Операционный менеджмент в системе управления предприятия




ТЕМА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОПЕРАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Сущность операционного менеджмента и формируемых им управленческих решений

Операционный менеджмент (Operations Management) — это деятельность, связанная с разработкой, использованием и усовершенствованием производственных систем, на основе которых производятся основная продукция или услуги компании.

Операционный менеджмент – это деятельность по управлению процессом получения и переработки ресурсов в продукт с поставкой покупателю. Он охватывает проектирование, организацию, обеспечение и контроль над процессом преобразования (производства), а также деятельность, связанную с разработкой, использованием и совершенствованием производственных систем управления.

Операционный менеджмент направлен на эффективное управление любыми процессами и операциями, имеющими ключевое значение для клиентов и организации.

Главной задачей операционного менеджмента является эффективное использование ресурсов, а основным показателем, характеризующим его эффективность – продуктивность – показатель объема продаж на единицу вложенных ресурсов, необходимых для производства и реализации продукции.

Операционный менеджмент является источником повышения продуктивности деятельности, которая обеспечивается такими переменными как персонал и операции. Поэтому высоких результатов достигают там, где люди успешно интегрируются в операционную систему и участвуют в процессе ее постоянного совершенствования.

Подобно маркетингу и финансам, операционный менеджмент представляет собой область бизнеса с явно выраженными управленческими функциями. Эту мысль следует понять особенно четко, поскольку операционный менеджмент (ОМ) нередко путают с такими дисциплинами, как исследование операций (Operations Research — OR), научная организация управления (Management Science — MS) и инженерные разработки (Industrial Engineering — IE). Основное отличие в данном случае заключается в том, что ОМ является частью менеджмента, в то время как OR/MS представляют сферу применения количественных методов, используемых в процессе принятия решения в любых отраслях, a IE — это чисто инженерная дисциплина.

Таким образом, хотя операционные менеджеры нередко пользуются в своей работе методами и инструментами OR/MS (например, при графическом определении критического пути) и занимаются вопросами, связанными с инженерными разработками (например, проблемами автоматизации производства), строго управленческая роль операционного менеджмента отличает эту область от остальных упомянутых здесь дисциплин.

Принятие решений

Решения относительно операций принимаются в контексте общего функционирования предприятия. Как видно на рис. 1, корпоративная стратегия (Corporate Strategy) фирмы определяется рынком сбыта (т.е. наличием на нем потребителей товаров и услуг, производимых компанией).

 

 

Рис. 1. Общая модель структуры предприятия

 

Корпоративная стратегия основывается на главной миссии корпорации и, по сути, отображает, как именно фирма планирует использовать все свои ресурсы и функции (маркетинг, финансы и операции) с целью обеспечения конкурентного преимущества.

Операционная стратегия (Operations Strategy) определяет способ и уровень использования производственной мощности компании, которые способствуют реализации корпоративной стратегии. (Точно так же маркетинговая стратегия фирмы определяет, какими конкретными методами будет осуществляться сбыт товаров и услуг, а финансовая стратегия намечает наиболее эффективные варианты использования финансовых ресурсов.)

На уровне операционной функции все решения, связанные с управлением, можно подразделить на три большие группы. Стратегические решения (долговременные). Тактические решения (промежуточные). Решения, связанные с планированием операций и их управлением (кратковременные).

Стратегические решения, как правило, носят наиболее широкий характер и дают ответы на самые общие вопросы.

Например, каким образом будет производиться продукция? Где и как следует разместить производственные помещения? Какая производственная мощность потребуется для выпуска данной продукции? По этой причине временные рамки, намечаемые в результате принятия стратегических решений, зачастую бывают очень широкими и, в зависимости от отрасли промышленности, в которой работает компания, могут охватывать несколько лет.

Решения относительно операций, принятые на стратегическом уровне, оказывают влияние на долговременные показатели эффективности работы фирмы, поскольку определяют, каким образом она может удовлетворять потребности своих клиентов. Следовательно, для того чтобы компания добилась успеха, эти решения должны максимально соответствовать избранной ею корпоративной стратегии. Таким образом, решения, принятые на стратегическом уровне, носят характер обязательных условий или производственных ограничений, с учетом которых фирма должна функционировать как в долгосрочной перспективе, так и в краткосрочном плане.

Следующий уровень процесса принятия решений нацелен на тактическое планирование. На этом уровне, прежде всего, вырабатываются конкретные варианты наиболее эффективного распределения материальных ресурсов и рабочей силы с учетом ограничений, определенных на предыдущей стадии принятия стратегических решений. На данном уровне операционный менеджмент сосредоточивается также на решении других вопросов. Например, какое количество рабочих понадобится для производства продукции (или услуг)? В какой именно момент в них возникнет потребность? Придется ли работать сверхурочно или вводить вторую смену? Каков должен быть график поставок материалов? Следует ли создавать запасы готовой продукции? Ответы на них также принимают характер производственных ограничений, с учетом которых будут приниматься решения, связанные с планированием операций и управлением ими.

По сравнению с двумя описанными выше уровнями решения относительно планирования операций и управления ими охватывают небольшой период времени. Они, как правило, содержат ответы на более конкретные вопросы. Например, какую работу нужно выполнить сегодня или в течение текущей недели? Кто именно будет отвечать за выполнение этой задачи? Какую работу следует выполнить в первую очередь?

Операционный менеджмент в системе управления предприятия

Для получения общего представления о содержании операционного менеджмента следует воспользоваться моделью «5Р» (5Ps of operational management), в соответствии с которой операционный менеджмент включает:

1) различные организации, производящие продукцию или оказывающие услуги (предприятия, подразделения - Plants);

2) проектирование бизнес-процессов (процессы - Processes);

3) продукты и услуги (полуфабрикаты, материалы, комплектующие - Parts);

4) подбор персонала для выполнения отдельных операций и бизнес-процессов (персонал - People);

5) выполнение таких функций управления как: планирование, организация, анализ, контроль и регулирование (плановая и управленческая система - Planning and Control Systems).

Операционный менеджмент - это деятельность, направленная на управление операциями при приобретении нужных ресурсов, их трансформации в готовый продукт или услугу с его (их) поставкой потребителю (на рынок). Операционный менеджмент основывается на операциях планирования, организации и управления организацией, мотивации, контроля и корректировки деятельности организации.

Операционный менеджмент это определенная система управления операциями, в параметрах и показателях которой он отображается. В его содержании отражается характер и особенности профессионального мышления менеджера. Операционный менеджмент является своего рода структурой знаний, в виде конкретной системы ценностей, установок и стереотипов.

Цель операционного менеджмента – это сформировать эффективную систему управления операциями в производстве. Он направлен на построение «управляемых» производственных систем, путем выполнения специфических действий и процедур с задачей получения рыночного результата деятельности фирмы. Рыночный выбор может строиться только на четком профессиональном учете объективных ограничений, критериев и стандартов.

Оптимальные операционные решения требуют от руководителя пребывания в центре производственной системы, которая развивается. Сочетание в одном целом основных факторов и аспектов деятельности предприятия – финансовых, организационных, рыночных, технологических и др. – требует, чтобы процесс формирования эффективной системы управления осуществлялся на базе рационального управления операциями.

Предметом операционного менеджмента является операционная деятельность.

Операционная деятельность – это совокупность трудовых и естественных процессов, в результате осуществления, которых создается продукция, и оказываются услуги.

Обобщая современные теории и практику, можно выделить следующие основополагающие принципы операционного менеджмента:

- ориентация на потребителя;

- стратегическая направленность;

- взаимовыгодные отношения и интеграция с поставщиками и партнерами;

- процессный подход;

- системный подход;

- качество работы и ответственность персонала;

- стабильность и непрерывное развитие компетентности персонала;

- вовлечение работников;

- командная работа;

- создание в коллективе атмосферы доверия, здорового психологического климата стимулирующего хорошую работу и творчество;

- постоянное совершенствование качества продуктов, процессов и операций;

- затраты - эффективное использование всех видов ресурсов и постоянное снижение затрат;

- гибкость - быстрое обновление ассортимента и изменение объемов выпуска продукции в соответствии с индивидуальными запросами клиентов;

- скорость - сокращение времени на производство и обслуживание;

- соблюдение этических норм, законов, международных стандартов и ограничений, связанных с охраной окружающей среды и требованиями местных сообществ;

- лидерство руководства - менеджеры высшего звена должны быть ответственны за реализацию перечисленных принципов.

Таким образом, операционный менеджмент является важной и обязательной системой на каждом предприятии в условиях современных рыночных отношений. Предприятие, фирма или организация по производству товаров и услуг должна своевременно реагировать на изменения спроса на продукцию, качество оказываемых услуг.

Так как одним из основополагающих принципов операционного менеджмента является ориентация на потребителя по таким главным критериям как: качество продукции, обновление ассортимента и изменение объемов выпуска продукции, необходимо проводить исследование и анкетирование с целью выявления потребностей потребителя и разработки стратегии по удовлетворению их потребностей. Для этого необходимо назначить лиц, ответственных за проведение исследований, которые впоследствии будут контролировать осуществление новых стратегий.

Вторым важным критерием являются отношения между партнерами и поставщиками. Предприятие или организация должны быть уверены в своих поставщиках. Для этого руководитель должен внимательно изучить финансовые контакты потенциальных партнеров, текущее состояние их дел, а также выгоды, которые возможны при сотрудничестве с ними. При работе с партнерами необходимо искать способы более рационального использования денежных средств для обеспечения товарам и услугам более широкие рыночные каналы.

Главным, определяющим принципом операционного менеджмента, на наш взгляд, является качество работы и ответственность персонала, стабильность и непрерывное развитие компетентности персонала, вовлечение работников, командная работа, а также создание в коллективе атмосферы доверия, здорового психологического климата стимулирующего хорошую работу и творчество. Именно непрерывное развитие компетентности персонала является самым важным в современной рыночной экономике. Чем быстрее персонал сможет переобучиться на новые стандарты, научиться работать на современном оборудовании и находить различные подходы в решении вопросов, возникающих в процессе производства и реализации товаров и услуг, тем выше будет эффективность их работы, а также работы всей организации. Для этого необходимо проводить набор персонала, в соответствии с четко поставленными требованиями организации, а также ввести систему мотивации, для увеличения производительности труда.

При соблюдении этих рекомендаций, предприятия смогут повысить эффективность своего функционирования, что приведет к главной цели работы любого предприятия или организации – увеличению прибыли.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: