Белов А. ОБ-РИ-51
Понятие факт. В общих словарях факт разъясняется как нечто реальное, достоверное, действительно имевшее место, на чем можно основываться.
Любая наука рассматривает всякий факт, факт вообще в двух смыслах: 1) для обозначения «эмпирических фактов», то есть фактов, относящихся к объективной реальности, или действительности, 2) для обозначения «научных фактов», то есть элементов знания, с помощью которых объективная реальность описывается (факт-реальность и факт — описание реальности).
Особенности:
Социальная значимость. Историческим фактом может быть не каждый из бесконечного множества фактов прошлого, а лишь социально значимое явление в истории общества или отдельного лица, то есть сыгравшее значительную роль в истории и наложившее свой отпечаток на ее последующее развитие.
Взаимосвязь с другими фактами. Даже социально значимый факт может считаться историческим лишь во взаимосвязи другими фактами: выхваченный из контекста, даже социально значимый факт историческим не является. «...Некий факт становится историческим в его связях, в его отношении к другим фактам. Вне связей нет ни фактов истории, ни самой истории».
Опосредованность изучения факта. Чрезвычайно важной особенностью реального изучения исторического факта (факта-события, эмпирического факта) является то, что в подавляющем большинстве случаев историк не может его наблюдать и не может восстановить в эксперименте, — исторический факт может быть изучен и описан лишь опосредованно, через источник.
Самодовлеющее значение факта. Особенностью исторического факта является и то, что он имеет в науке, в известной мере, самостоятельное, самодовлеющее значение. «Историк изучает законы и в равной степени факты.
|
Неповторимость исторического факта. Исторический факт единичен, индивидуален и неповторим, но в то же время у него имеются общие черты с некоторыми другими историческими фактами. Именно благодаря этому диалектическому единству единичного и общего в исторических фактах историк может и описывать, и обобщать, выводя закономерности.
«Молчаливость» исторического факта. Исторический факт является источником (единицей) информации, но сам по себе он «молчит» — до тех пор, пока исследователь не извлечет из него информацию с помощью вопросов о его происхождении и содержании.
Неполнота содержащейся в факте информации. Даже при умелой и квалифицированной постановке вышеобозначенных вопросов исторический факт дает нам не полную, а частичную, относительную информацию о прошлом.
2. Виды исторических фактов.
Виды исторических фактов:
– Событие. Это четко локализованные во времени и пространстве единичные, неповторимые факты. Например, Битва на Калке.
– Явление. Это общие, многократно повторяющиеся факты не локализованные во времени и пространстве, без привязки к конкретным людям. Например, «барщина».
– Процесс. Это цепь фактов, выстраиваемая на основе причинно-следственных связей. Закономерная, последовательная смена состояний чего-либо. Занимает длительный промежуток времени. Например, «промышленный переворот», «закрепощение крестьян».
3. Историческое представление и его виды.
Историческое представление - это воссозданные и хранящиеся в памяти учащихся образы объектов (фактов) прошлого, локализованные во времени и пространстве. Термин «представления» в обиходной речи также употребляется в значении неполного, приблизительного знания.
|
Традиционно в психологии представление трактуется, как способность воссоздавать образы действительности, ранее воспринятые при помощи органов чувств (осязание, восприятие). Особенностью исторического познания является невозможность непосредственно наблюдать людей, события, явления прошлого. Факты прошлого воспринимаются учениками опосредованно, через различные источники исторических знаний. В создании И.П. об объектах фактах прошлого участвует реконструирующее воображение и образное мышление. Исторические события и явления - это сложные и многомерные факты. Их восприятие требует синтеза разрозненных, образов людей, их действий, окружающей среды, в которой разворачиваются исторические события Представления об образах прошлого охватывают все стороны жизнедеятельности людей (политику, экономику, социальные отношения, культуру). Ученик, в отличие от ученого, на начальном этапе обучения истории не располагает представлениями о прошлом, они создаются в процессе обучения.
На эмпирическом уровне создание И.П. осуществлялось с момента начала предметного преподавания истории. Теоретическая разработка проблем формирования И.П. стала широко рассматриваться в методической литературе в 40-80-е гг. ХХ в. (Н.В. Андреевская, А.А. Вагин, П.В. Гора, Ф.П. Коровкин, И.М. Лебедева, и др.). Были выделены основные виды представлений, формируемых при изучении прошлого – представления об историческом времени, об историческом пространстве, о людях и вещественных памятниках прошлого.
|
Методистами определена роль представлений в обучении истории. Создание И.П. - исходный и обязательный этап формирования конкретных фактических и теоретических исторических знаний. При создании И.П. о прошлом задействовано, как правило, зрительное восприятие образов или условно-графических изображений, что повышает прочность освоения знаний. Создание представлений способствует систематизацию учащимися изучаемого материала на хронологической основе, по местоположению исторических объектов в пространстве, повышает эффективность установления школьниками причинно-следственные связей. И.П. являются первым этапом индуктивного формирования исторических понятий, поэтому формирование И.П. является важным условием для развития логического мышления в обучении истории. И.П. затрагивают эмоциональную сферу учащихся, чем способствуют становлению познавательного интереса к прошлому, решению воспитательных задач.
Отсутствие у учащихся образных представлений о прошлом приводит к модернизации, искажению восприятия исторических знаний.
При формировании И.П., в зависимости от их вида, используются разнообразные словесные и наглядные методы обучения.
Виды исторических представлений:
- Это представления о фактах прошлого (материальная, социально-политическая, историко-культурная жизнь людей и др.);
- об историческом времени (длительность и последовательность исторических событий и явлений);
- об историческом пространстве (привязка событий к конкретному месту действия).
4. Взаимосвязь фактов и представлений.
На основе изучаемых фактов в сознании учащихся формируются конкретные представления, складывается определенная система исторических понятий. К. Д. Ушинский выступал за такое учение, которое основывается не на отвлеченных представлениях, а на конкретных образах, на наглядности.
Исследователи 50—60-х гг. XX в. смогли доказать, что для формирования у учащихся правильных, полных представлений недостаточно только демонстрировать изображения, сопровождая их словесным разъяснением. Необходимо также использовать приемы, содействующие Закреплению и уточнению этих представлений. К таким приемам относятся словесное описание, рисование или графическое воспроизведение объекта.
Создание образов, адекватных эпохе, особенно важно в младшем и среднем звене учащихся. Здесь должна быть максимальная степень детализации при формировании исторических представлений, возникающих в результате воображения, воссоздающего из элементов знаний исторические картины и образы. В противном случае ученики осовременивают прошлое. В их ответах возможны такие фразы: рабы древнего Рима жили плохо, ходили в рваных джинсах; древние греки плавали на пароходах.
Ученые выделяют три вида исторических представлений. Это представления о фактах прошлого (материальная, социально-политическая, историко-культурная жизнь людей и др.); об историческом времени (длительность и последовательность исторических событий и явлений); об историческом пространстве (привязка событий к конкретному месту действия).
Если учащиеся усваивают учебный материал, не опираясь на конкретные представления, образы, то это ведет к вербализму в обучении («вербалис» (лат.) — устный, словесный). При вербальном обучении исторические факты сообщаются сухо, без раскрытия их значения и влияния на судьбы людей, не задевают учащихся за живое.
Задания:
1. Каковы особенности исторического факта?
Выделяют следующие особенности исторического факта:
Социальная значимость. Историческим фактом может быть не каждый из бесконечного множества фактов прошлого, а лишь социально значимое явление в истории общества или отдельного лица, то есть сыгравшее значительную роль в истории и наложившее свой отпечаток на ее последующее развитие.
Взаимосвязь с другими фактами. Даже социально значимый факт может считаться историческим лишь во взаимосвязи другими фактами: выхваченный из контекста, даже социально значимый факт историческим не является. «...Некий факт становится историческим в его связях, в его отношении к другим фактам. Вне связей нет ни фактов истории, ни самой истории».
Опосредованность изучения факта. Чрезвычайно важной особенностью реального изучения исторического факта (факта-события, эмпирического факта) является то, что в подавляющем большинстве случаев историк не может его наблюдать и не может восстановить в эксперименте, — исторический факт может быть изучен и описан лишь опосредованно, через источник.
Самодовлеющее значение факта. Особенностью исторического факта является и то, что он имеет в науке, в известной мере, самостоятельное, самодовлеющее значение. «Историк изучает законы и в равной степени факты.
Неповторимость исторического факта. Исторический факт единичен, индивидуален и неповторим, но в то же время у него имеются общие черты с некоторыми другими историческими фактами. Именно благодаря этому диалектическому единству единичного и общего в исторических фактах историк может и описывать, и обобщать, выводя закономерности.
«Молчаливость» исторического факта. Исторический факт является источником (единицей) информации, но сам по себе он «молчит» — до тех пор, пока исследователь не извлечет из него информацию с помощью вопросов о его происхождении и содержании.
Неполнота содержащейся в факте информации. Даже при умелой и квалифицированной постановке вышеобозначенных вопросов исторический факт дает нам не полную, а частичную, относительную информацию о прошлом.
2. По мнению Е. Е. Вяземского и О. Ю. Стреловой, на протяжении только XX в. в учебниках Новейшей отечественной истории неоднократно происходила ревизия фактов и одни из них становились «краеугольными», «судьбоносными», «выдающимися» событиями в жизни страны и мира, а другие «ссылались на задворки истории». Приведите примеры исторических фактов, подтверждающих данную точку зрения. В связи с чем факты из главных становятся неглавными и наоборот?
Для чего нужна столь подробная и многогранная характеристика исторических фактов? Во-первых, оптимальное соотношение фактов-событий, явлений и процессов в содержании учебного исторического материала позволяет построить процесс изучения истории так, чтобы школьники познакомились с яркими, выдающимися фактами, но при этом не заблудились в их хаотическом нагромождении, увидели некую повторяемость, аналогичность, закономерность исторических сюжетов и судеб, но при этом не ударились в другую крайность — социологизаторство. Во-вторых, развернутая классификация исторических фактов помогает объективно определить глубину их изучения в школьных курсах истории: главные исторические факты включаются в содержание учебных программ, учебников и занятий, раскрываются ярко, подробно, обстоятельно, в то время как неглавные исторические факты приводятся кратко, сжато, либо вообще отсутствуют в содержании учебного материала. В-третьих, место исторических фактов в иерархии |содержательных компонентов определяет способ их изучения: главные исторические факты раскрываются с помощью эмоциональных приемов изложения и образной наглядности; неглавные — «сухими», конспективными приемами и условно-графическими средствами или без них. В-четвертых, «положение» фактов диктует уровень их познания: отнесенные к разряду главных изучаются и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях; причисленные ко второму — преимущественно на эмпирическом. В-пятых, различение главных фактов по содержанию помогает выбрать адекватные приемы и средства их изучения на эмпирическом уровне. К примеру, факты окружающей природы и материальных предметов ярко раскрываются посредством картинного или аналитического описания, участники событий «оживают» в образной характеристике, динамичные факты разворачиваются в сюжетном рассказе и т. п. В-шестых, отнесение изучаемых фактов к той или иной группе позволяет сознательно прогнозировать конкретные результаты их изучения: в одних случаях на эмпирическом уровне познания формируются яркие, целостные, эмоционально-окрашенные образы и картины, в других — лаконичные представления об основных чертах, свойствах, последовательности исторических фактов.