Нефедов Денис. Клиническая психология, 3 курс, группа 2.
Поломки развития детей представлены двумя видами дизонтогенеза: повреждённым развитием и дефицитарным развитием. И то, и другое подразумевают дефект, возникший при относительной общей зрелости мозговых структур, т.е. либо после 2-3 лет, либо дефект затрагивает отдельную систему. Моделью повреждённого развития является органическая деменция, которая, в отличие от олигофрении, развивается не в раннем возрасте. Она может носить резидуальный (остаточный) или прогрессирующий характер и возникает вследствие различных повреждений мозга (интоксикаций, травм, инфекций), наследственных дегенеративных заболеваний и заболеваний, связанных с нарушениями обменных процессов в мозгу.
Клинико-психологическая картина у детей с повреждённым развитием варьируется в зависимости от особенностей заболевания. При резидуальной деменции наиболее важным параметром будет являться возраст, в котором возник дефект. В частном случае эпилептической деменции картина будет характерной для эпилептоидного склада личности: ригидность и напряжённость аффекта в сочетании с вязкостью мышления и тугоподвижностью.
В остальных случаях можно рассматривать один из четырёх типов органической деменции по Г.Е. Сухаревой по преобладанию (характеру) дефекта:
1. Низкий уровень обобщения.
2. Грубые нейродинамические расстройства, резкая замедленность и плохая переключаемость мыслительных процессов, тяжелая психическая истощаемость, неспособность к напряжению. Отмечаются нарушение логического строя мышления, выраженная наклонность к персеверациям.
3. Тяжёлая апатия, вялость, снижение активности мышления, общая недостаточность побуждения к действию.
4. Нарушение критики и целенаправленности мышления, расстройства внимания, характерно «полевое поведение», т.е. поведение, обусловленное только конкретной ситуацией в отрыве от отсроченного целеполагания.
Для всех типов характерно проявление нарушения в самых разных аспектах психической деятельности. Дети с трудом решают задачи, демонстрируют фрагментарность мышления, отвлекаются, соскальзывают, имеют нарушения моторики и пространственного гнозиса и некритичны к своим ошибкам.
Можно отметить, что, в отличие от детей с олигофренией, у детей с органической деменцией не будут проявляться характерные признаки диспластического телосложения.
Хотя, картина будет сильно зависеть от динамики нарушения и возраста появления дефекта, в целом можно сказать, что возможности психического развития для этих детей сильно ограничены.
Кратко по психическим функциям, характерные особенности:
· Восприятие нарушено, диффузно и фрагментарно.
· Память (особенно механическая) чаще нарушена при черепно-мозговых травмах после 2-3 лет. В остальных случаях более заметна непродуктивность и фрагментарность этой функции.
· Мышление слабое, тугоподвижное и нецеленаправленное. Фрагментарность, соскальзывание, застревание, плохая интеллектуальная переключаемость.
· Воображение плохо развито и впоследствии может ухудшаться.
· Внимание грубо нарушено, нецеленаправлено.
· Аффект нарушен в зависимости от типа деменции, но в общем случае наблюдается отсутствие симпатических эмоций и психомоторная расторможенность.
· Речь включает моторные и сенсорные нарушения, затруднения в дифференциации близких по звучанию фонем, трудности переключения и персеверации.
Нейродинамика: вследствие повреждения подкорковых систем, грубые нейродинамические расстройства, резкая замедленность и плохая переключаемость мыслительных процессов, тяжелая психическая истощаемость, неспособность к напряжению. Отмечаются нарушение логического строя мышления, выраженная наклонность к персеверациям.
При рассмотрении особенностей детей с дефицитарным нарушением психического развития, особую важность занимает дифференциация первичного и вторичного дефектов. Первичным дефектом является нарушение какой-то отдельной системы: сенсорной (зрения, слуха и т.д.), речевой, опорно-двигательной или наличие инвалидизирующего соматического заболевания.
В зависимости от того, в чём именно заключается первичный дефект, напрямую следует характер вторичного и, как следствие, многие особенности развития таких детей. Однако выделяют общие закономерности:
1. Недоразвитие способностей к приёму, переработке и хранению информации.
2. Недостаточность словесного опосредования.
3. Наличие компенсаторных вторичных симптомов, усиление здоровых сенсорных систем.
4. Специфика аномального развития личности при отсутствии коррекции извне и благоприятных условий.
Особенности психических функций в зависимости от варианта дефицитарного развития по трём основным моделям (нарушение слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата):
Функция | Нарушение зрения | Нарушение слуха | Нарушение ОДА |
Восприятие | Замедленность процесса, схематизм, нарушение целостности восприятия, фрагментарность и нетночность. Тактильное восприятие обостряется. | Более тонко дифференцируют оттенки цветов. При полной глухоте тактильно-вибрационная чувствительность обостряется. | Недостаточность пространственного гнозиса. При ДЦП нарушена конвергенция и фиксация взора. Нарушения схемы тела. |
Память | Более схематична и фрагментарна. | Плохо сравнивают информацию и запоминают объекты по частям. | Специфическое развитие памяти, своеобразное формирование мнемических процессов. |
Мышление | Вербализм мышления, недоразвитие психомоторной сферы. Специфические особенности в процессе формирования образов, понятий, речи. | Долго преобладает наглядно-образное мышление. Возникают проблемы при анализе текста. Чаще говорят о различиях, чем о сходствах. | Неравномерный и дисгармоничный характер интеллектуальной недостаточности. Медленно развиваются обобщение и отвлечение. |
Воображение | Не всегда точно передают образы художественной литературы. Наблюдаются трудности в передаче общего смысла текста. | ||
Внимание | Нарушения могут наблюдаться, но компенсируются и развиваются до нормы. | Зависят от характера информации. | Неполнота и фрагментарность образов, снижение объёма и устойчивости внимания. |
Эмоции | Слабовидящие дети более эмоциональны, чем слепые. Характерен пониженный фон настроения, астенические черты, ипохондричность и тенденция к аутизации. | Чаще демонстрируют тревожность, беспокойство и агрессию, из-за чего впоследствии могут страдать. | Склонность к невротическим и неврозоподобным состояниям. Часто – задержки в эмоциональном развитии. |
Речь | Меняется темп развития. Нарушения словарно-семантической стороны речи. Формализм. | Недостаточность речи, в зависимости от тяжести дефекта, вплоть до немоты. Развитие жестовой речи. | Дизартрия. Отставание в формировании моторной составляющей речи, медленное расширение словаря. |