Поэтому политическое образование, массовая политическая грамотность людей являются необходимым условием построения правового государства и формирования гражданского общества.
Только в 1989 г. Высшая аттестационная комиссия включила политологию в перечень научных дисциплин. Постановлением Правительства РФ политология была определена как учебная дисциплина в вузах России.
К понятиям и категориям общей теории политики и политических систем
относятся политика, политическая власть, субъекты политики, политические
отношения, политическая система общества, политическая норма,
политический институт, государство, политическая партия, общественное
объединение, общественные движения, политическое сознание, политическая
идеология, политическая культура. Основными понятиями, раскрывающими
динамические аспекты политической реальности являются: политическая
деятельность, политическое действие, политическое решение, политический
процесс, революция, реформа, политический конфликт, политическое
соглашение, политическая социализация, политическая роль, политическое
лидерство, политическое поведение, политическое участие. Как тот, так и
другой ряд можно было бы продолжать и далее.
№4. Развитие политического знания и политологического образования в России.
Среди основных этапов генезиса российской политической мысли представляется возможным выделить следующие: возникновение раннего консерватизма (М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин); радикализма (А.Н. Радищев); раннего либерализма (М.М. Сперанский ); декабристского движения (П.П. Пестель, Н.М. Муравьев); славянофильства (И.С. Аксаков, К.Н. Леонтьев); западничества (П.Я. Чаадаев); охранительно-реакционного консерватизма (С.С. Уваров, К.П. Победоносцев); становление революционного демократизма (Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен); народничества (П.Л. Лавров, П.Н. Ткачёв), анархизма (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин), социал-демократии (Г.В. Плеханов, Ю.О. Мартов); политико-правового либерализма (М.М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин).
|
Только в начале 1960-х гг. политология в СССР стала формироваться как область научного знания. Позднее развитие политологии как научной и университетской дисциплины в России можно объяснить особой ролью официальной идеологии, а также формированием и функционированием в России централизованного бюрократического государства (Ирхин, 1996, С. 45-49.). Поэтому более чем 70 лет политические проблемы изучались в СССР в рамках «научного коммунизма», либо «исторического материализма», являвшихся приоритетными направлениями советского обществознания и служивших во многом идеологизированным суррогатом политической науки как отрасли исследования социально-политической действительности и университетской дисциплины.
Развитию советской политической науки способствовало основание в 1960 году Советской Ассоциации Политических наук, что стало стимулом для обсуждения проблем политики на страницах обществоведческих изданий. В 1979 году в Москве прошел IX Всемирный Конгресс Международной Ассоциации Политической Науки (IPSA) и оказал огромное влияние на дальнейшее развитие политической науки в СССР, поскольку с этих пор советская политология приобрела «полуофициальный» статус.
С начала 1960-х гг. политология в СССР/России прошла через три стадии развития:
|
* 1-я стадия, 1965-1985 гг., когда исследователи работали в основном в академических заведениях и исследовательских институтах, изучая внутреннюю политику для отчётов перед небольшой группой функционеров ЦК КПСС. До второй половины 1980-х годов советская политология не рассматривалась как учебный предмет в университетах и институтах. Поэтому в советских ВУЗах не было ни кафедр, ни политологических подразделений ― существовали лишь отдельные учёные-политологи. Советские политические исследователи обращали основное внимание в этот период на региональные исследования, либо философствовали по поводу достаточно абстрактных проблем, связанных с категориальным рядом «политика», «управление», «самоуправление», «политическая система», «политическая структура», «политическая культура» и т.д.
* 2-я стадия, 1985-1991 гг., годы перестройки. В этот период первая университетская кафедра политологии была открыта профессором А.А. Федосеевым в 1988 году на философском факультете Ленинградского Государственного Университета (ныне Санкт-Петербургского), а студентам стали читаться курсы по политологии. Таким образом, только во второй половине 1980-х гг., после ряда промежуточных этапов, политология в СССР получила квазинаучный статус.
* 3-я стадия, с 1991 г. и по настоящее время происходит активное развитие политологии, а также освоение российскими политологами западного опыта. Современный этап (с начала 1990-х годов) характеризуется плюрализмом в развитии политической мысли и его закреплением в Конституции Российской Федерации (1993 г.), созданием многочисленных политологических кафедр в российских ВУЗах, появлением политико-консультационных центров и диссертационных советов по политологическим направлениям, изданием политологических журналов («Полис», «Полития»), а также широким спектром публикаций российских политологов (Ирхин, 1996, С. 45-49). В России издано значительное количество монографий и учебных пособий по политологии (среди них самыми известными являются учебные пособия В.П. Пугачева и А.И. Соловьева, а также К.С. Гаджиева). В итоге, политология стала «модной», а политологом стало престижно называться. Поэтому многие, кто не имел никакого отношения к политологии ранее, и даже те, кто не обладает гуманитарным образованием, стали публично именовать себя политологами.
|
№5. Понятие, основные особенности политической власти. Ее сущность, содержание и формы.
Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.
Надо еще заметить, что понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть – своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны. Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.
В политологии используется понятие источник власти. Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура общественных отношений. Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал.
Общепризнанным источником власти является сила. Источниками силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно можно сказать, что источник власти – это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти.
Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами, в том числе идеологическим воздействием, убеждением, экономическим стимулированием и иными косвенными способами. Но только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества.
К основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация, контроль.
Политическая власть тесно связана с политическим лидерством и авторитетом, которые в определенных значениях выступают как формы осуществления власти.
Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни.