Классификация факторов производства.




Любое производство предполагает определенное сочетания факторов производства. К основным факторам производства относятся труд, земля, капитал и предпринимательский фактор.

3.1. Земля (или природа) - это естественный фактор. Сюда относятся все природные ресурсы, которые применимы в производственном процессе. В эту категорию входят пахотные земли, леса, месторождения нефти, газа и других природных ископаемых.

3.2. Капитал (инвестиционные ресурсы) как фактор производства выступает:

- в виде материальных благ, произведенных человеком, и используемых в дальнейшем производстве (здания, машины и оборудование, технологии и интеллектуальный продукт и др.);

- финансовых средств (прибыль, кредиты, ценные бумаги и др.), которые используются для организации производства (инвестиций).

3.3. Труд представляет собой любую интеллектуальную или физическую деятельность людей, направленную на создание благ.

3.4. П редпринимательство - это особый вид человеческой деятельности, представленный деятельностью по координации и комбинированию всех других факторов производства. Предпринимателем является любой хозяйствующий субъект (юридическое или физическое лицо). Предприниматель организует производство и соединяет все факторы производства таким образом, чтобы получить максимальное количество продукта при возможно меньших затратах.

Кроме указанных основных факторов производства имеют место и другие, например наука, информация, время.

 

3. Экономические блага: определение и к лассификация.

Для удовлетворения потребности необходимо некоторое благо. Благо – это вещь или услуга, которые способны удовлетворить какую-либо потребность и которыми можно располагать для этой цели. Различают блага:

2.1. естественные (свободные) имеются в относительном изобилии (например, воздух, солнечная энергия, вода);

2.2. экономические блага характеризуются ограниченностью имеющихся количеств благ по сравнению с потребностями человека в них. Большинство благ природа, окружающий мир не предоставляют человеку в готовом виде. Их необходимо создавать, производить. Поскольку возможности такого производства ограничены, редки и экономические блага.

Все многообразие экономических благ можно сгруппировать в зависимости от определенных признаков:

- Функционального: блага подразделяются на потребительские (конечные) блага виде товаров, услуг, работ, идущие на потребление и производственные (инвестиционные), используемые в дальнейшем производстве (здания, оборудование, транспорт и др.);

- по роли в потреблении блага делятся на предметы первой необходимости (пища, одежда) и предметы роскоши (драгоценности, картины, автомобили и др.).

- по продолжительности использования блага бывают долговременными (здания, машины) и недолговременными (продукты питания, топливо):

- по количес т ву потребителей, пользующихся благами, они подразделяются на частные и общественные.

Благо является частным, если будучи потребленным одним лицом, оно не может одновременно быть потребленным другим (одежда, жилье, личный автомобиль). Большая часть предлагаемых производителями и находящих спрос у потребителей благ представляет собой блага, предназначенные для личного потребления, или частные блага.

Благо является общественным, если будучи даже потребленным одним лицом, оно при этом доступно для потребления другим (автомагистрали, общественный транспорт).

В теории спроса различают нормальное и низшее благо, взаимозаменяемые и взаимодополняемые.

Нормальное благо – благо, объем спроса на которое увеличивается с ростом дохода (фрукты, мясные деликатесы и др.).

Низшее благо – благо, объем спроса, на который падает с ростом дохода (хлеб, картофель, крупы и др.).

Взаимозаменяемые (субституты) – блага, которые могут замещать друг друга в удовлетворении одной и той же потребности (например, личный транспорт и транспорт общественный; газ, каменный уголь или торф как топливо и др.). Блага являются взаимозаменяемыми, если увеличение цены одного из них влечет за собой рост объема спроса на другой при каждом значении цены.

Взаимодополняемые (комплементарные) – блага, которые могут удовлетворять определенную потребность только в том случае, если используются в совокупности (например, автомобиль не может двигаться без топлива, авторучка без чернил и т.д.). Товары являются взаимодополняемыми, если увеличение цены одного из них влечет снижение объема спроса на другой.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: