Основные научные школы и современные направления развития экономической теории.




Первая постановка экономических проблем содержится еще в письменных источниках Древнего Востока, где существовал деспотический строй и особая роль государства. Оттуда берут начало статистика, учет, аграрно-экономическая наука.

Древнегреческие и древнеримские философы внесли вклад в разработку принципов натурального хозяйства. Греческий философ Аристотель ввел термин «экономика» («ойкономия») – который в буквальном переводе означает «наука о ведении домашнего хозяйства». Вместе с тем, в работах древних философов содержатся сведения и гипотезы о роли разделения труда в обществе, правилам обмена товарами, роли и сущности денег. Знания об экономических отношениях носили разрозненный характер, составляли побочный продукт философских, исторических, политических изысканий.

Объективной основой формирования экономической науки явилось разложение феодальных (аграрно-феодальных) и развитие буржуазных (индустриально-рыночных) производственных отношений, становления экономики как единого организма, развитие товарного производства и рынков.

Поскольку исторически экономика начиналась с торговли, первой научной школой в истории экономической науки стал меркантилизм (Антуан Монкретьен, 1575-1611 гг., работа «Трактат политической экономики»). Меркантилисты изучали главным образом внешнюю торговлю, видя в ней основной источник богатства, по принципу – «много продавать, мало покупать». Хотя идеи меркантилизма были сформулированы около 400 лет назад, но экономисты и политики возвращаются к ним, когда вопрос касается внешнеэкономической деятельности государства, мерах защиты отечественных производителей от зарубежных конкурентов.

По мере проникновения капитализма в сферу производства изменились взгляды на причины и источники богатства общества. Возникла школав лице физиократов (Франция). Физиократы («власть природы», основатель Франсуа Кене, 1694-1774 гг.) показали, что прибыль создается в сфере производства, но только в сельском хозяйстве, а промышленность бесполезна. Это связано с тем, что в тот период времени промышленность во Франции была слабо развита. Основа теории – учение о «чистом продукте» т.е. прибавочном продукте, представляющем излишек вновь созданной продукции в сельском хозяйстве. Он доказал, что прибыль создается в сфере производства, а не в сфере обращения. Кене видел в капитализме единственный строй, на котором покоится свободное положение труда, личная свобода и свобода купли – продажи, т. е. государство не должно влиять на рыночные отношения. В «Экономических таблицах» Ф.Кене изложена его теория воспроизводства на макроуровне, раскрыты вопросы сбалансированности и равновесности товарных и денежных потоков в национальной экономике. Эти положения находят отражение в системе национальных счетов.

Наиболее обоснованные ответы по вопросам источников и причин богатства общества дала классическая школа английских экономистов (Уильем Петти, Адам Смит, Давид Рикардо). Главные результаты их научных исследований относятся к периоду классического капитализма и сводятся к следующим положениям:

- богатство общества и его стоимость создаются трудом во всех отраслях экономики;

- возрастающая роль разделения труда в обществе;

- исключение государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность;

- главным экономическим законом, невидимо направляющим экономическую деятельность людей и общества является закон спроса.

Одним из направлений классической школы является марксизм. К.Маркс и Ф.Энгельс внесли в экономическую теорию признанный вклад:

- создание теории прибавочной стоимости;

- разработка теории прибыли как превращенной формы прибавочной стоимости;

- раскрытие основных закономерностей капиталистического воспроизводства и неизбежности его экономических кризисов.

Маржинализм (предельный) (Фридрих Визер и др.). Если классическая школа считала, что стоимость товара определяется количеством труда затраченного на его производство, а цена денежное выражение стоимости, то маржиналисты считают, что главное в экономике – не объем затрат труда на производство товара, а оценка потребителя, который руководствуется собственным субъективным представлением о полезности блага. Причем полезность каждой последующей единицы блага снижается по мере того, как потребность в данном благе насыщается.

Несмотря на критику маржинализм в главном оказался плодотворным, т.к. принцип предельной полезности послужил отправной точкой для разработки положений «предельных величин» (предельные издержки, предельный доход, предельный продукт и т.д.) и нацеливает на минимизацию затрат, рационального хозяйствования на основе предельных величин.

Неоклассическая теория (Альфред Маршалл и др.) утверждает, что рыночная экономика будет функционировать наилучшим образом, если каждому из субъектов предоставить максимальную экономическую свободу, т.е. выдвигают на первый план частную инициативу и свободу частного предпринимательства, отсутствие государственного регулирования. А.Маршалл создал теорию цены равновесия, как составной части закона спроса и предложения. Главным вкладом А.Маршалла в экономическую науку является соединение воедино классической теории и маржинализма.

Кейнсианская теория (теория государственного регулирования экономики). Неоклассическое направление господствовало вплоть до 30-х годов ХХ в. до наступления экономического кризиса 1929-1933 годов, охватившего все страны Запада (Великая депрессия). В эти годы промышленное производство в США сократилось почти в два раза, количество безработных в 1933 году составило около 30 % трудоспособного населения. Тогда с теорией регулируемого капитализма выступил английский ученый Джон Мейнард Кейнс получивший название кейнсианство. Он утверждал, что капитализм не может существовать на основе саморегулирования и что задачу регулирования экономики должно взять на себя государство. Регулирование экономики сводится к тому, чтобы поддерживать и стимулировать предпринимателей и платежеспособный спрос населения, тем самым бороться с безработицей и недогрузкой предприятий, частных предпринимателей постоянно подталкивать на новые инвестиции капитала, стимулировать рост национальной экономики. Микроэкономическому подходу, в центре анализа которого находилась фирма, проблемы максимизации ее прибыли и минимизации издержек, Кейнс противопоставляет подход макроэкономический. Предметом исследования являются зависимости и пропорции между макроэкономическими показателями: национальный доход, сбережения, инвестиции. Главным инструментом государственного регулирования экономики он считал бюджетную политику, в т.ч. увеличение расходов государства, инвестирование фирм и отраслей. Кейнсианские идеи регулируемого рыночно-капиталистического хозяйства получили широкое распространение и стали доминирующими в период после второй мировой войны и до70-х годов. Они составляли теоретическую основу экономической политики развитых государств.

В современной западной экономической литературе широко распространение получил институционализм (Джон Гэлбрейт, «Новое индустриальное общество» 1967 г.). Под институцией понимается всякое социальное явление: государство, налоги, корпорации, семью, профсоюзы, пошлины и т.д. и рассматривается взаимосвязь указанных явлений. За основу развития общества взята техника, которая прямо определяет природу и характер изменений различных социальных процессов в экономике.

Основные положения теории:

- корпорации фактически господствуют в экономике, взятой в целом;

- усиление экономической активности государства и регулирование цены, заработной платы, доходов;

- плановый характер экономики, контроль над сферами социальными: образования, здравоохранения, экология.

Монетаризм. Теория возникла в 50-е годы ХХ века. Основатель монетаристной теории американский экономист М.Фридмен. Он выступал с опровержением теории Дж.Кейнса, которая по его мнению приводит к росту инфляции, и обосновывает устойчивость рыночного хозяйства, исключающую необходимость государственного вмешательства. Денежной массе, находящейся в обращении отводится определяющая роль и зависимость величины валового конечного продукта и инфляции от количества денег в обращении.

Существует ряд и других научных направлений.

 

Вопросы для самопроверки.

1. Раскрыть значения слова «экономика».

2. Сущность и различие понятий «элементы» и «субъекты» экономических отношений.

3. Задачи, решаемые общими и частными экономическими науками, их взаимосвязь.

4. Предмет изучения дисциплины «экономическая теория», ее роль в подготовке специалиста.

5. Функции экономической теории, их практическая реализация.

6. Разделы курса «Экономическая теория»и их содержание.

7. Методы экономической теории, их содержание.

8. Содержание и различие учений меркантилизм и физиократов.

9. Содержание и различие учений английской классической школы и кейнсианской.

10. Содержание и различие учений кейнсианской и монетариской.

11. Содержание современных направлений развития экономической теории.

.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: