Особенности средневековой картины мира. Мировоззренческие основы и специфика средневековой художественной культуры.




Тема 1. Средневековое искусство: истоки, общая характеристика.

1. Понятие «Средние века».

2. Особенности средневековой картины мира.Мировоззренческие основы и специфика средневековой художественной культуры.

3. Место и роль искусства в культуре Средневековья.

Понятие «Средние века».

Понятие «Средние века» возникло в 15 веке в среде деятелей культуры Ренессанса. Первоначально обозначало период безвременья, который, по мнению деятелей Ренессанса, наступил после упадка Античности. В эпоху Ренессанса сложилась традиция негативного отношения к Средним векам как к периоду невежества, религиозного фанатизма, упадка культуры. Появляется синоним – «Темные века». В 17 в. термин «Средние века» лишается ценностной окраски и вводится в научный оборот как обозначение историко-культурного периода 5-15 веков. В 20 - в нач. 21 в. постепенно преодолевается негативное отношение к средневековой культуре; в ней начинают видеть уникальность, своеобразие, неповторимый образ мира и способ мышления.

Особенности средневековой картины мира. Мировоззренческие основы и специфика средневековой художественной культуры.

Формирование нового мировосприятия, новых культурных ценностей обусловлено историческими событиями и утверждением христианской религии. Кризис античного общества и культуры (финалом которого стало падение Западной Римской империи в 476 г.) с новой силой поднял проблему сущности человека, смысла жизни. Сложные социально-экономические условия (голод, болезни, разрушение государственных структур, войны) способствовали поиску ответов на эти вечные вопросы не в земной реальности, а в сакральной, потусторонней, «на небесах». Единственным учением, которое было способно придать смыл существованию мира и жизни человека, была христианская религия. В то же время христианская церковь - в условиях разрушения государственных и социальных структур – стала объединяющей силой, способной удержать общество от окончательного сползания в хаос.

Таким образом, религиозный фактор в культуре Средних веков приобрел особое значение в жизни человека и общества. Средние века – эпоха Божественного в культуре. Важнейшая характеристика Средневековой культуры – теоцентризм (от греч.Теос – Бог). Бог для средневекового христианина – не часть мира, Он – вне и над миром, и в то же время пронизывает мироздание, которое существует только благодаря Божественной воле. Ценность сущего определялась той степенью, в которой оно отображает Бога. Отсюда – иерархичность средневековой модели мира (иерархия – с греч. «священный порядок» - соподчинение низшего высшему). Поскольку земной мир в сознании средневекового человека отражает Божественную реальность, все явления становятся символами. Символ – это предмет, изображение, цвет, звук, действие, которое имеет значение, отличное от своего непосредственного содержания. Средневековая культура имеет символический характер.

Мир средневековым человеком переживается как символический универсум. Средневековый человек видит символы повсюду. Вселенная состоит для него не из элементов, энергий и законов, а из образов. Образы обозначают самих себя, но помимо этого и нечто иное, высшее, в конечном счете – Бога. Так, каждый образ становится символом. Он указывает вверх, за пределы самого себя. Символы обнаруживаются всюду – в культе и искусстве, народных обычаях и общественной жизни, в научной работе и исторических событиях.

Взаимное соотношение двух миров – небесного и земного, - возникающее в христианстве, выражается в том, что пространство теряет спокойствие и уравновешенность, примерную одинаковость во всех направлениях. Пространство приобретает направление, векторы, доминирует вертикаль, выражающая направление вверх, к миру небесному. Пространство все больше утрачивает свою однородность, становится эмоционально окрашенным.

В географическом пространстве выделяют мир языческий и христианский, разные по своей природе и вызывающие неодинаковую реакцию у средневекового христианина. Религиозные представления накладывают свой отпечаток и на восприятие пространства внутри христианского мира. Возникают особые его участки, сильнее связанные с небесным миром. Это сакральное пространство – святые места: территории церквей, монастырей, кладбищ, мест видений и деяний святых. В этом пространстве доминируют ярко выраженная вертикаль, соприкосновение со священным переживается острее, интенсивнее. Возникают ощущения своеобразной грани, наличия перехода, соприкосновения двух миров, который выливается для верующих в почти физическое ощущение воспарения или вознесения.

Данными особенностями средневекового мировосприятия определялась и художественная культура, главное место в которой занимали атрибуты христианского культа. Целью художественного творчества того времени являлось не эстетическое наслаждение как таковое, а обращение к Богу. Религиозные философы представляли Бога как источник вселенской гармонии и идеальной красоты. Неотъемлемый атрибут средневекового искусства, проявившийся особенно в зрелом и позднем средневековье, – монументализм. Он отражал величие Бога. Религиозно-художественное произведение в целом и любой его элемент рассматривались как знаки сверхъестественной реальности.Строго следуя универсальным церковным канонам, средневековые художники призваны были в образной форме явить божественную красоту. Эстетический идеал средневекового искусства был противоположен античному, отражая христианское понимание красоты. Идея превосходства духа над телесным, плотским представлена в аскетизме образов монументальной живописи и скульптуры, их суровости и отрешенности от внешнего мира.

Важнейшей чертой средневекового искусства является символизм. Символичен весь образный строй средневекового искусства (длинные, почти бесплотные тела апостолов и святых выражают идею о преодолении духовным началом грешной материи - плоти).

Разномасштабность фигур - еще одна особенность средневекового искусства. Размер фигур определялся иерархической значимостью изображенного. Христос всегда больше апостолов и ангелов, которые, в свою очередь, больше простых мирян.

Использование в художественных произведениях символов – знаков божественного промысла – обусловило каноничность и аллегоризм средневекового искусства. Художники должны были заострять внимание на духовном содержании образов, прибегая к условностям и стилизации, обращаясь к аллегориям и ассоциациям. Таким образом, расшифровывались и представлялись в виде наглядно представленных моральных формул смыслы сакральных символов.

Важная черта средневекового искусства – умозрительность, уводившая от мирского, чувственного начала. Бесплотность тел, отсутствие интереса к конкретно-чувственным деталям в изображении не отвлекали внимание от духовного постижения Бога.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: