, переходящего в неизмененный дентин

3)слоем заместительного дентина в полосги зуба, дезориентацией и уменьше­нием количества одонтобластов

4)изменениями в пульпе зуба, сходными с острым пульпитом

5)уменьшением определенных зон эмали

6.Кариесрезистентность - это устойчивость к действию:

1) кислот

2)щелочей

3)кариесогенных факторов

4)абразивного фактора

5)температурных факторов

7. Местные факторы, оказывающие влияние на возникновение кариеса:

1) климатические условия

2)изменение количества и качества ротовой жидкости

3)диета и питьевая вода

4)углеводистые пищевые остатки в полости рта

5)наследственные и соматические заболевания

8. Местные факторы, оказывающие влияние на возникновение кариеса:

1) соматические заболевания

2)диета и питьевая вода

3) изменение количества и качества ротовой жидкости

4)полноценная структура и химический состав твердых тканей зуба

5) наследственные заболевания

9. Изменение химического состава эмали при кариесе в стадии пятна сопро­вождается:

1) снижением микротвердости наружного слоя эмали больше, чем подповерх­ностного

2)снижением микротвердости наружного слоя эмали меньше, чем подповерх­ностного

3)одинаковым снижением микротвердости наружного и подповерхностного слоев

4)повышением микротвердости наружного слоя больше, чем подповерхност­ного

10. При кариесе дентина (средние кариозные полости) в световом микроскопе различают:

1)зону распада и деминерализации

2)темную зону

3)тело поражения

4)зону подповерхностной деминерализации

5)зону поверхностной деминерализации

 

 

в) Структура содержания темы (логико-дидактическая структура темы).

Основные понятия и положения темы

 

Кариесрезистентность – устойчивость твёрдых тканей зубов к действию кариесогенных факторов.

 

Кариесрезистентность включает определённые свойства эмали:

 

1. Кислотоустойчивость (важнейшее свойство).

 

2. Микротвёрдость.

 

3. Проницаемость.

 

Эмаль – самая высоко минерализованная ткань организма человека с замедленным обменом веществ из-за больших нагрузок.

 

Развитие кариеса определяется:

 

1. Агрессивностью самих факторов.

 

2. Состоянием самой эмали (часть авторов считает, что именно это важнее).

 

Так как в патогенезе кариеса зубов ведущая роль отводится декальцинирующему воздействию органических кислот микробного происхождения, полагается, что степень устойчивости эмали к кислотной деминерализации отражает уровень резистентности зубов к кариесу.

 

Таким образом, резистентность к растворению является важнейшим свойством эмали, позволяющим ей сохранить структурную и функциональную целостность в условиях наличия в полости рта и зубной бляшке кислотообразующих микроорганизмов. Проблема растворимости эмали занимает важнейшее место в изучении её уникальных для биологических тканей свойств.

 

Рядом исследований было доказано, что растворимость эмали на разных поверхностях зуба различна. Наиболее растворимы придесневые зоны всех зубов, что связывают с их пониженной минерализацией. По мнению В.К.Леонтьева (1977), в основе неоднородности эмали могут быть как различия в уровне минерализации различных участков эмали, так и дефекты построения кристаллической решетки, индивидуальные особенности взаимоотношений белковой матрицы и минеральной фазы, а также ряд других причин.

 

Кислотоустойчивость эмали, как указывает проф. Окушко В. Р. (1984), должна быть связана с центробежной проницаемостью, благодаря которой на поверхности эмали может выделяться зубной ликвор. В экспериментах было доказано, что, регулируя скорость движения зубного ликвора, можно изменить кислотоустойчивость эмали, а следовательно, чувствительность зубов к кариесу. Парэнтеральное введение мочевины, которая стимулирует центробежный ток ликвора, приводит к ограничению патогенного эффекта сахарной диеты. Таким образом, исследования, проведенные в лаборатории кафедры терапевтической стоматологии ДонМИ, подтвердили предположение о существовании компонента кислотоустойчивости эмали, определяемого центробежным током зубного ликвора. Работами Педорца А. П. (1980) доказана зависимость кислотоустойчивости эмали от состава и скорости движения зубной жидкости. Был разработан оригинальный метод оценки кислотоустойчивости эмали, основывающийся на регистрации убыли твердых тканей зуба после дозированной кислотной протравки. Им была доказана возможность НЕМЕДЛЕННОГО изменения кислотоустойчивости эмаи при различных воздействиях на пульпу зуба. Так, депульпирование зуба приводило к немедленному существенному снижению кислотоустойчивости эмали по сравнению с симметричным интактным зубом.

 

Кислотоустойчивость эмали в участках, подверженных функциональной нагрузке, была изучена методом дозированной протравки шлифов с последующим изучением рельефа, образовавшегося дефекта (А. В. Мелёхин, 1978), Анализ профилограмм выявил снижение растворимости в секторах, подвергавшихся нагрузке, по всему радиусу твёрдых тканей от наружной поверхности эмали и до пульпы.

 

Так как в литературе отсутствовали описания кислотоустойчивости эмали, определяемой физиологическим функциональным состоянием пульпы, проф. Окушко В. Р. (1984) предложил термины, обозначающие различные ее компоненты. Структурная кислотоустойчивость определяется состоянием неорганических и органических структур эмали, функциональная — состоянием зубного ликвора, которое контролируется пульпой зуба. Функциональная кислотоустойчивость представляет собой приращение к кислотоустойчивости структурной.

 

Таким образом, кислотоустойчивость эмали определяется её структурными и функциональными свойствами. Функциональная резистентность реализуется собственным регуляторным аппаратом зуба. С возрастом снижается роль её функционального компонента и повышается роль структурного. В детском и молодом возрасте изменения в сторону повышения и понижения кислотоустойчивости происходят, в основном, за счёт активации функционального компонента, который определяется мобильным зубным ликвором.

 

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о решающей роли пульпы в поддержании стабильности целого ряда важных физических, химических и функциональных свойств эмали. Поскольку единственным динамичным связующим звеном между пульпой и эмалью является центробеж-но перемещающийся ликвор, то следует считать, что именно он является фактором, непосредственно определяющим динамическое равновесие эмали: полноценную рекристаллизацию и ориентацию её структурных компонентов, регуляцию проницаемости, электропроводности и кислотоустойчивости эмали, играющих важнейшую роль в определении устойчивости зубов к кариесу.

 

 

Практическая работа.

Ситуационные задачи

Задача №1

Больная Д., 20 лет, обратилась в клинику с целью осмотра.

При осмотре полости рта были обнаружены пломбы на жевательной поверхности зубов 17, 16, 24, 28, 37, 47. На щечной поверхности зубов 16, 17, 26 и язычной поверхности зубов 46 и 36 зубной налет покрывает 2/3 поверхности. На вестибулярной поверхности зубов 11, 12, 22, 21 зубной налет покрывается ½ поверхности.

1. Заполните зубную формулу

2. Определите индекс КПУ

3. Определите индекс Грина и Вермиллиона.

4. Составьте план лечения и обоснуйте выбор пломбировочного материала при лечения стоматологической патологии.

 

Задача №2

Больная Д., 20 лет, обратилась в клинику с целью осмотра.

При осмотре полости рта были обнаружены пломбы с нарушением краевого прилегания и герметизма на зубах 12, 11, 21, 22, 35. На щечной поверхности зубов 16, 17, 26 и язычной поверхности зубов 46 и 36 зубной камень покрывает 1/3 поверхности. На вестибулярной поверхности зубов 11, 12, 22, 21 зубной налет и зубной камень отсутствует.

1. Заполните зубную формулу

2. Определите индекс КПУ

3. Определите индекс Грина и Вермиллиона.

4. Составьте план лечения и обоснуйте выбор пломбировочного материала

 

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1.Терапевтическая стоматология:Учебник/Е.В. Боровский-Медицинское Информационное Агенство, 2003

Дополнительная литература

1. Л.А. Дмитриева. Терапевтическая стоматология, Москва, 2003.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: