Перспективное рисование
Перспектива – это принцип нанесения действительного мира на картину с визуальными искажениями пропорций тел, для передачи их положения в пространстве.
Рисуя предмет, мы переносим его из объемного мира на плоскость – лист бумаги. Чтобы рисунок выглядел «как в жизни», он должен передать 3D особенности изображаемого. Для этого и нужна перспектива – она передает объемность мира в том визуальном искажении, в каком его видит человек.
Рисунок с основами перспективы должен быть точен. Приступая к работе, мы выбираем точку зрения, которой будем придерживаться, пока работа не завершится. Эта точка лежит на линии горизонта, и к ней сходятся все остальные линии рисунка. Расхождение линий – верный признак ошибки.
Виды художественной перспективы
Прямая линейная перспектива
Это та традиционная перспектива, к которой мы привыкли, именно так видит окружающую реальность человеческий глаз. Поэтому основы линейной перспективы используют не только художники-реалисты, но и иллюстраторы, рисующие в традиционной манере, архитекторы и дизайнеры при разработке визуализаций интерьеров и экстерьеров. Линейная перспектива – это раздел начертательной геометрии, на самом примитивном уровне её объясняют на школьных уроках – окружающий мир перспектива.
Подобное построение объектов и предметов в пространстве характеризуется чётко обозначенной линией горизонта (на уровне глаз зрителя) и расположением на ней точек схода параллельных друг другу направляющих.
Прямая линейная перспектива. Художник: Екатерина Крюкова
Тональная перспектива
Характеризуется изменением тона (светлоты) объектов по мере удаления от первого плана в глубину картины – высветление или затемнение оттенков и тонов. Наиболее хорошо тональная перспектива видна в академических и реалистических произведениях живописи и графики – это так называемая тональная живопись, где отношения по светлоте наиболее важны, чем по цветовому тону и насыщенности, а также гравюры и рисунки. В зависимости от авторской идеи, дальний план в картине может быть светлым или тёмным, соответственно, уходящие вдаль предметы и объекты художник высветляет или затемняет, приближая по тональному отношению к самым дальним участкам постепенно. Так в картине или графическом листе выявляется и варьируется глубина пространства.
|
Тональная перспектива. Художник: Екатерина Крюкова
Цветовая перспектива
Выражается в живописи и цветной графике, преимущественно реалистической направленности, изменением насыщенности цвета от первого плана к дальнему. Для передачи глубины пространства в картине или для концентрации внимания зрителя на самом главном, художник замутняет (делает более блёклыми, серыми) все оттенки цвета, помимо основных персонажей и предметов, как правило, расположенных на первом-втором планах.
По мере удаления предметов или объектов от основной группы (центра композиции), спадает насыщенность элементов картины. Обычно, цветовая перспектива используется одновременно с тональной, что придаёт изображению особую глубину и реалистичность.
Кроме того, в классической живописи оттенкам предметов и объектов, расположенных на 3, 4 и далее планах, художники сознательно придают более холодный характер (чем дальше расположен предмет, тем он холоднее – голубее, изумруднее, сиреневее). Это качество цветовой перспективы основано на принципе зрительского восприятия основных элементов более контрастными, тёплыми, насыщенными.
|
Цветовая перспектива. Художник: Екатерина Крюкова
Воздушная перспектива
Если кратко, то воздушная перспектива применяется в академической и реалистической станковой и иногда в монументальной живописи, она помогает создать иллюзию глубины пространства, плановость в картине при помощи разной степени прописки объектов и предметов на разных пространственных планах. Передние объекты и предметы художник рисует чётко, подробно, контрастно, а по мере удаления снижает все эти показатели – части дальнего плана изображаются как бы размытыми, смазанными. Силуэт объектов по мере удаления от первого плана в глубину становится не чётким, менее детализированным, теряется объём и форма предметов по мере удаления и т. д.
В некоторых источниках воздушную перспективу отождествляют с тональной, но это не совсем так, скорее воздушная перспектива – это синтез тональной и цветовой перспективы.
Ещё один характерный приём воздушной перспективы – сфумато. Это списывание, размытие краёв предметов, при помощи чего появляется дополнительная объёмность выступающих на зрителя частей предметов и как бы растворение элементов картины в воздушном пространстве. Этот приём также основан на принципах зрительского восприятия и особенностях человеческого зрения.
|
Воздушная перспектива применяется также в традиционно-реалистической иллюстрации, реже – в декоративной живописи.
Воздушная перспектива. Художник: Екатерина Крюкова
Обратная перспектива
Отличается зеркальным положением точки схода и точки зрения по соотношению с картинной плоскостью. В обратной перспективе нет традиционных сокращений форм и точек схода, а объекты выглядят так, будто рассматриваются с нескольких сторон одновременно. Такая перспектива характерна для иконописи, которая строится и изображается не в соответствии с видимыми характеристиками предметов и объектов, а основываясь на духовно-философском, иногда чувственном обосновании сюжетов. По одной из версий, изображение, построенное таким образом, показывает мир не глазами человека, а глазами Бога, его сотворившего, отсюда вывернутость картинной плоскости и зеркальное распределение точки зрения и точек схода относительно неё. По другой версии, предметы и объекты изображаются так, демонстрируя разнообразие восприятия их разными людьми и показывая тем самым многогранность бытия.
Термин «обратная перспектива» ввёл Оскар Вульф в 1907 году, хотя принципы построения изображения при помощи обратной перспективы используются со времён средневековья.
Также некоторые особенности обратной перспективы используются художниками Востока при создании философских пейзажей или портретов-символов (китайская перспектива).
Обратная перспектива. Библия
Аксонометрия
Проекция, предельно точный рисунок предмета, трёхмерный чертёж. Это технический рисунок, применяемый в дизайне и черчении. Подобное изображение выстраивается по трём основным осям, задающим параметры ширины, высоты и глубины, строго по заданным размера. К изобразительному искусству аксонометрия никакого отношения не имеет и применяется только в конструировании, дизайне, машиностроении, строительстве.
Аксонометрия. Инженер: Сергей Пилипенко
Сферическая перспектива
Это изображение, построенное по принципу «рыбий глаз». При таком изображении точка зрения находится как бы в центре шара, а все объекты и предметы, наблюдаемые зрителем, распределяются по поверхности этого шара (или сферы, отсюда и название). Подобное изображение выглядит как отражение в новогоднем ёлочном шаре: линия горизонта и основная вертикальная линия – прямые, а остальные направляющие – дугообразные. Причём чем дальше от точки зрения расположена направляющая, тем сильнее она изогнута.
Сферическая перспектива нередко встречается в живописи сюрреалистов и символистов, частично в традиционной живописи (изображения аллегорических сфер, хрустальных или металлических шаров, выпуклых зеркал) в современной иллюстрации и фотографии. Использование сферической перспективы в построении изображения добавляет картине космической масштабности.
Сферическая перспектива. Художник: Дик Термес
Панорамная перспектива
Показывает все элементы изображения расположенными на как бы внутренней поверхности кольца, расположенного вокруг смотрящего (зрителя). Таким образом, при повороте головы вправо – влево и при развороте на 180 градусов, изображение продолжает развиваться в пространстве без визуального искажения.
Панорамную перспективу используют для монументальной панорамной живописи и в кинематографе для усиления ощущения присутствия зрителя в центре событий.
Панорамная перспектива. Панорама "Бородинская битва"
Перцептивная перспектива
Это сочетание аксонометрии (предметы и объекты первого плана) и линейной перспективы (средний план) в одном произведении. Дело в том, что традиционная линейная перспектива в ситуации, например, показа большого широкого пространства или при раскрытии угла зрения в более широком диапазоне, не справляется с поставленной задачей. Чтобы избежать неудачного сокращения и искажения форм у краёв изображения, художники прибегают к сочетанию разных видов и подходов к перспективным сокращениям.
Нередко линия горизонта тоже смещается по высоте в разных частях картины для усиления эффекта естественного для человеческого глаза восприятия реальности. Особенно это важно при изображении сложной архитектуры и многоуровневых пейзажей.
Перцептивная перспектива
Плафонная перспектива
Частично напоминает сферическую, но не нарушает устойчивости объектов, сохраняя предметную плоскость в неизменном виде.
Применяется для росписи сводов и потолков, усиливая ощущение пространства, распределяющегося от зрителя во вне.
Плафонная перспектива