Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Юридический факультет
Кафедра конституционного и муниципального права
Научно-исследовательская работа по дисциплине
Конституционное право
Работу выполнила:
Студентка 1 курса, уч. группа 1118БО3
Скородумова Юлия Павловна
Научный руководитель:
Старший преподаватель кафедры конституционного и
муниципального права юридического факультета
Домнина Анастасия Валерьевна
_____________________________
Нижний Новгород
18.02.19.
Тема 1.
Задание № 1.
№ Статьи | Вопрос | Принят или не принят |
1 (ст.56 ч.1,2 ст. 88) | Обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения | Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении" |
2 (ст.65, 137) | Порядок принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта | 1. О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации (6-фкз от 17.12.2001) 2. Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа (1-фкз от 25.03.2004) 3. Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа (6-фкз от 14.10.2005) 4. Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа (2-фкз от 12.07.2006) 5. Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (6-фкз от 30.12.2006) 6. Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (5-фкз от 21.07.2007) 7. О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя (6-фкз от 21.03.2014) |
3 (ст.66, ч.5, ст.137, ч.1) | Изменение статуса субъекта Российской Федерации | Не принят |
4 (ст.70, ч.1) | О Государственных флаге, гербе и гимне Российской Федерации | Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 1-ФКЗ (ред. от 20.12.2017) "О Государственном гербе Российской Федерации" Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 2-ФКЗ (ред. от 20.12.2017) "О Государственном гербе Российской Федерации" Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 3-ФКЗ (ред. от 20.12.2017) "О Государственном гербе Российской Федерации" |
5 (ст.84) | О референдуме Российской Федерации | Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) "О референдуме Российской Федерации" |
6 (ст.87) | О военном положении | Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) "О военном положении" |
7 (ст.103) | Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации | Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" |
8 (ст.114, ч.2) | О Правительстве Российской Федерации (2-фкз от 17.12.1997) | Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации" |
9 (ст.118, ч.3) | О судебной системе Российской Федерации (1-фкз от 31.12.1996) | Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) "О судебной системе Российской Федерации" |
10 (ст.128) | О полномочиях, порядке образования и деятельности Конституционного, Верховного и иных федеральных судов | Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) "Об арбитражных судах в Российской Федерации" |
11 (ст.135, ч.2) | О Конституционном Собрании | Не принят |
1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.
|
|
2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.
Таким образом:
Только в главы 3-8 Конституции Российской Федерации могут быть внесены поправки, принято и действуют 21 Федеральных Конституционных Законов.
25.02.19.
Тема 2.
Задание № 2
СТАТЬИ | ГИПОТЕЗА | ДИСПОЗИЦИЯ | САНКЦИЯ |
Ст. 59, ч.3 | Если убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы | Гражданин имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. | Отсутствует |
Ст. 108, ч.1 | Отсутствует | Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации. | Отсутствует |
Ст. 108, ч.2 | Если Федеральный конституционный закон одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы | Отсутствует | Отсутствует |
Ст.111, ч.1 | Отсутствует | Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. | Отсутствует |
Ст.110, ч. 2 | Отсутствует | Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. | Отсутствует |
Ст.99, ч.4 | Если начинает работать Государственная Дума нового созыва. | Полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются. | Отсутствует |
Ст.93, ч.1 | Отсутствует | Отсутствует | Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления |
Ст.27, ч.1 | Кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. | Отсутствует | Отсутствует |
Ст.27, ч.2 | Отсутствует | Гражданин имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. | Отсутствует |
Ст.105, ч.4 | Если за Федеральный закон проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. | Отсутствует | Отсутствует |
Ст.130, ч.2 | Отсутствует | Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. | Отсутствует |
Ст.126 | Отсутствует | Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. | Отсутствует |
Ст.128, ч.1 | Отсутствует | Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. | Отсутствует |
Ст.85, ч.2 | В случае противоречия актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. | Отссутствует | Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
|
2. Анализ текста Конституции РФ от 1993г на предмет выявления законов
Порядок принятия федеральных конституционных законов установлен Конституцией Российской Федерации и регламентами палат Федерального Собрания. В соответствии со статьей 108 Конституции Российской Федерации, Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Право вето Президента на федеральные конституционные законы не распространяется.
Еще не приняты:
1) ФКЗ "О Конституционном собрании" как того это требует часть 2 статьи 135 Конституции РФ. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
2) В части 3 статьи 87 Конституции РФ указывается, что Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом, однако на данный момент такого закона пока нет.
Статьи конституции которые толковались Конституционным судом РФ:
2015г.
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.07.2015 N 18-П "По делу о толковании статей 96 (часть 1) и 99 (части 1, 2 и 4) Конституции РФ"
2000 г.
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000 г. N 12-П
По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия
1999 г.
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 2-П
По делу о толковании статей 71 (пункт "г"), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 6 июля 1999 г. N 10-П
По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1999 г. N 15-П
По делу о толковании статей 84 (пункт "б"), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации
1998 г.
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. N 19-П
По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. N 28-П
По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации
1997 г.
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. N 12-П
По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области
1996 г.
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. N 10-П
По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации
1995 г.
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. N 1-П
По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П
По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 12-П
По делу о толковании статьи 136 Конституции РФ
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П
По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации
Конституционный суд не является законодательным органом по Конституции РФ и по др. ФЗ, но несмотря на это Конституционный суд обладает полномочием толкования права, и исходя из этого суд издает Постановления, которые конкретизируют или уточняют право РФ и эти Постановления являются правовыми актами.
Согласно статье 106 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Толкование Конституции Российской Федерации.
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации:
1. Является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
2. Никто не может отменить, изменить или оспорить данное судом толкование конституции РФ.
3. Вступают в силу немедленного после провозглашения, действуют непосредственно и не подлежат утверждению другими органами и должностными лицами.
4. Не являются правотворческими, однако решения имеют общеобязательный характер.
5. Постановления Конституционного суда содержат целый комплекс положений, имеющие нормативный характер.
Анализ Постановления Конституционного Суда Российской Федерации
Название, дата, номер решения Конституционного Суда | Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000 г. N 12-П "По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия". | |
Тема, к которой относится судебное решение | Досрочное прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. | |
Субъект обращения в Конституционный Суд | Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной Думы о толковании отдельных положений статей 91 и 92 (часть 2)Конституции Российской Федерации. | |
Предмет рассмотрения (оспариваемое или толкуемое положение нормативного правового акта) | Предметом рассмотрения является лишь истолкование положения статьи 92 (часть 2)Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении исполнения Президентом Российской Федерации полномочий. | |
Позиция субъекта обращения | Государственная Дума просит истолковать приведенные положения Конституции Российской Федерации во взаимосвязи, поскольку, по ее мнению, неясно, препятствует ли установленная статьей 91 неприкосновенность Президента Российской Федерации возможности запрашивать и получать информацию о состоянии его здоровья в целях решения вопроса о наличии стойкой неспособности Президента Российской Федерации по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия как одного из предусмотренных статьей 92 (часть 2) оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации; отменяет ли статья 91 действие в отношении Президента Российской Федерации положений Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, касающихся процедуры определения временной нетрудоспособности и выдачи листка нетрудоспособности (статья 49), порядка установления степени утраты трудоспособности (статья 50); какова процедура прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации досрочно в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. | |
Позиция противоположной стороны (если она предоставлена) | Не предоставлено. | |
Итоговый вывод Конституционного Суда РФ, содержащийся в резолютивной части решения | Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 71, статьями 72, 75, 78, 79 и 106 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации постановил: 1. Порядок прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации досрочно в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, предусмотренного статьей 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определяется на основе требований Конституции Российской Федерации и настоящего Постановления. 2. Содержание и назначение статьи 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предусматривающей возможность прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации досрочно в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, не затрагиваются установлением в статье 91 Конституции Российской Федерации положения о неприкосновенности Президента Российской Федерации. 3. Данное Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении толкование является официальным и общеобязательным. 4. Настоящее Постановление окончательно, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно. 5. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации" и "Российской газете". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации". |
03.03.19
Таблица. Постановления Конституционного суда о толковании Конституции РФ