Информационная технология представляет собой совокупность информационных процессов, процедур, операций и направлена на получение качественного информационного продукта из исходного информационного ресурса в соответствии с поставленной задачей. К процессам информационной технологии можно отнести: получение, отображение информации; накопления, обработки, обмена данных; формирования знаний. Обработка данных включает процедуры: преобразование значений и структур данных путём моделирования, логический вывод, организация вычислений. Таким образом, следует выполнить характеристику технологических процессов и алгоритмов решения задачи.
4.1.Характеристика технологических процессов
Для идентификации реквизитов использовать буквы русского алфавита (не более 3 - 4). Недопустимо разным реквизитам присваивать одинаковые идентификаторы.
Таблица 7
Характеристика технологических процессов
Процесс | Исходные данные и их источники | Количество операций | Результаты | Периодичность выполнения | |
реквизит | источник реквизита | ||||
В графе 1 – перечислить выполняемые процессы в задаче.
В графе 2 – указать реквизиты, которые необходимы для выполнения процесса (поиска и расчёта).
В графе 3 – отразить источник реквизита, т.е. указать идентификаторы массивов исходных данных, где они находятся.
В графе 4 – указать количество выполняемых операций, что определяет количество строк во второй части выходного документа.
В графе 5 – указать результативный реквизит и его идентификатор, используемый в алгоритме.
В графе 6 – указать периодичность выполнения процесса.
|
3. Алгоритм решения задачи
По разработанной форме выходного документа должен быть составлен алгоритм расчета показателей формы выходного документа, при помощи которого в дальнейшем будет разрабатываться программа обработки на алгоритмическом языке или при проектировании формы на персональном компьютере, используя различные автоматизированной системы обработки данных. Алгоритм решение задачи необходимо разработать в формульном и графическом (блок-схема) виде.
Пример решения задачи
Расчёт экономии горючего по автопарку сельскохозяйственного предприятия
Условия задачи
Для выполнения расчёта используются данные о фактическом пробеге автомобиля, фактическом расходе горючего каждым автомобилем и нормах расхода горючего на 100 км пробега по каждой марке. Исходные данные для расчёта приведены в табл. 8.
На основании исходных данных следует составить выходную ведомость, содержащую информацию о нормативном и фактическом расходе горючего, пробега и экономии (или перерасходе) горючего по каждому автомобилю и автопарку в целом. По автопарку дополнительно определить общий результат расхода горючего (экономия или перерасход).
Таблица 8
Исходные данные о пробеге и расходе горючего автомобилей
Марка автомобиля | Государственный номер автомобиля | Нормативный расход горючего на 100 км пробега, л | Фактический | |
пробег,км | расход горючего, л | |||
ГАЗ - 53А | Н205СА54RUS | 25,0 | ||
ГАЗ - 53А | Н306СА54RUS | 25,0 | ||
ГАЗ - 93Б | Н183СЕ54RUS | 26,0 | ||
ЗИЛ - 164 | Н168СБ54RUS | 40,0 | ||
УАЗ - 469 | Н836СЕ54RUS | 14,0 | ||
ГАЗ - 24 | Н121СБ54RUS | 13,0 | ||
УАЗ - 452 | Н993СЕ54RUS | 17,5 |
|
1.1. Организационно–экономическая сущность задачи
Экономия горюче-смазочных материалов – важнейшая задача работников предприятия, связанных с эксплуатацией машинно-тракторного парка.
Расчёты экономии (перерасхода) горячего достаточно трудоёмки, кроме того, предпосылкой для использования компьютера является то, что для обработки вся необходимая информация содержится в путевом листе.
Расчёт показателей по данной задаче осуществляется в следующей последовательности:
1. На основании фактического пробега автомобилей по каждому из них определить нормативный расход горючего (бензина). И путём сопоставления фактического и нормативного расхода горючего по каждому автомобилю определить экономию или перерасход бензина.
2. Путём суммирования определить по автопарку показатели «Пробег», «Расход горючего по норме», «Расход горючего фактически». Положительные (экономия) и отрицательные (перерасход) отклонения от нормативного расхода горючего раздельно суммировать по автопарку, т.е. по всем автомашинам.
3. Рассчитать общий результат расхода горючего по автопарку (экономия или перерасход).
Поставщиком данных является бухгалтер (диспетчер) автопарка. Результаты решения задачи используются для принятия решений заведующим автопарком и главным инженером предприятия. Периодичность решений – один раз в декаду, в крупных автопарках – ежедневно.
5.2. Входная информация
5.2.1. Характеристика реквизитов входной информации
|
Реквизиты «Марка автомобиля», «Государственный номер автомобиля» отнесены к условно-постоянным реквизитам, так как обновление парка автомобилей в течение месяца незначительное. Следовательно, условно-постоянным является и реквизит «Нормативный расход бензина на 100 км пробега».
Таблица 9
Характеристика реквизитов входной информации
Реквизит | Шаблон | Необходимость кодирования | Степень постоянства | |
переменный | условно- постоянный | |||
Марка автомобиля | Х (11) | Да | * | |
Государственный номер автомобиля | X (9) | Да | * | |
Нормативный расход бензина на 100 км пробега, л | 99T9 | Нет | * | |
Фактический пробег автомобиля, км | 9 (5) | Нет | * | |
Фактический расход бензин, л | 9(4) | Нет | * | |
Наименование предприятия | Х(?) | Да | * | |
Наименование структурного подразделения | Х(?) | Да | * | |
Дата | X(8) | Нет | * |
5.2.2. Коды номенклатур признаков
Для кодирования сельскохозяйственного предприятия применяется последовательный метод, значность кода равна 3.
Таблица 10
Код предприятия
Тип предприятия | Код | Наименование предприятия | Код | Полное кодовое слово |
Для кодирования структурного подразделения предприятия применяется порядковый метод, значность кода равна 2.
Таблица 11
Код структурных подразделений предприятия
Структурное подразделение предприятия | Код |
Коды наименования предприятия и его структурных подразделений разрабатываются самостоятельно.
Учитывая, что количество автомобилей в хозяйстве, как правило, не превышает 99, коды марок и номеров автомобилей целесообразно сделать двузначными, порядковыми.
Таблица 12
Код марок автомобилей
Марки автомобилей | Код |
ГАЗ – 53А | |
ГАЗ – 93Б | |
ГАЗ – 24 | |
ЗИЛ – 164 | |
УАЗ – 469 | |
УАЗ – 452 |
При кодировании номеров автомобилей можно использовать Государственный номер (без дефиса), применив порядковый метод, значность кода – 2.
Таблица 13
Код номеров автомобилей
Марка | Государственный номер автомобиля | Код |
ГАЗ – 53А | Н205СА54RUS | |
ГАЗ – 53А | Н306СА54RUS | |
ГАЗ – 93Б | Н183СЕ54RUS | |
ГАЗ – 24 | Н121СБ54RUS | |
ЗИЛ - 164 | Н168СБ54RUS | |
УАЗ - 469 | Н836СЕ54RUS | |
УАЗ - 452 | Н993СЕ54RUS |
5.2.3. Характеристика информационных массивов
Таблица 14
Характеристика информационных массивов
Массив | Вид массива | Идентификатор | Тип машинного носителя | Состав реквизитов массива |
Массив фактических данных о пробеге и расходе горючего по автомобилям | Информационно - поисковый, текущий | MP01A | Магнитный диск | Код марки автомобиля Код номера автомобиля Фактический пробег Фактический расход горючего Код предприятия Код подразделения Дата |
Массив норм расхода горючего | Постоянный, справочный | MC01A | Магнитный диск | Код предприятия Код подразделения Код марки автомобиля Марка автомобиля Нормативный расход горючего на 100км пробега Код номера автомобиля Номер автомобиля |
Кодификатор марок автомобилей | Постоянный, справочный | MC02A | Магнитный диск | Марки автомобилей Код марки автомобиля |
Кодификатор номеров автомобилей | Постоянный, справочный | MC03A | Магнитный диск | Марка автомобиля Государственный номер автомобиля Код номера автомобиля |
Кодификатор предприятия | Постоянный, справочный | MC04A | Магнитный диск | Наименование предприятия Код предприятия |
Кодификатор структурных подразделений предприятия | Постоянный, справочный | MC05A | Магнитный диск | Структурное подразделение предприятия Код подразделения |
1.2.4. Носители исходной информации
Таблица 15
Характеристика носителей входной информации
Наименование документа или идентификатор массива информации | Реквизит | Вид реквизита | Количество значений | Перенос реквизита на машинный носитель |
MP01A | Марка автомобиля | СП | ||
Код марки автомобиля | ГП | * | ||
Государственный номер автомобиля | СП | |||
Код номера автомобиля | ГП | * | ||
Фактический пробег | РО | * | ||
Фактический расход горючего | РО | * | ||
Код предприятия | ГП | * | ||
С.х. предприятие | СП | |||
Структурное подразделение | СП | |||
Код подразделения | ГП | * | ||
Дата | ГП | * | ||
Наименование документа | РП | |||
Подпись | РП | |||
MC01A | Код предприятия | ГП | * | |
Код подразделения | ГП | * | ||
Код марки автомобиля | ГП | * | ||
Марка автомобиля | СП | * | ||
Нормативный расход горючего на 100км пробега | РО | * | ||
Код номера автомобиля | ГП | * | ||
С.х. предприятие | ГП | |||
Структурное подразделение | ГП | |||
Дата | ГП | |||
Наименование документа | РП | |||
Подпись | РП |
Эскиз первичного документа будет спроектирован в следующей форме:
С.х. предприятие | Код | Структурное подразделение | Код | Дата |
Ведомость учёта пробега автомобилей и расход горючего
Марка автомобиля | Государственный номер автомобиля | Код марки автомобиля | Код номера автомобиля | Фактический | |
пробег автомобиля, км | расход горючего, л | ||||
ГАЗ – 53А | Н205СА54RUS | ||||
ГАЗ – 53А | Н306СА54RUS | ||||
ГАЗ – 93Б | Н183СЕ54RUS | ||||
ЗИЛ – 164 | Н121СБ54RUS | ||||
УАЗ – 469 | Н168СБ54RUS | ||||
ГАЗ – 24 | Н836СЕ54RUS | ||||
УАЗ – 452 | Н993СЕ54RUS |
Бухгалтер _________
Рис. 1. Эскиз первичного документа.
Эскиз справочника будет иметь следующий вид:
С.х. предприятие | Код | Структурное подразделение | Код | Дата |
Справочник норм расхода горючего
Марка автомобиля | Код марки автомобиля | Номер автомобиля | Код номера автомобиля | Нормативный расход горючего на 100км пробега, л |
ГАЗ – 53А | Н205СА54RUS | 25,0 | ||
ГАЗ – 53А | Н306СА54RUS | 25,0 | ||
ГАЗ – 93Б | Н183СЕ54RUS | 26,0 | ||
ЗИЛ – 164 | Н121СБ54RUS | 40,0 | ||
УАЗ – 469 | Н168СБ54RUS | 14,0 | ||
ГАЗ – 24 | Н836СЕ54RUS | 13,0 | ||
УАЗ – 452 | Н993СЕ54RUS | 17,5 |
Бухгалтер ________
Рис. 2. Эскиз справочного документа.
Эскизы документов должны быть заполнены исходными данными в соответствии условия задачи и спроектированных кодификаторов номенклатурных признаков (также самостоятельно разработанные коды наименования предприятия и его структурного подразделения).
5.2.5. Макеты машинных носителей информации
Таблица 16
Содержание макетов машинных носителей входной информации
Идентификатор массива | Реквизит | Шаблон |
MP01A | Код предприятия | |
Код структурного подразделения | ||
Дата | X(8) | |
Код марки автомобиля | ||
Код номера автомобиля | ||
Фактический пробег | 9(5) | |
Фактический расход горючего | 9(4) | |
MC01A | Код предприятия | |
Код структурного подразделения | ||
Марка автомобиля | X(11) | |
Код марки автомобиля | ||
Номер автомобиля | Х(11) | |
Код номера автомобиля | ||
Нормативный расход горючего на 100км пробега, л | 99Т9 | |
MC02A | Марки автомобилей | X(11) |
Код марки автомобиля | ||
MC03A | Марка автомобиля | X(9) |
Государственный номер автомобиля | Х(11) | |
Код номера автомобиля | ||
MC04A | Наименование предприятия | Х(?) |
Код предприятия | ||
MC05A | Структурное подразделение предприятия | Х((?) |
Код подразделения |
5.3. Выходная информация
5.3.1. Перечень выходных документов
Таблица 17
Перечень выходных документов
Наименование выходного документа | Назначение документа | Сроки составления документа | Количество экземпляров | Исходные массивы информации | Состав массива |
Ведомость расчёта экономии топлива по автопарку | для учета расхода ГСМ и принятия решений заведующим автопарком и главным инженером | один раз в декаду месяца или ежедневно | MP01A | Код марки автомобиля Код номера автомобиля Фактический пробег Фактический расход горючего Код предприятия Код подразделения Дата | |
MC01A | Код предприятия Код подразделения Код марки автомобиля Марка автомобиля Нормативный расход горючего на 100км пробега Код номера автомобиля Номер автомобиля | ||||
MC02A | Марки автомобилей Код марки автомобиля | ||||
MC03A | Марка автомобиля Государственный номер автомобиля Код номера автомобиля | ||||
MC04A | Наименование предприятия Код предприятия | ||||
MC05A | Структурное подразделение предприятия Код подразделения |
5.3.2. Характеристика реквизитов выходной информации
Таблица 18
Вспомогательная таблица для проектирования выходного документа
Реквизит | Шаблон | Характеристика реквизита | Соподчинённость группировочных признаков | Степень постоянства реквизита в документе | Последовательность расположения реквизитов |
Фактический пробег | 9(5) | Р о | ОГ | переменный | 2, 9 |
Фактический расход горючего | 9(4) | Р о | ОГ | переменный | 2, 11 |
Код предприятия | ГП | постоянный | 1, 2 | ||
Код подразделения | ГП | постоянный | 1, 4 | ||
Дата | Х(8) | ГП | постоянный | 1, 5 | |
Марка автомобиля | Х(9) | СП | переменный | 2, 7 | |
Номер автомобиля | Х(11) | СП | переменный | 2, 8 | |
Нормативный расход горючего на 100км пробега | 99Т9 | СП | переменный | - | |
Наименование предприятия | Х(?) | СП | постоянный | 1, 1 | |
Наименование подразделения | Х(?) | СП | постоянный | 1, 3 | |
Расход горючего норме, л | 9(4) | Р о | ОГ | переменный | 2, 10 |
Отклонение – экономия, л | 9(4) | Р о | ОГ, ВВ | переменный | 2, 12 |
Отклонение перерасход, л | 9(4) | Р о | ОГ, ВВ | переменный | |
Наименование документа | Х(46) | Р п | постоянный | 1, 6 | |
Подпись | Х(10) | Р п | постоянный | 3,14 |
5.3.3. Эскиз выходного документа
С.х. предприятие | Код | Структурное подразделение | Код | Дата |
Ведомость расчёта экономии топлива по автопарку предприятия
Марка автомобиля | Государственный номер автомобиля | Фактический пробег, км | Расход горючего, л | Отклонения, л | ||
по норме | фактически | экономия | перерасход | |||
ГАЗ – 53А | Н205СА54RUS | |||||
ГАЗ – 53А | Н306СА54RUS | |||||
ГАЗ – 93Б | Н183СЕ54RUS | |||||
ЗИЛ – 164 | Н168СБ54RUS | |||||
УАЗ – 469 | Н836СЕ54RUS | |||||
ГАЗ – 24 | Н121СБ54RUS | |||||
УАЗ – 452 | Н993СЕ54RUS | |||||
Итого по автопарку | ||||||
Всего |
Бухгалтер __________
Рис. 3. Эскиз выходного документа.
5.4. Процессы технологической обработки данных
5.4.1.Характеристика технологических процессов
Таблица 19
Характеристика технологических процессов
Процесс | Исходные данные и их источники | Количество операций | Результаты | Периодичность выполнения | |
реквизит | источник реквизита | ||||
Расчёт нормативного расхода горючего по норме одного автомобиля | Нормативный расход горючего на 100км пробега автомобиля (Н); Пробег автомобиля (П) | MC01A MP01A | Нормативный расход горючего по норме (НР) | Ежедневно | |
Расчёт количества горючего, сэкономленного (перерасходованного) одним автомобилем | Нормативный расход горючего по норме автомобиля (НР). | Процесс - Нормативный расход горючего по норме одного авто. | Количество горючего, сэкономленное (пере расходованное) одним | Ежедневно |
Продолжение таблицы 19
мобиля | автомобилем | ||||
Фактический расход горючего автомобиля (Ф) | MP01A | (Э) | |||
Расчёт фактического пробега по автопарку | Пробег автомобиля (П) | MP01A | Пробег по автопарку (ИП) | Один раз в декаду месяца | |
Расчёт нормативного расхода горючего по автопарку | Нормативный расход горючего по норме автомобиля (НР). | Процесс - Нормативный расход горючего по норме. | Нормативный расход горючего по автопарку (ИНР) | Один раз в декаду месяца | |
Расчёт фактического расхода горючего по автопарку | Фактический расход горючего автомобиля (Ф) | MP01A | Фактический расход горючего по автопарку (ИФ) | Один раз в декаду месяца | |
Расчёт количества горючего сэкономленного по автопарку отдельными автомобилями | Количество горючего, сэкономленное автомобилем (Э, если Э>0) | Процесс - Расчёт количества горючего, сэкономленного (перерасходованного) одним автомобилем | Количество горючего сэкономленного по автопарку отдельными автомобилями (ИЭ) | Один раз в декаду месяца | |
Расчёт количество горючего, перерасходованного по автопарку отдельными автомобилями | Количество горючего, перерасходованное) автомобилем (Э, если Э>0) | Процесс - Расчёт количества горючего, сэкономленного (перерасходованного) одним автомобилем | Количество горючего, перерасходованного по автопарку отдельными автомобилями (ИПР) | Один раз в декаду месяца | |
Расчёт общего результата рас расхода горючего по автопарку (сэкономлено го или перерасходованного) | Количество горючего сэкономленного по автопарку отдельными автомобилями (ИЭ). Количество горюче- | Процесс - Расчёт количества горючего сэкономленного по автопарку отдельными автомобилями. Процесс - | Общий результат рас ода горючего по автопарку (сэкономленного или перерасходованного), (ЭА) | Один раз в декаду месяца |
Окончание таблицы 19
го, перерасходован ого по автопарку отдельными автомобилями (ИПР) | Расчёт количества горючего, перерасходованного по автопарку отдельными автомобилями |
5.4.2. Алгоритм решения задачи
Обозначение данных
Обозначение данных, используемых в алгоритме:
i - порядковый номер автомобиля (i= 1,2…..n);
Ai - код номера i-го автомобиля;
Пi - пробег i-го автомобиля;
Фi - фактический расход горючего i-го автомобиля;
Нi - нормативный расход горючего на 100км пробега i-го автомобиля;
НРi - нормативный расход горючего по норме i-го автомобиля;
Эi - количество горючего, сэкономленное (перерасходованное) одним автомобилем;
ИП - пробег по автопарку;
ИНР - нормативный расход горючего по автопарку;
ИФ - фактический расход горючего по автопарку;
ИЭ - количество горючего сэкономленного по автопарку отдельными автомобилями;
ИПР - количество горючего, перерасходованного по автопарку отдельными автомобилями;
ЭА - общий результат расхода горючего по автопарку (сэкономленного или перерасходованного).
Формульное описание алгоритма
НРi = Нi * Пi/ 100, i = 1,2,…, n
Эi = НРi - Фi , i = 1,2,…, n
ИП = i
ИНР = i
ИФ = i
ИЭ = i, для всех Э>0
ИПР = i, для всех Э<0
ЭА = ИЭ – ИПР
Графическое описание алгоритма
|
|
|
НЕТ
| |||
ДА
|
|
Рис. 4. Блок-схема решения задачи.