МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Новосибирское высшее военное командное училище
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Защита войск (сил) от идеологического и
Психологического воздействия противника
(по опыту Сирийской Арабской республики)
Учебное пособие
Новосибирск-2017
Лопуха Т.А., Авдеев В.В., Соломатин Е.В., Макаренко В.С.
Защита войск (сил) от идеологического и психологического воздействия противника (по опыту Сирийской Арабской республики): учебное пособие / Лопуха Т.А., Авдеев В.В., Соломатин Е.В./ Под общей ред. Д.А. Волотковича.- Новосибирск: НВВКУ, 2017.– 20 с.
Пособие подготовлено кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин. В пособии рассматриваются проблемы информационно-психологического противоборства как составной части морально-психологического обеспечения деятельности Вооруженных Сил России. Представленные материалы основываются на опыте структур по работе с личным составом в САР, а сама защита личного состава от негативного информационно-психологического воздействия противника выступает в качестве действий и процедур, осуществляемых должностными лицами по обеспечению безопасности личного состава своих войск и достижению превосходства над противником в информационной сфере.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 4
1. Защита личного состава от информационно-психологического воздействия противника (негативного информационно -психологического воздействия. Информационно-психологическая безопасность. 6
2. Организация противодействия информационно-психологическому воздействию противника на военнослужащих. 12
|
Заключение. 20
Литература. 21
ВВЕДЕНИЕ
Борьба в сфере информации предполагает решение двух взаимосвязанных задач: обеспечение информационной безопасности и организацию информационно-психологического противодействия.
С точки зрения информационной безопасности объектом защиты можно считать информационное пространство страны и наших союзников. Некоторые ученые и специалисты рассматривают информационное пространство как ионосферу – среду, в которой создается и распространяется информация. Выделим следующие компоненты информационного пространства:
информационный ресурс общества – единство знаний, информации, документов в информационных системах;
систему информационного обеспечения деятельности общества, государства, Вооруженных Сил. Данную систему еще называют информационной средой, она приводит в движение информационный ресурс. В ней есть субъекты, объекты информационного воздействия, потоки информации: управленческие, коммутативные, когнитивные и др.;
сознание человека (базис информационного ресурса, основной источник знаний);
рынок информации и информационных услуг, на котором осуществляются купля-продажа информации, ее обмен, реклама информационных продуктов.
Информационная война предполагает воздействие на перечисленные компоненты информационного пространства и их защиту.
Если информационное пространство рассматривать как объект воздействия противника, то он будет стремиться к контролю нашей информации, к ее захвату, уничтожению, к вторжению в информационные потоки, к экспансии на рынке информации и услуг, к рефлексивному управлению с помощью информации. Особенностью информационной войны является широкий спектр ее субъектов. Кроме государств и их органов активными участниками могут быть политические организации (например, «Гринпис»), религиозные террористы, силы оппозиции, компьютерные «взломщики» и т.д. Обеспечить информационную безопасность войск можно, только создав соответствующую систему и условия ее функционирования.
|
Традиционно в масштабах нашей страны информационную безопасность обеспечивают соответствующие структуры МО, ФСБ, МВД, ФСО, Федеральной службы войск национальной гвардии РФ.
Личный состав Вооруженных Сил не только обладает информационными ресурсами (документы в различных формах) ограниченного доступа, информационными технологиями и автоматизированными системами управления оружием и войсками, но и активно участвует в информационном противоборстве с противником, являясь объектом его непрерывного информационно-психологического воздействия.
Защита личного состава от информационно-психологического воздействия противника
(негативного информационно-психологического воздействия
Защита от идеологического, информационного и психологического воздействия противника является одной из важных составляющих комплекса морально-психологического обеспечения военнослужащих, в особенности тех из них, которые будут выполнять задачи в отрыве от пунктов постоянной дислокации.
Что же представляет собой защита личного состава от информационно-психологического воздействия противника (негативного информационно-психологического воздействия)? Это деятельность командиров и органов военного управления по нейтрализации влияния негативных факторов на морально-психологическое состояние воинских частей, подразделений и моральный дух отдельных военнослужащих и достижению морального превосходства над противником (террористическими группировками, незаконными вооруженными формированиями так называемой оппозиции, организованными группами граждан, совершающих противоправные действия).
|
Информационно-психологическое воздействие противника на личный состав ВС РФ заключается в целенаправленной дезинформации, военной хитрости, сокрытии подлинной боеспособности своих сил и средств, истинных намерений; использовании слабостей и трудностей для подрыва морального духа военнослужащих и формирования у них психологического состояния безысходности, бесперспективности предстоящих действий, невозможности достижения успеха.
Пропагандистское (информационно-психологическое) воздействие представляет собой систематическое, целенаправленное распространение специальной информации с целью оказания влияния на мнения, чувства и поведение избранного объекта воздействия в нужном направлении.
В настоящее время во многих странах мираинформационно-психологические средства осуществления психологических операций (ПсО) рассматриваются в качестве приоритетных при достижении военных целей.
Под психологическими операциями (ПсО) понимается проводимая в мирное и военное время плановая пропагандистская и вспомогательная психологическая деятельность, рассчитанная на иностранные враждебные, дружественные или нейтральные аудитории, с тем чтобы влиять на их поведение в благоприятном направлении для достижения как политических, так и военных национальных целей.
Содержание и виды психологических операций
Психологическая операция – это использование на практике в условиях вооружённой борьбы сложной совокупности согласованных, скоординированных и взаимосвязанных по целям, задачам, месту и времени, объектам и процедурам видов, форм, способов и приемов психологического воздействия.