Новый год – твердая земля




Предлагаю вам вспомнить главу 6 послания Иоанна с 16 по 21 стих. На мой взгляд, это место связано с Новым Годом, и сейчас я постараюсь объяснить, почему я так думаю.

Существует проблема, заключающаяся в том, что на сегодняшний день мы «дрейфуем» в этом мире, и всё менее надёжной нам кажется перспектива достижения того направления/цели, куда мы движемся. Это можно рассмотреть в нескольких аспектах. Сегодня мы уже не говорим об отдельной стране или государстве, но о планете в целом. Мы являемся одним миром, и нравится нам это или нет, он един: это применимо к церкви, к человеку, семье и всем аспектам жизни; во всем прослеживается эта ненадежность достижения цели.

История, затронутая в шестой главе Евангелия от Иоанна, интересна тем, что она соединяет в себе два очень интересных сюжета, описанные во всех евангелиях, которые имеют особое значение.

Первая история - это умножение хлебов, на которую стоит посмотреть с точки зрения её символистики. Умножение хлебов сравнимо с манной, которую Бог даровал евреям в пустыне. С одной стороны для присутствующих это доказательство мессианства Иисуса, но в то же время существует и экономический смысл, потому что решается проблема недостатка хлеба, заботы о пропитании. Семьи, пришедшие послушать Иисуса, жили в постоянной неуверенности в завтрашнем дне, не знали, чем они будут питаться завтра. Действия Иисуса не дают нам забыть о чуде насыщения народа в пустыне. Он является Мессией, Он ведёт народ по пустыне, но в то же время существует Тот, Кто может накормить весь народ!

Надо признать, что у истории умножения хлебов существует также и политический аспект, ведь народ решает сделать Иисуса Царем. Ученики Иисуса, наконец, видят, что достигли своей цели. А какая у них была цель? Почему они решились пойти за Иисусом? Потому что они поверили в то, что Иисус является Мессией. Кто такой Мессия? Это освободитель народа. Это значит, что местом Иисуса должен быть трон Давида или, может быть, дворец Пилата. Ученики решили, что настал тот самый момент, когда Иисус, наконец, сможет стать царем, что будет спасением для всего Израиля.

Такое понимание «спасения» исходит из Ветхого Завета, где от самой первой книги Бытие до пророка Михея, понятие «спасение» определялось как избавление Израиля от всех его врагов. Ученики Иисуса понимали, что ветхозаветные обетования могут быть исполнены, лишь, когда Иисус станет Царем, и весь народ хочет, чтобы Иисус им стал. Можно было бы сказать, что евреи приняли Иисуса за Мессию, и на этом Его миссия закончилась!

Но в тот же момент, Иисус садится в лодку и отплывает на другой берег, отпускает народ, говоря им идти домой. Он не хочет быть царем, и не намерен еще раз повторять чудо насыщения хлебами. Он думает иначе. «Идите домой, в поте лица зарабатывайте себе «горький» хлеб до конца своих дней. Я больше не буду умножать хлеб, это был всего лишь знак. Не будем повторять историю путешествия по пустыне. Я не буду вести вас как Моисей в пустыне, тогда вас угнетали египтяне, сейчас римляне, но Я не буду вас никуда выводить, чтобы снова давать вам манну, как делал Моисей, Я оставляю вас, идите домой, добываете себе сами. Идите и если придут к вам власти, чтобы забрать ваши вещи, Я вам не помогу, потому что Я не являюсь вашим освободителем. Если вдруг римляне заставят вас нести большую тяжесть/обременение, не отказывайтесь, напротив, - может быть, они, таким образом, смягчатся к вам. Не будет никакого восстания против римлян. Пилат продолжит злоупотреблять своим авторитетом, Я не освобожу вас от него. Священники останутся такими же продажными, Я не собираюсь выгонять Каиафу из храма. Мир останется таким же, каким он и был прежде, и Я ничего не сделаю для его изменения».

Подумайте, какое разочарование... даже Бог нас «оставил». Казалось бы, что Иисус - последняя надежда: Христос сотворил столько чудес, показывая, что у Него есть сила избавить свой народ от Римлян и от всех трудностей, но Он отказывается это сделать.

Следующий эпизод из жизни Иисуса - хождение по воде, - это духовное разочарование народа в Христе. Иисус идет в синагогу, за Ним идут люди, которые хотели бы услышать проповедь, в которой если Он не хочет быть их политическим лидером, то пусть будет, хотя бы религиозным реформатором иудаизма. Думаю, вы прочитали в 6 главе евангелия Иоанна, что Иисус говорит людям, что они пришли искать Его не, потому что видели чудеса, а потому что «ели хлеб и насытились».

Когда я беседую с некоторыми людьми, они говорят, что раз Иисус творил чудеса в Свое время, тогда Он должен делать их и сегодня. Если у человека заболел ребёнок, то он зовёт пресвитера церкви, молится, постится, совершается помазание, он не обращается к доктору, потому что это может расцениваться как знак неверия. Но чуда почему-то так и не происходит. Может быть, вера недостаточно сильна или человек как-то не так молится? Мой ответ таков: Иисус не творил чудес, Он делал знаки, и между этими понятиями существует большая разница. Чудеса, которые совершил Иисус, являются знаками, несущими в себе определенный смысл и являющиеся духовными уроками. Если ты выучил духовный урок, то нуждаешься не в его повторении, а в понимании его значения, поэтому не стоит ждать чудес. Необходимо понять, что однажды чудо уже было совершено, и сейчас нужно извлечь из этого правильный урок.

Иисус говорит им: «вы ели хлеб, но так и не поняли знак». Христос, объясняет иудеям, что надо работать не для «тленного», временного хлеба, но для того, который ведёт в вечную жизнь. Размышляя над этим, иудеи отвечают: «Господи, мы осознаем, что там, тогда, на берегу озера мы неправильно поняли, в этой земной жизни мы должны терпеть и голод, и гонения, и болезни, и важна только жизнь вечная. Что же нам для этого сделать?» Иудеи смирились с тем, что Иисус не хочет стать Царем в их понимании, но они ждали, чтобы Он сказал им, что делать. А Иисус говорит, единственное, что вам нужно сделать, - это поверить в Того, Кто им был послан. Тогда иудеи говорят, наши прародители ели манну в пустыне, дай нам манну, сделай что-то! В ответ, Иисус оставляет им завет есть тело Сына человеческого и пить Его кровь.

Не думаете, что иудеи не понимали, о чем идет речь, ведь многие не смогли быть дальше с Иисусом, и отошли от Него. Это меня не удивляет. Не думайте, что они не поняли Христа, нельзя недооценивать иудеев. Они были на тот момент самыми осведомленными людьми в понимании текста Писания. Они поняли, что Иисуса не интересует реформа иудаизма, и это было для них вторым большим разочарованием. Не хочет спасти свой народ от завоевателей и притеснителей, и даже духовное спасение Израиля Его не интересует.

Религия Иисуса другая: «Ешьте Моё тело и пейте Мою кровь». В Его словах иудеи видели то, что Иисус заменяет Собой все учение иудаизма. «Разрушьте этот храм и через три дня Я его снова построю», имея ввиду, Своё тело. Он из Себя делает религию, не из иудаизма. Конечно, все разочарованы.

И между этими двумя моментами разочарования, ученики попали в кризисную ситуацию: они отправляются в море, где начинается страшная буря. Мы знаем, что Галилейское море – озеро, и бури на озере могут быть опасней, чем на море, потому что пространство озера гораздо меньше, волны в нем могут, сталкиваясь между собой, превращаться в гигантские водяные стены, атакующие со всех сторон, которые могут с легкостью опрокинуть лодку. Находясь именно в такой ситуации, ученики видят Иисуса, идущего по воде. Иоанн в своем послании не описывает эпизод с Петром. Увидев Иисуса, на учеников нападает страх, но Он говорит им: «Это Я, не бойтесь!»

Хочется поразмышлять над этими словами, которые произнес Христос: «Это Я, не бойтесь!» Давайте, сначала посмотрим на это не как на чудо, а как на знак. В истории Израиля существует несколько эпизодов, когда вода расходится, оставляя возможность народу пройти по суше: переход евреев через Красное море при бегстве от египтян, переход через Иордана, переход Ильи и Елисея. Во всех этих ветхозаветных историях люди переходят море по суше, а не по воде. У суши есть смысл: она означает порядок, в то время как вода - символ хаоса. Море - элемент хаоса, превратностей судьбы, неожиданных сюрпризов. Находясь в море, отплывая от берега при полном штиле, люди не знают, будет ли море и дальше спокойно или погода резко изменится, и их настигнет буря, шторм. Поэтому всегда, когда люди встречали море в качестве препятствия, они ждали, что Бог разведет воду, и они смогут пройти по суше, не ждали, чтобы Бог проведет их прямо по воде.

Что мы ждём от Бога, чтобы Он сделал для нас в Новом году? Может быть, чтобы также как и Израилю раздвинул воды, чтобы пройти по суше? Что мы ожидаем от жизни? Хотим иметь под ногами твердую землю, не так ли? Это наш природный инстинкт. Признаюсь, что каждый раз летая на самолете, не могу преодолеть иррациональное, абсолютно нелогичное чувство страха. Почему иррациональное? Потому что все мы знаем, что по статистике шанс погибнуть в автокатастрофе намного больше, чем летя на самолете. И все-таки, садясь в самолёт, испытываю непреодолимый страх. Понимаю, что это мой человеческий инстинкт: нет земли под ногами, особенно находясь 10 000 метров над землей.

Я хорошо знаю Галилейское озеро, и как опасно оно себя ведет. Когда изучал историю озера Мичиган, был удивлён количеству кораблей, утонувших в нем. Самое интересное то, что эти корабли переплывали океан, а тонули в озере. Ученики Христа были очень хорошо знакомы с этим феноменом, они знали, что буря на Галилейском озере могла закончиться для них смертью. Ученикам в тот момент не хватало твердой земли под ногами, и вот они видят Иисуса идущего по воде, который говорит им: "Это Я, не бойтесь!".

Интересен факт, что если сравнить древнегреческий язык, на котором написан Новый Завет, с современными языками, то там существуют некоторые глагольные формы, которые сейчас не употребляются. Например, глагол «быть». Вместо глагола «быть» греки использовали глагол «становиться». Если я говорю: «я – такой-то человек», это значит, что «я становлюсь этим человеком», не являюсь им, а становлюсь. Это говорит о том, что греческий - очень продвинутый язык. То есть, Иисус говорит: "Я существую, не бойтесь!" Иисус говорит ученикам, что сейчас, в момент бури, под их ногами существует другая твердыня, нежели земля. Ведь мы знаем, что порой и земля под ногами может быть обманчива.

Наступает 2018 год. Знаете ли вы, что в этом году вращение земли замедлится на одну долю? Вращение земли постоянно замедляется из-за притяжения луны, но в этом году, оно особенно замедлится. Говорят, что причина этому - глобальное потепление. Я даже не думал, что такое может произойти. Скорее всего, мы не почувствуем на себе этого, потому что это никак не отразится на продолжительности дня или времени захода солнца, но возможны другие последствия: увеличения количества землетрясений. Так как, мы знаем, что земля, на которой мы живём, движется, а вместе с ней и континенты, находящиеся в огромной массе магмы. Другими словами, Христос говорит ученикам, что Он не будет разделять/раздвигать воды, чтобы пройти по суше. Безопасность – иллюзия, которую мы испытываем, имея землю под ногами. Если мы твёрдо стоим на земле, это ещё не значит, что мы в безопасности. Кроме этого, нельзя надеяться, что сохранится то финансовое благополучие или состояние здоровья, которым мы сейчас обладаем. Мы не можем быть уверены даже в отношениях между людьми, потому что не знаешь, кто и когда тебя обманет, также можно говорить и о политике, не так ли? Можем ли мы быть уверены в истинности наших теологических понятий? Иудеи из Капернаума были уверены в том, что их религия является истиной и не нуждается ни в каких изменениях, потому что им Моисеем был дан Закон Божий. Но Иисус говорит, что единственное, на что можно положиться - это «Я есмь, Я существую» - именно в этом и заключается реформа религии.

Значит, мы всегда находимся «на воде». Мы не можем быть уверены в нашей работе, финансах, взаимоотношениях, теологии церкви, которую считаем «скалой», не знаем даже, дойдем ли мы сегодня невредимыми домой, ведь всякое может случиться. Получается, единственное, в чем мы можем быть уверены, - это Иисус: "Не бойтесь - Я есть!" На море, в воде во время бури вы в безопасности, если Я с вами, даже без лодки (урок Петра, идущего по воде).

Но в случае с Петром, нам всегда нравиться говорить о том, что он согрешил, потому, что слишком возгордился или потому что полюбопытствовал и попробовал как это, ходить по воде, но нигде в Библии мы этого не найдем. Иисус обличает его лишь в одном: "Почему ты усомнился?" А на самом деле он просто испугался… Интересно, почему нам приятнее думать, что Пётр возгордился? Наверное, потому что когда кто-то опережает нас, у нас самих не хватает духу совершить тот или иной поступок, мы стремимся притормозить этого человека...

Иисус хочет этим сказать, что когда «Я с тобой», то ты можешь быть в большей безопасности, находясь в бушующем море без лодки, чем на твердой земле. «Ты в безопасности со Мной, когда ты беден и голоден, чем с хлебом, деньгами и крышей над головой. Хочется из этого извлечь урок. Для начала, давайте не будем строить себе иллюзий. Все мы просим у Бога, то о чем мечтаем, на что надеемся, что в какой-то день, наконец «расступится вода, и мы сможем, наконец, пройти по суше». Мечтаем о том, когда с неба будет падать хлеб насущный, и когда уже не нужно будет переживать о завтрашнем дне. И даже если бы кто-то дал вам миллиард долларов, все равно невозможно было бы быть уверенным в завтрашнем дне.

Вся наша уверенность является фальшивой. Единственное в чем мы можем быть уверенны, так это в словах: "Я есть!" Существует То, на что можно с уверенностью положиться и надеяться, но в основном, мы "ходим по воде". Не жди, что мир стал безопаснее. Но Иисус говорит, что не стоит бояться! Что может случиться? Находясь в лодке во время бури, мы гребем и преодолеваем ее, если лодка идет ко дну, идём по воде, но идём вперёд. Для нас существует безопасность, которая исходит из сути Евангелия, которая не зависит от случайностей мира, в котором мы живём, это То, что уже нам дано и существует. И эта безопасность находиться ни в доктрине, ни в церкви, ни в политической системе, деньгах или земле под нашими ногами, ее источник – Иисус. Пусть Бог нам поможет, чтобы в этот предстоящий год, мы шли уверенной поступью, даже не имея твердой земли под ногами, стоять на действительно "твердой земле", которая находится в нашем уме, потому что место Иисуса не под ногами, а в нашем уме.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: