Часть 1. Искусство Древнего Египта.
1. Выясните, когда жил жрец Падиисет и какие экспонаты связаны с его личностью?
Жрец Падиисет жил в 7 веке до нашей эры. Внутренний саркофаг выставлен в витрине справа, так же средний и внешний в торцевой витрине в начале зала.
2. Что изображено на поверхностях саркофагов и зачем нужны эти изображения?
Все поверхности заполнены полихромной росписью с изображениями и погребальными текстами- стандартной жертвенной формулой и фрагментами из глав Книги мертвых.
3. Найдите деревянный ящик с изображением шакала. Выясните, почему на нем изображено именно это животное? Зачем ящик использовался? Каково было назначение того, что там хранилось?
Деревянный ящик с изображением шакала священного бога-бальзамировщика Анубиса- хранилище для ушебти. Шакал – это священное животное Бога. Их назначение - различная работа в загробном мире за место хозяина.
Часть 2. Искусство Древней Греции.
1. В части экспозиции 121.1 найдите и опишите экспонат*, который имеет отношение к медицине.
Статуя Гигиеи. Гигиея - в древнегреческой мифологии богиня здоровья, дочь Асклепия. Гигиея изображена в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши.
2. Перейдите в часть экспозиции 113.1, найдите и опишите экспонат, аналогичный предыдущему.
Статуя Асклепия. Её страной создания является Древний Рим, а датой создания - 1-2 век.
Асклепий - бог врачебной науки древних греков. Родители Асклепия- Аполлон и Коронида. Асклепий был воспитан кентавром Хироном, который научил его искусству врачевания.
3. Перейдите в соседний «зал Геракла», в части экспозиции 114.3 найдите и опишите экспонат, представляющий бога, в жертву которому приносили петуха. Какой символ объединяет три последних экспоната и какой смысл (предположительно) в него вкладывали древние греки?
Петуха приносили в жертву Асклепию в благодарность за исцеление.
|
Все экспонаты объединены змеей, которая являлась символом медицины и врачевания.
Часть 3. Итальянское искусство эпохи Возрождения.
1. Святой Себастьян, мученик, который был застрелен из лука по приказу императора Диоклентиана за отказ поклониться языческим богам.
2. На картине изображена женщина, держащая на руках младенца, которого она кормит грудью. Фоном картины является стена с двумя арочными окнами. Женщина смотрит на ребенка тепло и задумчиво. Картина «Мадонна с младенцем» сейчас преимущественно известна, как «Мадонна Бенуа». До того, как в 1914 году картину приобрели для Эрмитажа, она находилась в семье петербуржского архитектора Леонтия Бенуа. Произведение относится к раннему периоду творчества.
Часть 4. Голландское искусство XVII в.
1. «Больная и Врач» - это один из излюбленных сюжетов голландских жанристов. Молодая дама, пышнотелая, с румянцем во всю щеку мало похожа на больную. Она только что оправилась от небольшого обморока. В чувство ее привели запахом сжигаемого шерстяного шнура.
2. В этой картине больного лечит шарлатан прямо на улице. Под дружный смех окружающих лекарь-шарлатан лечит голову больного, которому явно не до смеха, хотя он изо всех сил показывает вид, что ему тоже смешно. Улыбается и сам лекарь. Как бы разделяя мнение окружающих о своих способностях. «Больной» страдает от человеческой глупости.
|
3. Картина «Возвращение блудного сына». На картине изображён финальный эпизод притчи, когда блудный сын возвращается домой к отцу.
Часть 5. Буддийское искусство.
1. В центре тангка, написанной клеевыми красками на холсте, популярный персонаж буддийской мифологии - бодхисаттва милосердия Авалокитешвара. Одиннадцать голов Авалокитешвары и восемь рук образовались от сочувствия к несчастьям людей и стремления им помочь. Белая фигура бодхисаттвы изображена на лотосовом троне. Центральный лик показан "по-тибетски" в фас, остальные составляют пирамидообразную композицию, увенчанную красной головой Будды Амитабхи - владыки рая Сукхавати, в котором могут перерождаться все страдающие живые существа. Руки Авалокитешвары сложены в мудра - символические жесты - или держат атрибуты. Позади бодхисаттвы слева и справа на темно-зеленом фоне, характерном для икон Хара-Хото, выделяются фигуры монахов, написанные в китайской традиции. Над центральной частью тангка в верхнем ряду - пять изображений будд. Авалокитешвара окружён четырьмя разноцветными фигурами Стражей сторон света. Внизу на одном троне сидят слева направо: красный Хаягрива - одно из воплощений Авалокитешвары; белая Ситатапатра, желтая Маричи и Зеленая Тара, родившаяся из слез бодхисаттвы. Икона написана согласно тибетской художественной традиции, хотя ее стиль включает элементы китайского и индийского буддийского искусства. Земным воплощением Авалокитешвары приверженцы ламаизма считают Далай-ламу.