ТЕМА: Восприятие человека человеком (перцептивная сторона общения).




Перцептивная сторона общения.

Понятие социальной перцепции впервые использовал Дж. Брунер (1947 г.). Социальная перцепция – восприятие так называемых социальных объектов (отдельных людей, социальных групп и больших социальных общностей).

Восприятие человека человеком (межличностное восприятие) в социальной психологии как разновидность социальной перцепции. Но понятие «социальная перцепция» более широкое, в него включается восприятие человека человеком.

· Восприятие человека человеком – восприятие внешних признаков партнера, соотнесение их с личностными, психологическими характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретация на этой основе его поступков и достижений (Андреева).

· Восприятие человека человеком – непосредственное наглядно-образное отражение одним человеком другого, в результате которого формируется перцептивный образ – сигнал о внешних признаках другого и в целом о его поведении, – выполняющий осведомительную и регулирующую функцию в процессе общения.

При исследовании восприятия человека человеком изучаются содержание и механизмы межличностной перцепции, здесь исследуются характеристики объекта и субъекта восприятия.

Человек как объект восприятия.

В процессе общения каждый человек является объектом восприятия для партнера по общению. Человек выступает как своеобразный стимул, как особого рода источник информации. Образ другого – носитель 3-х типов информации:

1) физический облик;

2) экспрессивно-выразительные движения;

3) оформление внешности.

1.Физический облик – элементы внешности, обусловленные наследственностью:

* тип телосложения;

* рост;

* национальные признаки (цвет волос, разрез глаз).

По ним определяются национальность, пол, психологические особенности

2. Выразительные движения:

* жесты;

* мимика;

* поза;

* походка.

Основные виды жестов:

1. Произвольные – осознаваемые.

2. Непроизвольные – неосознанные.

3. Коммуникативные – заменяющие слова (знаки приветствия, прощания, согласия) – они осознаваемые и произвольные.

4. Модальные – отражают эмоциональное состояние человека, которое он хотел бы скрыть от партнера (они неосознаваемы и непроизвольны).

Жесты говорят об:

· отношении к беседе (теме разговора);

· отношении к партнеру;

· эмоциональном состоянии;

· устойчивых психологических характеристиках человека (свойствах личности): экстраверсия, интроверсия, доминантность, замкнутость и т.п.;

· намерения человека (агрессивность, сексуальность).

Частота использования жестов (тоже несет информацию):

v Увеличение частоты связано с эмоциональным состоянием ==> чаще человек жестикулирует при «+» эмоциях, при беспокойстве, неуверенности, волнении.

v Увеличение частоты жестов – у людей с низким социальным статусом (с высоким социальным статусом жестикулируют реже).

v Связано с уровнем развития речи – реже жестикуляция у лиц с хорошим развитием речи.

v Национальные особенности человека (у финнов – 1 жест в час, у итальянцев – 80 в час, у французов – 120 в час, у мексиканцев – 180 в час)

Точность интерпретации жестов (т.к. жест носит многозначный характер):

§ Зависит от контекста (ситуации). Пример: слабое пожатие ==> слабый характер или артрит (заболевание суставов)!

§ Зависит от национальной принадлежности человека.

Язык жестов (так же, как и вербальный язык) в разных культурах различен.

Пример: Кивок головой (сверху вниз) у болгар, индусов, турок означает несогласие, отрицание; у нас, русских, наоборот, – согласие, одобрение.

Необходимо уметь читать и использовать жесты и научиться обходиться без них.

Поза имеет то же содержание, что и жест.

Мимика – тонкий индикатор эмоционального состояния человека. Мимика может быть произвольной и непроизвольной (последняя-наиболее информативна).

К непроизвольным выражениям относятся, прежде всего, покраснение или побледнение кожи лица, выделение пота, особенно при страхе, блеск глаз и т.п. Эти внезапные проявления переживаний неуправляемы.

Другие непроизвольные движения, такие как стискивание зубов или нахмуривание лба, улыбающееся или печальное выражение лица, могут управляться: подавляться или произвольно вызываться.

Если выразительные движения одного и того же рода систематически повторяются, то они формируют устойчивую «маску» человека, по которой можно определить доброго, злого, угрюмого, жизнерадостного человека.

В общении люди используют не только членораздельную речь, но и язык эмоций. Причем, не только тогда, когда переживают, но и тогда, когда хотят сообщить о переживаниях другим или для маскировки своих действительных мыслей и состояний.

Чтение эмоций по выразительным движениям имеет огромное значение. Оно помогает глубже познать и понять человека, его действительное отношение к событию и тем самым принять адекватные меры: сочувствие, помощь, осуждение и т.д.

Однако, в силу того, что выразительные движения могут управляться, т.е. не соответствовать действительному переживанию человека, возможны ошибки в диагнозе эмоций.

Пример: человек, переживающий страх, проявляет внешнее спокойствие и даже улыбаться.

Настоящее понимание эмоций человека возможно только при учете многих факторов и, в частности, конкретной ситуации общения и сложившегося характера личности.

Для адекватного восприятия эмоций другого человека имеет значение знание ситуации, происшествия.

Большое значение имеет знание личности, особенностей ее характера. Некоторые люди не так глубоко переживают, как отражают это внешне, другие же при глубоком переживании скупы на внешние отражения, т.к. умеют владеть собой.

На возможность чтения языка выразительных движений оказывают влияние наблюдательность + личностные качества человека. Если воспринимающий сам эмоционален, то он легко может понять эмоциональное состояние другого и сопереживать ему ==> это говорит о высокой степени эмпатии.

На возможность человека понимать эмоции других влияют также:

§ половозрастные особенности;

§ личностные особенности;

§ профессиональные особенности;

§ принадлежность человека к той или иной культуре.

Целый ряд профессий предъявляет к человеку требование уметь управлять своими эмоциями и адекватно определять выразительные движения окружающих людей.

Пример: профессии врача, учителя, психолога, тренера, следователя, менеджера и др.

Особенности походки:

1. Скорость (связана с типом темперамента).

2. Ритм (может отражать общее и эмоциональное состояние).

3. Ширина шага (свойства характера; целеустремленность, доминантность).

Походка содержит следующую информацию: возраст, пол, состояние здоровья, профессиональная принадлежность человека (Пример: моряк, балерина), устойчивые психологические качества (тип темперамента и т.п.).

3. Оформление внешности:

* одежда;

* украшения;

* макияж, прическа, борода, усы и т.п.

Оформление внешности свидетельствует о том, как хочет выглядеть человек в глазах других, какое впечатление желает производить, и связано с самооценкой, уровнем притязаний и эстетическим развитием личности.

С психологической точки зрения – это то, что позволяет человеку произвести впечатление на партнера. Чрезмерное внимание к оформлению внешности – признак невроза: работает механизм компенсации (здесь я первый!).

Одежда.

Одежда – это имидж предусмотренной для себя роли. Таким образом, общая цель – повысить ценность и значимость человека (приподнять себя в глазах окружающих – назначение одежды).

Одежда говорит:

§ о национальности;

§ о профессии;

§ о возрасте;

§ о поле;

§ об уровне материальной обеспеченности;

§ об уровне эстетического развития;

§ о личностных свойствах человека.

Стиль одежды.

Люшер: общий стиль (направление) и его психологическая интерпретация:

1. традиционный;

2. модный;

3. экстравагантный;

4. классический;

5. оригинальный;

6. разнообразный;

7. консервативный;

8. эксклюзивный;

9. сексуальный (раздражающий).

Характеристика стилей:

1. Дань традиции, профессиональная форма, традиционная национальная одежда говорит о принадлежности к какой-либо группе, членством в которой человек гордится и афиширует его посредством одежды.

2. Человек стремится быть современным, боится отстать от моды ==> конформизм.

3. Необычный, вычурный ==> человек производит шокирующее впечатление (глубокий вырез, яркий цвет, нетрадиционный фасон). Высокий уровень притязаний, тщеславие, честолюбие. Это жажда признания (или сознательное или бессознательное чувство ущемленности в признании, ощущение собственной незначимости, непризнанности порождает чрезмерные притязания на значимость).

4. Стиль противоположный вычурному – просто, скромно (простота покроя, в расцветке, спокойные мягкие тона). Так одеваются люди, которые хотят выглядеть авторитетными и претендуют на престижную позицию, уверенные в том, что достойны уважения (высокая самооценка). Это последовательное, но скрытое притязание на значимость.

5. Одежда сшита по собственному замыслу. Стремление к оригинальности.

6. Если любит менять одежду – часто это внутренняя пустота, но такой человек хочет произвести впечатление оригинальности, не терпит однообразия в жизни.

7. Исключительный, единственный в своем роде, изысканный свидетельствует о тонком вкусе, эстетической потребности, но это чрезмерно высокий уровень притязания, средство компенсации неудовлетворенности в сексуальной сфере.

8. Обтягиваются обнажаются эрогенные зоны (джинсы узкие, обтягивающий свитер, вырезы, разрезы). Яркие расцветки, кричащие. Прорези в ткани, ее прозрачность. Непосредственный контакт заменяется визуальным, оптическим. Сфера интересов сконцентрирована в сексуальной области ==> компенсация этой потребности.

Но не только общий стиль одежды, но и предпочитаемый человеком цвет одежды может многое сказать о ее владельце:

Теплые тона (красный, оранжевый, желтый) – предпочитают люди властные, эмоциональные, энергичные.

Холодные тона (зеленый, синий, голубой) – предпочитают хладнокровные, эмоционально сдержанные натуры.

Украшения.

В основе использования украшений – четыре основные мотива (потребности):

● эстетическая потребность (желание быть красивой);

● потребность в значимости (престиже);

● потребность в защите, безопасности, покое, стабильности;

● сексуальная потребность.

Кто не использует украшений? – В основе отвержения лежит уровень самоуважения, высокая самооценка («Я и так могу понравиться»), низкая самооценка («Никакие попытки не помогут») ==> или завышенная или заниженная самооценка).

При этом имеет значение тип украшений и место, которое украшается. Посредством украшения демонстрируются сильные стороны.

Пример: красивая шея – колье; тонкое запястье – браслет; печатка – потребность в высокой социальной значимости и т.п.

Качество украшений.

Мелкие и недорогие, качественно выполненные ==> потребность в защите, любви.

Дорогие ==> потребность в престиже и значимости ==> высокий уровень притязаний, социальный статус (больше нечем завоевать).

Эстетические, с тонким вкусом ==> потребность красоте.

Сексуальные – макияж, татуировки, металлические заклепки, блеск, мишура.

Таким образом, в реальном процессе общения мы обращаем внимание не только на внешний, физический облик партнера, его экспрессивные проявления, но и на оформление внешности, в результате формируется определенной впечатление о человеке, его личностных качествах, но не всегда это впечатление и представление соответствует реальности.

От чего зависит точность восприятия человека человеком.

Факторы:

1. Социальный опыт.

2. Возраст (обращаем внимание на разные характеристики: чем моложе, тем больше внимания на внешность; подросток – анатомические признаки (рост, телосложение); взрослый – экспрессивные проявления: жесты, позы.

3. Пол (женщины точнее оценивают партнера).

4. Эмоциональное состояние. Пример: плохое настроение – другой человек кажется хуже.

5. Интеллект: чем он выше, тем точнее восприятие партнера.

6. Эмоциональные особенности личности (тревожные и сензитивные достаточно точно оценивают партнера, ибо отличаются тонкой чувствительностью к элементам экспрессивного поведения.

7. Склонность к рефлексии (кто занимается собой), лучше знает собеседника.

8. Отношение к партнеру симпатия ==> больше на достоинства).

Основные механизмы межличностного восприятия.

Вопрос о механизмах восприятия человека человеком – это вопрос о том, КАК люди используют постепенно поступающую информацию для формирования представления о другом человеке (о его качествах, свойствах и причинах его поведения и достижений).

В обыденной жизни человек часто не знает истинных свойств личности партнера, причин его поведения или знает их недостаточно. В условиях реального общения люди начинают приписывать (атрибутировать) друг другу как причины поведения, так и какие-то более общие характеристики. Существует целая система способов такого приписывания (атрибуции), исследованием которых занимается особая отрасль социальной психологии.

Атрибуция (от латинского «наделяю, придаю, приписываю»). Это приписывание личных качеств и причин поведению, поступкам партнера по общению. Каузальная (от латинского кауза «причина») атрибуция – это потребность и способность человека понимать и прогнозировать причинно-следственные отношения, интерпретировать причины, мотивы поведения. Разобраться в мотивации, значит сделать возможным прогнозирование поведения, что особенно важно в области межличностных отношений.

Понимание причин (мотивов) поведения – очень сложный процесс. Его изучением занимались многие психологи мира ==> не существует единой теории атрибуции.

Типичные ошибки атрибутивного процесса.

1. Фундаментальная ошибка атрибуции – зависимость атрибуции от позиции наблюдателя. При объяснении чужого поведения человек использует личностную каузальность, при объяснении своего поведения – ситуационную каузальную атрибуцию. В этом заключается ошибка.

Росс – западный психолог – ввел это понятие.

Причины шибки:

1) Потребность в понимании и прогнозировании чужого поведения. Поведение человека становится более понятным, если поведение объясняется личной каузальностью.

2) Распределение внимания. Причиной поведения является объект внимания. Для наблюдателя объектом внимания является человек, для действующего лица – ситуация.

2. Эгоцентрическая атрибуция (проективная).

Исходим из собственных мотивов и приписываем их другому человеку.

Причина: стремление человека предпочитать общество людей, чьи убеждения, поведение похожи на его собственные (эти люди понятнее). Другому человеку приписывается по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния: «Все люди подобны мне» или «Другие противоположны мне».

Пример: добрый отзывчивый человек воспринимает других сквозь розовые очки ==> может ошибиться.

3. Защитная атрибуция.

Проявляется при объяснении причин достижений в значимой деятельности или успехов. Атрибуция в этом случае выполняет функцию защиты и поддержания самооценки.

При объяснении собственных достижений в случае успеха, высоких результатов, мы прибегаем к личностной атрибуции, при неудачах – к ситуативной. При объяснении чужих результатов – наоборот: причины неудач ищем в личности, а успехи приписываем везению.

4. Контрзащитная атрибуция – в условиях гласности собственные успехи приписываются случаю, а неудачи – своим способностям (их отсутствию); чужие результаты интерпретируются противоположным образом.

5. Эффект первичности.

Проявляется в том, что начальная информация является более значимой для формирования представления о другом человеке, чем последняя*. При восприятии незнакомых и малознакомых срабатывает этот эффект.

* Стойкость и устойчивость первого впечатления о человеке, которое накладывает отпечаток на восприятие всех других признаков, выполняя роль своеобразного фильтра; отсеиваются, не воспринимаются те качества, которые не соответствуют первоначальному впечатлению.

Пример: если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются.

6. «Эффект Ореола», («Галоэффект»).

Информация, полученная до знакомства, определяет первоначальное отношение к человеку.

Эффект ореола объясняется через формирование специфической установки на воспринимаемого (“отличник”, “прохвост”), и направленное приписывание ему на основе этой установки определенных качеств. Таком образом, информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется на тот образ, который уже был задан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль “Ореола”, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия (Андреева).

Эффект первичности и эффект ореола в более широком плане можно рассматривать как проявление особого процесса восприятия человека человеком – стереотипизации. Таком образом, одним из возможных оснований возникновения заблуждений и снижения точности восприятия человека человеком является стереотипизация (стереотипизацию можно рассматривать как частный вариант атрибуции и как самостоятельный механизм восприятия человека человеком).

Стереотипизация

Стереотипизация – это приписывание познаваемой личности набора качеств на основе отнесения ее к определенному классу, это использование в восприятии человека человеком стереотипов.

Стереотипы – обобщенный и устойчивый образ целого класса людей, основанный на общественном или личном опыте.

В процессе восприятия человека человеком происходит своеобразная “персонификация стереотипа”: стереотип существует и функционирует как обобщенный (схематизированный и упрощенный) образ единичного представителя данного класса.

Основные виды стереотипов (2 группы):

1. Социальные стереотипы, характеризующие людей как членов определенных социальных групп.

Разновидности: национальные, возрастные, этнические, ролевые, половые, статусные, профессиональные и другие стереотипы.

2. Оценочные стереотипы, характеризующие людей на основе анализа их внешности:

§ Антропологические (на этой основе приписывают ему свои стереотипные представления об этой категории людей).

Пример: Аккуратный строгий костюм → учительница → умная, честная, требовательная, справедливая.

§ Эмоционально-эстетические (красивый – некрасивый). Основаны на оценке внешности, ее соответствия эталонам красоты и экспрессии внешнего облика).

§ Эмоционально-интегративные – оценивается личность в целом.

§ Эмоционально-аналитические – оценивается отдельный элемент внешности (улыбка).

Суть: Внешне привлекательным людям приписывается больше положительных качеств и наоборот.

Пример: Эмоционально-интегративный тип опирается на оценку внешнего облика в целом (Ужасна – ни уму, ни сердцу – алкоголик и того хуже); эмоционально-аналитический связывает с оценкой губ, глаз, прически и т.п. (умный сосредоточенный взгляд ==> строгий, внимательный, упорный, трудолюбивый человек).

Основные характеристики стереотипов.

Все стереотипы характеризуются высокой устойчивостью – ригидностью.

Стереотип продолжает действовать даже тогда, когда доказана его несостоятельность.

Пример: все чиновники – взяточники. Иванов – чиновник, взятки не берет ==> мало дают.

Роль и значение стереотипизации в восприятии человека человеком.

· Стереотипизация ==> упрощение процесса познания другого человека, снижена точность образа другого, замена его готовым штампом.

· Стереотипизация может оказывать влияние на отношение к партнеру по общению: несоответствие познаваемого объекта (его поведения, внешнего облика, личностных качеств) содержанию используемого стереотипа вызывает у субъекта познания неприятные эмоциональные переживания, раздражение (по механизму когнитивного диссонанса), которое переносится на отношение к познаваемому объекту, обуславливая неприязнь, антипатию (дворничиха, а вырядилась, как актриса … академик, позволяет себе откровенную ложь …).

Однако избежать использования стереотипов нельзя. Это механизм восприятия, который облегчает понимание людей в условиях дефицита общения. К стереотипам следует относиться как к гипотезе, требующей проверки (Липпман).

Пример: Вероятно, он жулик.

Таким образом, в результате восприятия человека человеком формируется более или менее точное представление о партнере, обусловливающее возникновение к нему определенного эмоционального отношения (нравится, симпатичен и т.п.), для обозначения которого в социальной психологии используют специальный термин – аттракция.

Межличностная аттракция как продукт социальной перцепции и ее эмоциональный регулятор.

Аттракция (в переводе с английского «привлечение, притяжение») используется в психологии для обозначения положительного эмоционального отношения к партнеру по общению: от симпатии до любви.

Значение: конечный продукт межличностного восприятия (симпатичен или нет).

Фактор, влияющий на точность восприятия (фильтр в оценивании: более высоко оцениваем тех, кто нам симпатичен): люди, вовлеченные в эмоциональные отношения оценивают друг друга более высоко, чем посторонние или даже близко знакомые, но не испытывающие взаимной симпатии индивиды. Высокий уровень аттракции между партнерами способствует большей точности межличностного восприятия.

Эмоциональный регулятор межличностных отношений (с положительным – углубить, с отрицательным – порвать ==> увеличение числа альтруистических поступков: чаще приходим на помощь тому, к кому испытываем аттракцию).

Факторы, влияющие на возникновение аттракции:

1. Свойства объекта аттракции (кто чаще вызывает к себе симпатию).

2. Свойства субъекта (кому легче понравиться).

3. Соотношение между свойствами 1 и 2.

4. Характер взаимодействия между объектом и субъектом.

Симпатия как реакция на свойства объекта

Внешние данные, поведенческие паттерны, социально-психологические характеристики традиционно считаются главной причиной симпатии или антипатии к человеку со стороны других людей.

Какими свойствами надо обладать, чтобы понравиться?

ü Внешность (физическая привлекательность – “красота”)

а) удовлетворяет эстетическую потребность партнера;

б) обусловливает высокий уровень коммуникативности: общительные чаще нравятся;

в) производит эффект “иррадиации красоты”: красивый партнер как бы позволяет повысить уровень собственной физической привлекательности;

г) вызывает действие эмоционально-интегративных стереотипов, связывающих внешность с чертами характера: красивый значит хороший. Пример: судьи выносят более суровый приговор, если проступок совершил некрасивый человек.

В качестве партнеров по общению выбираются не по внешности, выбор партнера определяется прогнозом будущих отношений: если уверен – красивого, если не уверен – равного себе.

Внешность, как фактор, обусловливающий аттракцию, актуальна лишь на этапе знакомства, и при общении с незнакомыми и малознакомыми людьми, в близких людях мы ценим другие, более глубокие, психологические качества.

ü Социально-психологические характеристики влияют на аттракцию:

а) социальный статус;

б) уровень образования;

в) степень компетентности;

г) уровень развития интеллекта.

Аттракция положительно коррелирует с достоинствами объекта. Но у этого правила есть серьезные ограничения: слишком большая выраженность у человека положительных характеристик снижает аттракцию к нему. Причина = низкая аттракция:

1) Предельная выраженность у человека положительных качеств может ассоциироваться с негативными личностными свойствами (заносчивость, высокомерие) ==> низкая аттракция.

2) Экстраординарная выраженность положительных характеристик (слишком высокая компетентность, престижная профессия, высокий статус и т.п.) может способствовать понижению самооценки у партнера, повышение у него тревожности ==> стремление избегать общения с “высококомпетентным” – чтобы сохранить собственную самооценку – ==> неприязнь к нему.

ü Манера поведения (важно при создании 1-го впечатления о себе): тактичность, вежливость и т.п.

Ни одна из характеристик объекта не определяет однозначно аттракцию, ибо связь между свойствами объекта и аттракцией опосредуется особенностями субъекта.

Свойства субъекта аттракции.

Ø Самооценка: человеку с низкой самооценкой понравиться труднее, т.к. он не любит самого себя.

Ø “Возлюби ближнего своего как самого себя”, “Именно в отношении к себе оттачивается искусство любви” ==> высокая самооценка делает человека более сензитивным (т.е. чувствительным) к достоинствам других и боле толерантным к недостаткам.

Ø Интеллект: высокий интеллект ==> к излишней рационализации общения и его носитель не способен к установлению сильных и глубоких эмоциональных отношений.

Ø Эмоциональное состояние: любое повышение настроения ==> к высокой аттракции (делает человека более доброжелательным и снисходительным к другим).

Соотношение между свойствами объекта и субъекта аттракции (сходство или различие влияют на аттракцию?).

Общий принцип – сходство, т.к. эти люди нам более приятны, их поведение прогнозируемо.

Сходства по системе жизненных ценностей, социальный статус, уровень образования (социально-демографические характеристики). Но не всегда сходство ==> аттракции, иногда, наоборот, основанием аттракции становится различие между партнерами.

Вопрос о сходстве и различии определяется также содержанием сопоставляемых качеств, ибо “мы восхищаемся в других нашими достоинствами и не любим их, если обнаруживаем в них собственные недостатки”.

В реальном общении предпочтение “сходных партнеров” связано со стремлением обеспечить себе психологическую безопасность и комфортность, в ситуации уверенности в положительной оценке со стороны других, в ситуации психологической безопасности действительность принципа сходства понижается, повышается тенденция к общению с непохожими людьми (как по социально-демографическим, так и психологическим характеристикам).

Характер взаимодействия между субъектом и объектом аттракции.

· сотрудничество ==> высокая аттракция

· конкуренция ==> низкая аттракция

Аттракция возникает в ответ на положительные действия (услугу, высокую оценку, заботу и т.п.): происходит перенос положительного отношения к подкреплению (действию) на его источник (на человека). При этом важно, какие мотивы приписываются субъекту подкрепления, когда оно воспринимается как манипуляторное (лесть, взятка) ==> низкая аттракция, и может, наоборот, возникнуть неприязнь.

Помощь или иное подкрепление вызывает аттракцию не только у объекта подкрепления к его субъекту, но и обратно: у субъекта к объекту (“Мы любим людей за то добро, которое для них делаем, и ненавидим за то зло, которое им причиняем.” Причина: сохранение самооценки, ибо признать, что совершил зло, значит занизить самооценку, легче занизит аттракцию: он плохой, поэтому я так поступил).

Итог: аттракция облегчает контакт, взаимодействие, повышает удовлетворенность общением, поэтому человек часто сознательно стремится произвести хорошее впечатление, работая над собственным имиджем.

Имидж как детерминанта межличностной аттракции.

Имидж – визуально-привлекательный облик человека. Это форма самопрезентации, позволяющая продемонстрировать свои наиболее сильные личностно-деловые качества и скрыть слабые. Это своеобразная МАСКА, позволяющая произвести желаемое впечатление на других.

Имиджелогия – специфическое направление науки и искусства, связанное с созданием привлекательного образа. Имиджмейкеры – специалисты в этой области. К их услугам прибегают многие политики, актеры, телеведущие и т.п.

Чем выше уровень притязания личности, чем активнее она взаимодействует с другими людьми, чем сильнее от них зависит и чем меньше уверена в себе, тем больше озабочена своим имиджем.

Техника создания имиджа.

Основные рекомендации определяются общими закономерностями возникновения аттракции (см. выше).

Внешность. С этого следует начинать (Одежда, макияж, физические упражнения и т.д.).

Манера поведения.

“Быть повседневно обаятельным и благородно сдержанным”, для этого необходима воля и способность к самореализации.

Важными составляющими поведения являются мимика, жести и речь.“Речами прокладывается путь к пьедесталу почета”.

В целом манера поведения должна отвечать желаниям партнера (“Не жечь мостов общения”).

Личностно-деловые качества.

3 кита, на которых держится Имидж, – воспитанность, эрудиция, профессионализм.

Самопрезентация – умение продемонстрировать в поведении свои свойства, можно обладать всеми необходимыми качествами, но при этом робость, застенчивость мешают их проявить.

Таким образом, “Важно не только быть, но и казаться”.

Техника эмпатического поведения

(Способность понравиться другому человеку).

Правила:

1. Не возводить эмпатических барьеров:

· угрозы (страх, обида);

· приказы (унижение собственного достоинства);

· негативная критика;

· оскорбительные прозвища;

· слова «должники» («ты должен»);

· сокрытие важной информации;

· реплики-ловушки («Вы же умный человек, понимаете, что …»);

· похвала с подвохом («Всегда восхищаюсь Вашей покладистостью»);

· несвоевременные советы;

· смена темы разговора.

2. Прибегать к катализаторам симпатии:

· правило опережающей доброжелательности;

· искренний интерес к людям (говорит о том, что волнует собеседника);

· чаще улыбаться;

· называть имя, отчество, что повысит его самооценку;

· уметь внимательно слушать (иногда молча);

· уметь показать партнеру превосходство над собой: нельзя показывать то, что Вы умнее;

· обращаться к человеку с уважением;

· попросить совета;

· делайте комплименты;

· искать в общении то, что сближает с собеседником.

Основные приемы и правила критики:

1. Начинать с похвалы и искреннего признания достоинств человека.

2. Сначала говорить о собственных недостатках, а потом уже об ошибках партнера.

3. Указывать на ошибки не прямо, а косвенно.

4. Критиковать только действия и поступки, а не личность.

5. Спрятать критику между 2-мя комплиментами («Техника бутерброда»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: