Специфика научного исследования по педагогике.




Литература (Программа к экзамену с.14)

1. Научное исследование -это особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы наук и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах.

Под исследованием в области педагогике понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления.

Наука-это лишь одна форма общественного сознания. Но педагогическая деятельность может найти отражение не только в ней. Действительность может отражаться также и в обыденном (стихийно-эмпирическом) процессе познания, и в художественно-образной форме.

Стихийно-эмперическое знание первично. Оно существовало всегда и существует ныне: получение знаний не отдельно от практической деятельности людей. Источником знания являются разнообразные практические действия с объектами.

Специфика научного познания состоит прежде всего в том, что научной работой занимаются специальные группы людей, а стихийно-эмперическое познание осуществляют все, занятые практической деятельностью. Это как бы побочно, не специально полученные знания. В науке же ставятся специальные познавательные цели, и научное исследование носит систематический и целенаправленный характер, оно нацелено на решение научных проблем. Его результаты заполняют определенный пробел в научном знании. В ходе исследования применяются специальные средства познания: моделирование, создание гипотез, экспериментирование и т.д.

В истории науки создаются и разрабатываются специальные средства познания, методы научного исследования, в то время как стихийно-эмпирическое познание такими средствами не располагает.

Специфика научного исследования по педагогике.

Педагогические исследования по их направленности можно разделить на фундаментальные, прикладные и разработки.

Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогике или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе.

Прикладные исследования - это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики.

Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.

Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.

Педагогические исследования дают ответ на наиболее острые в данное время вопросы, отражают социальный заказ общества педагогической науке, обнаруживают важнейшие противоречия, которые имеют место в практике. Критерий актуальности динамичен, подвижен, зависит от времени, учета конкретных и специфических обстоятельств.

Критерий научной новизны применим для оценки качества завершенных исследований. Он характеризует новые теоретические и практические выводы, закономерности образования, его структуру и механизмы, содержание, принципы и технологии, которые к данному моменту времени не были известны и не зафиксированы в педагогической литературе.

Новизна педагогического исследования может иметь как теоретическое, так и практическое значение.

Теоретическое значение исследования заключается в создании концепции, получении гипотезы, закономерности, метода, модели выявления проблемы, тенденции, направления.

Практическая значимость исследования состоит в подготовке предложений, рекомендаций и т.п.

Критерии новизны, теоретической и практической значимости меняются в зависимости от типа исследования, они зависят также от времени получения нового знания.

Цель в педагогическом исследовании должна быть направлена на получение нового научного значения о педагогическом процессе.

Цель - это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности.

Никогда нельзя ставить перед собой глобальные цели, их невозможно достигнуть,они должны быть сформулированы конкретно и достижимо. Цель исследования обычно составляет решение проблемы. Цель - переформулированная проблема.

3. Основные подходы к классификации научных исследований:

1) целостный подход; 2) личностный подход; 3) деятельностный подход;

4) полисубъектный подход; 5) культурологический подход; 6) этнопедагогический подход; 7) антропологический подход.

Системный подход отражает всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности. Он ориентирует исследователя и практика на необходимость подходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования.

Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются, не изолировано, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Системный подход позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов.

Предметный, функциональный и исторический аспекты системного подхода требуют реализации в единстве таких принципов исследования, как историзм, конкретность, учет всесторонних связей и развития.

Системный подход предполагает построение структурных и функциональных моделей, имитирующих исследуемые процессы как системы, позволяет получить знание о закономерностях их функционирования и принципах эффективной организации.

Системный подход требует реализации и принципа единства педагогической теории, эксперимента и практики, которая иногда неправомерно понимается как некоторая линейная цепочка, отражающая естественное движение знания от теории через эксперимент к практической деятельности.

Научно-педагогическое исследование основывается на точно установленных фактах, которые допускают их эмпирическую проверку. Оно опирается на уже известные теории, отличается целенаправленностью, систематичностью, взаимосвязью всех элементов, процедур и методов. В нем дифференцированно решаются эмпирические, логические и познавательные теоретические задачи, проводится четкое разграничение между твердо установленными и гипотетическими знаниями.

В наиболее кратком виде научно-педагогическое исследование можно определить как применение общего научного метода к решению проблемы в области воспитания и обучения, теории и истории педагогики.

Научное исследование представляет собой единство содержания (социальной информации), знаковой (литературной) и материально-конструктивной (технологической) формы. Оно выполняет социальную и коммуникативную функции, служит средством общения и передачи знаний между учеными и практиками. Форма исследования (вид публикации), содержание, язык должны отвечать своему социальному назначению, потребностям той группы лиц, для которой она предназначена.

Исследования в педагогике проводятся в самых различных областях: дидактике, теории воспитания, школоведении, методологии, истории народного образования и педагогики, специальной педагогике и др.

Анализ классификаций педагогических исследований показывает, что принципы деления работ основаны на учете различных целей науки и практики, требований и запросов потребителей к характеру получаемой информации

Можно выделить два основных подхода к классификации педагогических исследований: библиографический и науковедческий.

Библиографический подход основан на необходимости получать

информацию об имеющихся публикациях, отбирать работы по определенным направлениям. темам, проблемам, выявлять круг вопросов, которые изучались или обсуждались авторами. Разработка различных библиографических классификаций потребовала определения предмета педагогики, ее места и связей с другими науками.

Науковедческий подход дает возможность учитывать взаимоотношения между наукой, техникой, производственной деятельностью, цели, задачи и результаты исследования.

Все подходы правомерны. Они отражают объективные потребности различных лиц в той или иной информации. В зависимости от подхода строится соответствующая классификация.

Конкретно-научная методология каждой науки раскрывается через специфические относительно самостоятельные подходы, или принципы. В педагогике - это целостный, личностный, деятельностный, полисубьектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический подходы, которые и представляют ее методологические принципы.

Целостный подход в педагогике появился в противовес функциональному, при котором изучается какая-либо сторона педагогического процесса безотносительно к тем изменениям, которые происходят в это же время в нем в целом и в личности. Суть функционального подхода заключается в том, что изучение педагогического процесса осуществляется без учета его как целостности, как системы с определенной структурой, в которой каждый элемент выполняет свою функцию в решении поставленных задач, а движение каждого элемента подчинено закономерностям движения целого. Главная идея целостного подхода выражается в том, что свойства целого не являются суммативным порождением свойств его элементов.

Целостный подход как развитие системного требует при организации педагогического процесса ориентации на интегративные характеристики личности. В этой связи сама личность должна пониматься как целостность, как сложная психическая система, имеющая свою структуру, функции и внутреннее строение.

Личностный подход в педагогике вытекает из целостного. Он утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности личности. Личностный подход не исчерпывается ориентацией на формирование личностных смыслов. Личностный подход вне зависимости от дискуссии относительно структуры личности означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности.

Деятельностный подход тесно связан с личностным. Деятельность-это преобразование людьми окружающей действительности. Исходной формой такого преобразования является труд. Все виды материальной и духовной деятельности человека являются производными от труда и несут в себе его главную черту - творческое преобразование окружающего мира. Преобразуя природу, человек преобразует и самого себя, проявляясь как субъект своего развития.

Любая деятельность имеет свою психологическую структуру: мотив, цель, действия (операции), условия и средства, результат. Если стремясь к реализации деятельностного подхода, педагог упускает какие – то структурные моменты, организуя деятельность школьника, то он (школьник) либо вообще не является в этом случае субъектом деятельности, либо выполняет её как иллюзорную, как отдельные действия. Ученик освоит содержание образования только тогда, когда у него есть внутренняя потребность и активно – положительная мотивация для такого освоения. Признание факта, что в деятельности личность формируется и проявляется, ещё не есть деятельностный подход. Он требует специальной работы по формированию деятельности ребёнка, по переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, требует обучения его целеполаганию и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Полисубъектный (диалогический) подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. В этой связи необходимо акцентировать внимание на микросоциуме и отношениях между субъектами образовательного процесса как на важнейших источниках духовного развития. Именно в актах взаимодействия личность обретает своё человеческое, гуманистическое содержание. В этой связи личность в известном смысле есть продукт и результат её общения с окружающими людьми, т.е. интерсубъектное образование.

Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляют сущность методологии гуманистической педагогики.

Культурологический подход как конкретно – научная методология познания и преобразования педагогической реальности имеет три взаимосвязанных аспекта действия: аксиологический (ценностный), технологический и личностно – творческий.

Аксиологический аспектобусловлен тем, что каждому виду человеческой деятельности как целенаправленной, мотивированной, культурно организованной присущи свои основания, оценки, критерии (цели, нормы, стандарты и т.д.) и способы оценивания. Этот аспект предполагает такую организацию педагогического процесса, которая обеспечивала бы изучение и формирование ценностных ориентаций личности. Технологический аспект связан с пониманием культуры как специфического способа человеческой деятельности. Именно деятельность является тем, что имеет всеобщую форму в культуре. Она – её первая всеобщая определённость. Личностно – творческий аспект обусловлен объективной связью индивида и культуры. Индивид – носитель культуры. Он не только развивается на основе объективированной сущности человека (культуры), но и вносит в неё нечто принципиально новое, т.е. становится субъектом исторического творчества. В связи с этим в русле личностно – творческого аспекта культурологического подхода освоение культуры следует понимать как проблему изменения самого человека, его становления как творческой личности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: