LXVII Московская городская олимпиада школьников по химии
Городской этап 11 класс 2010/2011 уч. год
11-1. На титрование 1,00 г органической кислоты потребовалось 22,2 мл одномолярного раствора NaOH. Определите формулу этой кислоты и напишите уравнение ее реакции с Ag2CO3.
11-2. Зубная эмаль на 75% состоит из основного фосфата кальция. Приведите брутто-формулу этого соединения, если известно, что его молярная масса равна 502 г/моль. Напишите уравнение реакции основного фосфата кальция с фторидом натрия (важный компонент зубной пасты) в кислой среде. В чем заключается защитное действие фторида натрия на зубную эмаль?
11-3. 120 лет назад русский химик А. П. Дианов обнаружил, что при взаимодействии фенола с ацетоном в присутствии соляной кислоты образуется новое соединение 2,2-ди(4-гидрокси..)..пан состава С15H16O2. Это соединение взаимодействует с NaOH, давая соль С15H14O2Na2, реакция которой с фосгеном COCl2 позволяет получить полик…т с простейшей формулой С16H14O3. На сегодняшний день полик…т широко используется для производства пластиковых бутылок, DVD дисков и многих других продуктов. Расшифруйте формулы и названия указанных соединений. Напишите реакцию разложения полик…та в концентрированной соляной кислоте.
11-4. Одномолярный раствор вещества X постепенно превращается в вещества Y и Z по следующим уравнениям реакций:
X → Y (1)
Y → Z (2)
Приведите графики зависимости концентрации веществ X, Y и Z от времени. Примите, что скорость образования продукта в каждой реакции прямо пропорциональна концентрации реагента и коэффициенты пропорциональности одинаковы для обеих реакций (т.е. кинетическое уравнение каждой реакции имеет первый порядок и константы скорости реакций равны).
|
11-5. C6H6 → … → … → … → … → C8H6 → C16H10
расшифруйте цепочку превращений расставив приведенные ниже реагенты в правильном порядке: (a) (CH3COO)2Cu, O2 ; (b) KOH, нагревание; (c) H2, Ni-катализатор; (d) CH3COCl, AlCl3; (e) Br2; (f) H2SO4, нагревание. Приведите структурные формулы всех органических продуктов.
11-6. При взаимодействии двух простых веществ, твердого и газообразного, образовалось темно-красное соединение A. Один грамм соединения А ввели в реакцию с избытком металлического магния, продукты реакции растворили в воде и полученный раствор обработали избытком AgNO3. Выпавший из раствора окрашенный осадок отфильтровали, высушили и взвесили – его масса оказалась равна 2,33 грамма. В водном растворе остался только Mg(NO)3 и избыток AgNO3. Определите вещество А и напишите уравнение его реакции с пропиленом. Кратко изложите логические рассуждения и расчеты, которые привели вас к ответу.
LXVII Московская городская олимпиада школьников по химии
Городской этап 8 класс 2010/2011 уч. год
8-1. Двум ученикам молодой учитель химии Колбочкин предложил разделить смесь железных опилок и твердого медного купороса. Первый предложил отделить железо магнитом. Второй – растворить купорос в воде и железные опилки отфильтровать. Какие недостатки есть в каждой из методик?
8-2. Существует несколько видов химических формул веществ. В частности, простейшая (она показывает, какие элементы и в каком соотношении входят в состав вещества), молекулярная (показывает, какие элементы и в каком количестве входят в состав молекулы вещества), структурная (показывают, как атомы в молекуле связаны друг с другом). Для некоторого вещества известно, что в нем массовая доля азота 87,5 %, водорода — 12,5 %, для другого — 93,3 % азота, 6,7 – водорода (проценты везде массовые). Выведите простейшую, молекулярную, структурную формулы.
|
8-3. Основываясь на знании Периодического Закона, предскажите, какими свойствами будут обладать оксид и гидроксид стронция, высшие оксид и гидроксид селена. Подтвердите свой вывод уравнениями реакций (не менее 2-х на каждое соединение).
8-4. При взаимодействии водных растворов веществ A и В после выпаривания из реакционной смеси воды, остается твердое вещество белого цвета С. Известно, что это вещество бинарное и массовая доля натрия в нем равна 39,3 %. Установите формулу вещества С. Предложите формулы веществ А и В. Есть ли второе решение данной задачи?
8-5. Молодой учитель химии Колбочкин считал, сколько ему надо денег для проведения всеми школьниками опыта по получению водорода. По его расчетам, каждый ученик в классе (а их у него было 25) должен был получить 50 мл газа (объем приведен для н.у.). Технический цинк стоит 50 руб. за килограмм, раствор соляной кислоты (36 %) стоит 125 руб./кг. Сколько денег нужно учителю для проведения опыта?
8-6. Приведите примеры реакций между двумя газами с образованием
a. только твердых продуктов
b. только жидких продуктов
c. только газообразных продуктов
d. одного твердого и одного жидкого продукта
e. одного газообразного и одного жидкого продукта
Примечание: агрегатные состояние приведены при н.у.