Комфортность проживания в регионе зависит от доходов населения и уровня услуг. Жить лучше там, куда больше инвестируют и где у региональных властей есть возможности для вложений в социальную инфраструктуру.
СЗФО явно выигрывает по доле социально-культурной сферы (образование, здравоохранение, культура) в общем объеме ВРП. В целом сравнение данных по России и СЗФО свидетельствует о более значимом объеме услуг, производимых на Северо-Западе. Сервисная революция оказала здесь более глубокое влияние. Однако в СЗФО по ряду показателей существенное влияние оказывает Санкт-Петербург.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. подчеркивается необходимость перехода от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития, основными критериями которого являются создание высокотехнологичных производств и распространение новых технологий, превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста, повышение эффективности человеческого капитала и др.[11]
В связи с таким переходом возрастает необходимость вложения средств не только в развитие материально-технической базы и переоснащение производства, но и в способности, навыки человека. В качестве инвестиций в человеческий капитал следует рассматривать вложения в здравоохранение, в образование, расходы, связанные с профессиональной подготовкой на производстве. Особую роль играет образовательная сфера, одной из функций которой является подготовка работников с высоким уровнем квалификации для всех отраслей экономики.
Рис. 9. Число муниципальных учреждений образования и здравоохранения в СЗФО (2012г.).
|
На рисунке 8 представлена общая численность учреждений здравоохранения и образования в СЗФО. В числе образовательных учреждений включены общеобразовательные (без вечерних), учреждения среднего профессионального образования и высшего профессионального образования государственные, муниципальные и негосударственные.
Рис. 10. Доля учреждений образования СЗФО в РФ (2012г.).
Рис. 11. Доля учреждений здравоохранения СЗФО в РФ (2012г.).
Рис. 12. Число амбулаторно-поликлинических учреждений на конец отчетного года по субъектам (2012г.).
Рис. 13. Число больничных учреждений на конец отчетного года по субъектам (2012г.).
Республика Карелия
Общая характеристика
Республика Карелия расположена на северо-западе России, входит в состав Северо-Западного федерального округа Российской Федерации. Образована 8 июня 1920 года как Карельская Трудовая Коммуна на территории бывшей Олонецкой губернии. 25 июля 1923 года преобразована в Карельскую АССР, 31 марта 1940 года - в Карело-Финскую ССР. 16 июля 1958 года республике возвращен статус Карельской АССР, с 13 ноября 1991 года - современное название.
Площадь Карелии - 180,5 тыс. кв. км (1,06% территории Российской Федерации). Протяженность территории республики с севера на юг достигает 660 км. С запада на восток по широте г.Кеми протяженность составляет 424 км. На западе Карелия граничит с Финляндией, на юге - с Ленинградской и Вологодской областями, на севере - с Мурманской, на востоке - с Архангельской областью. На северо-востоке республика омывается Белым морем. Западная граница Карелии совпадает с государственной границей Российской Федерации и Финляндии и имеет протяженность в 798 км. Расстояние от административного центра республики - г.Петрозаводска до Москвы составляет 925 км., до Санкт-Петербурга - 401 км., до Мурманска - 1050 км., до Хельсинки - 703 км.
|
Рис. 14. Численность постоянного населения на 1 января (1990-2012гг.).
Столица Республики Карелия – город Петрозаводск с населением 265263 человека. В состав Республики Карелия входят 2 городских округа и 16 муниципальных районов. По состоянию на 1 января 2012 года численность населения Республики Карелия составляла 639681 человек, в том числе 78,4% городского населения и 21,6% сельского населения. Плотность населения в среднем 3,5 человека на 1 кв. км.
Возрастной состав населения характеризуется преобладанием лиц старших возрастных групп. По состоянию на 1 января 2012 года количество лиц моложе трудоспособного возраста – 104586 человек, трудоспособного возраста – 384628 человек, старше трудоспособного возраста – 150467 чело- век. Рождаемость в 2012 году составляла 12,5 на 1000 населения, смертность – 15,3 на 1000 населения.
Государственный язык в Карелии - русский. Республика - многонациональный субъект Российской Федерации. В ней проживают представители 213 национальностей. По материалам Всероссийской переписи населения 2002 года национальная структура населения такова: русские - 76,6%; карелы - 9,2%; белорусы - 5,3%; украинцы - 2,7%; финны - 2,0%; вепсы - 0,7%. Коренное население - карелы и вепсы - имеют свой язык и письменность.
В состав республики входят 16 муниципальных районов (Беломорский, Калевальский, Кемский, Кондопожский, Лахденпохский, Лоухский, Медвежьегорский, Муезерский, Олонецкий, Питкярантский, Прионежский, Пряжинский, Пудожский, Сегежский, Сортавальский, Суоярвскийи) и 2 городских округа (Петрозаводский и Костомукшский), на территории которых расположены 109 поселений (22 городских, 87 - сельских), 808 населенных пунктов, в том числе 13 городов.[12]
|
Образование
Проект Развитие образования в Республике Карелия в 2008-2010 годах
Реализация - попытка увеличить эффективность существующей системы образования
Реально Необходима широкомасштабная программа развития вариативных форм дошкольного образования и содержания детей и, в первую очередь, новая инфраструктура для детей раннего возраста, а так же увеличение школ. Так как:
· Доля населения без образования и с начальным общим образованием составляет в России менее 2-х процентов.
· Обеспеченность местами детей в дошкольных учреждениях 78,3 процента.
Сеть образовательных учреждений на начало 2012/13 учебного года представлена в Республике Карелия 588 учреждениями. Структура образовательных учреждений в разрезе типов и видов учреждений на начало 2012/13 учебного года составляет:
· Дошкольные образовательные учреждения - 212 учреждений.
· Общеобразовательные учреждения - 232 учреждения.
· Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 14 учреждений.
· Образовательные учреждении дополнительного образования детей – 89 учреждений.
· Образовательные учреждения профессионального образования - 41учреждение.
· Учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов – 1 учреждение.
Уровень образования населения России и Республики Карелия - один из самых высоких в мире. Доля населения без образования и с начальным общим образованием составляет в России менее 2-х процентов (один из самых низких показателей среди стран Организации экономического сотрудничества и развития).
По последней переписи населения доля мужчин и женщин старше 15 лет, не имеющих начального общего образования в Республике Карелия, составляет всего 0,5% (в РФ аналогичный показатель равен 0,59%). По охвату общим образованием населения в возрасте от 7 до 17 лет (99,8 процента) Россия превосходит большинство стран Организации экономического сотрудничества и развития.
Доля населения, имеющая уровень среднего профессионального образования составляет в Республике Карелия 33,7 % при среднем значении этого показателя в Российской Федерации 31,2%, и 34,1% по Северо-Западному федеральному округу. Республика Карелия уступает среднему показателю доли населения, обладающего высшим образованием – 19,3% в 2011 году; в Российской Федерации этот показатель составляет 22,8%, а в Северо-Западном федеральном округе 25,4%.
Показатель обеспеченности местами в дошкольных образовательных учреждениях в Республике Карелия для детей от 1 года до 7 лет на 01.01.2013 года составлял 78,3 процента, что является лучшим показателем с 1991 года. Этот показатель уступает лучшим показателям доступности дошкольного образования на Северо-Западе РФ. При этом Россия и Республика Карелия уступает ведущим европейским странам по масштабам развития системы сопровождения детей раннего возраста (от 0 до 3 лет). Доля детей в возрасте от 1 до 3 лет охваченных услугами дошкольного образования составляет 50%. При этом число мест в организациях дошкольного образования на 100 детей составляет 98 мест. То есть ресурс существующих сетей организаций дошкольного образования, особенно в городской местности, исчерпан. Более того в городской местности численность семей, нуждающихся в услугах дошкольного образования для детей от 0 до 7 лет удваивается за два года. Необходима широкомасштабная программа развития вариативных форм дошкольного образования и содержания детей и, в первую очередь, новая инфраструктура для детей раннего возраста (от 0 до 3 лет).
Не только в сельской местности, но и во многих городах Республики Карелия, учащиеся не имеют возможности выбора программ профильного обучения в соответствии со своими склонностями и способностями. Доля выпускников 11 классов, обучающихся в классах с углубленным или профильным изучением отдельных предметов (в общей численности выпускников 11 классов), составляет в среднем по Республике Карелия 38%, при этом в Российской Федерации 46,7 процента. Все это создает определенные риски перехода к новому федеральному государственному образовательному стандарту общего образования в старшей школе в 2018 году.
Остается актуальной задача повышения уровня обучения в таких областях и предметах, как искусство, социальные науки, иностранный язык, технология. Последние три года выпускники основной и полной средней школы показывают низкие результаты по математике по результатам итоговой аттестации и единому государственному экзамену. Это связано с тем, что существующий механизм обновления содержания образования нуждается в дополнительной настройке, в повышении гибкости и оперативности, в обновлении кадрового потенциала, в формировании современных моделей организации образовательного процесса.
Другой тенденцией в сфере качества образования, требующей адекватных мер образовательной политики, является недостаточная эффективность общего образования в формировании компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике. Формирование моделей успешной социализации детей школьного возраста, распространение их на всей территории Республики Карелия – задача общего и дополнительного образования детей. Результаты международных и федеральных сопоставительных исследований показывают отставание российских подростков от сверстников из большинства развитых стран мира по ключевым для формирования функциональной грамотности направлениям, в том числе по владению умениями применять полученные знания на практике. Задача формирования математического образования нового поколения, не только для детей с особыми способностями к математическим наукам, а для всех обучающихся по программам общего образования будет решаться через реализацию федеральной Концепции развития математического образования на территории Республики Карелия.[13]
В целях государственной поддержки развития языков и культуры карел, вепсов и финнов реализуется республиканская целевая программа «Этнокультурное образование в Республике Карелия». На конкурсной основе более 40 образовательных учреждений получили статус образовательных учреждений с этнокультурным компонентом образования.
В сфере образования основное внимание уделяется повышению качества образования, улучшению материально-технической базы и обеспечению противопожарной безопасности образовательных учреждений республики. В 2009 году построены общеобразовательная школа в пос. Суккозеро и спортивно-производственный комплекс школы в селе Шелтозеро.
Республика продолжает занимать лидирующие позиции по развитию дополнительного образования в России. Создан республиканский информационный Центр при Карельском фонде развития образования, все школы оснащены комплектами компьютерной техники, все общеобразовательные учреждения подключены к Интернету, действуют 18 межшкольных методических центров, обеспечивающих поддержку информационно-компьютерных технологий в каждой школе.
Проблемы:
· Доступности образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья.
· Недостаточная межуровневая координация органов исполнительной власти.
· Кадровое обеспечение.
Основные направления развития:
· Повышение доступности.
· Повышение качества.
Здравоохранение
Проект: Существует 2 проекта: сохранения и улучшения здоровья граждан, обеспечения доступности и повышения качества оказания бесплатной медицинской помощи населению, формирования здорового образа жизни и проект «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями в Республике Карелия на 2009-2012 годы»
Реализация: повысилась эффективность противотуберкулезных мероприятий. За 2012 год число лиц старше 18 лет, обследованных на туберкулез методом флюорографии, составило 245801 человек, что на 1,5% больше показателя за аналогичный период 2011 года (242173 человека).
Реально: Необходимо:
Изучение причин болезни системы кровообращения от которой в 2012 г умерло 53,5% от общего количества умерших
развивать инфраструктуру.
Решать проблемы с труднодоступностью отдельных населенных пунктов.
Увеличение кадров.
В сфере здравоохранения республика решает задачи сохранения и улучшения здоровья граждан, обеспечения доступности и повышения качества оказания бесплатной медицинской помощи населению, формирования здорового образа жизни.
Как и в предыдущие годы, наиболее распространенными причинами смерти в 2012 году оставались болезни системы кровообращения – 53,5% от общего количества умерших, новообразования – 15,6% от общего количества умерших, внешние причины – 9,96% от общего количества умерших.
В государственной системе здравоохранения Республики Карелия функционируют:
· государственные бюджетные учреждения здравоохранения – 47, в том числе: стационарные – 25; амбулаторно-поликлинические – 11; диспансеры – 5; дома сестринского ухода – 1; Родильный дом – 1; прочие – 4;
· государственные казенные учреждения здравоохранения – 3, в том числе:
Дом ребенка – 1; больничные – 1; прочие – 1;
· автономное учреждение здравоохранения: прочие – 1;
· кроме того: фельдшерско-акушерский пункт – 136.
Число круглосуточных коек в государственных учреждениях здравоохранения, оказывающих стационарную медицинскую помощь населению Республики Карелия, составляет 5614, в том числе:
· в больницах – 5105 коек;
· в диспансерах – 419 коек;
· в республиканском перинатальном центре – 90 коек.
На территории Республики Карелия созданы и функционируют Региональный сосудистый центр на базе ГБУЗ РК «Республиканская районная больница им. В.А. Баранова» и Первичные сосудистые центры на базах ГБУЗ РК «Медвежьегорская центральная районная больница», ГБУЗ РК «Сортавальская центральная районная больница» и ГБУЗ РК «Беломорская центральная районная больница».
Кроме того, на территории Республики Карелия осуществляет деятельность сеть учреждений здравоохранения федерального подчинения и иных негосударственных форм собственности, которым установлено государственное задание в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Республике Карелия (далее – Территориальная программа РК), в том числе: 4 больницы общей мощностью 152 койки (НУЗ «Отделенческая клиническая больница на ст. Петрозаводск ОАО «РЖД», НУЗ «Узловая больница на ст. Кемь ОАО «РЖД», ФКГУЗ «СЧ МВД России по Республике Карелия», медико-санитарная часть ОАО «Петрозаводскмаш»); 3 амбулаторно-поликлинических учреждения (НУЗ «Узловая поликлиника на ст. Сортавала ОАО «РЖД», ФГУ «24 поликлиника ЛенВО» Минобороны России, поликлиника ОАО «Кондопога»).
С 2013 года в Республики Карелия создана 3-уровневая система оказания медицинской помощи:
1. Первичная медико-санитарная помощь – данный вид медицинской помощи оказывается как в амбулаторно-поликлинических, так и в стационарных условиях центральными районными больницами, их амбулаторно-поликлиническими структурными подразделениями (фельдшерско-акушерские пункты, врачебные амбулатории, офисы врачей общей (семейной) практики) и самостоятельными амбулаторно- поликлиническими учреждениями.
2. Специализированная медицинская помощь – оказывается как в амбулаторно-поликлинических, так и в стационарных условиях на уровне специализированных диспансеров, 4 межмуниципальных многопрофильных центров и 3 монопрофильных первичных сосудистых центров.
3. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь – оказывается ГБУЗ РК «Республиканская больница им. В.А. Баранова», ГБУЗ РК «Детская республиканская больница» и ГБУЗ РК «Республиканский онкологический диспансер».
Реализация мероприятий ведомственной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями в Республике Карелия на 2009-2012 годы» в 2011-2012 годы позволила повысить эффективность противотуберкулезных мероприятий. За 2012 год число лиц старше 18 лет, обследованных на туберкулез методом флюорографии, составило 245801 человек, что на 1,5% больше показателя за аналогичный период 2011 года (242173 человека).
Вместе с тем сохраняются факторы, способствующие возникновению и распространению заболеваемости населения туберкулезом, в связи с чем эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в Республике Карелия остается стабильно напряженной.
Мероприятия, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Карелия, позволят достичь следующих показателей:
· уменьшить смертность населения от всех причин до 12,4 на 1000 населения, что на 16,3% меньше показателя 2012 года, в том числе:
от болезней системы кровообращения – на 17,0%;
от дорожно-транспортных происшествий – на 13,8%;
от новообразований – на 10,3%;
снизить смертность детей в возрасте 0-17 лет на 8,2%;
· не допустить роста случаев материнской смертности и сохранить ее на уровне 2012 года;
· увеличить ожидаемую продолжительность жизни при рождении до 71,2 года.[14]
Проблемы:
· Развитость инфраструктуры.
· Труднодоступность отдельных населенных пунктов.
· Низкая укомплектованность кадрами.
Основные направления развития:
· Маршрутизация оказания медицинской помощи.
· Развитие профилактической помощи.
· Организация медицинской помощи населению сельской местности.
Республика Коми
Общая характеристика
Республика Коми — республика в составе Российской Федерации, субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Западного федерального округа. Столица — город Сыктывкар.
Граничит с Ненецким автономным округом (север, северо-восток), Тюменской областью (а именно с входящими в её состав Ямало-Ненецким автономным округом (северо-восток, восток), Ханты-Мансийским автономным округом (юго-восток, юг)), Свердловской областью (юг), Пермским краем (юг), Кировской областью (юг, юго-запад, запад), Архангельской областью (северо-запад, север).
Климат умеренно-континентальный. Зима продолжительная, холодная, лето короткое, на юге теплое, в северных районах прохладное. Летом циклоническая активность снижается, осенью вновь возрастает, вследствие чего увеличивается количество осадков, понижается температура. С 1 октября в Воркуте, а в Прилузском районе в конце 2-й декады октября температура воздуха переходит через 0 °C.
Динамика изменения демографической ситуации в Республике Коми характеризуется как устойчиво положительная. В 2011 году впервые за последние двадцать лет преодолен нулевой барьер естественной убыли населения и обеспечен выход на положительное значение показателя (+ 0,7 на 1000 населения). Это стало возможным благодаря существенному снижению общей смертности населения за последние пять лет (на 10,9% с 13,8 до 12,3 на 1000 человек населения) и постепенному росту рождаемости (за пять лет на 17,1% с 11,1 до 13,0 на 1000 человек населения). Тем не менее, для стабилизации ситуации и предотвращения возврата к процессам депопуляции необходима разработка и реализация нового комплекса мер, учитывающего резервы для улучшения демографических процессов.
Важнейшим интегральным показателем, характеризующим уровень смертности населения и служащим признанным индикатором качества жизни и здоровья населения, является показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Его значение в существенной степени зависит от объема государственных расходов, выделяемых на оказание медицинской помощи и на здравоохранение в целом, а также от эффективности политики денежных доходов населения, развитости системы санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня профилактической активности населения. Этот показатель в Республике Коми, несмотря на позитивную динамику с 64,2 лет в 2006 году до 67,4 в 2011 году, остается ниже среднероссийского (в 2009 году – 68,7 лет).
Образование
Проект «Развитие государственных образовательных учредений дополнительного образования детей и молодежи (2012-2014 годы)»
Реализация выделяются деньги на модернизацию существующей систему дополнительного образования
Реально: Необходимо строительство новых учреждений всех ступеней образования, так как переуплотнения групп в городских дошкольных образовательных учреждениях: на 42,1 тыс. мест приходится 42,2 тыс. человек, а так же снижение количество общеобразовательных учреждений всех уровней.
Важнейшим показателем состояния системы образования Республики Коми является доступность получения дошкольного, общего и профессионального образования и степень развития сети образовательных учреждений дошкольного, общего и профессионального образования.
Сеть образовательных учреждений Республики Коми позволяет обеспечить конституционные права граждан на получение бесплатного дошкольного, общего и профессионального образования с учетом потребности различных категорий граждан.
Современная система дошкольного образования Республики Коми представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений: детский сад; детский сад для детей раннего возраста; детский сад присмотра и оздоровления; детский сад компенсирующего вида; детский сад комбинированного вида; детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников; центр развития ребенка – детский сад.
На конец 2011 – 2012 учебного года сеть образовательных учреждений, оказывающих услуги дошкольного образования в республике, представлена 553 учреждениями (из них: 459 дошкольных образовательных учреждений (в том числе муниципальные - 451, государственные - 4, негосударственные (ведомственные) – 4), 62 образовательных учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, при 32 общеобразовательных школах организованы 38 групп для детей дошкольного возраста).
На конец 2012 года в дошкольных образовательных учреждениях имелось 55 543 места, воспитывалось 53 203 дошкольников. Сохраняется тенденция переуплотнения групп в городских дошкольных образовательных учреждениях: на 42,1 тыс. мест приходится 42,2 тыс. человек, тогда как в сельской местности – на 13,4 тыс. мест приходится 10,9 тыс. детей.
Обеспеченность (охват) детей в возрасте 1-6 лет дошкольным образованием в учреждениях республики составляет 83,8 % (Российская Федерация- 63,7%, Северо - Западный федеральный округ -75,7%).
Рис. 15. Количество общеобразовательных учреждений.[15]
За последние пять лет число общеобразовательных школ в республике сократилось на 16 % (на 73 единицы), количество обучающихся уменьшилось на 8 % (на 8133 человек). Значительное сокращение количества обучающихся произошло в начальных и основных общеобразовательных школах. Количество обучающихся в начальных общеобразовательных школах сократилось на 17%, в основных общеобразовательных школах - на 14%.
По состоянию на начало 2011-2012 учебного года 8,5 тыс. обучающихся (9,1%) в 61 (15,5%) общеобразовательном учреждении обучались во вторую смену. Количество таких школ сократилось за пять лет в 1,2 раза. Среди сельских школ только 10 учреждений вели занятия в две смены. В 2011-2012 учебном году продолжает сокращаться количество малокомплектных школ (2010г. – 215, 2011- 210, 2012 - 193). Но доля малокомплектных школ в республике остается значительной (50,92 %).
В настоящее время в систему профессионального образования Республики Коми входят:
· 5 образовательных учреждений начального профессионального образования (УНПО);
· 26 образовательных учреждений среднего профессионального образования (УСПО), в том числе 2 негосударственных;
· 22 образовательных учреждения высшего профессионального образования (вузы), включая филиалы вузов, в том числе 7 вузов и филиалов вузов являются негосударственными.
Наибольшее количество выпускников в 2012 г. наблюдается по программам начального профессионального образования – 3376 человек. Дипломы о среднем профессиональном образовании получили 1991 человек, о высшем профессиональном образовании – 2370 человек.
Отрицательными факторами (слабыми сторонами), влияющими на развитие образования и молодежной политики в Республике Коми, являются:
1. дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях;
2. наличие диспропорции распределения сетевых единиц учреждений образования на территории Республики Коми;
3. недостаточный уровень качества предоставляемых услуг в сфере образования;
4. недостаточный уровень коммуникаций между субъектами образовательной деятельности в условиях разделения полномочий;
5. ограниченность мер поддержки и развития инфраструктурных составляющих сферы образования;
6. недостаточная информированность молодых людей о возможностях реализации своего потенциала;
7. низкий уровень интереса у молодежи к участию в общественно-политической жизни общества.
Приоритетными направлениями государственной политики в сфере развития образования, создания условий для социализации детей и молодежи, обеспечения реализации прав детей, проживающих в Республике Коми, на оздоровление и отдых в Республике Коми станут:
1. создание среды, обеспечивающей доступность образовательных услуг и равные стартовые возможности подготовки детей к школе;
2. реализация федеральных государственных требований и создание условий для реализации основной общеобразовательной программы в дошкольных образовательных учреждениях;
3. сохранение единого образовательного пространства на территории Республики Коми с учетом ее социально-культурных и этнокультурных особенностей и рост доступности качественного общего образования;
4. рост эффективности использования кадрового потенциала и имеющейся материально-технической базы учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
5. создание системы непрерывного профессионального образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
6. создание условий и определение механизмов успешной социализации и адаптации детей и молодежи к современным условиям жизни;
7. организация оздоровления и отдыха детей различных категорий, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.[16]
Здравоохранение